Куликов Ф.И.
(г.Горно-Алтайск)
ИКОНОГРАФИЯ И ЛОКАЛИЗАЦИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ ЖРЕЦА-ХЕРИХЕБА ЕГИПЕТСКИХ ГРОБНИЦАХ СТАРОГО ЦАРСТВА
Египетские настенные рельефы Старого царства считаются уникальным источником, позволяющим исследовать многие стороны жизни древнего общества долины Нила. Отдельные случаи оформления гробниц изображениями датируются еще додинастическим периодом: в найденном Ф.Грином иераконпольском погребении вождя (время Негада II) две выложенные сырцовым кирпичом и обмазанные глиной стены покрыты росписями какой-то битвы на судах и культовых действий. В ряде погребений II династии некрополя Избет эль-Вальда погребальные камеры имеют так называемые потолочные стелы с высеченной на них сценой трапезы хозяина за жертвенным столиком с хлебами. Однако практика настенного оформления не получила в это время дальнейшего развития и имела, вероятно, локальное значение. На длительное время возобладала тенденция полностью избегать изображений в погребальной камере, что было вызвано страхом перед всем изображенным и разной природой миров "ка" и "ба". Настенные рельефы со времени правления IV династии помещают в часовнях, подальше от тела покойного, что и определило до I Переходного периода быстрое развитие суперструктуры. Она быстро расширяется, включая дополнительные комнаты, портики, дворы с колоннами и целые колонные залы, далеко отодвигающие часовню от входа. Во время правления царей V-нач.VI династий стены суперструктуры гробниц полностью покрываются рельефами. В рельефных сценах воссоздается обстановка вельможеского хозяйства, причем акцент делается на передаче динамики доставки продуктов и вещей процессиями людей и на судах. Процессия с приношениями (продуктами, птицей, животными, мебелью, ювелирными изделиями и проч.), как правило, начинается у входа в гробницу, проходит в переднюю и через ряд помещений движется к часовне, к ее западной стене, где размещаются одна или сразу несколько ложных дверей (рис.1). Ложная дверь - высеченная в стене или выложенная из каменных блоков имитация настоящей - самое важное место в суперструктуре гробницы, посредством которой, согласно архаическим представлениям, умерший общался с земным миром,
принимая продукты с расположенного здесь же жертвенника. Находящаяся вверху панель в общем виде передавала окно с откинутыми ставнями, в проеме которого изображался сидящий за столиком с хлебами хозяин. Фигуры хозяина, входящего либо выходящего из ложной двери, высекались на ее косяках или щеках. Несмотря на то, что общее направление движения изображенной процессии челяди с жертвенными вещами было ориентировано на ложную дверь часовни, часть ноши оставлялась в кладовых и складировалась рядами (показано ярусами) перед рельефом стоящего хозяина, а само движение прерывается сценами сельскохозяйственными (пахота, сев, сбор урожая и его доставка в зернохранилище, уход за скотом, ловля птиц и рыбы), ремесленными (изготовление мебели, оружия, ювелирных украшений, статуй, сосудов, лодок, плавка металла и т.д.), бытовыми (прогулка хозяина в паланкине, игра в шашки и т.д.), сценами охоты с гарпуном на гиппопотама и с бумерангом на птиц и проч. Но все изображенное, несмотря на красочность и подкупающую доступность, нельзя воспринимать как слепок с реальной жизни. Переданная мастером обстановка вельможеского хозяйства была миром-Двойником, в котором предстояло обитать Двойнику ("ка" - одной из сущностей) умершего (Большаков А.О., 1987, с.3-37; Большаков А.О., 1993, с.7-8). Здесь хозяин мастабы, не зная государевой службы и снабженный художником сверх меры всем необходимым, занимал центральное положение (Большаков А.О., 2001, с.197-221). К тому же, специфическое назначение рельефов (обеспечение существования "ка" умершего) влияло на иконографию изображений, содержание сцен и их размещение внутри помещения. Чтобы гробница в представлении египтян Старого царства считалась таковою, необходимо было построить отдельные изображения с учетом требований иконографического канона, а все архитектурные и изобразительные компоненты свести в некую сложную систему, функционирующую на разных структурных уровнях (Куликов Ф.И., 2001, с.87). Для понимания всех условностей построения системы нужно проникнуть в глубины мировосприятия древних египтян, однако содержание религиозных текстов Древнего и Среднего царства очень смутно и трудно для интерпретации. К тому же, древнеегипетские изобразительность и текст описывали два разных мира. Текст - мир фантастический, мир богов ("ба"), поскольку в тексте, в отличие от изображения, можно было не упоминать то, о чем пишущий не знает (Большаков А.