ЧУЙСКИЙ ТРАКТ ДО МОНГОЛЬСКОЙ ГРАНИЦЫ
Е.А. Грехова
Чуйский тракт в современном его варианте - итог многолетней
работы нескольких поколений изыскателей, дорожных строителей, мостовиков
и других работников дороги, посвятивших свою жизнь дорожному строительству
кто по призванию, кто по долгу службы, а кто и по принуждению. Всех
их, несмотря на время и расстояние, объединил Чуйский тракт также,
как он объединил разные государства и народы.
Современники воспринимают его как единой целое, но
надо учитывать тот факт, что было перебрано много вариантов, пока
в результате сложных изыскательских работ и экономических подсчетов
пришли к современному его маршруту с двумя перевалами: Семинским
(1894 км) протяженностью 20 км и Чике-Таман с абсолютной отметкой
1466 и протяженностью 11 км. Еще в 1914 году в результате своих
изыскательских работ техник Вячеслав Яковлевич Шишков предложил
так называемый правобережный Катунский вариант: Бийск-Майма-Чемал-Элекмонар-Иня-госграница.
Даже беглый взгляд на карту вызывал недоумение, почему
такое простое решение дороги, а именно по разработанной долине крупной
реки, исторически не сформировалось раньше, что является естественным
в горной местности, а не через перевалы и паромные переправы от
катунского направления.
Многие восточные народы (монголы, алтайцы, китайцы)
одухотворяли даже отдельные камни, боялись "навредить"
им, поэтому, встретив самый незначительный выступ, путники или переходили
реку, или поднимались в обход на большую высоту, путаясь по горам,
пока не находили спуска. Несмотря на это, дорога через Чемал все-таки
существовала благодаря миссионерской деятельности духовенства по
обращению алтайских народов в христианство. Кое-где она была даже
колесная, но последние 70 километров из-за скопления бомов была
практически непроходима и создавала для катунского направления тупик.
Выделенная с 1922 года в самостоятельную административно-хозяйственную
Ойротская автономная область с областным центром в Улале не могла
обходиться имеющейся проселочной дорогой до железнодорожной станции
Бийска, к тому же с паромными переправами. Поэтому дорога Бийск-Улала
(Улалинский тракт) была признана дорогой краевого значения, и тогда
же начинается устройство ее исключительно по правому берегу как
улучшенной грунтовой дороги.
Состояние Чуйского тракта старого направления Бийск-Алтайское-Иня-госграница,
имеющего три перевала и четыре паромные переправы, не могло удовлетворить
требований перевозок по нему, принудив к исканию более удобного
варианта. И таким единственным был правокатунский вариант.
Постановление техсовещания отдела шоссейных дорог
Управления местного транспорта, проходившего в г. Бийске, указывает:
": остановиться на правобережном варианте. Принять к сведению
сообщение зам. председателя СТО Рудзутак об изменении направления
Чуйского тракта".
Строительство по правобережному варианту начиналось
несколько раз, но в дальнейшем вопрос снова затягивался, окончательных
установок не давалось, работы прекращались.
В результате новое направление не строится, т.к. вопрос
окончательно не решен, а старое не приводится в исправное состояние
по тем же причинам. Докладывая правительству об этом, Сибкрай РКИ
просил расследовать причины совершенно недопустимой, граничащей
с вредительством (1931 г.!) волокиты в строительстве правобережного
направления, просил привлечь виновных к суровой ответственности,
обязать Главдортранс закончить изыскания строительства тракта и
моста через р. Бию в сроки, указанные постановлением.
А в 1933 году выходит новый приказ за © 136 по Управлению
Чуйского тракта, который гласит: "Согласно постановлению правительства
по Народному Комиссариату Внешней торговли СССР 5 июня 1933 г. за
© 333 Чуйский тракт считается военизированным с введением в действие
устава о служебно-трудовой дисциплине военизированных рабочих и
служащих.
"Работники тракта должны помнить, что они указанным
актом правительства приравнены к славным бойцам Красной Армии в
условиях мирного строительства социализма".
В результате этого постановления сразу же находятся
необходимые денежные суммы, кадры, включается "зеленый свет"
изыскательским работам.
Все это дает возможность к 7 ноября 1934 г. рапортовать
о досрочном выполнении (как это было тогда принято) задания партии
и правительства о сооружении Чуйского тракта. Обеспечен полный автопроезд
на протяжении свыше 600 км и дополнительно сооружен за счет местных
и краевых ресурсов крупнейший в Союзе наплавной мост через р. Бию.
Начинаются трудные будни дороги-труженицы. |