Содержание
Дискуссии

Баяр Д., Худяков Ю.С.
(г.Улан-Батор, г.Новосибирск)

КОЛЛЕКЦИЯ УЙГУРСКОЙ КЕРАМИКИ
С ПАМЯТНИКА САНГИЙН ТОЛГОЙ В МОНГОЛИИ

В эпоху раннего средневековья важную роль в политической, военной и этнокультурной истории Центральной Азии играли уйгуры. В течение нескольких столетий они возглавляли конфедерацию телесских или токуз-огузских кочевых племен, активно боровшихся с древними тюрками за господство над Центральной Азией. После разгрома Уйгурского каганата кыргызами в IX в.н.э. значительная часть уйгуров и других телесских племен покинула места своего проживания в Монголии и мигрировала в Восточный Туркестан и соседние районы Азии.

Хотя интерес к научному изучению памятников уйгурской культуры в Монголии и Саяно-Алтае возник в конце XIX в., после открытия развалин уйгурской столицы Орду-Балыка и поминального комплекса Могойн Шинэ Усу, исследованы они значительно меньше, чем синхронные древнетюркские и кыргызские (Войтов В.Е., 1996, с.13-15). Наиболее основательно изучены уйгурские городища, поминальные и триумфальные памятники с руническими надписями в Монголии (Кляшторный С.Г., 1980, с.85; Худяков Ю.С., 1990, с.84-87). Погребальные комплексы уйгурской культуры остаются мало исследованными. Поэтому на разных территориях Центральной Азии к уйгурской культуре относили совершенно разные памятники. В Забайкалье в течение длительного времени уйгурам приписывали херексуры, относящиеся к эпохе поздней бронзы, в Туве - катакомбные захоронения чаатинской культуры предтюркского времени, в Верхнем Приобье - могильники сросткинской культуры IX - X вв. (Хамзина Е.А., 1970, с.125; Кызласов Л.Р., 1969, с.65; Гаврилова А.А., 1974, с.180).

В этой связи важным критерием для отнесения памятника могут служить находки сероглинянной керамики со штампованным орнаментом, изготовленной на гончарном круге. Подобная керамика была обнаружена в ходе сборов и раскопок на площади городища Хара-Балгасун в долине р.Орхон, которое, как установлено многими исследователями, представляет собой развалины древнего города Орду-Балыка - столицы Уйгурского каганата (Худяков Ю.С., 1990, с.84).

В 1949 г. находки гончарной керамики и черепицы в ходе раскопок на площади города и крепости Орду-Балыка были обнаружены С.В.Киселевым. Эти находки позволили установить синхронность и принадлежность к уйгурской культуре развалин жилых кварталов, крепости и цитадели Орду-Балыка (Киселев С.В., 1957, с.94-95). Фрагменты орду-балыкской керамики были обнаружены Л.А.Евтюховой при раскопках могил на памятнике Орхон-Дэль, что позволило обоснованно отнести раскопанные погребения по обряду ингумации к уйгурской культуре (Евтюхова Л.А., 1957, с.222). В 1976 г. сборы гончарной керамики на площади Орду-Балыка проводил Д.Цэвээндорж. В 1979 г. такие сборы были проведены Д.Цэвээндоржем и Ю.С.Худяковым. Результаты этих работ были опубликованы в 1982 г. (Худяков Ю.С., Цэвээндорж Д., 1982, с.87-93). Были выделены различные формы уйгурской гончарной посуды, и характерные элементы ее орнаментации. На основании этих находок было доказано, что катакомбные могилы в Туве были ошибочно отнесены к уйгурской культуре. В то же время уйгурская гончарная керамика присутствует на некоторых городищах Тувы, отнесенных к периоду существования уйгурского каганата (Худяков Ю.С., Цэвээндорж Д., 1982, с.93).

Фрагменты уйгурской гончарной керамики были обнаружены В.Е.Войтовым в ходе раскопок поминальных сооружений рядовых кочевников уйгурского времени на памятнике Бага-Арцат-Ам, расположенном на левом берегу р.Орхон, в окрестностях Орду-Балыка. В Туве подобные фрагменты найдены на нескольких городищах, которые функционировали в период Уйгурского каганата (Худяков Ю.С., 1989, с.145).

