Содержание

Худяков Ю.С.
(г.Новосибирск)

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ КУЛЬТОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ НА ПАМЯТНИКЕ СОЯН-СЕЁ

Археологические памятники Минусинской котловины исследуются с начала XVIII в. Благодаря усилиям многих ученых, основательно изучены культуры каменного, бронзового и раннего железного веков, периодов раннего и развитого средневековья. Привлекали внимание исследователей и памятники в южных районах котловины, включая предгорья Саян. В XVIII - XIX вв. эти районы посещали и осматривали археологические памятники известные ученые и путешественники Д.Г. Мессершмидт, Г.Ф. Миллер, И.Г. Гмелин, П.С. Паллас, М.А. Кастрен, И.Р. Аспелин, А.Н. Снельман.1 В 1920 - 1930-х гг. археологические памятники на территории Шушенского района обследовали Г.П. Сосновский, В.П. Левашова, в 1960-х гг. изучением древностей в этом районе занимался Н.В. Леонтьев.2 Определенный вклад в изучение древних памятников в Шушенском районе внесли местные краеведы. В 1970 - 1980-х гг. сотрудником Шушенского музея-заповедника А.А. Гордлевским были обследованы памятники в окрестностях с. Шушенское и собрана коллекция археологических находок. Им были собраны материалы по истории Саянского острога. В 1986 г., по инициативе руководства Шушенского района и музея-заповедника городище в окрестностях с. Саянск было осмотрено Ю.С. Худяковым и С.Г. Скобелевым. В последующие годы планомерные раскопки Саянского городища проводились Красноярским археологическим отрядом Новосибирского университета. Их результаты отражены в публикациях С.Г. Скобелева и А.В. Шаповалова.3 Археологические памятники вокруг с. Саянск были обследованы Южносибирским отрядом Севе-ро-Азиатской экспедиции Института истории, филологии и философии СОАН СССР. В 1987 и 1988 гг. Ю.С. Худяковым велись археологические раскопки на памятнике Соян-сеё.

Памятник расположен на поверхности пологой гривы, которая находится на высокой террасе правого берега р. Енисей, между Саянским городищем и современным кладбищем, в 0,3 км от с. Саянск. С юго-западной стороны грива вплотную соприкасается с северо-восточным рвом городища и, вероятно, частично снесена при прокладке рва. На площади гривы находился курган с кольцевой каменной насыпью и 11 пологих западин. В результате раскопок было выяснено, что курган относится к кыргызской культуре и датируется XIII - XIV вв.4 Западины расположены беспорядочно, не образуя правильных рядов или скоплений (Рис. I).

В 1987 - 1988 гг. было раскопано 5 наиболее крупных западин, расположенных по всей протяженности гривы.

Объект N 2. Пологая, овальная, интенсивно задернованная западина, площадью - 3x2 м, глубиной - 0,3 м. Под дерном западина полого сужается, образуя округлую яму, диаметром -1,9 м, глубиной - 1,5 м. По бортам ямы, под дерном встречались угольки, не полностью сгоревшие куски дерева, обломки костей животных, фрагменты лепной керамики. В северо-восточной части раскопа обнаружено скопление фрагментов от раздавленного сосуда. В заполнении ямы встречались угли, обгорелые куски дерева, обломки костей овцы, куски шлака, комки обожженной глины, фрагменты лепной керамики. На дне ямы обнаружено скопление валунов, кости овцы, угли, фрагменты керамики, нижняя челюсть лошади, обожженная глина.

Объект N 9. Пологая, округлая, интенсивно задернованная западина, диаметром -5 м, глубиной -0,5 м. Под дерном выявлена яма, подпрямоугольной формы, площадью - 3,6x3,6 м, глубиной - 1,6 м. Под дерном встречались угли, куски обгорелого дерева, обломки костей животных, фрагменты лепной керамики. В заполнении ямы встречались угли, кости животных, керамика, куски шлака. На дне ямы расчищены остатки конструкции из обгорелых бревен и обожженной глины, возможно, глиняной обмазки. Найдены фрагменты керамики и железный топор.

