СОЗВЕЗДИЕ ОРИОНА В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ЮЖНОЙ СИБИРИ (ОПЫТ
СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА)
Д.В. Ерошкин
Орион - одно из самых ярких созвездий ночного Неба
- всегда привлекал к себе внимание людей. Еще в глубокой древности,
наряду с другими созвездиями и небесными светилами (планетами),
он стал объектом поклонения и мифотворчества.
Из древнегреческой мифологии нам хорошо известна история
о безжалостном охотнике (истребителе животных), который превратился
в созвездие, названное его именем, то есть Орионом.
Особое значение придавалось этому созвездию и в Древнем
Египте. С ним отождествлялся бог Осирис - владыка царства мертвых.
Да и сами великие пирамиды долины Гизе (в Египте), как это следует
из работ Р. Бьювэла и Г. Хэнкока, являются ни чем иным, как проекцией
трех звезд "пояса Ориона" в нижней точке прецессиального
движения, то есть в 10500 г. до н.э.
Следы культа Ориона можно найти и на территории древнего
государства инков.
Так в городе Чавин-де-Уантар был найден алтарь с семью
отверстиями, точно соответствующими по конфигурации семи звездам
созвездия Орион: (Стингл М., 1983, с. 25)
Есть упоминание о созвездии Орион и библейской книге
Иова.
Три звезды "пояса Ориона" часто встречаются
под такими названиями, как Три Мага, Три Волхва, Посох Иакова, Меч
Калева (у эстонцев), Ножи Колдуна (у вогулов) (Янкович М., 1980,
с. 355).
В Центральной Азии, на территории Монголии, Тувы,
Алтая также хорошо известна символика Ориона.
В частности, это три параллельные линии в верхней
части большинства оленных камней.
Такие исследователи, как Г.Н. Потанин, В.В. Волков
связывали указанный символ с расположением звезд Ориона. (Потанин
Г.Н., 1885-1886, с. 52-53)
Известны подобные знаки и по петроглифам великих сибирских
рек Улук-Хема и Лены (Кубарев В.Д., 1979, с. 43).
Если же учесть, что оленные камни являются антропоморфными
изображениями мужчин-воинов, то символы Ориона на них можно легко
сопоставить с известным у всех палеосибирских народов мифом о Небесном
охотнике и олене.
Олень, как и бык, у большинства народов Древнего мира
был зримым символом, архетипом Солнца.
Это наглядно видно по петроглифам Горного Алтая и
Монголии.
Почитанием быка, коровы отмечены цивилизации древнего
Крита, Египта, Индии.
С крито-минойской цивилизацией связана известная легенда
о человекобыке минотавре. В древнем Египте священный бык Апис был
олицетворением Вселенной, мироздания: В Индии же бык стал главным
символом Вишну. У скифов и древних тюрков олень (а затем конь) являлся
медиатором - посредником между сферами земли и неба. (Николаев Р.В.,
1987, с. 157)
Согласно вышеупомянутому мифу, охотник (на Алтае это
Эрке-Когульдей) гонится за "солнечным оленем", догоняет
его, стреляет в него из лука и затем превращается в созвездие, "уходит
на небо". Здесь на лицо явная конвергенция с древнеегипетским
мифом об Осирисе - тот тоже в конце своего пути становится созвездием
Ориона.
В героическом эпосе Алтая "Маадай-Кара"
Когульдей гонится за тремя маралухами и затем, улетев на небо, превращается
вместе с ними в созвездие Юч-Мыйгак (Орион).
Уже в 1924 г. академик Н.К. Рерих в своих работах
отмечал небывалую распространенность культа Ориона в Центральной
Азии.
Он пишет: "Созвездию Ориона посвящены древние
таинственные храмы Средней Азии. Шаманская мудрость поклоняется
[этим звездам]". (Лабецкий П.П., 2000, с. 436-437).
Упоминание о "шаманской мудрости" здесь
не случайно.
Некоторые наскальные изображения в древних святилищах,
местах шаманских камланий имеют ярко выраженный солярно-астральный
характер, иногда явно указывающий на конкретные созвездия (в том
числе и Орион). Это, например, знаменитое святилище в урочище Мугур
Саргол на Енисее.
На территории Горного Алтая, по утверждению новосибирского
археолога П.П. Лабецкого, изображения созвездия Орион можно встретить
в Кара-Оюке, известном также как Чаганка. Место расположено в Кош-Агачском
районе Республики Горный Алтай в 10 км от села Бельтыр. (Лабецкий
П.П., 2000, с.433).
