Содержание
Дискуссии

Маточкин Е.П., Худоражев А.В.
(г.Горно-Алтайск, г.Ростов-на-Дону)

ПЕТРОГЛИФЫ УСТЬ-КОКСЫ

В 1998 и 2001 годах вблизи с.Усть-Коксы на Алтае нами изучались две группы петроглифов, обнаруженные и показанные нам архитектором Б.М.Винниковым. Наскальные рисунки расположены на расстоянии примерно одного километра друг от друга. Эти две группы петроглифов, восточная и западная, находятся на южных склонах Теректинского хребта, спускающихся непосредственно к районному центру.

Восточная группа петроглифов выбита на первых выходящих из травянистого склона скалах на высоте примерно 200 м над долиной. Подъём к ним начинается прямо из Усть-Коксы, С запада от этого склона протекает ручей; от него до рисунков идёт довольно крутой подъём ещё 50 м. Скалы сложены из песчаникового сланца и имеют размеры около 3 м в высоту и 3 м в ширину. По форме они очень необычные - с лунками, дырками и рельефными образованиями. Одно из них напоминает человеческую руку с пятью пальцами богатырского масштаба. Плоскость с рисунками обращена на юго-восток. Петроглифы занимают площадь 0.5 м в ширину и 0.8 м в высоту (рис.1). Выбивка мелкоточечная, совсем неглубокая, так что снят только поверхностный слой скального загара. Эстампаж здесь получить практически невозможно, поэтому рисунки копировались на полиэтилен. Из всей группы хорошо видны только два нижних животных, остальные изображения просматриваются слабо и подчас в той или иной мере только угадываются.


Рис.1. Петроглифы Усть-Коксы. Восточная группа.

Наверху представлены два животных - самка и оплодотворяющий её самец. На левом ухе самки просматриваются три ровных ямки. Ниже выбиты ещё восемь зверей. Что здесь за животные, сказать трудно, поскольку манера их изображения достаточно условная. Большинство животных, по-видимому, копытные, но у всех отсутствуют рога. Самец же вверху - вообще некое неопределённое синкретичное существо, в котором есть что-то и от быка. Помимо животных здесь присутствуют ещё несколько геометризованных очертаний и антропоморфная фигура с луком. По направлению стрелы проглядывает небольшое пятно, однако оно настолько аморфное и слабо выраженное, что обрисовать его практически невозможно. Не исключено, что это пятно не является результатом выбивки.

Подъём к западной группе петроглифов идёт по западному гребню Сопливого лога. Рисунки находятся примерно на высоте в 250 м над долиной, на небольшом камне высотой 1.5 м. Петроглифы занимают площадь 0,15 м в ширину и 0,3 м в высоту. Здесь один под другим выбито в той же технике четыре животных (рис.2). Манера изображения более реалистическая, особенно двух средних животных с рогами. Несколько отлично от всех нижнее животное. Его фигура наклонена под некоторым углом к другим. Кроме того, что-то непонятное выбито в районе головы: то ли это так изображены рога, то ли это совсем маленькое животное.

Стилистически западная и восточная группы петроглифов отличаются друг от друга. Если восточная группа - это сугубо умозрительная композиция с довольно схематичными изображениями, то западная, особенно в двух средних фигурах, демонстрирует стремление отобразить реальный облик копытных. Рисунок верхнего и нижнего животного более условен и представляет собой нечто среднее между схематизмом восточной группы и реализмом западной.

Идеализированные персонажи восточной группы, её композиционная компактность и, по-видимому, единовременность исполнения, дают основание предполагать, что здесь отразились мифологические образы и представления древних обитателей Уймонской долины. В сцене спаривания верхних животных, вероятно, нашло воплощение рождающего космогонического процесса. Фигура самца здесь стилизована так, что рисунок его спины напоминает серп убывающей луны. Её круговой абрис намеренно продолжен и в фигуре нижнего животного, такого же крупного по размерам и выделенного относительно других противоположной ориентацией. Мотив кругового движения подчёркнут наличием лунки, служащей своего рода центром вращения и символом плодородия. Это уподобление самца луне напрямую свидетельствует о широко распространённом в Евразии культе луны-оплодотворительницы в образе быка и согласуется с идущими из палеолита представлениями о месяце как об олицетворении мужского космического начала (Иванов В.В., 1980, с.203). Известно, что в алтайских поверьях месяц считается мужем, а солнце - женой. Идея цикличности, заложенная в рисунке, несёт мысль о постоянной возобновляемости космогонического акта творения и приплода зверей.

Усть-Коксинского стрелка можно сопоставить и с фаллическим образом грота Куйлю (Маточкин Е.П., 1990а, с.37), и с лучником петроглифов Карагема (Маточкин Е.П., 1997, с.58). Это тот же небесный стрелок, космогонический герой, ведущий свою родословную от всесильного громовника (Потанин Г.И., 1882, с.116).


Рис.2. Петроглифы Усть-Коксы. Западная группа.

Вопрос о времени создания усть-коксинских петроглифов достаточно непростой. По технике выбивки рисунки близки к петроглифам Чёрной речки того же Усть-Коксинского района, где присутствуют изображения как эпохи бронзы, так и раннего железа (Маточкин Е.П., 1990б, с.159). С некоторой долей условности датирующим элементом восточной группы можно считать особенности изображения лука, более всего напоминающего своими небольшими размерами скифские орудия в отличие от более внушительных древнетюркских луков. Однако довольно сухая стилизация не позволяет отнести рисунки ко времени ранних кочевников. Нет здесь и яркого динамизма, присущего древнетюркским граффити. Скорее всего, восточная группа петроглифов была создана в позднескифскую эпоху, на рубеже новой эры. В пользу этого говорят и рисунки западной группы. Средние из них, возможно, самые ранние ещё близки декоративному пониманию формы, присущему скифо-сакскому времени. Крайние же фигуры, хотя и не очень отличаются по технике исполнения и загару, но всё же уже не столь изящны и приближаются к манере исполнения восточной группы.

В целом вновь открытые рисунки расширяют представление об историко-художественном процессе, протекавшем в окрестности Уймонской долины и Катунского хребта - районе, ранее считавшимся бедным в петроглифическом отношении.

Литература

  1. Иванов В.В. Бык // Мифы народов мира. - М., 1980. - С.203.
  2. Маточкин Е.П. К расшифровке петроглифов грота Куйлю // Семантика древних образов. - Новосибирск, 1990а. - С.35-53.
  3. Маточкин Е.П. Петроглифы Чёрной речки // Актуальные проблемы наскальных изображений в СССР. - М., 1990б. - С.158-161.
  4. Маточкин Е.П. Лучник и птица петроглифов Карагема // Гуманитарные науки в Сибири, 1997. - c3. - С.57-63.
  5. Потанин Г.И. Громовник по поверьям и сказаниям племен Южной Сибири и Северной Монголии // Журнал Министерства народного просвещения. - Спб., 1882. - Ч.ССХIХ.