Содержание
Дискуссии

Тишкин А.А., Горбунов В.В.
(г.Барнаул)

КУЛЬТУРНО-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ
СРЕДНЕВЕКОВЫХ КОЧЕВНИКОВ АЛТАЯ

Средневековые памятники Алтая изучаются уже свыше 250 лет: от сбора материалов первыми академическими экспедициями в середине XVIII в. до планомерных раскопок настоящего времени. В результате было выявлено и зафиксировано большое количество археологических объектов. На территории Лесостепного Алтая раскопкам подверглись 125 могильников, на которых обнаружено 665 погребений, и более двух десятков поселений. В Горном Алтае исследовано 84 могильника, на которых вскрыто 216 погребений, а также более 300 поминально-ритуальных объектов и отдельные поселения. Кроме этого выявлены и обследовались другие многочисленные памятники (наскальные рисунки, надписи, металлургические материалы), накоплены сотни случайных находок, которые относятся к периодам раннего, развитого и позднего средневековья. Научная литература, посвященная публикации и осмыслению указанных источников, огромна (заметки, тезисы, сообщения, отчеты, диссертации, монографии) (по Лесостепному Алтаю: Грязнов М.П., 1930, 1949, 1950, 1951, 1956, 1960; Уманский А.П., 1970, 1974, 1978, 1985; Могильников В.А., 1972, 1981, 1992, 2002; Савинов Д.Г., 1973, 1976, 1984, 1994а, 1998, 2000; Неверов С.В., 1980, 1982, 1985, 1988, 1992, 1998; Абдулганеев М.Т., 1990, 1998, 2001; Абдулганеев М.Т., Степанова Н.Ф., 2001; Абдулганеев М.Т., Степанова Н.Ф., Служак И.В., Чекрыжова О.И., 2001; Казаков А.А., 1992, 1995, 1996, 1998; Ширин Ю.В., 1994; и мн. др.; по Горному Алтаю: Захаров А.А., 1926; Руденко С.И., Глухов А.Н., 1927; Грязнов М.П., 1940; Евтюхова Л.А., Киселев С.В., 1941; Киселев С.В., 1949; Гаврилова А.А., 1965; Могильников В.А., 1981, 1990, 1992, 1994, 1997; Савинов Д.Г., 1982, 1984, 1994б; Кубарев В.Д., 1984, 1985, 1992; Кубарев Г.В. 1995, 1997, 1998; Зиняков Н.М., 1988; Овчинникова Б.Б., 1990; Шульга П.И., 1998; Худяков Ю.С., 1986, 1997 и мн. др.). Часть вопросов истории средневекового населения Алтая изучена достаточно подробно. Это касается датировки и хронологии отдельных памятников, выделения археологических культур, осмысления их этнического содержания. Однако сохраняется и много нерешенных проблем, связанных с неравномерным наполнением имеющейся источниковой базы для разных исторических периодов эпохи средневековья и отсутствием единых подходов в восприятии и интерпретации таких данных. Археологические исследования, проводимые в разные годы на территории предгорно-равнинной зоны и горных районов Алтая, определенным образом связаны между собой. Открытия в одном регионе существенно влияли на процесс осмысления материалов, обнаруженных в другом месте изучаемой историко-культурной области. Это обстоятельство следует обязательно учитывать при изучении многих аспектов эпохи средневековья (Тишкин А.А., 2001, с.82).

Нами на основе указанных выше материалов, а также на анализе результатов своих и совместных полевых исследований (Тишкин А.А., 1991, 1993а, б, 1998, 2000а, б, 2001а, б, в; Тишкин А.А., Горбунов В.В., 1998, 1999а, б, 2000а, б; Тишкин А.А., Горбунов В.В., Казаков А.А., 1998; Тишкин А.А., Казаков А.А., Горбунов В.В., 1997; Горбунов В.В., 1992, 1993, 1995, 1996, 1998; Горбунов В.В., Бородаев В.Б., 1995; Горбунов В.В., Ситников С.М., 2000, 2001; Горбунов В.В., Тишкин А.А., 1998а,б, 1999, 2001а,б; Казаков А.А., Тишкин А.А., Горбунов В.В., 2001; Абдулганеев М.Т., Горбунов В.В., Казаков А.А., 1995; Бородаев В.Б., Горбунов В.В., 1995; Бородаев В.Б., Ефремов С.А., Тишкин А.А., 2000; Кирюшин Ю.Ф., Горбунов В.В., 1998; Кирюшин Ю.Ф., Горбунов В.В., Алехин Ю.П., 1999; Кирюшин Ю.Ф., Горбунов В.В., Степанова Н.Ф., Тишкин А.А., 1998; Мамадаков Ю.Т., Горбунов В.В., 1997; Неверов С.В., Горбунов В.В., 1995, 1996, 2001; Степанова Н.Ф., Горбунов В.В., 1994; Тишкин А.А., Тишкина Т.В., 1991; Уманский А.П., Тишкин А.А., Горбунов В.В., 2001 и др.), была выработана единая культурно-хронологическая схема археологического изучения истории средневековых кочевников Алтая с целью всесторонней характеристики и создания более полной картины этнокультурного развития этого региона. Ее основой стала систематизация и типология инвентаря из погребальных комплексов, содержащих наиболее массовый и представительный материал. Изучение особенностей погребального обряда позволило выявить этнокультурные компоненты у средневекового населения, проживавшего на указанных территориях. Реализованный подход является, на наш взгляд, довольно эффективным при разработке и демонстрации целостной картины поэтапного развития культур в рамках рассматриваемой эпохи. Он неоднократно и результативно использовался целым рядом исследователей, начиная с XIX в., и сейчас не потерял своей значимости. По интересующей нас теме особо важно отметить работы М.П.Грязнова (1930, 1950-1952; 1956), который, опираясь на периодизацию С.А.Теплоухова (1929), создал и обосновал схематическое построение смены культур Алтая на имевшихся в свое время источниках. Эта работа, на материалах Горного Алтая, была продолжена А.А.Гавриловой (1965) и Д.Г.Савиновым (1984, 1994б). За прошедший период, особенно начиная с 1970-х годов, значительно выросло количество археологического материала. Это потребовало определенного осмысления и целостного оформления полученных результатов по раннему и развитому средневековью. Что касается периода позднего средневековья, то на Алтае процесс его археологического изучения находится еще на стадии накопления материалов.