Однако по аналогии с оленными камнями, и согласуясь
с сюжетом палеосибирского мифа, основным изображением Ориона на
сибирских петроглифах, видимо, надо считать фигуру стрелка с натянутым
луком. С этой фигурой можно, определенно, связать и древнейший образ
шамана. Бубен у шамана, по этнографическим источникам, иногда выступает
в роли лука (Алексеев Н. А., 1984, с. 154-155). Но чаще как ездовое
животное. Видимо, когда-то в глубокой древности два эти понятия
слились в одно целое. Круглая дискообразная форма бубна, возможно,
является одним из архетипов дневного светила, а колотушка, ее удары
имплицитно символизируют власть охотника над диким животным, которую
он также получает, поражая его из лука:
Обозначенная выше конвергенция палеосибирского мифа
с древнеегипетским мифом об Осирисе может быть продолжена еще в
ряде характерных деталей: согласно древнеегипетскому мифу, бог зла
Сет вначале заколачивает Осириса в ящик, затем бросает его в Нил.
Доплыв до города Библос, ящик прорастает деревом, из которого его
в дальнейшем извлекает богиня Исида.
Сибирский шаман так же связан в своей земной жизни
с каким либо деревом - аналогом космического мирового дерева. А
после смерти его часто хоронили в дупле, или подвешивали на дерево
в специальных колодах. (Косарев М.Ф., 1984, с. 204)
Далее, в древнеегипетском мифе Сет разрубает тело
Осириса на 13-14 частей; из них богиня Исида вновь соберет тело
своего мужа. Собранный по частям Осирис воскреснет и "вознесется"
на Небо, сливаясь с созвездием Ориона. (Хэнкок Г., 1997, с. 66)
Сибирский шаман в свою очередь также рассекается духами
на отдельные части. Духи "ищут" суть человека, средоточие
жизни. Они "отделяют все суставы, кости очищают, выскребая
мясо, и удаляя соки тела. Оба глаза вынимают из впадин и кладут
отдельно. По окончании всей этой операции кости снова соединяют
и сшивают железными нитками:, а глазное яблоко кладут обратно на
место".
Только после этого "шаман" становится настоящим
Шаманом, так как получает своих личных духов-помощников. (Сагалаев
А.М., 1990, с. 95)
Аналогичный по сути ритуал смерти и воскрешения на
уровне психоэмоциональной перцепции проходят и "маги"
- дайялы Кафиристана. Правда там место шаманских духов занимают
прекрасные пери (или "дакини" - у тибетцев). (Йеттмар
К., 1986, с. 293)
Исследуя оленные камни Центральной Азии, В.Д. Кубарев
нашел аналогии уже описанным выше трем параллельным линиям в верхней
части этих камней (знак Ориона) в китайском даосизме. Это известные
триграммы в даосской системе Багуа. (Кубарев В.Д., 1979, с. 44-45)
Три параллельные линии там обозначают понятие "Небо":
Кроме того, все позы и упражнения в этой системе являются
"отражением" определенных созвездий ночного неба. (Алхимия
Багуа, 1999, с. 100-120)
Даже точки акупунктуры (иглоукалывания) на теле человека
располагаются как проекция звездного атласа.
В то же время числовые значения "пути шамана"
на небо и практика Багуа совпадают и равны девяти. И тот и другой
должен преодолеть девять препятствий. В этой связи можно предположить,
что ранний шаманизм предусматривал не просто перерождение и ритуальное
воскрешение шамана, но и отождествление его со "звездными рунами"
- созвездиями, среди которых ведущую роль, видимо, играл Орион.
Само слово "Орион" переводится как "страж
предела", "границы" и т. д. (Лабецкий П.П., 2000,
с. 436)
На сибирских петроглифах Ориона-охотника, или Когульдея
обычно сопровождают одна или две собаки. Собака же, как и волк,
еще на заре человечества была олицетворением мира теней, "царства
мертвых" и ставилась в один семантический ряд с такими хтоническими
существами, как змея и дракон. (Савинов Д.Г., 1980, с. 325)
В традиционном Китае, если случалось затмение солнца,
считалось, что его пожирает "небесная собака". (Сидихменов
В.Я., 1987, с. 11)
В находках из курганов Пазырыка так же есть изображение
волка, пожирающего "солнечного оленя".
