ЖИЗНЬ И СУДЬБА
В.Ф. Синицын
- О, да вы молодой, - разочарованно протянул вошедший.
- Это плохо?
- Я о другом: думал, были вместе с моим отцом, раз пишете о нем,
могли бы что-то рассказать. Я Угрюмов, Анатолий, сын шофера Селиверста
Угрюмова, того самого "врага народа" и "члена польско-фашистской
группировки", который якобы специально подстроил аварию машины
с сиблонцами (заключенными Сибирского лагеря особого назначения
НКВД, строившими Чуйский тракт - В.С.). Из вашего очерка "Ослепление".
- Нет, Селиверста Антоновича я знаю лишь как "фигуранта следственного
дела".
Высокий, косая сажень в плечах, Анатолий устало сел
к столу. Достал фотографию, где он, четырехлетний пацаненок, с отцом
и матерью. Селиверст и Татьяна Угрюмовы, по-сибирски крепкие, красивые
красотой здоровой молодости, смотрят открыто, даже с некоторым вызовом:
"Да, мы знаем себе цену. Сами нашли друг друга, сами выбрали
судьбу: создали семью, у нас дом, любимая работа, не зависим ни
от кого: Кто может помешать нам в этой жизни!"
Родились и росли они в деревне Карагайке Старобардинского
(нынче Красногорского) района. Знали друг друга с детства - односельчане.
Но вот пришла известная пора, и почувствовал Селиверст, что не жизнь
ему без этой большеглазой. Сватов бы заслать, да не из той она семьи,
которая сватов его примет. Бедно жили Угрюмовы, а парней полна изба.
Взял он тогда, "варнак такой-сякой", невесту "угоном":
ночью по уговору вышла тихонько девушка с узелком: и - прощай богатый
родительский дом!
Бийск в их семье появился тоже не случайно. Прежде
всего укрыться от сердитой родни, прожить там проще. Помимо Татьяны,
была у Селиверста еще одна страсть - автомобиль! Сидеть за его рулем
в кожаных галифе, кожаных же куртке и фуражке, управлять этим чудом:
не думать об этом парню - выше сил. Родная деревня дать этого, конечно,
не могла, автомобили имелись пока лишь в городе.
Бийск встретил молодоженов не пряниками. Пришлось
главе новой семьи начинать с "Механлита", с литейки. Но
мечты своей не забывал, и как только объявила набор Бийская автошкола
- поступил. За плечами было всего три класса сельской школы, однако
это уже давало право писать в соответствующей графе: "грамотный".
Да и немного было тогда парней, учившихся больше Селиверста. Нехватку
образования он восполнял природной смекалкой, мужицкой напористостью,
усидчивостью: Словом, кончил в числе лучших.
Работать, естественно, направился в ЧВТ, как коротко
звалась в народе новая организация "Чуйский военизированный
тракт НКВД". Анатолий помнит (родился в 1932 году) отца во
всем кожаном, с автоочками на фуражке, в хрустящих перчатках, раструбами
идущих к локтям.
Поначалу ему дали "фордик", потом АМО-3,
под конец - знаменитый ЗИС-5. Машины хорошие, да вот с грузом не
повезло: возил шофер Угрюмов заключенных. Разведанная и размеченная
писателем В. Шишковым магистраль строилась трудом невольников, как
египетские пирамиды. А эти современные рабы, попросту "зэка",
"зэки", узники СибЛОНа, жили в "лагпунктах"
от Бийска до Ташанты.
В дорожно-строительном управлении © 10, входившем
некогда в симбиоз "ЧВТ", я нашел и "простыни"
чертежей, подписанных автором "Угрюм-реки", и снимки оборванных
"врагов народа" обоего пола, и фамилию шофера Угрюмова
в нескольких приказах.
Небогатым зятем считался в Карагайке Селиверст, а
тут, в Бийске, его ценили. Дали "жактовскую" квартиру
на Гоголевской (дом тот цел по сей день), одевались с женой - куда
там деревенским! Вот только груз: Да и времена наступили такие -
подумать страшно: день прожил - судьбе спасибо. Однажды вернулся
из поездки сам не свой: "Ну, Татьяна, готовь сухари".
Шел январь 1938 года.
В этот раз живой груз везли на двух машинах: он, Угрюмов,
и стажер (не имевший водительских прав) Леонид Ненахов. Его и пустили
первым. Беда случилась за Чибитом, в местечке Керкоч, на крутом
обледенелом повороте.
Повернув за скалу, Селиверст вдруг не увидел напарника.
Что такое?! Но проехав метров сто, понял, в чем дело, - следы вели
к обрывистому берегу Чуи:
Картина жуткая: месиво из тел и обломков машины. Обрыв-то
высоченный. Кое-как по веревкам спустились вниз и обнаружили признаки
жизни лишь у двоих: инженера Микрюкова и водителя. Завернули их
в брезент, подняли теми же веревками наверх и - скорей назад, в
Иню.
Потом все это четко зафиксирует фольклор Чуйского
тракта. Но, в отличие от истории с Колькой Снегиревым, тут все правда.
Ехать тихо парнишка не хочет,
И мотор свою песню запел.