Типовые наборы инвентаря из средневековых памятников Лесостепного Алтая, разбиваются на восемь хронологических групп, которые соответствуют определенным этапам развития ряда археологических культур. Первые три группы (втор. пол. IV-перв. пол. VIII вв.н.э.) составляют археологические объекты одинцовской культуры. Для них характерны на раннем этапе (втор. пол IV-V вв.н.э) грунтовые могильники с тремя способами захоронения людей: кремация (кулайский компонент), ингумация (кенкольский компонент), ингумация с конем (булан-кобинский компонент). На последующих этапах (VI-перв. пол. VIII вв.н.э.) преобладает единый погребальный обряд (одиночная ингумация). Следующие четыре группы (втор. пол. VIII-XII вв.н.э.) объединяют археологические объекты сросткинской культуры. Погребальные памятники представлены курганными и грунтовыми могильниками, на которых фиксируются пять вариантов организации погребальной практики. Кремация (самодийский компонент) встречается только на первых двух этапах культуры (втор. пол. VIII-перв. пол. X вв.н.э.), а ингумация со шкурой коня (кыпчакский компонент) - в основном на двух последних (втор. пол. X-XII вв.н.э.). Одиночная ингумация (самодийский компонент) и ингумация с целой тушей коня (тюркский компонент) являются основными способами обряда и известны на всем протяжении существования культуры. Последняя хронологическая группа представлена памятниками монгольского времени (XIII-XIV вв.н.э.). Она характеризуется курганными и грунтовыми могильниками с двумя способами захоронений: одиночная ингумация (самодийский и монгольский компоненты) и ингумация со шкурой коня (кыпчакский компонент). Первый обряд является преобладающим. Отличие самодийских и монгольских традиций прослеживается по особенностям оформления погребальных сооружений и по антропологическим данным. Изученные памятники Лесостепного Алтая монгольского времени объединены нами в кармацкую археологическую культуру (Тишкин А.А., 2000а, с.172).