В древнеиндийской ведической традиции владыку подземного
мира Ямараджу всегда сопровождают две четырехглазых собаки.
В скандинавской мифологии, в "Прорицании Вёльвы"
одним из главных губителей мира и богов-асов выступает волк Фенрир.
Один сумел связать его, но когда в "конце времен" Фенрир
освободится, начнется Рагнарёк - предсказанная битва богов-асов
с демонами тьмы, в которой боги должны погибнуть вместе с сиянием
этого мира. (Дюмезиль Ж., 1986, с. 147-148)
Если же вспомнить древнегреческую мифологию, то там
врата Аида (царства мертвых) охраняет трехглавый пес Кербер. (Кун
Н.А., 1984, с. 139)
У древних египтян на суд Осириса в царство мертвых
душу ведет шакалоголовый бог Анубис. По другой версии два Анубиса
(второго зовут Упуат) охраняют вход в "царство мертвых".
В Хакасии у деревни Малая Сыя, что стоит на реке Белый
Июс в восточных отрогах Кузнецкого Алатау были обнаружены предметы
художеств, творчества и изображения, созданные человеком уже 35
тыс. лет назад!
На одном из них прорисовано мировое дерево, рассекающее
на двое фигуру волка! (Ларичев В.Е., 1979, с.10-24). Суммируя данные
факты, можно утверждать, что собака, как страж "царства мертвых"
выступает в качестве маркера некого порога или предела бытия. А
ее нахождение рядом со стрелком Когульдеем только подчеркивает тот
смысл, что вкладывался в слово "Орион" древними греками.
"Пороговую" роль Ориона подтверждает и открытие
Р. Бьювэла в изучении астральных культов Древнего Египта.
Исследуя "вентиляционные шахты" великой
пирамиды Гизе, Бьювэл пришел к выводу о их точной нацеленности на
определенные звезды ночного неба, в том числе и Ориона. Но он пошел
дальше, обратив внимание на определенную топографию размещения на
поверхности Земли трех Великих пирамид и выдвинул свою теорию корреляции
их с тремя звездами пояса Ориона. (Бьювэл Р., Джилберт Э., 1997,
с. 122-123)
Это был крупный прорыв в познании древнеегипетской
цивилизации. Многочисленные проверки подтвердили гипотезу Р. Бьювэла:
первые две звезды (Аль-Нитак и Аль-Нилам) расположены также, как
первая и вторая пирамиды, а третья звезда (Минтака) несколько смещена
к востоку от оси, на которой лежат остальные две.
Аналогично смещена и последняя из трех, маленькая
пирамида Менкаура!
Используя астрономические компьютерные программы "Скай
глоуб" ("Небесная сфера") и "Ред шифт"
("Красное смещение") удалось имитировать цикл прецессии,
чтобы точно установить, когда звезды Ориона соответствовали их пирамидальным
аналогам на Земле. Сделать это вполне возможно, так как интервал
прецессионного "сдвига" земной оси относительно небесной
сферы никогда не менялся за много тысяч лет. Каждые 72 года происходит
сдвиг на 1 градус. Таким образом, 2160 лет Солнце находится строго
в одном созвездии, постепенно "проходя" их все (полный
круг из 12-ти) за 25920 лет. (Хэнкок Г., Файя С., 2000, с. 49-113)
Р. Бьювэл установил, что в ходе прецессионного цикла
три звезды Пояса Ориона скользят вверх и вниз по меридиану: 13000
лет "вверх" (то есть набирают высоту над горизонтом в
момент прохождения меридиана) и 13000 лет "вниз" (то есть
теряют высоту над горизонтом при прохождении меридиана). Самая низкая
точка этого цикла приходится на 10500 г. до н.э., А самая высокая
будет наблюдаться где-то после 2000 г. н.э. (Хэнкок Г., Файя С.,
2000, с. 49-113)
Компьютерная программа показала, что именно в 10500
г. до н.э. три звезды пояса Ориона точно соответствовали трем пирамидам
долины Гизе.
Подтверждает эту дату и знаменитый Сфинкс долины Гизе.
Он смотрит прямо на восток, где восходит солнце. В день весеннего
равноденствия 10500 г. до н.э. оно поднималось в созвездии Льва!
Крайняя точка прецессиального движения созвездия Орион
однозначно совпадает с периодом глобального изменения климата на
Земле. В это время происходит массовая гибель мамонтов, других животных.
