(г.Горно-Алтайск)
ФИЛОСОФИЯ ГОРНОГО АЛТАЯ (к постановке проблемы)
Пожалуй, нет на планете ни одного человека, который не имел бы своей индивидуальной философии жизни, как нет ни одного общества, которое не имело бы целого спектра в той или иной мере значимых уже на корпоративном уровне философских взглядов на мир. Другой вопрос, как в каждом данном обществе поставлено дело изучения бытующих в его среде философских систем и поставлено ли оно вообще, что в целом определяет степень его интеллектуальной зрелости.
Философская мысль у населения Горного Алтая развивалась всегда, проблема целенаправленного ее изучения поставлена относительно недавно. Все верно, для этого в регионе должны были сложиться соответствующие условия. В первую очередь - это сформирование здесь своего регионального научного сообщества, разрабатывающего серию конкретных, т.е. специализированных дисциплин гуманитарного профиля и создающего первичную источниковую базу для проникновения в такую тонкую сферу, как философское понимание социумом окружающего его мира (Труды сотрудников Горно-Алтайского института гуманитарных исследований:, 1997). Критериями готовности к постановке задач этого уровня являются попытки теоретических обобщений в рамках специализированных научных направлений, а также выход на проблемы, решаемые на основе уже междисциплинарного синтеза.
Начинания подобного рода, кроме всего прочего, сопровождаются стремлением сформировать исходную методологическую базу исследований либо за счет привлечения таковой из недр давно функционирующей и авторитетной в этом плане философской школы, либо за счет синтеза наработок нескольких философствующих направлений с приложением собственного творческого начала. Как бы там ни было, методологическая база философских исследований в алтайском горном регионе складывается, в чем то опираясь на устоявшееся мнение других научных центров, а в чем то проявляя и собственную специфику (Суразаков А.С., 2001, 2002 и др.).
И уж коли разговор зашел о методологической базе исследований, сделаем несколько замечаний по поводу отдельных ее позиций. Естественно, одним из ключевых моментов здесь является специфичность понимания самого философского направления как такового. Иными словами, давайте еще раз поищем ответ на вечный вопрос - что есть философия и какова ее роль в жизни людей?
Начнем с констатации той общеизвестной истины, которая гласит, что одним из главных направлений человеческой жизнедеятельности является познание мира. Совершенно верно, ведь чтобы жить, надо иметь практические знания на предмет - как это делается, чтобы развивать практику жизни, нужно ее изучать, т.е. накапливать и совершенствовать теоретические знания, ну а чтобы жизненным процессом можно было осмысленно управлять, жизнь необходимо понимать на явленческом уровне, т.е. иметь определенную философию жизни, наполняющую ее смыслом. Процесс познания мира, с одной стороны, ставит вопрос о способах его восприятия со стороны познающего, с другой, уже на явленческом уровне сам выстраивается по определенной системе.
Вначале о способах восприятия мира, вернее, о тех воспринимающих каналах, которыми наделен человек. В классических науках о человеке их выделено пять и все они обозначены как органы чувств, в неклассических разговор идет о сенсорике, что, впрочем, проявляется и в работах академического характера. Все, что стоит за этими органами определяется обобщенным понятием - психика. Учитывая наработки коллег в этой области, а также собственные специфичные размышления, попробуем несколько расширить круг рассуждений по этой проблеме.
В данном случае нам придется ответить на такой сакраментальный вопрос - что есть жизнь, в той, естественно, части, которая непосредственно связана с темой нашего разговора. Так вот, основной триадой проявления жизни как явления со стороны частных ее носителей можно было бы определить, если подойти обобщенно, физическое осязание, эмоциональное ощущение и мысленное восприятие мира. Отсюда можно заключить, что человек наделен пятью физическими каналами восприятия (осязание, обоняние, вкус, слух, зрение), чувственноэмоциональным каналом, именуемым еще духовным или астральным, через который транслируется большой спектр чувственно-эмоциональных ощущений, а также каналом мысленным или ментальным, по которому циркулируют наполненные тем или иным содержанием мыслеформы.
Ну а теперь о той общей системе, по которой, как кажется, у человечества выстраивается процесс познания мира. Как и любое другое явление, он полярен по горизонтали и многоуровнев по вертикали. Думается, что для большего понимания здесь подходит модель полярно расположенных относительно друг друга и прорастающих через иерархию уровней древ (Суразаков А.С., 2002, с.12).
Итак, поместим на одном полюсе древо физического, а на противоположном - древо метафизического постижения мира. Допустим, что оба они прорастают корнями из того благодатного слоя, который именуется практикой жизни, а кроны их пронизывают иерархию вертикальных уровней мирознания. Начнем характеристику познавательных уровней с базы, т.е. с жизненной практики и попытаемся понять - что питает корни физического и метафизического древ познания?