В связи с тем, что находки уйгурской гончарной керамики обнаружены на территории Монголии на нескольких памятниках, определение ареала распространения подобной посуды среди уйгурских кочевников остается во многом задачей будущих исследований. Л.А.Евтюхова считала, что такие находки свидетельствуют о том, что "население, сохраняя кочевые традиции, в то же время, даже в глухих районах горных пастбищ, оказывается связанным с городской культурой" (Евтюхова Л.А., 1957, с.224).

В этом отношении определенный интерес представляет коллекция находок гончарной сероглинянной керамики, собранная в 1987 г. научным сотрудником Института истории АН Монголии, д.и.н. Д.Баяром на местонахождении Сангийн Толгой. Данный памятник расположен у подножья одноименной горы на правом берегу р.Тамир в окрестностях г.Цэцэрлэг, в Ара-Хангайском аймаке Монголии. Коллекция фрагментов керамических сосудов была собрана на поверхности местонахождения. Следов каких-либо сооружений не отмечено. В том же году эти находки были зарисованы Ю.С.Худяковым для последующей обработки и совместной публикации. К сожалению, в течение последующих лет обследовать этот интересный памятник, снять план, заложить шурфы и определить его назначение не удалось.

Несмотря на отсутствие важных сведений о характере памятника собранная Д.Баяром коллекция находок гончарной сероглинянной керамики на местонахождении Сангийн Толгой заслуживает внимания и введения в научный оборот, поскольку дает основания для уточнения имеющихся представлений о типологии, орнаментации и распространении уйгурской посуды среди кочевников Монголии в эпоху раннего средневековья.

Среди находок на памятнике Сангийн Толгой выделяются фрагменты керамики от венчиков, тулова и днища толстостенных сосудов с гладкой не орнаментированной поверхностью. Судя по профилю сохранившихся фрагментов венчиков, шейки, тулова, придонной части и днища это могли быть крупные, вместительные сосуды большой емкости. Толщина венчиков - 1,8-2,2 см, толщина тулова - 1,8 см, толщина придонной части и днища от 2 до 4 см. Венчик отогнут наружу. У некоторых сосудов он имеет полуовальное сечение у других уступ по периметру горловины. Внешняя поверхность венчиков имеет выступ над шейкой. На сохранившемся фрагменте тулова имеется горизонтальный, полуовальный в сечении, налепной валик. Днище сосудов имеет утолщение при подходе к стенкам тулова (рис.I, 1-4, 6, 8; V, 5-8).

Подобные сосуды напоминают среднеазиатские хумы. Они могли служить в качестве тарной посуды для хранения жидких и сыпучих тел. Близкие по форме фрагменты от тарных сосудов были найдены на площади городища Орду-Балык - столицы Уйгурского каганата (Худяков Ю.С., Цэвээндорж Д., 1982, с.87-88).

В составе сангийн-толгойской коллекции имеются фрагменты сосудов с подобной формой венчика, но меньшей толщины стенок и диаметра горловины. Толщина венчика - 1,5 см, толщина тулова - 1,2 см. Венчик отогнут наружу. Он имеет пологий уступ по периметру горловины и выступ над шейкой (рис. I, 7). Вероятно, этот фрагмент венчика может относиться к сосуду типа горшка. Такие сосуды могли служить в качестве кухонной посуды и использоваться для приготовления пищи. Возможно, что горшки служили и для приема пищи. Из-за небольших размеров фрагмента трудно судить была ли поверхность горшковидных сосудов полностью не орнаментированной или на тулово горшков наносился орнамент. Судя по толщине стенок тулова некоторых сосудов, украшенных полосами штампованного орнамента в виде ромбических вдавлений, некоторые фрагменты могут относиться к горшковидным сосудам (рис.II, 8; III, 2; IV, 2-7; V, 1-4).

Похожая орнаментация имеется на древнетюркских горшках (Борисенко А.Ю., Худяков Ю.С., 2001, с.147).

Фрагменты горшковидных сосудов были обнаружены на городище Орду-Балык (Худяков Ю.С., Цэвээндорж Д., 1982, с.88).

