Задачи реконструкции внешнего облика древних кочевников Центральной Азии представляют значительный интерес для археологии и истории. Возможности их успешного решения зависят от информативности вещественных, изобразительных и монументальных источников.
Первостепенное значение для реконструкции хуннского костюма имеют находки одежды, обуви, головных уборов из могил хуннских шаньюев в Монголии.1 Они позволили выявить характерные особенности этнографического облика хуннов.2 Важным дополнением к этим реконструкциям служат находки деталей поясов, украшений и других аксессуаров из хуннских могильников в Забайкалье, Монголии и северном Китае
Изобразительные источники, передающие внешний облик хуннов, менее информативны. На петроглифическом памятнике Ханын Хад в ущелье Яманы Ус имеются изображения хуннов, сопровождающих кортежи, вероятно, ханьских послов или принцесс4. Они передают силуэты фигур всадников в головных уборах с колчанами и налучьями.
Китайские рисунки, изображающие хуннов богаче деталями, однако они относятся к различным историческим периодам, поэтому их достоверность может подвергаться сомнению.
Монументальная скульптура для хуннской культуры была не характерна6. Однако, скульптурные изображения хуннов создавались в Китае в эпоху Хань. Подобное изображение имеется на могиле ханьского полководца Хо Цюйбина, отличившегося в войнах с хуннами в начале II в. до н. э. В 1936 г. этот интересный памятник был исследован, а затем частично опубликован 3. Такачем7. Значительное внимание данному памятнику было уделено в статье С.Г. Кляшторного и Д.Г. Савинова, посвященной анализу пазырыкских сбруйных антропоморфных подвесных блях, которые авторы считают важным свидетельством хунно-юэчжийских войн8. Исследователи придают этому "великолепному иконографическому материалу", незаслуженно оставшемуся вне внимания ученых, "эталонное значение" для характеристики внешнего облика хуннов. По их мнению, данный "убедительный иконографический материал" находит точные аналогии в облике пазырыкских антропоморфных личин. И на китайской скульптуре, и на пазырыкских бляхах у изображенных персонажей выделяются одни и те же характерные признаки монголоидности: выдающиеся скулы, низкий лоб, толстые губы, короткий приплюснутый нос, борода и торчащие вверх жестокие прямые волосы.
По нашему мнению, проведение подобных аналогий, при учете специфики изображений вполне допустимо, а заключение авторов о том, что антропоморфные бляшки пазырыкскои узды представляют собой стилизованные отрубленные головы противников, в облике которых подчеркнуты монголоидные черты, представляет несомненный интерес и заслуживает внимания специалистов. Однако, использование материалов из публикации 3. Такача создало не совсем адекватное представление о характере изучаемого памятника на могиле Хо Цюйбина, о котором сказано, что "на мраморе гробницы были вырезаны барельефом несколько групп его противников и сцены триумфа", а эстампажные копии были сняты с группы, которая носила название "Кони топчут сюнну".
Поскольку в 1990 г. нам пришлось принять участие в экспедиции ЮНЕСКО "Шелковый путь" по территории Китая, во время проведения которой мы посетили мавзолей ханьских императоров Мао Линь, осмотрели усыпальницу Хо Цюйбина, в том числе скульптуры и музейную экспозицию, и зарисовали скульптурную композицию, состоящую из лошади и поверженного хунна, имеется возможность существенно дополнить материалы 3. Такача, что позволит составить адекватное представление у специалистов об этом интересном памятнике11. Могила Хо Цюйбина расположена на территории музея Мао Линь - мавзолея, или точнее сказать кладбища, на котором погребены члены императорской фамилии из династии Хань и отдельные выдающиеся полководцы. Усыпальница Хо Цюйбина была сооружена на ханьском императорском кладбище по повелению императора У-ди, одного из наиболее могущественных правителей из династии Хань, грозного противника хуннов, который был потрясен преждевременной смертью талантливого полководца. В 121 и 119 гг. до н. э. Хо Цюйбин, назначенный "предводителем легкой конницы" или "военачальником сильной конницы" нанес хуннам несколько крупных поражений, взял в плен десятки тысяч кочевников, вытеснил хуннов к северу от китайской границы, а на завоеванных землях в Ордосе были расселены китайские поселенцы. В результате одержанных побед хуннская опасность была значительно ослаблена, была захвачена богатая добыча, хуннские войска были вынуждены отступить в пустыню Гоби. После победы у гор Яньчжы-шань Хо Цюйбин захватил в качестве добычи "золотого истукана, которому хуннский князь Хючжуй приносил жертвы". Выдающиеся победы над хуннами были одержаны им в сражениях у горы Циляньшань и на землях севернее Гоби. По утверждению летописца его армия достигла Хань-хая, т.е. "северного моря"12. Не удивительно, что смерть Хо Цюйбина в 117 г. опечалила императора У-ди сорвала его планы по окончательному разгрому хуннской державы. После смерти Хо Цюйбина Ханьский императорский двор "долго не мог предпринять на север похода на хуннов" 3. При сооружении усыпальницы Хо Цюйбина, над его могилой был насыпан холм, по форме напоминающий гору Цилянь14, в честь одной из его выдающихся побед.