Одинцовская культура
1. Сошниковский этап (втор. пол. IV-V вв.; формирование культуры). Мог.: Тугозвоново, Чекановский Лог-9, Троицкий Елбан-I, Ераска, Ближние Елбаны-III, XII, XIV, Татарские могилки и др. Пос.: Сошниково-1, Бехтемир и др. 359 г. - образование Жужанского каганата. 488 г. - падение княжества Юэбань.
2. Осинкинский этап (VI - перв. пол. VII вв.; самостоятельное развитие культуры, тюркское и самодийское влияние). Мог.: Осинки, Ближние Елбаны-XVI, Горный-10, Заломное-I и др. Пос.: Комарово-1, Городище-2 и др. 552 г. - образование Тюркского каганата. 630-650 гг. - пребывание Чабыш-кагана на Алтае.
3. Акутихинский этап (втор. пол. VIII - перв. пол.VIII вв.; преобладание самодийских элементов в культуре). Мог.: Осинки, Горный-10 Пос.: Акутиха-1 II Восточно-тюркский каганат 682-744 гг.
Сросткинская культура
1. Инской этап (втор. пол. VIII - перв. пол. IX вв.; формирование культуры в границах Лесостепного Алтая). Мог.: Иня-1, Чингис-2, Борковский Елбан-6, Точильное-5, Плотниково и др. Пос.: Кипринский Борок-7 744 г. - падение II Восточнотюркского каганата. 745-840 гг. - Уйгурский каганат.
2. Грязновский этап (втор. пол. IX - перв. пол. X вв.; рост населения и завершение консолидации общества). Мог.: Грязново-I-IV, Сростки-I, Ближние Елбаны-VI, Дмитротитово, Белый Камень и др. Пос.: Троицк-3 840-847 гг. - военная экспансия Кыргызского каганата. Ок. 850 г. - образование Кимакского каганата.
3. Шадринцевский этап (втор. пол. X - перв. пол. XI вв.; расширение ареала культуры). Мог.: Шадринцево-1, Сростки-I, Ближние Елбаны-VIII, Рогозиха-I, Щепчиха-1 и др. Пос.: Комарово-5, Серебренниково-3 и др. 924, 994 гг. - походы киданей в Монголию, ослабление Кыргызского и Кимакского каганатов.
4. Змеевский этап (втор. пол. XI-XII вв.; сокращение культурного ареала до прежних границ, распад культурного единства). Мог.: Змеевка, Осинки, Ближние Елбаны-IX, Ильинка, Гилево-II и др. Пос.: Елбанка Ок. 1050 г. - распад Кимакского каганата, расселение кыпчакских племен.
Кармацкая культура
XIII-XIV вв. (формирование и развитие новой культурной общности). Мог.: Кармацкий, Телеутский Взвоз-I, Осинки, Ильинка, Усть-Алейка Клуб, Ближние Елбаны-VI и XIV, Сухие Гривы и др. 1207 г. - монгольское завоевание Южной Сибири. 1218 г. - образование улуса Джучи. 1243 г. - образование Золотой Орды. Ок. 1400 г. - распад Золотой Орды.

Причины изменения инвентарных комплексов и погребального обряда, а также смена выявленных археологических культур, связаны, на наш взгляд, с важнейшими историческими событиями, происходившими в Центральной Азии в эпоху средневековья. Сопоставление археологических материалов с данными письменных источников во многом помогает объяснить ход исторических процессов на территории Лесостепного Алтая в рассматриваемое время, а также позволяет синхронизировать известные даты с выделением этапов указанных культур.

Типовые наборы инвентаря из памятников Горного Алтая эпохи средневековья также позволяют выявить ряд хронологических групп, которые соответствуют определенным этапам развития археологических культур. В первые шесть групп (втор. пол. V-XI вв.н.э.) входят памятники с единым обрядом и схожей архитектурой погребально-поминальных комплексов - это подкурганные захоронения человека в сопровождении верхового коня, ритуальные объекты, поминальные оградки, изваяния, балбалы, которые отождествляются с этносом тюрок. Культуру, объединяющую эти памятники, на наш взгляд, правильнее называть "тюркской", без приставки древняя, поскольку данный народ существовал как единая общность только в период раннего средневековья.

В две отдельные группы (втор. пол. IX-XI вв.н.э.) входят памятники, отличающиеся от тюркских. Это подкурганные погребения по обряду кремации на стороне, характерные для средневекового населения Минусинской котловины и территории Тувы. Они объединяются в рамках кыргызской культуры.

Следующая хронологическая группа (XII в.н.э.) включает памятники, представленные подкурганными погребениями людей по обряду одиночного трупоположения или ингумации со шкурой коня, появление которых совпадает по времени с расселением найманов и кыпчаков. Последняя группа (XIII-XIV вв.н.э.) нашей схемы представлена подкурганными погребениями людей по обряду одиночной ингумации. Эти объекты по своей планиграфии и оформлению погребальных сооружений схожи многими чертами с описанием аналогичной обрядности ряда монгольских племен (Тишкин А.А., 1998).

Все выделенные хронологические группы соотносятся с известными историческими событиями, которые происходили в Центральной Азии и отражены в различных письменных источниках. Это, на наш взгляд, является важным исследовательским моментом, так как подобный подход помогает понять причины изменений, фиксируемых по археологическим материалам.

Тюркская культура
1

1
Кызыл-Ташский этап (втор. пол. V - перв. пол. VI вв.; формирование тюркской культуры на территории Алтая). Мог.: Узунтал-I, к. 1; Ороктой; Верх-Еланда-I, к. 4; Усть-Бийке-III, к. 5,6; Тыткескень-VI, к. 5 и др. Пом.: Кызыл-Таш; Кок-Паш, Кудыргэ, Усть-Карасу-I, Мендур-Соккон-I, Кара-Коба-I и др. 460 г. - переселение на Алтай племени Ашина. 552 г. - образование Тюркского каганата.
2

2
Кудыргинский этап (втор. пол. VI - перв. пол. VII вв.; расширение ареала культуры по степному поясу Евразии, распад культурного единства). Мог.: Кудыргэ, к. 1-13,15, 18,22-26; Жана-Аул; Кара-Коба-I; Курай-VI; Катанда-3, к. 11; Тыткескень-VI, к. 10 и др. Пом.: Ян-Гобо; Текелю; Нижняя Сору; Макажан и др. 552-604 гг. - Тюркский каганат. 604-630 гг. - I Восточнотюркский каганат. 630-650 гг. - пребывание Чабыш-кагана на Алтае.
3

