Содержание

Борисенко А.Ю., Худяков Ю.С.
(г.Новосибирск)

НЕМЦЫ В СИБИРИ В XV - XVII ВВ.

Интерес к Сибири получил распространение в Западной Европе в эпоху развитого средневековья. Он стимулировался необходимостью поиска новых торговых путей со странами Востока.

В результате меновой торговли отдельные предметы вооружения и торевтики попадали в Западную Сибирь в XII в. На территории Барабинской лесостепи, Приобья и Прииртышья обнаружены вещи, изготовленные в ремесленных центрах различных областей Германии и Франции. Первые находки изделий западноевропейского производства относятся к началу XVIII в. Отдельные предметы были обнаружены в последние десятилетия. Среди них железный меч, серебряные и бронзовые сосуды и бронзовые водолеи.

Меч был обнаружен при раскопках у с. Перображенка в Барабинской лесостепи В.И. Молодиным в 1975 г. Он находился на площади могильника андроновской культуры эпохи бронзы, но не был непосредственно связан с погребением.

Меч имеет прямой двулезвийный клинок с остроугольным острием и широкими долами, прямую рукоять, перекрестье, трехчастное навершие, которые орнаментированы и украшены серебром. На долах клинка чеканены серебром надписи, состоящие из аббревиатур из латинских букв. Их расшифровка, сделанная Д.А. Дрбоглавом и А.Н. Кирпичниковым, позволила установить содержание обоих надписей. На одной стороне клинка написано: "Во имя нашего спасителя вечного, господа спасителя вечного. Христос Иисус Христос". На другой стороне написано: "Во имя всемогущего. Богоматерь. Во имя вечного".

Подобные мечи изготавливались в Рейнской области Германии в конце I - начале II тыс. н. э. Они в большом количестве экспортировались в страны Северной и Восточной Европы. В памятниках Восточной Европы найдены мечи с клеймами на клинках рейнских мастерских "Ульфберт", "Ингельри", "Лейтльрит", "Герольт", "Улен" и других. До обнаружения Преображенского меча самые восточные находки европейских мечей относились к территории Волжской Булгарии.3 В начале II тыс. н. э. на клинках мечей стали чеканить аббревиатуры латинских надписей религиозного содержания. Часть клинков вывозилась в Скандинавию без художественно оформленных рукоятей, которые изготавливались на месте, соответственно вкусам скандинавских воинов. На Преображенском мече имеется характерная скандинавская орнаментация и аббревиатуры религиозных надписей, которые по мнению Д.А Дрбогла-ва и А.Н. Кирпичникова относятся к XII - XIII вв.

В 1979 г. в устье р. Кети в Приобье была найдена средневековая бронзовая чаша. Она была зарыта в землю завернутой в бересту.5 На внутренней поверхности нанесены аллегорические изображения христианских добродетелей в виде женских фигур в длиннополых одеждах с короной на голове. Они симметрично расположены вокруг центрального медальона, на котором изображена фигура в длиннополых одеждах, в короне с нимбом вокруг головы, держащая в обеих руках по книге. Вокруг фигур нанесены латинские дидактические надписи, упоминающие добродетели и пороки "Человеколюбие", "Вера", "Надежда", "Равенство", "Терпение" и др. Свободные места заняты растительной орнаментацией. Подобные чаши изготавливались в XI - XIII вв. в Вестфалии и распространялись во всей Европе вплоть до Поволжья. В XII - XIII вв. центр их производства переместился в Саксонию.7 В этот период их производство становится массовым, не всегда тщательным. Надписи содержат ошибки, как на чаше, найденной в устье р. Кети. Это позволяет датировать ее XII -XIII вв.

В XVIII - XIX вв. в Западной Сибири были найдены две серебряные чаши и крышка, украшенные позолотой, чернью и сложной орнаментацией, изготовленные в XII - XIII в Аквитании.

