Содержание
Культура
Имена:
Ноты:
Поэзия:
Исследователи Алтая:

ЧУЙСКИЙ ТРАКТ ДО МОНГОЛЬСКОЙ ГРАНИЦЫ
Е.А. Грехова

Чуйский тракт в современном его варианте - итог многолетней работы нескольких поколений изыскателей, дорожных строителей, мостовиков и других работников дороги, посвятивших свою жизнь дорожному строительству кто по призванию, кто по долгу службы, а кто и по принуждению. Всех их, несмотря на время и расстояние, объединил Чуйский тракт также, как он объединил разные государства и народы.

Современники воспринимают его как единой целое, но надо учитывать тот факт, что было перебрано много вариантов, пока в результате сложных изыскательских работ и экономических подсчетов пришли к современному его маршруту с двумя перевалами: Семинским (1894 км) протяженностью 20 км и Чике-Таман с абсолютной отметкой 1466 и протяженностью 11 км. Еще в 1914 году в результате своих изыскательских работ техник Вячеслав Яковлевич Шишков предложил так называемый правобережный Катунский вариант: Бийск-Майма-Чемал-Элекмонар-Иня-госграница.

Даже беглый взгляд на карту вызывал недоумение, почему такое простое решение дороги, а именно по разработанной долине крупной реки, исторически не сформировалось раньше, что является естественным в горной местности, а не через перевалы и паромные переправы от катунского направления.

Многие восточные народы (монголы, алтайцы, китайцы) одухотворяли даже отдельные камни, боялись "навредить" им, поэтому, встретив самый незначительный выступ, путники или переходили реку, или поднимались в обход на большую высоту, путаясь по горам, пока не находили спуска. Несмотря на это, дорога через Чемал все-таки существовала благодаря миссионерской деятельности духовенства по обращению алтайских народов в христианство. Кое-где она была даже колесная, но последние 70 километров из-за скопления бомов была практически непроходима и создавала для катунского направления тупик.

Выделенная с 1922 года в самостоятельную административно-хозяйственную Ойротская автономная область с областным центром в Улале не могла обходиться имеющейся проселочной дорогой до железнодорожной станции Бийска, к тому же с паромными переправами. Поэтому дорога Бийск-Улала (Улалинский тракт) была признана дорогой краевого значения, и тогда же начинается устройство ее исключительно по правому берегу как улучшенной грунтовой дороги.

Состояние Чуйского тракта старого направления Бийск-Алтайское-Иня-госграница, имеющего три перевала и четыре паромные переправы, не могло удовлетворить требований перевозок по нему, принудив к исканию более удобного варианта. И таким единственным был правокатунский вариант.

Постановление техсовещания отдела шоссейных дорог Управления местного транспорта, проходившего в г. Бийске, указывает: ": остановиться на правобережном варианте. Принять к сведению сообщение зам. председателя СТО Рудзутак об изменении направления Чуйского тракта".

Строительство по правобережному варианту начиналось несколько раз, но в дальнейшем вопрос снова затягивался, окончательных установок не давалось, работы прекращались.

В результате новое направление не строится, т.к. вопрос окончательно не решен, а старое не приводится в исправное состояние по тем же причинам. Докладывая правительству об этом, Сибкрай РКИ просил расследовать причины совершенно недопустимой, граничащей с вредительством (1931 г.!) волокиты в строительстве правобережного направления, просил привлечь виновных к суровой ответственности, обязать Главдортранс закончить изыскания строительства тракта и моста через р. Бию в сроки, указанные постановлением.

А в 1933 году выходит новый приказ за © 136 по Управлению Чуйского тракта, который гласит: "Согласно постановлению правительства по Народному Комиссариату Внешней торговли СССР 5 июня 1933 г. за © 333 Чуйский тракт считается военизированным с введением в действие устава о служебно-трудовой дисциплине военизированных рабочих и служащих.

"Работники тракта должны помнить, что они указанным актом правительства приравнены к славным бойцам Красной Армии в условиях мирного строительства социализма".

В результате этого постановления сразу же находятся необходимые денежные суммы, кадры, включается "зеленый свет" изыскательским работам.

Все это дает возможность к 7 ноября 1934 г. рапортовать о досрочном выполнении (как это было тогда принято) задания партии и правительства о сооружении Чуйского тракта. Обеспечен полный автопроезд на протяжении свыше 600 км и дополнительно сооружен за счет местных и краевых ресурсов крупнейший в Союзе наплавной мост через р. Бию.

Начинаются трудные будни дороги-труженицы.