Повышается уровень мирового океана, что сказалось на затоплении
некоторых участков суши и, как следствие, вызвало к жизни многочисленные
легенды и сказания о Потопе. Эзотерическая традиция связывает с
этим периодом исчезновение острова Атлантиды.
Кстати, в свое время академик Обручев В.А. причиной
глобального потепления считал именно исчезновение Атлантиды, которая
своим отсутствием позволила теплым водам Гольфстрима проникнуть
в область Северного Ледовитого океана. (Жиров Н.Ф., 1964, с. 310).
Таким образом, созвездие Орион своим движением отметило
Закат, конец целой эпохи в истории Земли.
Орион стал "стражем порога", отделяющего
один период времени от другого. По сути, Орион - это медиатор-посредник
между, условно говоря, прошлым и будущим, царством теней и миром
живых.
Точно такая же роль была присуща и сибирскому шаману
- посредника, жреца, устанавливающего "мосты" между сферами
бытия. Небесный охотник убивает оленя - Солнце, и оно медленно "умирает
на западе", погружаясь в царство теней. Орион-Когульдей движется
к своему зениту - наступает "утро магов", время шаманов
и прорицателей будущего.
"Оживает" великий Эрлик, он же Осирис и
Ямарадж - хозяин царства теней и ночного неба в заснеженной Сибири:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алексеев Н.А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири (опыт ареального
сравнительного исследования). - Н.: Наука, 1984. - 232 с.
- Алхимия Багуа. Тридцать два вращения тигельной печи. - М.: ИНБИ
мэгэзин, 1999. - 315 с.
- Бьювел Р., Джилберт Э. Секреты пирамид. Созвездие Ориона и фараоны
Египта. - М.: Вече, 1997. - 368 с.
- Дюмезиль Ж. Верховные Боги индоевропейцев. - М.: Наука, 1986.
- 234 с.
- Жиров Н.Ф. Атлантида. Основные проблемы атлантологии. - М.:
Мысль, 1964. - 431 с.
- Йеттмар К. Религии Гиндукуша. - М.: Наука, 1986. - 524 с.
- Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции. - М.: МЕКТЕП, 1984.
- 448 с.
- Косарев М.Ф. Западная Сибирь в древности. - М.: Наука, 1984.
- 242 с.
- Кубарев В.Д. Древние изваяния Алтая (оленные камни). - Н.: Наука,
1979. - 119 с.
- Лабецкий П.П. Опыт исследования культуры Алтая в свете творчества
Н.К. Рериха (на примере астромифологического фрагмента памятника
наскального искусства Горного Алтая) // Рериховские чтения. Материалы
конференции 3-6 ноября 1997 г. Н.: Сиб. рерих. общ-во, 2000. -
С. 427-441.
- Ларичев В.Е. Как "человек разумный" осваивал мир //
Атеистические чтения М.: Политиздат, 1979. - С. 10-24.
- Николаев Р.В. Солнечный Конь (к вопросу о культе коня у народов
Евразии) // Скифо-сибирский мир, искусство и идеология. Н.: Наука,
1987. - С. 154-158.
- Потанин Г.Н. Памятники древности в Северо-Западной Монголии,
замеченные во время поездки 1879 г. - Труды МАР, 1885-1886, т.
10, 11. - С. 52-53.
- Стингл М. Поклоняющиеся звёздам. По следам исчезнувших перуанских
государств. - М.: Прогресс, 1983. - 182 с.
- Сагалаев А.М., Октябрьская И.В. Традиционное мировоззрение тюрков
Южной Сибири. Знак и ритуал. - Н.: Наука, 1990. - 209 с.
- Савинов Д.Г. Изображения собак на оленных камнях (некоторые
вопросы семантики) // Скифо-сибирское культурно-историческое единство.
Материалы I всесоюзной археологической конференции. Кемерово,
КемГУ, 1980. - С. 319-328.
- Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. 3-е изд. - М.: Наука,
1987. - 384 с.
- Хэнкок Г. Следы богов. В поисках истоков древних цивилизаций.
- М.: Вече, 1997. - 496 с.
- Хэнкок Г., Файя С. Зеркало Небес, или поиск пропавшей цивилизации.
- М.: Вече, 2000. - 416 с.
- Янкович М. Мифическое животное на звёздном небе // Скифо-сибирское
культурно-историческое единство. Материалы I всесоюзной археологической
конференции. Кемерово, КемГУ, 1980. - С. 348-357.
|