В XVIII в. в Западной Сибири было обнаружено два бронзовых водолея-акваманила, изготовленных в г. Гильдесгейме в Нижней Саксонии в первой половине XIII в.9 Один из них изготовлен в виде кентавра с кувшином в руке и ручкой в виде изогнутой человеческой фигуры. На плечах у кентавра орнаментированные оплечья, на теле округлые медальоны с изображениями сенмурвов, слона и волка. По мнению В.П. Даркевича, изображение ручки в виде человеческой фигуры типично для гильдесгейсмких водолеев и для деталей подсвечников.10 Подобная ручка имеется в бронзовой статуэтки в виде льва и антропоморфных существ, экспонирующейся в музее Куня-Ургенч в Хорезме.

Другой водолей представлял собой бронзовую статуэтку бородатого мужчины в длиннополой одежде, опустившегося на одно колено. В руке у него животное с раскрытой пастью по мнению О. Фальке и Е. Мейера он изображает аллегорическую фигуру одной из рек, омывающей Эдем.

Появление предметов западноевропейского производства в Западной Сибири объясняется устойчивым спросом средневековых угров на пиршественную серебряную и бронзовую посуду и клинковое оружие, которые использовались в религиозных культах.13 В эпоху раннего средневековья большое количество посуды завозилось в угорские земли из Ирана, Средней Азии и Поволжья. Спрос на нее был столь велик, что посуда завозилась из Франции и Германии. Слухи о богатстве серебром Западной Сибири побудили монгольскую правительницу Соркуктани-беги послать в эти земли в XIII в. специальную военную экспедицию.14 Импортное клинковое оружие использовалось обскими уграми в ритуальных танцах в культе Мир-Сусне-Хума.

Исследователи, касавшиеся вопросов проникновения западноевропейских вещей в Западную Сибирь, подчеркивали посредническую роль древнерусской торговли. Большинство из них считает, что западноевропейские изделия были завезены а Сибирь через северный Урал новгородскими купцами, что подтверждается летописными свидетельствами XII в.

В.П. Даркевич не исключает, что часть предметов завозилась из Европы скандинавскими мореходами. Их последние экспедиции в Биармию относятся к началу XIII в.

Северный путь завоза европейских изделий в Западную Сибирь вполне вероятен для находок из Нижнего и Среднего Приобья. Однако, он вряд ли возможен для предметов, обнаруженных в Барабин-ской лесостепи и Верхнего Прииртышья. Вполне вероятно, что в эти районы западноевропейские вещи попадали через земли Волжской Булгарии и Приуралье, аналогично булгарской и хазарской пиршественной посуде. Торговля западноевропейскими изделиями в Западной Сибири, видимо, велась новгородскими, скандинавскими и булгарскими купцами. Однако, после подчинения южных районов Западной Сибири монголами в XIII в. возросла вероятность проникновения европейских купцов. В середине XIII в. в монгольской столице Каракоруме французский посол Гильом Рубрук встретил выходцев из Франции и Лотарингии, в том числе ювелира из Парижа, мастера Вильгельма Бушера.18 В столице юаньской империи Ханбалыке существовали постоялые дворы для немцев, французов, ломбардий-цев.19 Европейские купцы посещали Золотую Орду, в состав которой входила западносибирская лесостепь.

Поступление западноевропейских изделий в Западную Сибирь продолжалось и в последующие века. В начале XVIII в. в Верхнем Прииртышье, в окрестностях развалин ламаистского монастыря Аблай-кит, было найдено несколько бронзовых статуэток, в числе которых изделия европейского, китайского и индийского производства. Среди них подсвечник в виде статуэтки римского императора, изображение птицы, статуэтка конного рыцаря, вероятно, относятся к изделиям европейского ремесла. Согласно изысканиям Я.И. Смирного и В.П. Даркевича статуэтка всадника в рыцарских доспехах могла быть изготовлена во Франции в XV в.

К началу XV в. относится пребывание в Сибири баварского ландскнехта Иоганна Шильтбергера. Он попал в Западную Сибирь в составе войска татарского хана Едигея. В своем сочинении он упоминает некоторые обычаи местного населения, пишет об использовании ездовых собак, о проживании в сибирских землях уйгуров, исповедующих христианство.