3
Катандинский этап (втор. пол. VII - перв. пол. VIII вв.; возрождение культуры и ее господство в Центральноазиатском регионе). Мог.: Катанда-II; Катанда-3; Курай-V,VII; Узунтал-V; Тыткескнь-VI, к. 1 и др. Пом.: Большой Курманак-1; Кыпчыл; Малталу; Чадыр; Юстыд и др. 682-744 гг. - II Восточнотюркский каганат.
4

4
Туэктинский этап (втор. пол. VIII - перв. пол. IX вв.; распад культуры на локальные варианты, проникновение ее элементов в лесостепную часть Зап. Сиб.) Мог.: Туэкта; Курай-II,III; Узунтал-VI,VIII; Катанда-II, к. 1,2; Джолин-I и др. Пом.: Кер-Кечу; Талдура-I; Сары-Коба-II и др. 745-840 гг. - Уйгурский каганат.
5

5
Курайский этап (втор. пол. IX - перв. пол. X вв.; интеграция культуры с культурой господствующего этноса. Мог.: Курай-IV; Узунтал-I, к. 2; Юстыд-I; Бертек-27; Чобурак-1 и др. Пом.: Дъер-Тебе; Бойтыгем-IV и др. 840 - ок. 950 гг. - "эпоха великодержавия" Кыргызского каганата.
6

6
Балтарганский этап (втор. пол. X-XI вв.; постепенная нивелировка культуры и утрата самобытных черт). Мог.: Балтарган; Калбак-Таш; Пазырык, к. 5 (вп.); Катанда-II, к. 1 (1865 г.); Барбургазы-I и др. Ок. 950 г. - распад Кыргызского каганата на отдельные княжества: "Киргиз" и "Кэм-Кэмджиут".
Кыргызская культура
1

1
Яконурский этап (втор. пол. IX - перв. пол. X вв.; распространение культуры на территорию Горного Алтая). Мог.: Яконур, к. 1-Е,F,G; Узунтал-XIII; Кара-Коба-I, к. 31,47; Коргон, к. 8; Бешозек, Бийке, к. 21 и др. 840 - ок. 950 гг. - "эпоха великодержавия" Кыргызского каганата.
2

2
Ак-Ташский этап (втор. пол. X-XI вв.; локальное развитие культуры). Мог.: Ак-Таш, к. 9, 27; Яконур, к. 4; Усть-Кан. Ок. 950 г. - распад Кыргызского каганата на отдельные княжества: "Киргиз" и "Кэм-Кэмджиут".
Культура монгольского времени
1

1
Верх-Еландинский этап (XII в.; сочетание разнокультурных элементов). Мог.: Верх-Еланда-I, к. 1, 5 (вп.); Элекманар-II, к. 17; Бичикту-Бом; Кудыргэ, к. 16,38,74,76. Ок. 1100 г. - расселение найманов в Западной Монголии. 1204 г. - разгром найманов монголами.
2

2
Усть-Бийкенский этап (XIII-XIV вв.; сложение единой культуры в степном поясе Евразии, наличие локальных особенностей для отдельных территорий). Мог.: Кудыргэ, к. 14,17,19,20,21; Яконур, к. 1-А,Д, к. 2; Талдуаир-1, к. 6 (вп.); Усть-Бийке-III, к. 1,2,3,7; Ак-Алаха, к. 1 (вп.); Бертек-20 и др. 1207 г. - завоевание Саяно-Алтая монголами. Улус Джучи. 1227 г. - включение Саяно-Алтая в улус Великого хана. 1293 г. - завоевание Саяно-Алтая империей Юань. Провинция Лин-Бей. 1368 г. - падение империи Юань.

В заключение необходимо указать на то, что предлагаемые на обсуждение и для дальнейшей работы культурно-хронологические схемы изучения истории средневековых кочевников Алтая основаны на опыте предыдущих исследований. В настоящее время они являются "рабочими" (т.е. в них можно вносить определенные коррективы, дополнения) и отражает современный уровень накопления и осмысления имеющихся материалов.