В настоящее время усыпальница Хо Цюйбина представляет собой высокий насыпной холм - "цы-тан", конической формы, аналогичный другим подобным насыпям в мавзолее Мао Линь . По обе стороны от холма, вдоль дороги духов - "шэньдао"16, были установлены скульптуры тигра, лошадей, черепах, фантастических антропоморфных существ, быков и овец. Большинство скульптур находится в настоящее время в крытых павильонах без стен. При входе в эту аллею находится две скульптуры лошади.
В одном из павильонов у центрального входа в музей находится музейная экспозиция, в которой выставлены бронзовые и железные предметы вооружения, бронзовые зеркала и сосуды, концевые диски черепиц и другие экспонаты. Некоторые из них, несомненно, относятся к эпохе Хань. Среди них, железный палаш с прямым, однолезвииным, частично поврежденным клинком, острием, скошенным в сторону спинки, крестообразным перекрестьем и длинным черешком (Рис. I, 1); железный меч с линзо-видным в сечении, двулезвийным клинком, остроугольным острием, крестообразным перекрестьем, обломанным черешком и кольцевым навершием (Рис. I, 2); два железных кинжала с прямым однолезвииным клинком, скошенным острием, кольцевым навершием (Рис. I, 3, 9). В экспозиции выставлена коллекция из нескольких биметаллических наконечников стрел. Пять из них имеют бронзовую боевую головку с трехгранным в сечении острием, прямыми плечиками и короткой шейкой (Рис. I, 4-7, 10). Один наконечник имеет бронзовую боевую головку с трехгранным острием, пологими плечиками и удлиненном шейкой (Рис. I, 8). Два наконечника имеют бронзовую боевую головку с трехгранным острием и выемками на гранях, прямыми плечиками и короткой шейкой (Рис. I, 11, 12). Черешки стрел железные.
Подобные виды оружия типичны для эпохи Хань. Они представлены во многих музейных экспозициях, посвященных ханьской эпохе в Китае.
Скульптурная композиция, изображающая лошадь, попирающую поверженного хунна, расположена с правой стороны от дороги духов, перед могильным холмом. Скульптура высечена из светло-серого камня. Лошадь изображена стоящей, незаседланной и невзнузданной. У нее короткие ноги с крупными копытами, вытянутое туловище, короткая шея, крупная голова и длинный хвост. На теле и ногах выделена мускулатура.
Поверженный хунн изображен лежащим на спине, под животом у лошади. У него большая голова с крупными чертами лица, большими ушами, узкими глазами, приплюснутым носом, крупными губами и длинной, растрепанной шевелюрой, соединяющейся с бородой. Хунн изображен с непропорционально большим животом, согнутыми в локтях руками и в коленях ногами. С левой стороны у него изображена отвислая женская грудь с выступающим соском. Ноги изображены босыми с растопыренными пальцами. В правой руке он держит за середину кибить лука без тетивы, в левой - копье или дротик, которым упирается в живот лошади. С правой стороны на поясе хунна показан ремень с поперечным ответвлением. С левой стороны ремень не выделен, но пузатый отвислый живот выделяется над бедрами (Рис. 2, 1-3).
На наш взгляд, изображение поверженного хунна в данной скульптурной композиции, выполнено подчеркнуто карикатурно. Он изображен в унизительной, демонстративно уничижительной позе, лежа на спине под лошадью, "вверх тормашками". В его внешнем облике подчеркнуты отталкивающие черты: большая голова с грубыми чертами лица, не расчесанная борода и волосы, короткие руки и ноги, огромный пузатый живот, отвислая женская грудь. Вряд ли в этом изображении можно усмотреть какие-то типичные черты этнографического облика хуннов. Скорее это собирательный негативный образ северного варвара. Долгие годы кочевники наводили своими набегами ужас на пограничное население империи Хань, но после побед Хо Цюйбина онм стали совсем не страшны, над ними можно торжествовать, улюлюкать и насмехаться. Поэтому скульптурное изображение поверженного хунна на могиле Хо Цюйбина следует оценить как своего рода наглядную агитацию, рассчитанную на то, чтобы вызвать у китайцев ненависть и презрение к хуннам, но при этом продемонстрировать, что их нечего бояться.
В свете сказанного выше, нам трудно согласиться с оценкой этого изображения как имеющего "эталонное значение" для характеристики облика хуннов18. Это отражение негативного восприятия китайцами представителей иного культурного мира, северных кочевых варваров. Естественно, что для монголоидов-китайцев не могла быть предметом утрирования монголоидная внешность хуннов сама по себе, в то время как для европеоидов - носителей пазырыкской культуры, близких хуннам по культуре и образу жизни, не могли быть негативно воспринятыми особенности, связанные с принадлежностью хуннов к кочевому миру. Демонизация противника среди европеоидных ираноязычных кочевников могла происходить на совершенно иных основаниях, чем среди монголоидных китайцев-земледельцев и горожан. Возможно, в некоторых случаях для противопоставления своих и чужих расовые особенности могли играть определенную роль, однако культурные различия были в этом отношении гораздо более существенными.