В сангийн-толгойской коллекции имеется фрагмент сферического неорнаментированного сосуда. Толщина венчика - 0,6 см, толщина тулова - 1,2 см, толщина придонной части - 1,3 см. Данный сосуд имеет прямой, горизонтально срезанный венчик, широкую горловину и сферическое слегка сужающееся к днищу тулово. Вероятно, у него было уплощенное дно. Поверхность сосуда не орнаментирована (рис. I, 5).

Видимо, этот сосуд, напоминающий чашу, мог служить в качестве столовой посуды для приема пищи.

Близкие по форме сосуды в виде отдельных фрагментов были обнаружены на памятнике Орду-Балык (Худяков Ю.С., Цэвээндорж Д., 1982, с.89).

В составе сангийн-толгоской коллекции имеется несколько фрагментов серолинянных гончарных сосудов хорошей выделки с разнообразной штампованной орнаментацией. Все фрагменты относятся к стенкам тулова сосудов. На некоторых фрагментах заметна вертикальная профилировка тулова, которое могло иметь яйцевидную форму. Толщина тулова - 1,2-1,5 см. Тулово сосудов с подобной профилировкой имело значительную высоту. Вероятнее всего, эти сосуды имели яйцевидное тулово с раздутой верхней частью, которое постепенно сужалось к днищу, и напоминали вазы или кувшины. Поверхность сосуда украшена полосами штампованного орнамента. Несколько фрагментов орнаментировано полосами в виде сочетания фигур из четырех ромбов, заключенных между волнистых линий, обрамленных с двух сторон сочетаниями расходящихся лепестков и завитками с ромбиками. Полосы такого орнамента присутствуют на нескольких фрагментах, которые вероятно относятся к одному и тому же вазовидному сосуду. На двух фрагментах поверх полос штампованного орнамента нанесен штрихованный узор в виде ромбической сетки (рис.II, 1-3, 7). На поверхности одного небольшого фрагмента имеется узор из лепестков в сочетании с угловатыми линиями и мелкими ромбиками (рис. II, 4). Один из фрагментов украшен горизонтальными полосами из прерывистых ломаных линий, напоминающих "елочный" штампованный узор, характерный для "кыргызских ваз" (рис.II, 5) (Евтюхова Л.А., 1948, с.92-95). На одном фрагменте имеются горизонтальные полосы штампованного орнамента, сочетающего вписанные ромбические фигуры и разделяющие их дуги полуокружностей (рис. II, 6). Подобный орнамент зафиксирован и на одном из фрагментов керамики, обнаруженном на городище Орду-Балык (Худяков Ю.С., Цэвээндорж Д., 1982, с.90).

Несколько фрагментов орнаментировано полосами из ломаных линий, образующих несомкнутые ромбические фигуры, площадь которых заполнена маленькими ромбиками (рис.III, 3,8). Иногда эти фигуры лишены ромбиков, но сочетаются с угловатыми линиями (рис.III, 6; IV, 1,8). На одном фрагменте ромбические фигуры состоят из отдельных, несомкнутых угловатых линий и отдельных ромбиков (рис.III, 4). На другом фрагменте имеется орнамент в виде трех горизонтальных полос, состоящих из ромбов в сочетании отдельными угловатыми, косыми, расходящимися вдавлениями (рис. III, 1). Небольшой фрагмент украшен горизонтальной полосой из маленьких ромбиков, разделенных вертикальными дугами (рис. III, 5). На одном из фрагментов нанесен орнамент из горизонтально расположенных дуг, соединяющихся концами (рис. III, 7).

Мотивы орнаментации гончарной посуды с памятника Сангийн-Толгой довольно разнообразны. Некоторые из них находят аналоги в орнаменте керамики из Орду-Балыка, но многие мотивы имеют оригинальный характер. В большинстве случаев тулово сосудов украшалось несколькими горизонтальными полосами штампованного орнамента. Вероятно, орнамент наносился прокатыванием цилиндрического штампа по сырой глине перед обжигом в керамической печи.

