Содержание
Дискуссии

Суразаков А.С.
(г. Горно-Алтайск)

О ФИЛОСОФСКОМ АСПЕКТЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ЭКСПЕДИЦИИ "АЛТАЙ-ОРХОН"

В октябре 2001 г. Институтом алтаистики при поддержке Центра науки и технологий при Правительстве Республики Алтай была организована экспедиция в Монголию под общим названием "Алтай-Орхон". Основной ее целью определялся сбор этнографических и фольклорных материалов, по преимуществу, в Ховдинском и Убсунурском аймаках.

В задачи автора входило ознакомление с археологической ситуацией в пределах Западной Монголии, что впервые было предпринято им еще в 1997 г., а также сбор информации по теме, которую условно можно обозначить как "философия муниципального уровня". Что касается археологического направления, то о нем будет сказано в свое время. В данной же публикации основное внимание уделено философским аспектам исследований.

Начнем с замечаний общего характера и в первую очередь определимся с тем, что скрывается за понятием "философия муниципального уровня". Поговорим вначале о философии вообще и констатируем здесь тот общеизвестный факт, что принятого большинством философов определения этого явления в природе не существует (Философский энциклопедический словарь, 1997). Иными словами, чтобы быть понятым в этой сфере мышления, нужно вначале определиться со спецификой собственного его понимания.

Итак, построим для начала вертикаль интеллектуальной продвинутости, обобщенно выделив в ней триаду мыслительных уровней. Обозначим первый из них как уровень практического или прагматического мышления. Направлен он на решение конкретных проблем жизненной практики и простирается от обывателя до ученого, подвизающегося в той сфере, которую называют прикладными науками. Здесь надо заметить, что сам по себе этот уровень иерархичен и самое его основание определено многими коллегами как обыденное сознание, тогда как верхняя часть пролегает в сфере научных изысканий практического (прагматического) характера.

Назовем вторую ступень уровнем теоретического мышления. Все конкретные знания первой ступени здесь обобщаются на базе их типологизации и систематизируются на базе структурно-функционального анализа. Простирается этот уровень также от обывателя, но уже имеющего определенный жизненный опыт и до ученого, подвизающегося в сфере фундаментальных наук.

Наконец, третья ступень представляет собой собственно философский уровень мышления, оперирующий внутренним содержанием объектов, субъектов, явлений и наполняющий их в итоге определенными смыслами (Суразаков А.С., 2001). На этой ступени формируется целостное мировоззрение, но не в форме изученной "картины мира", как на предшествующей стадии, а в форме "осмысленного миропонимания". Простирается этот уровень от умудренного жизненным опытом, т.е. способного философствовать обывателя до философа-"специалиста". Отсюда степень интеллектуальной продвинутости философствующих субъектов весьма различна по вертикали.

В общем, философия представляет собой высший уровень мышления, наполняющий жизненную практику определенными смыслами и делающий ее через это осмысленной.

Теперь коснемся того, что автор понимает под "муниципальным" уровнем философии. Еще совсем недавно этот социальный слой именовался весьма аморфным понятием "народ", если смотреть на проблему с универсальной социологической точки зрения, т.е. без этнической окраски этого термина. В настоящее время более приемлемым в этом плане видится понятие "социум", т.е. внутренне структурно-функционально или системно взаимоувязанный социальный организм (Суразаков А.С., 1997).

Так вот, под муниципальным уровнем видится слой первичной социальной организации, где фигурируют социумы от уровня "семьи" до социального организма "поселок". Далее по иерархии административной организации монгольского общества идут областной (аймачный) и общегосударственный (в основном столичный) уровни, философия которых имеет свои отличия от предыдущего. В целом, муниципальные миропредставления можно было бы назвать по старому стилю "народной философией".

Теперь еще об одном нюансе. В принципе, философствовать может каждый, однако зрелое миропонимание концентрируется в соответствующем, как правило, старшем возрастном слое каждого социального уровня. Иными словами, изучение темы в процессе экспедиции было сориентировано на слой муниципальной элиты. Последнее также требует пояснения. Общественная элита в рамках господствовавшего в недавнем прошлом мировоззрения выделялась по двум главным критериям - это материальное положение и обладание властью. В нашем случае за критерий было взято иное, т.е. уровень интеллектуальной продвинутости и уже связанный с ним социальный статус, допустим, интеллектуальный авторитет, облеченный в ту или иную социальную форму.