Литература

  1. Абдулганеев М.Т. Материалы эпохи железа из раскопок у с.Комарово // Проблемы археологии и этнографии Южной Сибири. - Барнаул, 1990. - С.143-149.
  2. Абдулганеев М.Т. Могильник у поселка Рубцовский // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. - Барнаул, 1998. - Вып.IX. - С.172-175.
  3. Абдулганеев М.Т. Могильник Горный 10 - памятник древнетюркской эпохи в северных предгорьях Алтая // Пространство культуры в археолого-этнографическом измерении. Западная Сибирь и сопредельные территории. - Томск, 2001. - С.128-130.
  4. Абдулганеев М.Т., Горбунов В.В., Казаков А.А. Новые могильники второй половины I тысячелетия н.э. в урочище Ближние Елбаны // Военное дело и средневековая археология Центральной Азии. - Кемерово, 1995. - С.243-252.
  5. Абдулганеев М.Т., Степанова Н.Ф. Исследования на могильнике Горный-10 (Северный Алтай) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск, 2001. - Том VII. - С.216-219.
  6. Абдулганеев М.Т., Степанова Н.Ф., Служак И.В., Чекрыжова О.И. Раскопки аварийных памятников на р.Иша // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. - Барнаул, 2001. - Вып.XII. - С.93-97.
  7. Бородаев В.Б., Горбунов В.В. Раннесредневековые находки с Борковских Елбанов // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. - Барнаул, 1995. - Вып.V. - Ч.2. - С.153-160.
  8. Бородаев В.Б., Ефремов С.А., Тишкин А.А. Захоронения первой половины II тыс. в пункте Ближние Елбаны-VI // Древности Алтая: Известия лаборатории археологии. - Горно-Алтайск, 2000. - ©5. - С.124-135.
  9. Гаврилова А.А. Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племен. - М; Л., 1965. - 146 с.
  10. Горбунов В.В. Погребение IX-X вв.н.э. на р.Чумыш // Проблемы сохранения, использования и изучения памятников археологии. - Горно-Алтайск, 1992. - Вып.III. - С.86-87.
  11. Горбунов В.В. Грунтовый могильник с обрядом кремации Троицкий Елбан-I // Культура древних народов Южной Сибири. - Барнаул, 1993. - С.80-90.
  12. Горбунов В.В. Грунтовый могильник Троицкий Елбан-I (новые материалы) // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. - Барнаул, 1995. - Вып.V. - Ч.2. - С.148-152.
  13. Горбунов В.В. Курганы сросткинской культуры у с.Шелаболиха // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. - Барнаул, 1996. - Вып.VII. - С.162-166.
  14. Горбунов В.В. Поселения Лесостепного Алтая конца I - начала II тыс. н.э. // Поселения: среда, культура, социум. - СПб., 1998. - С.188-190.
  15. Горбунов В.В., Бородаев В.Б. Средневековое поселение Троицк-3 на левобережье Барнаульского Приобья // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. - Барнаул, 1995. - Вып.V. - Ч.2. - С.214-220.
  16. Горбунов В.В., Кунгуров А.Л., Тишкин А.А. Раскопки курганов на Алтае // Археологические открытия 2000 года. - М., 2001. - С.212-214.
  17. Горбунов В.В., Ситников С.М. Результаты обследования двух аварийных памятников эпохи средневековья в Алтайском крае // Сохранение и изучение культурного наследия Алтая. - Барнаул, 2000. - Вып.XI. - С.226-230.
  18. Горбунов В.В., Ситников С.М. Исследование аварийного кургана сросткинской культуры на памятнике Кайгородка-V // Алтай и сопредельные территории в эпоху средневековья. - Барнаул, 2001. - С.9-16.
  19. Горбунов В.В., Тишкин А.А. Вооружение населения Лесостепного Алтая в монгольское время (XIII-XIV вв.) // Военная археология: Оружие и военное дело в исторической и социальной перспективе. - СПб., 1998а. - С. 262-266.
  20. Горбунов В.В., Тишкин А.А. Случайные находки средневекового вооружения в Алтайском крае // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. - Барнаул, 1998б. - Вып.IX. - С.190-194.
  21. Горбунов В.В., Тишкин А.А. Курганный могильник сросткинской культуры Филин-I - аварийный памятник археологии // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. - Барнаул, 1999. - Вып.X. - С.137-141.
  22. Горбунов В.В., Тишкин А.А. Новые сведения о случайных находках предметов вооружения // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. - Барнаул, 2001а. - Вып. XII. - С. 160-165.
  23. Горбунов В.В., Тишкин А.А. Продолжение исследований курганов сросткинской культуры на Приобском плато // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск, 2001. - Т.VII. - С.281-287.
  24. Грязнов М.П. Древние культуры Алтая. - Новосибирск, 1930. - 11 с.