В XVI в. отдельные сведения о Сибири и населяющих ее народах привели в своих сочинениях австрийские посланники при московском царском Дворе барон Сигизмунд Герберштеин, Даниэль Принтц и выходец из Вестфалии Генрих Штаден, прослуживший 6 лет командиром отряда опричников у царя Ивана IV. В этих описаниях упоминается река Обь, угорские и самодийские народы, некоторые сведения об их культуре и религии.22 В письме пфальцграфа Ганса Георга гроссмейстеру Тевтонского ордена Генриху V фон Бобенгаузену впервые в конце XVI в. упоминается страна тунгусов.23 Сибирь интересовала европейцев благодаря возможности транзитной торговли с Китаем. Она отмечалась на картах, составленных европейскими картографами Антонием Видом, Себастьяном Мюнстером, Герардом Мер-катором и другими.

С началом в XVI в. процесса присоединения Сибири к России иностранцы, находившиеся на российской службе, стали привлекаться для освоения новых земель. Среди них были выходцы из Прибалтики, Германии, Скандинавии и других европейских стран и регионов. В России они все обобщенно назывались "немцами".

Уже при организации похода Ермака в Сибирь купцы Строгановы включили в состав отряда "немец и литвы триста человек" из числа пленных с Ливонской войны.

Большое количество иностранцев, преимущественно немцев, оказалось в Сибири в XVII в. После затяжной смуты и войны с католической Речью Посполитой в России существовала потребность в квалифицированных специалистах, поэтому охотно принимали на службу выходцев из протестантских германских государств, разоренных тридцатилетней войной. К концу XVII в. в Москве проживало 18 тысяч немцев. Многие из них направлялись в Сибирь служить в местной администрации и регулярных войсках в качестве чиновников, офицеров, специалистов горного дела, врачей. Некоторые попадали в Сибирь в ссылку. Отдельные иностранцы достигали высоких должностей. Среди них якутские воеводы Д. Фарен-сбах и Д. Траурнихт, комендант Албазинского острога А. Бейтон, думный дьяк Сибирского приказа А. Винниус и другие.26 Из Москвы в Тобольск неоднократно посылали иностранных офицеров для организации пехотного и рейтарского полков, мастеров для поиска серебряных руд и других специалистов. В середине XVII в. из 552 служилых людей в Тобольске 170 были иностранцами. Они получали даже иностранные газеты, "которые доходили хотя и не особенно скоро, но все-таки достигали сей отдаленной окраины Московского государства". Для привлечения иностранцев им платили жалование выше, чем русским.

Многие иностранцы, оказавшиеся волею судеб в Сибири, оставили описания ее географии, природы, нравов, обычаев местного населения, торговли. В некоторых сообщениях упоминаются развалины древних городов.

В XVII в. в странах Западной Европы сохранялся устойчивый интерес к Сибири. Европейцев интересовали торговые пути в Китай через Сибирь или вокруг нее по северному морскому пути и торговля пушниной с сибирскими народами. Это задевало интересы Московского царского Двора. В XVII в. было издано несколько царских указов, запрещающих "немецким людям" торговать в северных районах Сибири. Сведения о ней добывались в России с большим трудом. Нередко с риском для жизни. По свидетельству И. Массы, его информаторы "могли поплатиться жизнью" за передаваемые сведения.28 Нередко информация добывалась с помощью подкупа. Некоторые сочинения писались анонимно.

Однако, несмотря на все запреты в XVII в. о Сибири писали многие европейцы. Среди них были члены иностранных посольств, мореплаватели, купцы, миссионеры, искатели приключений. Многие из них не бывали в России и Сибири, а получили сведения из вторых рук. О Сибири писали: Адам Ольш-легер, Августин Мейерберг, Якоб Рейнтенфельс, Исаак Масса, Альбрехт Доббин, Иоганн Бранд, Киль-бургер, Бальтазар Койет, Гильденбранд фон Горн, Георг Шлейсинг, Исбранд Идее, Адам Бранд, Генрих Лудольф и многие другие. Некоторым иностранцам удалось скопировать московские карты Сибири.