На крутых поворотах Керкоча
Он с обрыва на камни слетел.
. . . . . . . . . . . . . . .
И дорогой вдоль Чуйской стремнины,
Позабывши опасность и страх,
До Ини их везли на машине,
А потом понесли на руках.
Инженера и Леньку-стажера
Положили в приемный покой.
- Что могло случиться? - в который раз спрашивал вслух
Селиверст. - Тормоза отказали? Замешкался? Газанул не вовремя?
Стажер перед рейсом жаловался на неисправности, но
слушать его не стали. А тут еще выпили они накануне вечером для
"согрева" - промерзли до костей за день (а каково тем,
в кузове!).
Теперь-то виноватых найдут.
И как в воду глядел. Нашли, да каких - все городское
и районное руководство, специалисты и рабочие их автобазы. Кому-то
в управлении НКВД Запсибкрая (или выше?) нужно было отчитаться за
ликвидацию "разветвленной повстанческой группировки в Бийске".
Угрюмов давно уже был на примете, искали повод.
Его арестовали в ночь на 11 февраля 1938 года. Трое.
Посадили в сани-кошелку - и ни весточки родным пятьдесят один год!
Перед арестом провели обыск, естественно, ничего не найдя.
Мать разбудила Анатолия проститься с отцом. До сих
пор ощущает он на щеках колючую отцовскую щетину и прохладный, пахнущий
крепкой махоркой ветерок отцовского дыхания за ухом. Помнит, как
заплакал, тогда "тятька" порылся в карманах телогрейки
и достал две автомобильных лампочки: "Вот поиграй, сынок":
Анатолий
Как ни мал был Толька, а не забыть наступившего за
арестом дня. Едва живую от горя мать подняли с постели грозные "начальники":
"Освободить казенную квартиру!" Перебрались в хибарку
к деду, вслед за сыном покинувшему Карагайку.
В мае родилась сестренка Елена.
До сих пор в нем живо то первое чувство несправедливости.
Как, его тятька, лучший в мире человек, повелитель чудесной машины
- "враг народа"? "Вредитель и шпион"? Неправда!
По осторожным разговорам взрослых понял, что не один
он так осиротел, что "бывают ошибки". И как только научился
уверенно писать, класса со второго, слал письмо за письмом в Москву
герою Ворошилову, дедушке Калинину. Адреса давали ребята постарше,
взрослые - в Заречье тогда многие писали подобные письма в Москву.
Правда, как и он, безответно. Теперь-то известно, почему молчал
"Всесоюзный староста", бессильный помочь даже собственной
жене.
Учился Толя в седьмой школе (нынешний Дом пионеров
© 2), и уж здесь-то ему не давали забывать его "социальную
сущность". Такое не забывается.
Принимали их класс в октябрята. Заранее родители одели
ребятишек во все чистое, глаженое. Пришли пионеры, на торжественной
линейке стали пришивать малышне красные суконные звездочки. Пришивали
и Толе, как вдруг пионервожатая всполошилась:
- Ты кому звезду красную пришиваешь? Он же сын врага народа!
О том же самом кричала соседскому парнишке мать (из
"образованных"): "Нельзя играть с такими, он:".
И далее известное.
О вступлении в пионеры, комсомол он после этого и
не заикался. А когда уже на срочной службе замполит летнего полка
предложил "подумать о партии", у отличника боевой подготовки
воздушного стрелка Угрюмова вырвалось:
- Я же сын врага народа.
- Сын за отца не отвечает: Но уж благодарственное письмо на родину
напишем.
И сдержал слово. Как радовалась мать, одна растившая
все это время детей, подрабатывавшая в тяжелые военные годы шитьем
обмундирования для фронта. Шила ночами - днем была основная работа.
Трое дядей, братьев отца, Иван, Родион и Клим погибли
на фронте. Дядя Родион даже звания Героя Советского Союза удостоен
был, посмертно. А разве отец не смог бы так воевать?! Смог бы. Только
вопреки такой вере жила какая-то мыслишка: нет, даже чувство какое-то,
не о большой вине, но все-таки: ведь "у нас ни за что не сажают",
уверяли вокруг.
Ответ Угрюмовым дал ХХ съезд партии: и потоком приоткрывших
тайну "вершителей наших судеб" материалов, и короткой
справкой, "данной Угрюмовой Татьяне Яковлевне 26 мая 1958 года
в том, что Угрюмов Селиверст Антонович по настоящему делу полностью
реабилитирован посмертно".
И вот сейчас еще одна весточка, из газеты. Прочитал
Анатолий очерк - и сразу вспомнились отрывки из песни, которую иногда
напевала мать:
Ехал Ленька, хоть был он стажером,
И от счастья про все позабыл.
Шла машина, гружена СибЛАГом,
Он о камни ее всю разбил.
Вот ведь запомнил народ тот случай, даже песню сочинил, и жила она
вопреки всем запретам. Может, и отца кто-то запомнил. Из тех, что
разделили его судьбу. И жив тот человек, и рассказал бы, как жилось
Угрюмову-старшему в последние дни, а главное, где похоронен.
Живой - надеется.
|