  25. Грязнов М.П. Раскопки на Алтае // СГЭ. - Л., 1940. - Вып.I. - С.17-21.
  26. Грязнов М.П. Раскопки Алтайской экспедиции на Ближних Елбанах // КСИИМК. - М.-Л., 1949. - Вып.XXVI. - С.110-119.
  27. Грязнов М.П. Из далекого прошлого Алтайского края. - Барнаул, 1950. - 27 с.
  28. Грязнов М.П. Археологические исследования территории одного древнего поселка // КСИИМК. - М.-Л., 1951. - Вып.XL. - С.105-113.
  29. Грязнов М.П. Некоторые итоги трехлетних археологических работ на Верхней Оби // КСИИМК. - М.-Л., 1952. - Вып.XLVIII. - С.93-102.
  30. Грязнов М.П. История древних племен Верхней Оби по раскопкам близ с. Большая Речка // МИА. - М.-Л., 1956. - ©48. - 160 с., табл.
  31. Грязнов М.П. Археологические исследования на Оби в ложе водохранилища Новосибирской ГЭС // Научная конференция по истории Сибири и Дальнего Востока - Иркутск, 1960. - С.22-24.
  32. Евтюхова Л.А., Киселев С.В. Отчет о работах Саяно-Алтайской археологической экспедиции в 1935 г. // ТГИМ. - М., 1941. - Вып.XVI. - С.75-117.
  33. Захаров А.А. Материалы по археологии Сибири. Раскопки акад. В.В. Радлова в 1865 г. // ТГИМ. - М., 1926. - Вып.I. - С.71-106.
  34. Зиняков Н.М. История черной металлургии и кузнечного ремесла древнего Алтая. - Томск, 1988. - 276 с.
  35. Казаков А.А. Этнокультурная ситуация в лесостепном и предгорном Алтае в I тыс.н.э. // Проблемы истории и культуры Алтая и сопредельных территорий. - Горно-Алтайск, 1992. - С.85-87.
  36. Казаков А.А. Алтай в эпоху средневековья // История Алтая. Учебное пособие. - Барнаул, 1995. - Ч.I. - С.82-99.
  37. Казаков А.А. К вопросу о формировании одинцовской культуры // Погребальный обряд древних племен Алтая. - Барнаул, 1996. - С.166-177.
  38. Казаков А.А. Городище Сошниково 1 // Древние поселения Алтая. - Барнаул, 1998. - С.192-205.
  39. Казаков А.А., Тишкин А.А., Горбунов В.В. Археологические исследования на памятнике Телеутский Взвоз-I в 1996 году // Древности Алтая. Известия лаборатории археологии. - Горно-Алтайск, 2001. - ©6. - С.116-119.
  40. Кирюшин Ю.Ф., Горбунов В.В. Погребение сросткинской культуры на могильнике Восход-1 // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. - Барнаул, 1998. - Вып.IX. - С.190-194.
  41. Кирюшин Ю.Ф., Горбунов В.В., Алехин Ю.П. Курган сросткинской культуры могильника Быково-IV // Вопросы археологии и истории Южной Сибири. - Барнаул, 1999. - С.187-194.
  42. Кирюшин Ю.Ф., Горбунов В.В., Степанова Н.Ф., Тишкин А.А. Древнетюркские курганы могильника Тыткескень-VI // Древности Алтая. Известия лаборатории археологии. - Горно-Алтайск, 1998. - ©3. - С.165-175.
  43. Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири // МИА. - М.; Л., 1949. - ©9. - 364 с.
  44. Кубарев Г.В. Новый серебряный сосуд из Талдуаира // Известия лаборатории археологии. - Горно-Алтайск, 1995. - ©1. - С.164-182.
  45. Кубарев Г.В. Культура древних тюрок Алтая (по материалам погребальных памятников): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Новосибирск, 1997. - 18 с.
  46. Кубарев Г.В. К этнополитической ситуации на территории Алтая в VI-XI вв.н.э. // Сибирь в панораме тысячелетий. - Новосибирск, 1998. - Т.1. - С.290-297.
  47. Кубарев В.Д. Древнетюркские изваяния Алтая. - Новосибирск, 1984. - 230 с.
  48. Кубарев В.Д. Древнетюркские кенотафы Боротала // Древние культуры Монголии. - Новосибирск, 1985. - С.136-148.
  49. Кубарев В.Д. Палаш с согдийской надписью из древнетюркского погребения на Алтае // Северная Азия и соседние территории в средние века. - Новосибирск, 1992. - С.25-36.
  50. Мамадаков Ю.Т., Горбунов В.В. Древнетюркские курганы могильника Катанда-3 // Известия лаборатории археологии. - Горно-Алтайск, 1997. - ©2. - С.115-129.
  51. Могильников В.А. Археологические исследования на Верхнем Алее // Археология и краеведение Алтая. - Барнаул, 1972. - С.39-43.
  52. Могильников В.А. Тюрки. Кимаки. Сросткинская культура. Карлуки. Памятники кочевников Сибири и Средней Азии X-XII вв. Памятники кочевников Сибири и Средней Азии XIII-XIV вв. // Степи Евразии в эпоху средневековья. Археология СССР. - М.,1981. - C.29-46, 189-200.
  53. Могильников В.А. Древнетюркские курганы Кара-Коба I // Проблемы изучения древней и средневековой истории Горного Алтая. - Горно-Алтайск, 1990. - С.137-185.