В предтюркское время гончарные вазы использовались носителями чаатинской культуры в Туве и отдельными группами населения таштыкской культуры в Ачинско-Мариинской лесостепи (Мартынова Г.С., 1985, с.91; Худяков Ю.С., 1989, с.140-142). Изготавливались ли эти вазы населением Южной Сибири или поступали к ним в результате обмена не вполне ясно. В эпоху раннего средневековья производство гончарных "кыргызских ваз" практиковалось кыргызами на Енисее (Евтюхова Л.А., 1948, с.92-95). Гончарная посуда изготавливалась и раннесредневековыми кочевыми племенами байырку в Забайкалье (Хамзина Е.А., 1970, с.86-87). В то же время получает развитие гончарное ремесленное производство в Уйгурском каганате. В отличие от традиции изготовления "кыргызских ваз", которая находит свои истоки в производстве гончарной посуды в Саяно-Алтае в предшествующее предтюркское время, уйгурское керамическое ремесло не имеет отчетливо выраженных прототипов в кочевых культурах Центральной Азии. Разнообразие форм и мотивов орнаментации уйгурской гончарной посуды свидетельствует о высоком уровне керамического ремесленного производства в Уйгурском каганате. Судя по некоторым формам и мотивам орнамента, керамическое ремесло уйгуров развивалось под заметным влиянием среднеазиатской согдийской традиции. Это связано с важной ролью, которую играли согдийцы в политической, экономической и культурной жизни Уйгурского каганата (Худяков Ю.С., 1989, с.146-147). Длительное время считалось, что гончарное ремесло было сосредоточено в столице Уйгурского каганата и обслуживало городское население и кочевников из соседней округи. По мнению Л.А.Евтюховой, находки гончарной керамики в погребениях уйгурских кочевников на памятнике Орхон Дель свидетельствует об их связи с городской культурой (Евтюхова Л.А., 1957, с.224). Однако, после выделения Сангийн-тологойского центра гончарного ремесленного производства есть основания полагать, что изготовления гончарной посуды производилось уйгурами не только в стационарных городских ремесленных мастерских, но и на местах. Как показало изучение хуннские гончарных печей в долине р.Юстыд в Горном Алтае, для такого производства не обязательно наличие постоянного оседлого поселения (Кубарев В.Д., Журавлева А.Д., 1986, с.111-118). Гончарные печи для восстановительного обжига керамической посуды были сооружены на берегу небольшого озера в открытой степной долине (Кубарев В.Д., Журавлева А.Д., 1986, с.103-109). Можно ли сангийн-тологойское местонахождение гончарной керамики считать ремесленным центром керамического производства, подобно юстыдскому, должны показать результаты его раскопок. Однако, такой центр, схожий с орду-балыкским по набору производственных форм керамической посуды, но отличающийся по набору орнаментов, наносимых на поверхность сосудов, вероятно, существовал в долине р.Тамир или ее окрестностях.

Сложен вопрос о том, насколько широко могла применяться гончарная посуда, в особенности, вместительные тарные сосуды, не приспособленные для постоянной транспортировки, уйгурами и другими телесскими кочевниками в условиях кочевого быта. У носителей чаатинской и позднего этапа таштыкской культуры, древних тюрок и кыргызов бытовал один и тот же тип гончарной посуды - вазы. В качестве кухонной и столовой посуды использовались различные формы лепных сосудов. Однако уйгуры изготавливали и тарную, и кухонную, и столовую посуду на гончарном круге. Возможно, что влияние согдийской традиции керамического ремесленного производства в период существования Уйгурского каганата способствовало ее широкому распространению среди кочевников центральной Монголии, несмотря на очевидные неудобства ее транспортировки при перекочевках с одних мест кочевий на другие.

В середине IX в. после разгрома Уйгурского каганата, разрушения и сожжения Орду-Балыка, уничтожения других ремесленных центров кыргызами уйгурская традиция в изготовлении гончарной керамической посуды была полностью утрачена кочевниками Центральной Азии.

После образования киданьской империи Ляо и вхождения в ее состав монголоязычных кочевников, в восточных районах Монголии и в Забайкалье в X - XII вв. получило распространение изготовление гончарной керамической посуды, для которой были характерны иные формы и орнамент по всей поверхности тулова (Худяков Ю.С., 1989, с.147-148).