В центре ямы обнаружено округлое углубление, диаметром - 1 м, глубиной до 2,1 м. Углубление заполнено углем. На его дне лежал скелет собаки без черепа на левом боку (Рис. II).

Объект N 10. Пологая, овальная, интенсивно задернованная западина, площадью- 4,5x3 м, глубиной - 0,5 м. Под дерном выявлена прямоугольная яма с нишей с северо-западной стороны. Площадь ямы - 2,2x1,6 м, площадь ниши - 1,4x0,8 м. Глубина ямы - 1,4 м. Под дерном и в заполнении ямы встречались куски дерева, обломки костей овец, коров и лошадей, фрагменты лепной керамики. На дне ямы обнаружены обгорелые бревна, уложенные поперек, вдоль и по диагонали. В нише обнаружены остатки обгорелого дерева, обломки костей коровы и фрагменты лепной керамики. В центре ямы находилось углубление, диаметром - 0,8 м, глубиной до 2,2 м. Углубление заполнено углями, кусками обгорелого дерева, щебнем.

Объект N 11. Пологая, овальная, интенсивно задернованная западина, площадью- 3,5x2,8 м, глубиной - 0,4 м. Под дерном выявлена прямоугольная яма площадью - 2,5x1,5 м, глубиной - 1,5 м. Под дерном и в заполнении ямы встречались угли, куски обгорелого дерева, валуны, щебень. В западной части ямы большое скопление обгорелого дерева. В центре ямы находилось углубление диаметром - 1 м, глубиной до 2,2 м. В углублении обнаружены угли, куски обгорелого дерева, обломки костей коровы, фрагменты лепной керамики, валуны, щебень.

Объект N 12. Пологая, овальная, интенсивно задернованная западина, площадью- 4x2,4 м, глубиной - 0,3 м. Под дерном выявлена яма, подпрямоугльной формы, площадью - 1,9x1,8 м, глубиной - 1,3 м. Под дерном и в заполнении ямы встречались угли, куски горелого дерева, ребра и астрагалы овцы, обломок челюсти лошади. На дне ямы остатки обгорелых бревен, обломки костей овцы и лошади, фрагменты керамики. В центре ямы углубление, диаметром - 1 м, глубиной до 3,1 м. В углублении - угли, куски горелого дерева, обломки костей овцы. На дне углубления остатки обгорелого, вертикально установленного деревянного столба.

Несмотря на некоторые различия в конструкции и заполнении ям, для них характерны некоторые общие элементы - прямоугольная форма, наличие углубления в центре и деревянных конструкций.

Последовательность создания этих сооружений представляется следующей. На поверхности гривы вырывалась глубокая, прямоугольная яма, в дне которой делалось узкое, округлое углубление. На дно углубления помещали тушу собаки без головы в качестве строительной жертвы - апотропея и засыпали углем. Иногда в углубление устанавливался вертикальный столб. В яме возводилось сооружение из нескольких бревен, иногда обмазанных глиной. Конструкцию этого сооружения установить сложно. Очевидно, что это был не сруб, т.к. количество бревен невелико, и они лежат в яме в разных направлениях. Возможно, это была рама из бревен на дне ямы с вертикально установленными столбами, образующими навес. Это сооружение поджигалось, после чего яма зарывалась. Вместе с землей и щебнем в яму сбрасывались остатки тризны или жертвенной пищи, от которой остались обломки костей домашних животных и фрагменты лепных сосудов. Более простой по конструкции и заполнению была небольшая округлая яма © 2, в которой не было углубления и сложной деревянной постройки.

Интересно, что обнаруженные в заполнении ям ©© 2 и 9, на разной глубине, фрагменты лепных соединились в крупные плоскодонные горшки с раздутым туловом, прямым или отогнутым венчиком. На тулове одного из горшков резьбой нанесена ломаная линия. Возможно, это участок орнаментальной полосы. В яме © 9 обнаружены обломки плоскодонных чаш с низкими бортами и прямым венчиком (Рис. Ill, 1,3,4).