О., 2001, с.226-237). Изображениями передавался реальный мир и "мир-ка". Чтобы разорвать замкнутый круг и понять основы египетского мировосприятия следует перенести акцент с того, что изображено на то, как это изображение построено, взглянуть на египетскую мастабу и гробничные рельефы как на единую систему взаимосвязанных компонентов, исследовать их структуру и иерархию, выделить закономерности, интерпретировать их, объяснить механизм функционирования погребения. Изучение структурных уровней египетского погребения находится на стадии их выявления и выделения закономерностей взаимодействия компонентов. Системообразующим фактором для всей мастабы Старого царства является одна или несколько ложных дверей ("уста дома"), а на уровне отдельной стены - изображения хозяина усыпальницы, неизмеримо превосходящие своими размерами все остальные фигуры и уже этим объединяющие в единую композицию расположенные перед ними ярусами сцены. Фигуры владельцев погребения, выполненные в технике барельефа, врезанного рельефа либо, позднее, стенной росписи, несмотря на свою многочисленность (в отдельных мастабах их насчитываются десятки), легко сводятся к нескольким иконографическим типам, являющимся, по сути, каноническими. Они предстают перед нами с бритой головой, либо в одном из париков, имеют короткое (плотно облегающее бедра или с выступающим вперед углом), либо длинное ниже колен одеяние. В левой руке они могут держать посох, а в опущенной правой - жезл, платок, свиток. На шее хозяина может быть ожерелье, на запястьях рук - браслеты, а на ногах - сандалии. Часто он показан с наброшенной на плечи шкурой пантеры (в облике жреца-сема) и, гораздо реже - с лентой через плечо (обычное одеяние жреца-херихеба) (рис.2).
Интересной представляется возможность проследить зависимость иконографии жреца-херихеба от его локализации внутри гробницы и расположенных перед ним сцен. Рельефы хозяина с лентой через плечо в мастабах Старого царства встречаются довольно редко: в доступных автору публикациях более ста гробниц удалось обнаружить лишь 28 подобных изображений из 12 вельможеских мастаб, датируемых временем правления V-VI династий.
- Сешатхетеп, правление V дин. Три изображения: (Junker H., 1934, abb.26, 27, 28).
- Каи, правление V дин. Три изображения: (Junker H., 1938, abb.14, 17).
- Хафхуфу II, правление Ниусерра. Изображение: (Simpson W., 1978, fig. 46).
- Чи, правление Ниусерра или позднее. Пять изображений: (Wild H., 1953, pl.XII, XXXVI, LVIII).
- Нефер, правление Ниусерра - Унис (конец V дин.). Изображение: (Hassan S., 1941, fig.170).
- Анхмахор, правление Тети (нач.VI дин.). Изображение: (Badawy A., 1978, fig.51).
- Нихетепптах, начало правления VI дин. Три изображения: (Badawy A., 1978, Fig.2, 9).
- Мерерука, правление Тети (нач.VI дин.). Два изображения: (Duell P., 1938, pl.7, 83).
- Каапер, правление Тети - нач. Пепи I. Два изображения: (Kanawati N., 1996, pl.49, 53).
- Урни, середина VI дин. Или позднее. Два изображения: (Davies W., 1984, pl.26)
- Мериранефер / Кар, правление Пепи I или позднее. Три изображения: (Simpson W.,1976, fig.21-28).
- Чечу, правление поздней VI дин. Два изображения: (Simpson W., 1980, fig.18).
Сравнение иконографии высеченных в гробницах изображений херихебов производилось по ряду выделенных критериев: наличие атрибутов (посоха, жезла, платка, свитка (возможно со списком жертвенных вещей), типы одежды (опоясание облегающее тело и короткое, либо с выступающим углом, либо длинное ниже колен), наличие либо отсутствие парика, типы париков (таблица 1).
Иконография. Как правило, жреца-херихеба стараются изобразить стоящим. Сидящим (4 изображения) его можно увидеть лишь на косяках или щеках входа в мастабу либо прохода из одной камеры в другую. В левой руке он почти всегда держит посох (21 изображение), в правой - жезл (13 изображений), свиток (5 изображений), либо платок (4 изображения), на голове у него парик - длинный, ниспадающий на плечи (19 изобр.) либо короткий (6 изобр.). Облик хозяина с лентой через плечо на протяжении Старого царства не оставался неизменным. На таблице хорошо видно, что короткий парик он мог носить совсем недолго - до сер.V династии, а платок в правой руке - до начала VI династии. К этому времени образ херихеба в глазах египтян, по-видимому, окончательно кристаллизировался, что привело к значительному сокращению перечня необходимых ему атрибутов: наряду с посохом в него можно включить лишь жезл (отчасти свиток), длинный парик и короткое одеяние, по преимуществу, с выступающим углом. Примечательно, что художник явно избегал изображать херихеба с бритой головой, либо в длинном ниже колен одеянии, т.е. в облике, довольно распространенном в египетской живописи и скульптуре. К примеру, хорошо известный египтологам иконографический тип изображения мужчины "согласно жизни" (передает фигуру человека более или менее полного, иногда грузного, с индивидуальными особенностями) как правило, не имеет парика, но имеет именно такие длинные одежды (Bolshakov A.O., 1990, s.92-102). Последнее обстоятельство дает определенное основание видеть в рельефе "согласно жизни", по известным показателям, "антипод" жрецу-херихебу.