В Монгольской империи гончарное ремесленное производство было основано на подневольном труде китайских ремесленников, переселенных в древнемонгольские города. Традиция изготовления сероглинянной гончарной керамики уступила место ремесленному производству поливной керамики, сделанной по китайскому образцу.

Разнообразие орнаментации гончарной посуды на памятнике Сангийн Толгой дает основание предполагать ее отнесение к самостоятельному центру ремесленного производства в рамках уйгурской культурной традиции, имеющего некоторые отличия в сравнении с основным орду-балыкским центром.

Изготовление керамической посуды с помощью гончарного круга и отработанной технологии в кочевых культурах Центрально-Азиатского историко-культурного региона справедливо считается важным показателем высокого уровня гончарного ремесленного производства.

Впервые развитое производство гончарной посуды в Монголии и Забайкалье получило распространение в период существования хуннской культуры (Коновалов П.Б., 1976, с.193-198; Давыдова А.В., 1985, с.38-43; Цэвээндорж Д., 1985, с.51-87). Технология производства гончарной посуды, вероятно, была принесена хуннами из района Ордоса, где хунны обитали в период, предшествующий их миграции в северные районы Центральной Азии.

В процессе хуннской экспансии подобная керамика распространилась и в Саяно-Алтае (Кызласов Л.Р., 1969, с.115-124; Кубарев В.Д., Журавлева А.В., 1986, с.111-118). В восточных районах Центральной Азии производство гончарной посуды существовало у сяньбийцев (Худяков Ю.С., Юй Су-Хуа, 2001, с.59-63).

Литература

  1. Войтов В.Е. Итоги пятилетних работ Каракорумского отряда // Искусство и культура Монголии и Центральной Азии. Тезисы докладов. - М., 1981. - С.19-20.
  2. Войтов В.Е. Древнетюркский пантеон и модель мироздания в культово-поминальных памятниках Монголии VI - VIII вв. - М.: Изд-во ГМВ, 1996. - 152 с.
  3. Гаврилова А.А. Сверкающая чаша с Енисея (к вопросу о памятниках уйгуров в Саяно-Алтае) // Бронзовый и железный век Сибири. - Новосибирск, 1974. - С.177-183.
  4. Давыдова А.В. Иволгинский комплекс (городище и могильник) - памятник хунну в Забайкалье. - Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1985. - 111 с.
  5. Евтюхова Л.А. Археологические памятники енисейских кыргызов (хакасов) - Абакан: ХАКНИИЯЛИ, 1948. - 110 с.
  6. Евтюхова Л.А. О племенах Центральной Монголии IX в. (по материалам раскопок курганов) // Советская Археология. - 1957. - c2. - С.205-227.
  7. Киселев С.В. Древние города Монголии // Советская археология. 1957. - c2. - С.92-101.
  8. Кляшторный С.Г. Терхинская надпись (предварительная публикация) // Советская Тюркология. - 1980. - c3. - С.82-95.
  9. Коновалов П.Б. Хунну в Забайкалье (погребальные памятники). - Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1976. - 220 с. илл.
  10. Кубарев В.Д., Журавлева А.Д. Керамическое производство хуннов Алтая // Палеоэкономика Сибири. - Новосибирск, 1986. - С.101-119.
  11. Кызласов Л.Р. О памятниках ранних гуннов // Древности Восточной Европы. - М., 1969. - С.115-124.
  12. Мартынова Г.С. Таштыкские племена на Кие. - Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1985. - 112 с.
  13. Хамзина Е.А. Археологические памятники западного Забайкалья (поздние кочевники). - Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1970. - 141 с.
  14. Худяков Ю.С. К истории гончарной керамики в Южной Сибири и Центральной Азии // Керамика как исторический источник - Новосибирск, 1989. - С.134-152.
  15. Худяков Ю.С. Памятники уйгурской культуры в Монголии // Центральная Азия и соседние территории в средние века - Новосибирск, 1990. - С.84-89.
  16. Худяков Ю.С., Цэвээндорж Д. Керамика Орду-Балыка // Археология Северной Азии. - Новосибирск, 1982. - С.85-94.
  17. Худяков Ю.С., Юй Су-Хуа. Керамическая посуда сяньби // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. - Благовещенск, 2001. - Вып.1. - С.59-63.