  54. Могильников В.А. Исследование Кармацких курганов // Проблемы сохранения, использования и изучения памятников археологии. - Горно-Алтайск, 1992а. - С.92-94.
  55. Могильников В.А. Древнетюркские оградки Кара-Коба I // Материалы к изучению прошлого Горного Алтая. - Горно-Алтайск, 1992б. - С.175-212.
  56. Могильников В.А. Культовые кольцевые оградки и курганы Кара-Кобы I // Археологические и фольклорные источники по истории Алтая. - Горно-Алтайск, 1994. - С.94-116, 257-280.
  57. Могильников В.А. Курган 85 Кара-Кобы I и некоторые итоги изучения древнетюркских памятников Алтая в связи с исследованиями в Кара-Кобе // Источники по истории Республики Алтай. - Горно-Алтайск, 1997. - С.187-234.
  58. Могильников В.А. Кочевники северо-западных предгорий Алтая в IX-XI веках. - М., 2002. - 362 с.
  59. Неверов С.В. История изучения памятников сросткинской культуры Алтая // Древняя история Алтая. - Барнаул, 1980. - С.93-106.
  60. Неверов С.В. Погребение могильника Змеевка на Алтае (по материалам раскопок С.М. Сергеева) // Археология и этнография Алтая. - Барнаул, 1982. - С.100-121.
  61. Неверов С.В. Костяные пряжки сросткинской культуры (VIII-X вв.) // Алтай в эпоху камня и раннего металла. - Барнаул, 1985. - С.192-206.
  62. Неверов С.В. Этническая принадлежность сросткинской культуры (историография вопроса) // Вопросы историографии Сибири и Алтая. - Барнаул, 1988. - С.188-200.
  63. Неверов С.В. Удила второй половины I-го тыс. Верхнего Приобья (классификация и типология) // Вопросы археологии Алтая и Западной Сибири. - Барнаул, 1992. - С.141-155, 234-238.
  64. Неверов С.В. Стремена Верхнего Приобья в VII-XII вв. (классификация и типология) // Снаряжение верхового коня на Алтая в раннем железном веке и средневековье. - Барнаул, 1998. - С.129-151.
  65. Неверов С.В., Горбунов В.В. Древнетюркские поминальные оградки Средней Катуни // Проблемы охраны, изучения и использования культурного наследия Алтая. - Барнаул, 1995. - С.167-170.
  66. Неверов С.В., Горбунов В.В. Курганный могильник сросткинской культуры Шадринцево-1 // Археология, антропология и этнография Сибири. - Барнаул, 1996. - С.163-191.
  67. Неверов С.В., Горбунов В.В. Сросткинская культура (периодизация, ареал, компоненты) // Пространство культуры в археолого-этнографическом измерении. Западная Сибирь и сопредельные территории. - Томск, 2001. - С.176-178.
  68. Овчинникова Б.Б. Тюркские древности Саяно-Алтая в VI-X веках. - Свердловск, 1990. - 223 с.
  69. Руденко С.И., Глухов А.Н. Могильник Кудыргэ на Алтае // МЭ. - Л., 1927. - Т.3. - Вып.2. - С.37-52.
  70. Савинов Д.Г. К этнической принадлежности сросткинской культуры // Происхождение аборигенов Сибири и их языков. - Томск, 1973. - С.189-192.
  71. Савинов Д.Г. Расселение кимаков в IX-X вв. по данным археологических источников // Прошлое Казахстана по археологическим источникам. - Алма-Ата, 1976. - С.94-104.
  72. Савинов Д.Г. Древнетюркские курганы Узунтала // Археология Северной Азии. - Новосибирск, 1982. - С.102-122.
  73. Савинов Д.Г. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху. - Л., 1984. - 175 с.
  74. Савинов Д.Г. Государства и культурогенез на территории Южной Сибири в эпоху раннего средневековья. - Кемерово, 1994а. - 215 с.
  75. Савинов Д.Г. Древнетюркские племена в зеркале археологии // Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи Евразии. - СПб., 1994б. - С.92-165.
  76. Савинов Д.Г. Сросткинский могильник (раскопки М.Н. Комаровой в 1925 г. и С.М. Сергеева в 1930 г.) // Древности Алтая (известия лаборатории археологии ©3). - Горно-Алтайск, 1998. - С.175-190.
  77. Савинов Д.Г. Кудыргинский предметный комплекс на Северном Алтае (по материалам Осинкинского могильника). - Новосибирск, 2000. - С.170-177.
  78. Степанова Н.Ф., Горбунов В.В. Находки эпохи средневековья с поселений Малый Дуган и Узнезя-I // Проблемы изучения культурно-исторического наследия Алтая. - Горно-Алтайск, 1994. - С.82-85.
  79. Теплоухов С.А. Опыт классификации древних металлических культур Минусинского края // Материалы по этнографии. - Л., 1929. - Т.IV. - Вып.2. - С.41-62.
  80. Тишкин А.А. Некоторые итоги археологических исследований курганов северо-западных предгорий Алтая // Охрана и исследования археологических памятников Алтая. - Барнаул, 1991. - С.16-19.
  81. Тишкин А.А. Курганный могильник Белый Камень - новый памятник эпохи средневековья северо-западных предгорий Алтая // Культура народов евразийских степей в древности. - Барнаул, 1993а. - С.232-247.