Даже поверхностный анализ расположения рельефов херихеба позволяет выявить тесную связь этого типа изображения с входом в гробницу либо проходом из одной камеры в другую, а также с ложной дверью, которая также является входом, но в "мир-ка". Чаще всего его можно найти на ложной двери (10 изобр.) и косяках входа (8 изобр.). Мы видим подобные рельефы и на колоннах - в суперструктуре гробниц Хафхуфу II, Нихетепптах и Чи. По-видимому, в представлении египтян колонны не только поддерживали свод, но, как сплошные стены, делили залы на отдельные камеры; в этом случае пространство между ними считалось проходом, а сами колонны - его косяками и щеками. Только таким образом можно объяснить наличие дверей между двумя колоннами в гробнице Мерисанх III. С точки зрения современного человека положение их там совершенно бессмысленно, поскольку и колонны и створчатые двери между ними можно было легко обойти с двух сторон (Куликов Ф.И.,1999,с.128). Кажется удивительным, но даже в гробницах времени правления V-VI династий, где каждый квадратный метр стены должен быть занят полезными для египтянина рельефами, перед хозяином - херихебом нет сцен сельскохозяйственных и ремесленных работ, бытовых сцен и сцен доставки нужных продуктов и вещей, то есть того, из чего конструировался его "мир-ка". Изображение херихеба кажется вполне самодостаточным. Исключением можно считать рельеф в гробнице вельможи Нихотепптах, где перед хозяином проводится жреческая служба (воскуриваются благовония), да небольшая сцена танца ввиду визиря Мерерука. Впрочем, последний случай объясняется, скорее всего, чрезвычайно сложной структурой его мастабы (суперструктура включает более 30 помещений, многие из которых имеют по два-три прохода в соседние камеры и часовни), в связи с чем херихеб оказался на несоответствующей его статусу восточной стене. Можно предполагать, что херихеб, как и жрец-сем (Куликов Ф.И., 1999, с.128), был связан не столько с "миром-ка", сколько с часовней. Прочие сцены и типы изображений владельца погребения описывают, скорее, не реально происходившие в гробнице события, а мир - двойник с обитающим в нем "ка" вельможи.
Литература
- Большаков А.О. О специфике государства и идеологии в Египте Старого царства // Эрмитажные чтения памяти Б.Б.Пиотровского (14.II.1908-15.X.1990). Краткое содержание докладов. - СПб., 1993. - С.5-8.
- Большаков А.О. Представление о Двойнике в Египте Старого царства // Вестник древней истории. - М.,1987. - ©2. - С.3 -36.
- Большаков А.О. Человек и его Двойник. Изобразительность и мировоззрение в Египте Старого царства. - СПб., 2001. - 288 с.
- Куликов Ф.И. Опыт системного анализа изображений хозяина гробницы в древнеегипетском рельефе Старого царства // Вопросы истории. Сб. статей. -Бийск, 2001. - Вып.2. - С.125-131.
- Куликов Ф.И. Проблема канона пропорций в древнеегипетском настенном рельефе Старого царства // Вестник древней истории. - М., 2001. - ©2. - С.87-112.
- Badawy A. The Tomb of Nyhetep - Ptah at Giza and the Tomb of Ankhmahor at Saggara. - Los-Angeles - London, 1978.
- Bolshakov A/O/ The Ideology of the Old Kingdom Portrait // Gottinger Miszellen. 117/118. - Gottingen, 1990. - С.89-142.
- Davies W. V., El-Khouli A., Lloyd A. B. The Mastabas of Mereri and Wernu. - London, 1984.
- Duell P. The Mastaba of Mereruka. - Chicago, 1938.
- Hassan S. Excavations at Giza 1931-1932. - Сairo, 1941.
- Junker H. Giza II. - Wien-Leipzig, 1934.
- Junker H. Giza III. - Wien-Leipzig, 1938.
- Kanawati N., Hassan A. The Teti cemetery at Saggara. Vol.1. The Tombs of Nedjet em pet, Ka-aper, and Others. - Sydney, 1996.
- Simpson W. K. The Mastabas of Qar and Idu (Giza Mastabas II). - Boston, 1976.
|