В XVII в. завозились в Сибирь и "немецкие товары". В источниках встречаются упоминания о торговле европейским сукном, оловянной и медной посудой, маленькими колокольчиками.3 Сохранились рекомендации, какими товарами наиболее выгодно торговать в Сибири.31 Кроме гамбургских тканей и металлической посуды, особым спросом у сибирских народов пользовались стеклянные бусы, иглы, медные пуговицы, железные гвозди, а также водка.

В памятниках культур сибирских народов XVII в. встречаются стеклянные бусы синего цвета, производившиеся в Голландии и нюрнбергские счетные жетоны-пфеннинги, пользовавшиеся большим спросом.32 Они продавались русскими купцами в обмен на меха.

Участие немцев и других европейцев в изучении и освоении Сибири в составе России способствовало росту интереса к этому обширному региону в Европе и расширяло перспективы для его хозяйственного развития.

Примечания

  1. Молодин В.И. Находка меча из Западной Сибири // Известия СО АН СССР. Сер. обществен, наук. - 1976. - © 11.-Вып. 3.-С. 125-127.
  2. Дрбоглав ДА., А.Н. Кирпичников Европейский средневековый меч, найденный в Западной Сибири//Памятники культуры, новые открытия. -П., 1981. -С. 528.
  3. Кирпичников АН. Древнерусское оружие // САИ. - М.-Л., 1966. - Вып. EI-36. - С. 38.
  4. Дрбоглав ДА., Кирпичников А.Н. Европейский средневековый меч... - С. 532.
  5. Яковлев Я. А. Еще одна находка западноевропейского средневекового искусства в Сибири // Методика комплексных исследований культур и народов Западной Сибири. -Томск, 1995. -С. 212.
  6. Там же.-С. 212-213.
  7. Даркевич В.П. Произведения западного художественного ремесла в Восточной Европе (Х-XIV вв.)//САИ. - М., 1966. - Вып. EI-57. - С. 55-56.
  8. Там же. - С. 38-42.
  9. Там же. - С. 38.
  10. Там же - С. 38. - Табл. 26, 1.
  11. Худяков ЮС. Обзор археологических коллекций музеев Средней Азии ( по материалам экспедиции ЮНЕСКО "Степной путь" в 1991 г. ) // Проблемы археологии, истории, краеведения и этнографии Приенисейского края. - Красноярск, 1992. - Т. 1. - С. 25.
  12. Даркевич В.П. Произведения западного художественного ремесла... -С. 38.
  13. Яковлев Я. А. Еще одна находка... - С. 214.
  14. Рашид Ад-Дин. Сборник летописей.-М.-Л., - 1952.-Т. 1.-Кн. 1.-С. 102.
  15. Плотников Ю.А. "Клады" Приобья как исторический источник// Военное дело древнего населения Северной Азии. - Новосибирск, 1987.-С. 131.
  16. Даркевич В.П. Произведения западного художественного ремесла... - С. 68; Дрбоглав ДА, Кирпичников АН. Европейский средневековый меч... - С. 533; Яковлев Я.А. Еще одна находка... - С. 214.
  17. Даркевич В.П. Произведения западного художественного ремесла... - С. 68.
  18. Рубрук В. Путешествие в Восточные страны. -СПб., 1911. -С. 122.
  19. Даркевич В.П. Произведения западного художественного ремесла... - С. 66. -Прим. 48.
  20. Там же.-С. 50.
  21. Алексеев МП. Сибирь в известиях западноевропейских путешественников и писателей. - Иркутск, 1941. -С. 53.
  22. Там же. -С. 105-106, 150, 161. 23. Там же. -С. 161.
  23. Там же. -С. 174.
  24. Там же. - С. XLIX.
  25. Там же. -С. LI.
  26. Там же. - С. L
  27. Там же. -С. 251.
  28. Там же. -С. 412.
  29. Там же. -С. 217, 257.
  30. Там же. -С. 285.
  31. Мельников В.В., Холостых Г.В. Украшения позднего комплекса Окуневского могильника Ом VII // Матющенко В.И., Полеводов А.В. Комплекс археологических памятников на Тарском увале у деревни Окунево. - Новосибирск, 1994. - С. 212.