Да, почва у обоих дерев, казалось бы, одна, т.е. в ней заложена необходимость как для индивидуального, так и ассоциированного субъекта прокладывать свой жизненный путь, выстраивая при этом сложные комбинации межсубъектных взаимоотношений. Однако здесь имеется и специфичное своеобразие, объясняемое, как представляется, приоритетной ставкой в восприятии мира на те или иные сенсорные каналы. В общем, одна часть человечества опирается преимущественно на физическую сенсорику, подчиняя чувствование и мышление физической прагматике жизни, тогда как другая часть опирается в мировосприятии, попреимуществу, на духовный и ментальный каналы, подчиняя прагматику их приоритетному действию. В философии эти полюса давно обозначены такими всем известными понятиями, как материализм и идеализм. Причем здесь надо добавить, что люди как того, так и другого склада дисперсно распределены по всему пространству планеты как бы взаимодополняя друг друга. Одни из них строят жизнь, условно говоря, на базе <эко-номики и политики>, другие наполняют этот каркас тем, что именуется <мистикой>. Последнее, правда, с точки зрения первых, поскольку вторые определяют свое состояние как единственно верное.
Как бы там ни было, но из специфично насыщенных почв как раз и вырастают, с одной стороны, древо физического или научного, с другой, древо метафизического или религиозно-мистического постижения мира. Представители научного древа оперируют очевидными фактами, которые, как правило, можно осязать, воспроизвести, апробировать в эксперименте, где это возможно, доказать, представители религиозно-мистического древа оперируют фактами, для многих людей неочевидными и которые предлагается взять на веру.
Так вот, прорастая из практики жизни, где фигурируют факты, данные в пяти каналах физического осязания, древо познания физического мира пронизывает своей кроной разные уровни изученности физических структур от размышлений о свойствах вакуума через ступени изучения элементарных частиц, а затем сложных физико-био-социальных структур к сформированию общей физической картины мира. Вершина физического древа входит в сферу научной или академической философии, выстраивающей свои умозаключения на базе предыдущего научного исследования и творящей осмысленное миропонимание в форме системы философских понятий об окружающей среде.
Древо метафизического постижения мира также прорастает из практики жизни, однако той ее части, где приоритетом выступают ментальный и духовный каналы восприятия. Кроной оно пронизывает разные уровни организации метафизических сущностей от размышлений о свойствах первосубстанции (эфир, ци и т.д.) через анимизм с его первичными представлениями о душе, а затем политеизм язычества к сформированию метафизической картины мира, как бы исходящей из недр единого Богатворца. Вершина метафизического древа входит в сферу религиозной философии, выстраивающей свои умозаключения на базе <божественной идеи>.
Итак, есть практика жизни, воспринимаемая людьми либо через физическую, либо метафизическую сенсорику, соответственно чему осуществляется теоретическое ее изучение в рамках либо научного, либо религиозно-мистического направлений и есть философское осмысление сформированных знаний, а через это и практики жизни опять же либо в форме научной или академической, либо религиозной философии. Отсюда, философия - это высший уровень мышления, базирующийся на теоретически обобщенном мирознании, проистекающем из постижения практики жизни и выполняющий функцию осмысления мира, формирующего миропонимание, которое, в свою очередь, наполняет жизненную практику смыслом или осмысленностью.
Иными словами, практика жизни ставит вопросы по изучению мира, которое дает знание о нем через физическое или метафизическое изучение вмещающей среды, тогда как философское осмысление мира дает его понимание. Здесь впору еще раз заметить, что и физика, и метафизика - это полюса единого процесса постижения мира и наиболее гармоничная истина, пожалуй, всегда лежит между ними, что явственно ощущается наиболее продвинутыми исследователями, пытающимися соединить вместе научные и метафизические представления (Дмитриев А.Н., 2002; Михайлов Т.М., 2002, с.199-200).
И еще одно замечание на предмет узкого и широкого понимания обсуждаемой проблемы. Бытует мнение, что философия - это удел избранных, тогда как основная масса людей к этому явлению отношения не имеет. Утверждать так - значит сказать, что <со смыслом> жизненный путь прокладывает лишь малая часть человечества, тогда как основная его масса живет <бессмысленно>. Однако практика показывает, что <смыслоискательство> в жизни характерно для всех, причем с весьма раннего возраста. Другое дело, что иерархические уровни формирующегося при этом миропонимания обозначаются весьма отчетливо. Условно их можно выделить три, где фигурирует философия нижнего, среднего и высшего социальных слоев, выделяющихся по критерию уровня их интеллектуальной продвинутости (Суразаков А.С., 2002, с. 132-134). Понимать это необходимо уже для того, чтобы ориентировать исследовательский процесс не только на <высшую классику>, но и на те мировоззренческие слои, которые ее подпирают.
