В эпоху поздней бронзы на обширной территории Евразийских степей сформировался ряд культур, характерным признаком которых является керамика, украшенная валиками (Черных Е.Н., 1983, с.82). Ареал распространения саргаринско-алексеевской культуры включает территорию Центрального, Северного и Восточного Казахстана, а также лесостепного и степного Алтая. В ходе археологических работ на территории лесостепного и степного Алтая, проводившимися различными исследовательскими центрами, в настоящий момент выявлены 32 поселения и три могильника, материалы которых либо полностью, либо частично относятся к саргаринско-алексеевской культуре. Общая вскрытая площадь на данных памятниках составляет около 10 тыс.кв.м. (Ситников С.М., 2002, с.3). В настоящее время костяные псалии обнаружены на четырех памятниках
С поселения Чекановский Лог-1, расположенного в верховьях р. Алей происходят два изделия (Демин М.А., Ситников С.М., 2002, с.29). Первый псалий стержневидной формы с округлыми утолщениями типа головок на концах и расширением в средней части, обнаружен на дне жилища №2. По краям и в середине изделия имеются три сквозных отверстия подпрямоугольной формы, расположенные в одной плоскости (рис.1 - 1).
Второй псалий имеет изогнутую форму. Два концевых, подпрямоугольных, отверстия расположены в одной плоскости, центральное, округлое, под небольшим углом к ним (рис.1 - 3). Псалий украшен орнаментом, в центральной части и на окончаниях предмета присутствовала бронзовая инкрустация (в настоящий момент сохранилась лишь в центральной (рис.1 - 4).
С поселения Советский Путь-1, расположенного также в верховьях р. Алей, происходит два псалия. Первое изделие представлено обломком. Небольшие размеры предмета не позволяют реконструировать первоначальную форму изделия. Отметим лишь, что псалий имел изогнутую форму и как минимум два подпрямоугольных отверстия, расположенных в одной плоскости (рис.1 - 5).
Второе изделие выполненное из ребра животного, имело два прорезанных желобка, расположенных в одной плоскости (рис.2 - 2).
С поселения Рублево-6, расположенного на территории Кулундинской степи, происходит псалий стержневидной, изогнутой формы с тремя подпрямоугольными отверстиями в разных плоскостях (рис.2 - 1). Изделие было разрушено еще в древности. В нижней части псалия имеется желобок, вероятнее всего вырезанный после того, как изделие было сломано. С этого же памятника происходит заготовка для аналогичного предмета (рис.2 - 2).
С поселения Гусиная Ляга-1, расположенного на территории Кулундинской степи, происходит псалий стержневидной формы с округлыми утолщениями типа головок на концах и расширением в средней части, обнаружен на дне жилища №1 (рис.2 - 3). Первоначально предмет имел два дополнительных отверстия на концах (рис.2 - 4).
Датировка. Костяные псалии стержневидной формы с округлыми утолщениями на концах и расширением в средней части (рис.1 - 1; 2 - 3) находят аналогии как в материалах саргаринско-алексеевской культуры, так и в единовременных комплексах сопредельных территорий. Близкий по форме псалий найден на поселении эпохи поздней бронзы Омь-1 в Барабе (Бородовский А.П., 1997, с.207, табл.46 - 4). Заготовка для подобного изделия происходит с городища Чича-1 (Молодин В.И., 1985, с.168, рис.86 - 14; Бородовский А.П., 1997, с.207, табл.46 - 3). Почти аналогичный псалий, имеющий маленькие круглые отверстия, пересекающие большие подовальные, встречен на поселении Язево-1 (Потемкина Т.М., 1985, с.64, рис.17 - 1) и датируется Т.М. Потемкиной XII - X вв.до н.э. (Потемкина Т.М., 1985, с.289). Довольно близкое изделие было обнаружено на поселении Мыржик в Центральном Казахстане (Кадырбаев М.К., Курманкулов Ж., 1992, с.185, рис.145 - 5). По форме стержня и расположению отверстий они близок к псалиям V типа, выделяемым К.Ф. Смирновым (Смирнов К.Ф., 1961, с.66-68, рис.12 - 1, 2).
На наш взгляд, аналогичные псалии можно отнести к X - VIII (VII?) вв. до н.э., хотя до конца нельзя исключать и более ранний период их существования. Предложенную датировку подтверждает нахождение подобного псалия на дне жилища №1 поселения Гусиная Ляга-1 (рис.2 - 3) совместно с керамикой позднеирменского облика и заготовки для аналогичного изделия на городище переходного времени от бронзы к железу Чича-1, датирующегося В.И. Молодиным по ножу с аркой на кронштейне VIII - VII или VII - VI вв.до н.э. (Молодин В.И., 1985, с.173).
