Содержание
Дискуссии

Вдовина Т.А.
(г. Горно-Алтайск)

ИССЛЕДОВАНИЯ В УРОЧИЩЕ ТОЛГОЕК

В полевой сезон 2002 г. нами проводились археологические исследования в урочище Толгоек у с.Шебалино. В данном урочище на левом берегу ручья Толгоек зафиксированы два одиночных кургана и местонахождение петроглифов, обнаруженные местными школьниками.

Петроглифы Толгоек находятся в двух километрах к северо-западу от с.Шебалино на левом берегу р.Толгоек в 20 м. к северу от ручья на склоне горы, на поверхности небольшого скального выхода. Петроглифы выполнены в технике выбивки и изображают фигуры оленей и других копытных. Характерной деталью некоторых изображений оленей является наличие у них рогов в виде дерева с направленными вверх ветвями.

Одиночный курган Толгоек I расположен в 600 м. к западу от петроглифов и в 50 м. к северу от р.Толгоек на склоне горы (рис.1). Курган представляет собой округлую в плане насыпь сложенную преимущественно из среднего и крупного рваного камня местного происхождения. Между камнями присутствует заполнение из земли и щебня. До раскопок насыпь была сильно задернована. Слой дерна и гумуса закрывающего насыпь доходил до 0,45 м.

Одиночный курган Толгоек II расположен в 500 м. к юго-западу от одиночного кургана Толгоек I, в 15 м. к северу от ручья Толгоек. Насыпь сильно задернована. Диаметр около 6 м.

Нами были произведены раскопки одиночного кургана Толгоек I.

После зачистки насыпи кургана, выяснилось, что ее диаметр - 7 м. высота - 0,5 м. В центре насыпи прослеживается западина диаметром около 1,2 м. (рис.2). На поверхности насыпи к востоку от западины плиты поставленные на ребро по линии север - юг. Плиты довольно массивные, длиной до 1,7 м. шириной до 0,6 м. В юго-западной части насыпи находились большие рваные валуны высотой до 0,7 м. остальная часть имеет ровную полусферическую форму. При зачистке насыпи найдены фрагменты керамики и керамическая крошка, в том числе три фрагмента венчика баночного сосуда и несколько фрагментов с орнаментацией в виде прочерченных горизонтальных линий (рис.4 - 1-6). Какой либо закономерности в расположении керамики по поверхности насыпи не прослеживается, она встречается по всей насыпи. В северо-восточной части раскопа в 30 см. от края насыпи найдена кость жеребенка (?), похожая кость найдена в юго-восточной части раскопа в 15 см. от края насыпи. К востоку от западины в центре насыпи под слоем дерна обнаружено небольшое угольно-зольное пятно, а также несколько сохранившихся угольков. При разборке насыпи в южной части найден фрагмент зернотерки подпрямоугольной формы.

Под насыпью зафиксировано могильное пятно овальной формы размером - 1,83х1,20 м. В смешанном гумусно-суглинистом заполнении могильной ямы присутствовали средней величины рваные камни (рис.3). Каких-либо внутримогильных конструкций не прослежено. В могильной яме на глубине 1,85 м находился костяк человека головой на запад. Костяк лежал на спине, руки вытянуты вдоль тела, ноги согнутые в коленях приподняты на 10 см. над дном и прислонены к южной стенке (рис.3). Степень сохранности костей плохая - тонкие кости находились в полуистлевшем состоянии. Череп и нижняя челюсть сохранились хорошо. Большая часть фаланг пальцев рук и ног не сохранилась. Несколько фаланг пальцев левой руки были найдены в области черепа, куда, по-видимому, были смещены грызунами. Череп слегка завалился вперед. Предварительно определено, что скелет принадлежал мужчине 45 - 50 лет.

В области колена под левой берцовой костью было найдено бронзовое четырехгранное шило длиной - 64 мм. Диаметром - 4 мм (рис.4 - 8). По правому боку в области плеча и локтя было найдено пятно красной подсыпки (охры?), аналогичное пятно было найдено под тазовыми костями погребенного.

Найденные на курганной насыпи фрагменты керамики принадлежат предположительно трем сосудам, один из которых был орнаментирован тонкими поперечными полосами (рис.4 - 4-6). Керамика тонкая, хорошо обожженная со следами закопченности. Подобные элементы орнамента в виде тонких поперечных полос присутствует в поселенческой и погребальной керамике эпохи бронзы (Степанова Н.Ф., 1997, с.296-300). Фрагменты второго сосуда представляют собой часть венчика сосуда баночной формы без орнамента. Верхняя часть венчика ровно срезана. Керамика серого цвета, двуцветная на изломе внутренний слой черного цвета. На внешней стороне хорошо видны вертикальные следы заглаживания. Керамика хорошо обожжена, тонкая, в качестве отощителя присутствует песок. Венчик выполнен защипами к внешнему краю, верх ровно срезан (рис.4 - 1-3). Подобная форма венчика, в сочетании с техникой изготовления, более характерна для керамики гунно-сарматского времени.