Очевидно, что ямы заполнялись единовременною, иначе фрагменты одних и тех же разбитых сосудов не могли бы оказаться на разной глубине. Вероятно, их сооружение, поджигание и заполнение связано с какими-то ритуальными действиями, жертвенными или поминальными обрядами, которые совершались на памятнике Соян-сеё не единожды. Аналогов подобным памятникам в средневековых культурах Минусинской котловины пока проследить не удалось. Черты некоторого сходства у культовых комплексов Соян-сеё наблюдаются с культовыми местами угорского населения Западной Сибири. На памятнике Сопка-2 в Барабинской лесостепи В.И. Молодиным были исследованы культовые курганы, под насыпями которых находились остатки обгорелых деревянных конструкций и сосуды, перевернутые вверх дном.5 Эти памятники датируются периодом развитого и позднего средневековья.

Единственный находкой, которая позволяет уточнить хронологию культовых комплексов Соян-сеё является железный вислообушный топор (Рис. Ill, 2). В памятниках Западной Сибири подобные топоры встречаются в комплексах, относящихся к эпохе позднего средневековья.7 Находки лепных сосудов из культовых комплексов Соян-сеё не противоречат этой датировке, поскольку памятники позднего средневековья на Среднем Енисее остаются мало исследованными и характер керамической посуды местного населения в этот период не вполне ясен.

Вопрос об этнокультурной принадлежности рассматриваемого памятника и его отношении к Саянскому городищу может быть решен лишь после всесторонней характеристики керамического комплекса последнего памятника. Естественно, трудно себе представить, чтобы в период функционирования городища к его стенам могли приходить иноплеменники для совершения своих жертвенных обрядов. Скорее всего, эти обряды могли совершать обитатели городища в период позднего средневековья. По нашему мнению, городище возникло еще в период раннего средневековья и продолжало функционировать вплоть до монгольского времени.8 Существовало ли оно в период позднего средневековья, представители какого этноса в нем обитали и совершали жертвенные обряды на соседней гриве за валом и рвом городища до того, как на его месте русскими казаками был сооружен Саянский острог - предстоит выяснить в ходе дальнейших исследований.

Примечания

  1. Вадецкая Э.Б. К истории археологического изучения Минусинских котловин // Известия лаборатории археологических исследований. - Кемерово, 1973. - Вып. VI. -С. 97-131. ' Там же. С. 139-144, 150;
  2. Вадецкая Э.Б Археологические памятники в степях Среднего Енисея. - П., 1986 - С, 26
  3. Скобелев С.Г., Шаповалов А В. Оборонительные сооружения Саянского острога // Военное дело и средневековая археология Центральной Азии. - Кемерово, 1995. - С 139
  4. Худяков ЮС Кыргызский курган Соян-сеё // Памятники кыргызской культуры в Северной и Центральной Азии. -Новосибирск, 1990. - С. 106.
  5. Молодин В И. Культовые памятники угорского насепения лесостепного Обь-Иртышья // Мировоззрение финно-угорских народов. - Новосибирск, 1990. - С. 128-135.
  6. Там же С. 135-138; Молодин В.И., Соболев В И., Соловьев А.И. Бараба в эпоху позднего средневековья. - Ново-т сибирск, 1990. - С. 182.
  7. Соловьев А И Военное дело коренного населения Западной Сибири. Эпоха средневековья. - Новосибирск, 1987 - С. 98.
  8. Худяков ЮС. Кыргызский курган Соян-сеё. - С. 106.

Список иллюстраций к статье

  1. План памятника Соян-сеё.
  2. Соян-сеё. Об. N 9. Яма.
  3. Соян-сеё. Об N 9. Инвентарь: 1, 3, 4 - сосуды; 2-топор.