В частности, основными информаторами в нашем случае выступили бывший директор общеобразовательной школы, ныне пенсионер, Гемпил Басандай и лама Зандан Чавганц, пожилого возраста, унаследовавший свой статус от отца и от него же получивший образование. Оба - жители п.Тунгулук (Ольгий сомон, Убсунураймак). Лама по основной специализации является лекарем-костоправом, кроме того, читает сутры. В поселке имеется кюре (поселковый храм) и еще около пяти молодых лам.

Работа с информаторами на предмет выяснения характера их миропонимания была построена через близкую этому социальному слою категорию "жизнь", причем по двум основным направлениям - что по их мнению есть главное в жизни и как они представляют свою собственную миссию в общем жизненном процессе.

На первую часть вопроса ответ носил двоякий оттенок. С одной стороны, главное в жизни - это труд. Причем здесь следовало пояснение - кто трудится, тот живет лучше. С другой, главное в жизненном процессе - это верное воспитание. В данном случае также следовали свои разъяснения, в частности, об одном из методов правильного воспитания, который реализуется через запреты на негатив (курение, убийство, разврат и т.д.). К нему лама добавил еще один способ - это поддержание системы старых обрядов.

Любопытно, но на уместный для буддиста вопрос - какие планы он имеет на будущую жизнь, лама ответил, что таковых не имеет. Иными словами, как и у большинства нерелигиозных людей или атеистов, стратегия его простирается лишь на текущую жизнь.

Однако вернемся к вопросу о воспитании. Кроме всего прочего, бывшим директором школы сформулированы специфичные функциональные оттенки самих воспитующих, т.е. учителей в широком понимании этого слова. Отец семейства, по его мнению, стремится сделать из ребенка хорошего человека, лама делает людей добрыми (как раз через запреты на плохое), учитель общеобразовательной школы дает всестороннее образование.

Теперь о второй части вопроса. Ответ на него носил однозначный характер. Лама выразил свою личную миссию в жизни в двух словах - помогать людям.

Из других материалов, полученных в этой экспедиции, следует кратко охарактеризовать те, что зафиксированы во время встречи с шаманом-тувинцем (Ц.Цертимма, 70 лет, род - улан сойон). Во время нашего визита он проживал с семьей в войлочной юрте в нескольких десятках километров от г.Ховда (Ховдинский аймак, сомон Буянту). Узкая специализация у шамана - лекарь. Из ритуальной одежды он имеет головной убор и наплечную накидку, а из ритуальных предметов - меч. Этим орудием шаман "обрубает" болезнь, вернее ее "связь" с другим миром.

Путешествует он туда посредством вселения в него духа-помошника в образе зооморфного существа. Информатор считает, что наибольшая связь с нижним миром осуществляется через водоемы и корни растений. Нас он увидел предыдущей ночью во сне и утром предупредил дочь, что у них сегодня будут высокие гости.

Ну а теперь подведем некоторые итоги. Главное в жизни, по мнению элитарных представителей социума п.Тунгулук, определяется тремя понятиями: труд, воспитание, помощь. Первое из них представляет собой широко распространенную на муниципальном уровне вообще "трудовую концепцию жизни", которая во многом ассоциируется с главным смыслом человеческого бытия и либо осмысленно, либо нет всегда противопоставляется своему полярному антиподу, определяемому категорией "праздность".

Второе понятие вытекает из первого, поскольку, чтобы трудиться, нужно получить соответствующее воспитание, которое реализуется через "табуирование негатива". Третье понятие, т.е. помощь людям, обозначает личную миссию в жизни представителей элиты. Здесь надо заметить, что под помощью в данном случае понимается не материальное, а интеллектуальное, в частности, знания и добрый совет. Добавим, что оба встреченных нами служителя культа (и лама, и шаман) имеют, кроме всего прочего, практическую специальность - оба они лекари.

Литература

  1. Суразаков А.С. К общей теории социальных систем // Социально-экономические структуры древних обществ Западной Сибири. - Барнаул: АГУ, 1997. - С.6-9.
  2. Суразаков А.С. Цивилизация и культура // Древности Алтая. - Горно-Алтайск: ГАГУ, 2001. - c6. - С.143.
  3. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА, 1997. - С.481-482.