Содержание
Культура
Имена:
Ноты:
Поэзия:
Исследователи Алтая:

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Н.С. ГУЛЯЕВА О ДРЕВНИХ ОБЩЕСТВАХ
Т.В. Тишкина

В 1900 г. на заседании Общества любителей исследования Алтая известный краевед Н.С. Гуляев (1851-1918 гг.) представил расширенный доклад "О древних курганах и городищах" где помимо обзора географического распространения курганов в Сибири и их научного изучения с начала XVIII до конца XIX в. такими исследователями, как Мессершмидт, Миллер, Радлов, Менье, С.И. Гуляев, была дана критическая оценка информативности такого вида памятников из-за того, что ": большая часть курганов расхищена: и невозможно точно установить обряд погребения не говоря уже о бытовой и духовной стороне жизни древнего человека (ЦХАФ Алтайского края (быв. ГААК), Ф-86, оп.1, св. 2, д. 14, л. 1-37). Н.С. Гуляев считал, что восполнить эти пробелы можно исследованиями городищ, принадлежащих тому же народу, который оставил курганы. Для определения критериев древности того или иного поселения были преложены рекомендации, дан-ные Д.Я. Самоквасовым и заключающиеся в том, что курганные кладбища всегда находятся вблизи городищ (там же, л. 18).

На основе изучения комплекса памятников близ с. Большая Речка Н.С. Гуляев выступил против установившегося к тому времени мнения западных ученых, что каменный век шел с запада на восток, и каменные орудия, находимые в Сибири, относятся к бронзовому веку. Кроме этого, исследователь пришел к выводу, что "деление периодов на каменный:, бронзовый, медный и железный есть выдумка мудрецов XIX века". По его мнению, выше названные исторические этапы не имеют строгой иерархической последовательности, а могли возникнуть и существовать одновременно, потому что "человеку с того времени, как он познакомился со свойствами огня и научился обжигать глину, должны (были) известны и свойства металлов". В результате в одном месте люди ": утилизировали руду, обрабатывая из нее орудия, а в другом должны были пользоваться камнем или костью". Последнее утверждение Н.С. Гуляев подкреплял простым наблюдением, что народы, живущие вблизи гор, применяют для хозяйственных нужд камень, а обитающие на низменностях должны довольствоваться за неимением камня костью (там же, л. 34-35).

Следует отметить, что изложенные выше идеи полностью и порой дословно заимствованы или перенесены Н.С. Гуляевым из писем И.Я. Словцова к С.И. Гуляеву (ЦХАФ Алтайского края, Ф-163, оп. 1, св. 2, д. 33, л. 18, 30, 32-33 и др.). Известный сибирский исследователь И.Я. Словцов (1844-1905 гг.) свои первые археологические раскопки провел в 1883 г. неподалеку от Тюмени и тогда же задался вопросом о первоначальном источнике человеческой культуры. Свои взгляды он описал в статье, отправленной графу А.С. Уварову в Рим. Причиной высказанного И.Я. Словцовым, например, мнения о том, что человек после знакомства со свойствами огня обжигал глину и плавил металл, послужили находки ": тяжелых топоров из железного шпата:", ": множество кусков этой руды в полуоплавленном состоянии:" и ": следы прокаливания шпата вместе с горшечной посудой:". Однако для полного утверждения правильности этого вывода И.Я. Словцову не хватало, по его словам, ": осязательных данных:" (там же).

Использование в своих исследованиях Н.С. Гуляевым размышлений И.Я. Словцова о древних обществах могло иметь несколько объективных и субъективных причин. Во-первых, на это, несомненно, повлиял авторитет И.Я. Словцова - одного из видных сибирских деятелей, установившего контакты со многими отечественными и зарубежными учеными. Во-вторых, Н.С. Гуляев находился практически в научно-информационной изоляции и не мог располагать имевшимися достижениями в области археологии, которая к тому же еще переживала время становления как самостоятельная наука. И, в-третьих, дилетантский подход к решению глобальных проблем древней истории был присущ для многих любителей старины того периода и не претерпел существенных изменений в настоящее время.

Рукописный доклад Н.С. Гуляева, упомянутый в начале, был в 1920-х гг. передан П.Е. Семьяновым в Барнаульскую инвалидную артель по сбору материалов краеведения "Краевед". Полагая, что эта работа имеет научную значимость, члены артели отправили в 1928 г. копию текста доклада Н.С. Гуляева в Общество изучения Урала, Сибири и Дальнего Востока с просьбой напечатать в журнале "Северная Азия" или передать в Археологическое общество (ЦХАФ Алтайского края, Ф-86, оп. 1, св. 2, д.14, л. 41). Однако в отзыве, написанном Г. Дебецем, говорилось, что ": изложение длинное, но научного интереса: почти не имеющее", а ": собственные выводы автора: совсем наивны" (там же, л. 38-40).

Оценивая представления Н.С. Гуляева о древних обществах, все же необходимо отметить, что они очень важны для историографии археологической науки, так как являются отражением определенного этапа в изучении прошлого Алтая.