Ориентировка погребенного головой на запад, его положение на спине с полусогнутыми ногами, яма подовальной формы и подсыпка из охры - все эти признаки характерны для погребений эпохи бронзы на Алтае (Первый Межелик I Нижний Тюмечин, Кара-Коба, Тархата I и т.д.). Но для погребений с аналогичным положением костяка характерно другое надмогильное сооружение, а именно - ограда. В нашем же случае мы имеем курганную насыпь и лишь с восточной стороны насыпи присутствует некое подобие ограды в виде вертикально поставленных плит. О.В.Ларин после раскопок на могильнике Тархата I, заметил что "надмогильные сооружения в виде сплошных насыпей с отсутствием крепидного кольца, возможно, являлись одним из вариантов афанасьевских погребальных конструкций. Подобные типы захоронений кроме кургана c8 могильника Тархата I отмечены при раскопках кургана c84 на могильнике Айрыдаш I Шебалинского района и кургана c14 могильника Сальдяр I Онгудайского района" (Ларин О.В., 1992, с.37). В то же время Н.Ф.Степанова отмечает что "на каждом афанасьевском могильнике есть какие-то особенности надмогильных конструкций" (Степанова Н.Ф., 1993, с.97).

Наличие фрагментов керамики, угольков и костей животных на насыпи кургана свидетельствует о существовании какого-то поминального обряда. На афанасьевском могильнике Кара-Коба I зафиксировано культовое сооружение в виде небольшой оградки в которой найдены остатки костра, фрагменты керамики и костей животных. В.Н.Владимиров и С.В.Цыб интерпретируют этот объект как культовое место афанасьевской культуры, которое было связано с культом предков (Владимиров В.Н., Цыб С.В., 1982, с.61-62). В нашем случае, наличие на курганной насыпи керамики разных периодов подтверждает тезис о том, что курган после его возведения становится особым, культовым местом, почитание которого длилось многие столетия. Следы культовых действий сохранились в виде костей жертвенных животных, фрагментов битой глиняной посуды и остатка кострища.

Обломок зернотерки найденный в насыпи кургана имеет следы сработанности в центре у излома (рис.3 - 7). Зернотерка и куранты также обнаружены в надмогильных сооружениях афанасьевских могильников Нижний Тюмечин I, ограда 8, Большой Толгоек, курган 16 (Степанова Н.Ф., 1997, с.34).

Бронзовое четырехгранное шило найденное в могиле - сравнительно редкая находка в погребениях эпохи бронзы (Владимиров В.Н., Мамадаков Ю.Т., Цыб С.В., Степанова Н.Ф., 1999, с.35).

Совокупность элементов погребального обряда и инвентаря одиночного кургана Толгоек I позволяет нам отнести его к эпохе бронзы. Положение и ориентировка погребенного, форма могилы, а также наличие подсыпки из охры, характерно для погребений афанасьевской культуры в Горном Алтае. Зафиксированный тип формы насыпи, сочетающий элементы курганной насыпи и ограды из плит, возможно, является хронологическим показателем позднего периода существования афанасьевской культуры на Алтае.

Литература

  1. Владимиров В.Н., Цыб С.В. Афанасьевское культовое место у с.Кара-Коба // Археология Северной Азии. - Новосибирск, 1982. - С.55-62.
  2. Владимиров В.Н., Мамадаков Ю.Т., Цыб С.В., Степанова Н.Ф. Раскопки афанасьевского могильника Первый Межелик I в Онгудайском районе // Древности Алтая. Известия лаборатории археологии. - Горно-Алтайск, 1999. - Вып.4. - С.31-41.
  3. Ларин О.В. Исследования на могильнике Тархата I // Проблемы сохранения, использования и изучения памятников археологии. - Горно-Алтайск, 1992. - С.37.
  4. Посредников В.А., Цыб С.В. Афанасьевский могильник у с.Кара-Коба // Археологические и фольклорные источники по истории Алтая. - Горно-Алтайск, 1994. - С.26-30.
  5. Посредников В.А., Цыб С.В. Афанасьевский могильник Нижний Тюмечин I // Вопросы археологии Алтая и Западной Сибири эпохи металла. - Барнаул, 1992. - С.4-10.
  6. Степанова Н.Ф. Исследования у с.Элекмонар // Охрана и изучение культурного наследия Алтая. - Барнаул, 1993. - Ч.1 - С.94-97.
  7. Степанова Н.Ф. Инвентарь из погребений афанасьевской культуры Горного Алтая // Социально-экономические структуры древних обществ Западной Сибири. - Барнаул, 1997. - С.32-36.
  8. Степанова Н.Ф. Способы орнаментации афанасьевской керамики (по материалам погребальных комплексов Горного Алтая) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск, 1997. - С.296-300.