  82. Тишкин А.А. Аварийные археологические раскопки курганного могильника Щепчиха-1 // Культура древних народов Южной Сибири. - Барнаул, 1993б. - С.90-99.
  83. Тишкин А.А. Разработка методики поиска на Алтае погребальных комплексов монгольского времени // Интеграция археологических и этнографических исследований. - Омск-СПб., 1998. - Ч.II. - С.101-103.
  84. Тишкин А.А. Проблемы изучения культуры населения монгольского времени на Алтае // Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. - Улан-Удэ, 2000а. - Т.I. - С.169-173.
  85. Тишкин А.А. Изучение М.П. Грязновым памятников монгольского времени на Алтае // Пятые исторические чтения памяти Михаила Петровича Грязнова. - Омск, 2000б. С.108-110.
  86. Тишкин А.А. Предметы материальной культуры монгольского времени из разрушенного захоронения памятника Усть-Алейка-5 // Проблемы изучения древней и средневековой истории. - Барнаул, 2001а. - С.40-49.
  87. Тишкин А.А. Изучение археологических памятников монгольского времени на Алтае // Пространство культуры в археолого-этнографическом измерении. Западная Сибирь и сопредельные территории. - Томск, 2001б. - С.82-84.
  88. Тишкин А.А. Сухие Гривы - памятник монгольского времени на правобережье Оби // Алтай и сопредельные территории в эпоху средневековья. - Барнаул, 2001в. - С.139-146.
  89. Тишкин А.А., Горбунов В.В. Курган сросткинской культуры у оз.Яровское // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. - Барнаул, 1998. - Вып.IX. - С.194-198.
  90. Тишкин А.А., Горбунов В.В. Раскопки на Алтае // Археологические открытия 1997 года. - М., 1999а. - С.316-318.
  91. Тишкин А.А., Горбунов В.В. Материалы исследования памятника Усть-Бийке-III в Горном Алтае // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск, 1999б. - Т.V. - С.520-526.
  92. Тишкин А.А., Горбунов В.В. Результаты исследования курганов сросткинской культуры на Приобском Плато // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск, 2000. - Т.VI. - С.405-410.
  93. Тишкин А.А., Горбунов В.В. Археологические памятники эпохи средневековья в Павловском районе // Павловский район: Очерки истории и культуры. - Барнаул-Павловск, 2000. - С.54-63.
  94. Тишкин А.А., Горбунов В.В., Казаков А.А. Завершение раскопок курганов монгольского времени на памятнике Телеутский Взвоз-I // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск, 1998. - Т.IV. - С.365-368.
  95. Тишкин А.А., Казаков А.А., Горбунов В.В. Исследование курганов монгольского времени на могильнике Телеутский Взвоз I // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск, 1997. - Т.III. - С.301-305.
  96. Тишкин А.А., Тишкина Т.В. Аварийные археологические раскопки памятник Черный Камень в Рубцовском районе Алтайского края // Охрана и исследования археологических памятников Алтая. - Барнаул, 1991. - С.123-126.
  97. Уманский А.П. Археологические памятники у села Иня // Известия Алтайского отдела географического общества Союза ССР. - Барнаул, 1970. - Вып.11. - С.45-74.
  98. Уманский А.П. Могильники верхнеобской культуры на Верхнем Чумыше // Бронзовый и железный век Сибири. - Новосибирск, 1974. - С.136-149.
  99. Уманский А.П. Погребение эпохи "Великого переселения народов" на Чарыше // Древние культуры Алтая и Западной Сибири. - Новосибирск, 1978. - С.129-163.
  100. Уманский А.П. Памятники эпохи "Великого переселения народов" на Чарыше // Урало-Алтаистика. Археология, этнография, язык. - Новосибирск, 1985. - С.55-63.
  101. Уманский А.П., Тишкин А.А., Горбунов В.В. Погребения первой половины II тыс.н.э. на могильнике Ильинка в Алтайском крае // Алтай и сопредельные территории в эпоху средневековья. - Барнаул, 2001. - С.146-161.
  102. Худяков Ю.С. Вооружение средневековых кочевников Южной Сибири и Центральной Азии. - Новосибирск, 1986. - 268 с.
  103. Худяков Ю.С. Вооружение кочевников Южной Сибири и Центральной Азии в эпоху развитого средневековья. - Новосибирск, 1997. - 160 с.
  104. Ширин Ю.В. Новые исследования многослойного памятника Степной Чумыш-2 // Кузнецкая старина. - Новокузнецк, 1994. - Вып.2. - С.122-129.
  105. Шульга П.И. Поселение Партизанская Катушка на Катуни // Древние поселения Алтая. - Барнаул, 1998. - С.146-164.
Работа выполнена при поддержке РФФИ, проект c00-06-80393.