Ну а теперь об основных направлениях изучения философии населения Горного Алтая. В самом обобщенном виде - это философия прошлого, из которого вырастает современное миропонимание, философия настоящего, которой руководствуется в своей жизнедеятельности современное поколение и философия будущего, тенденция к разработке которого присутствует в любой современности.
Философия прошлого на Алтае уходит корнями в глубочайшую древность. Другой вопрос, насколько процесс изучения ее обеспечен соответствующими источниками информации. Вначале о характере самих источников. В целом, это то, что добывается в ходе археологических изысканий и обобщенно именуется археологическими материалами, часть которых несет в себе значительную мировоззренческую информацию. Наиболее насыщенными в этом плане являются святилища, погребальные комплексы, изобразительное искусство. Все это, по сути, материализованные мыслеформы, наполненные соответствующим содержанием, т.е. миропредставлениями ушедших поколений. В общем, здесь действует тот закон, который гласит - все вещное, содеянное гением человеческим, содержит в себе его мысль. Мысль практическая выражается в видах хозяйственной деятельности и социальной организации, мысль чувственная облекается в моральное и эстетическое, мысль философская воплощается в концепции миропонимания и все это в процессе жизни как бы материализуется в физических формах, т.е. содержится как информация в материальных остатках былой жизнедеятельности.
Отсюда и исследовательская задача - то содержание из источников вычленить и <прочитать>, т.е. доступно прокомментировать, опираясь в этом деле в основном на понимание универсального смысла, проявить который можно через источники фольклорные, этнографические, а также письменные. Как бы там ни было, направление по изучению прошлых философских систем на Алтае обеспечено достаточно большим кругом источников. Если исходить из хронологической периодизации, то его можно подразделить на реконструкцию философии населения энеолита, так как именно для этого периода у нас уже имеются достаточные материалы, эпохи бронзы (здесь стоит вспомнить хотя бы писаницы Каракола), скифского времени как самого насыщенного мировоззренческими данными и древнетюркской эпохи, материалы которой многими нитями связаны с современностью.
Философия настоящего представлена на Алтае всем основным спектром источников, поскольку разговор здесь идет о живых носителях бытующих в социуме философских систем, причем всех уровней представлений, а также всех специфичных их направлений. Из последних, если взять верхний иерархический уровень (т.е. отвлечься от разных типов индивидуальной и ассоциированной, допустим, производственно-корпоративной и кланово-этнической философии), можно выделить академическую философию с различными ее субсистемами и философию шаманизма, ак дьян, буддизма, христианства, ислама, тенгрианства, цигун, агни и сахаджа йоги с их многочисленными внутренними разветвлениями. Многие из них, скажем так, международны, т.е., помимо Алтая, имеют обширнейший ареал бытования. Для нас в этой ситуации интерес представляет специфика их регионального преломления и взаимодействия между собой. Иначе, исследовательская задача здесь заключается в том, чтобы выяснить - каково оно сейчас философское поле Алтая, лежащее в основе характера регионального менталитета?
Наконец, философия будущего также имеет свои источники информации в современной нам жизни. Сюда относятся попытки формирования нового экологически ориентированного сознания, разработка принципов обновленной духовности и т.д. (Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю., 2001). Условно все эти направления можно объединить под одним общим названием - формирование ноосферного мышления, т.е. мышления нового типа, которое обновит жизненные устои общества начала третьего тысячелетия.
Литература
- Дмитриев А.Н. Огненное пересоздание климата земли. - Новосибирск-Томск: ООО <Твердыня>, 2002.
- Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы. - Барнаул: АГУ, 2001.
- Михайлов Т.М. К вопросу о шаманизме с позиции современного религиоведения // Мир Центральной Азии. Культурология. Философия. Источниковедение. Материалы международной научной конференции. - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2002. - Т.III. - С.198-204.
- Суразаков А.С. Цивилизация и культура // Древности Алтая. - Горно-Алтайск: ГАГУ, 2001. - ©6. - С.141-143.
- Суразаков А.С. К теории социального синтеза // Древности Алтая. - Горно-Алтайск: ГАГУ, 2002. - ©8. - С.10-13.
- Суразаков А.С. О философском аспекте исследований экспедиции <Алтай-Орхон> // Древности Алтая. - Горно-Алтайск: ГАГУ, 2002. - ©9. - С.132-134.
- Труды сотрудников Горно-Алтайского института гуманитарных исследований 1952-1995 гг. Указатель литературы. - Горно-Алтайск: ГАИГИ, 1997.
|