Псалий изогнутой формы с двумя концевыми, подпрямоугольными, отверстиями расположены в одной плоскости, и центральным, округлым, под небольшим углом к ним (рис.1 - 3) близких аналогий не находит. Наличие утолщений на концах и в центральной части сближает его с охарактеризованными выше изделиями. Некоторая схожесть фиксируется с псалием с поселения Кент (Варфоломеев В.В., 1988, с.96, рис.5 - 2). Изогнутый псалий обнаружен на поселении Атасу (Кадырбаев М.К., Курманкулов Ж., 1992, с.183, рис.144 - 4). По форме псалий с поселения Чекановский Лог-1 напоминает изделия из могильника Балиновский-1 в Северном Причерноморье, относящегося к VIII - VII вв. до н.э. (Шарафутдинова Э.С., Дубовская О.Р., 1987, с.34 , рис.1). Изогнутость формы изделия сближает его с псалиями кургана Аржан (Членова Н.Л., 1997, с.51, рис.5 - 1-4, 6-9). В Барнаульско-Бийском Приобье псалии изогнутой формы зафиксированы в материалах переходного времени от бронзы к желез и датируются VIII - VI вв. до н.э. (Папин Д.В., Шамшин А.Б., 1998, с.97, рис.2 - 13-15, с.90). Возможно, псалии данного типа имеют сравнительно узкий хронологический промежуток существования и могут быть датированы в пределах IX - VIII в.до н.э.
Псалий стержневидной, изогнутой формы с тремя подпрямоугольными отверстиями в разных плоскостях (рис.2 - 1). Данное изделие довольно близко к псалиям переходного времени от бронзы к железу поселения Фирсово-18 (Папин Д.В., Шамшин А.Б., 1999, с.143, рис.2 - 3, 4; Шамшин А.Б., Цивцина О.А., 2001, с.214, рис.1 - 2, 3). Любопытно, что на одном из изделий отверстия расположены в разных плоскостях (Папин Д.В., Шамшин А.Б., 1999, с.143, рис.2 - 4). Форма и сечение сближают данный предмет с бронзовыми и костяными псалиями раннескифского времени (Итина М.А., Яблонский Л.Т., 1997, с.169, рис.72; Кирюшин Ю.Ф., Тишкин А.А., 1997, с.182, рис.35; Шульга П.И., 1998, с.380, рис.1 - 13; Демин М.А., Ситников С.М., 1999, с.64, рис.3 - 1, 2; Папин Д.В., Шамшин А.Б., 1999, с.97, рис.2 - 15). Возможно, изделия с поселения Рублево-6 имеют узкий хронологический диапазон бытования. В таком случае псалий с данного памятника должен относится к IX - VIII в.до н.э.
Технология изготовления псалиев. В качестве исходного сырья для их изготовления, использовались роговые отростки или закраины (Бородовский А.П., 1997, с.87). Первоначально, путем вырезания и членения, подготавливалась заготовка будущего предмета. Следующий этап сверление отверстий - наиболее сложный и трудоемкий процесс операции. Зачастую, в процессе сверления заготовки ломались, что демонстрирует предмет с поселения Рублево-6 (рис.2 - 2). Найденная заготовка для стержневидного псалия была обломана еще в древности в процессе сверления отверстия в центральной части. По форме отверстия в псалиях делятся на округлые и подпрямоугольные. В первом случаи использовалось небольшое сверло, во втором - в изделии просверливалось два отверстия, с последующим удалением перемычки между ними (Бородовский А.П., 1997, с.88). Следующий этап операции - доработка изделия, которая сопровождалась дальнейшей шлифовкой, полировкой и, иногда - нанесением орнамента (рис.1 - 3). Довольно интересным, на наш взгляд, является псалий с поселения Гусиная Ляга-1, обнаруженный на дне жилища №1. Первоначально изделие имело три подпрямоугольных отверстия (расположенных в одной плоскости) и два округлых, пересекающих подпрямоугольные в верхней и нижней части псалия (рис.2 - 4). В процессе эксплуатации одна из частей изделия была обломана. Однако мастер нашел довольно оригинальный выход из сложившейся ситуации. Вместо обломанного подпрямоугольного отвестия им был вырезан желобок, на конце изделия и просверлено небольшое отверстие, что позволило использовать псалий и в дальнейшем (рис.2 - 3). Аналогичные следы ремонта фиксируются так же на изделии с поселения Рублево-6 (рис.1 - 1).