ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Н.С. ГУЛЯЕВА О ДРЕВНИХ ОБЩЕСТВАХ
Т.В. Тишкина
В 1900 г. на заседании Общества любителей исследования
Алтая известный краевед Н.С. Гуляев (1851-1918 гг.) представил расширенный
доклад "О древних курганах и городищах" где помимо обзора
географического распространения курганов в Сибири и их научного
изучения с начала XVIII до конца XIX в. такими исследователями,
как Мессершмидт, Миллер, Радлов, Менье, С.И. Гуляев, была дана критическая
оценка информативности такого вида памятников из-за того, что ":
большая часть курганов расхищена: и невозможно точно установить
обряд погребения не говоря уже о бытовой и духовной стороне жизни
древнего человека (ЦХАФ Алтайского края (быв. ГААК), Ф-86, оп.1,
св. 2, д. 14, л. 1-37). Н.С. Гуляев считал, что восполнить эти пробелы
можно исследованиями городищ, принадлежащих тому же народу, который
оставил курганы. Для определения критериев древности того или иного
поселения были преложены рекомендации, дан-ные Д.Я. Самоквасовым
и заключающиеся в том, что курганные кладбища всегда находятся вблизи
городищ (там же, л. 18).
На основе изучения комплекса памятников близ с. Большая
Речка Н.С. Гуляев выступил против установившегося к тому времени
мнения западных ученых, что каменный век шел с запада на восток,
и каменные орудия, находимые в Сибири, относятся к бронзовому веку.
Кроме этого, исследователь пришел к выводу, что "деление периодов
на каменный:, бронзовый, медный и железный есть выдумка мудрецов
XIX века". По его мнению, выше названные исторические этапы
не имеют строгой иерархической последовательности, а могли возникнуть
и существовать одновременно, потому что "человеку с того времени,
как он познакомился со свойствами огня и научился обжигать глину,
должны (были) известны и свойства металлов". В результате в
одном месте люди ": утилизировали руду, обрабатывая из нее
орудия, а в другом должны были пользоваться камнем или костью".
Последнее утверждение Н.С. Гуляев подкреплял простым наблюдением,
что народы, живущие вблизи гор, применяют для хозяйственных нужд
камень, а обитающие на низменностях должны довольствоваться за неимением
камня костью (там же, л. 34-35).
Следует отметить, что изложенные выше идеи полностью
и порой дословно заимствованы или перенесены Н.С. Гуляевым из писем
И.Я. Словцова к С.И. Гуляеву (ЦХАФ Алтайского края, Ф-163, оп. 1,
св. 2, д. 33, л. 18, 30, 32-33 и др.). Известный сибирский исследователь
И.Я. Словцов (1844-1905 гг.) свои первые археологические раскопки
провел в 1883 г. неподалеку от Тюмени и тогда же задался вопросом
о первоначальном источнике человеческой культуры. Свои взгляды он
описал в статье, отправленной графу А.С. Уварову в Рим. Причиной
высказанного И.Я. Словцовым, например, мнения о том, что человек
после знакомства со свойствами огня обжигал глину и плавил металл,
послужили находки ": тяжелых топоров из железного шпата:",
": множество кусков этой руды в полуоплавленном состоянии:"
и ": следы прокаливания шпата вместе с горшечной посудой:".
Однако для полного утверждения правильности этого вывода И.Я. Словцову
не хватало, по его словам, ": осязательных данных:" (там
же).
Использование в своих исследованиях Н.С. Гуляевым
размышлений И.Я. Словцова о древних обществах могло иметь несколько
объективных и субъективных причин. Во-первых, на это, несомненно,
повлиял авторитет И.Я. Словцова - одного из видных сибирских деятелей,
установившего контакты со многими отечественными и зарубежными учеными.
Во-вторых, Н.С. Гуляев находился практически в научно-информационной
изоляции и не мог располагать имевшимися достижениями в области
археологии, которая к тому же еще переживала время становления как
самостоятельная наука. И, в-третьих, дилетантский подход к решению
глобальных проблем древней истории был присущ для многих любителей
старины того периода и не претерпел существенных изменений в настоящее
время.
Рукописный доклад Н.С. Гуляева, упомянутый в начале,
был в 1920-х гг. передан П.Е. Семьяновым в Барнаульскую инвалидную
артель по сбору материалов краеведения "Краевед". Полагая,
что эта работа имеет научную значимость, члены артели отправили
в 1928 г. копию текста доклада Н.С. Гуляева в Общество изучения
Урала, Сибири и Дальнего Востока с просьбой напечатать в журнале
"Северная Азия" или передать в Археологическое общество
(ЦХАФ Алтайского края, Ф-86, оп. 1, св. 2, д.14, л. 41). Однако
в отзыве, написанном Г. Дебецем, говорилось, что ": изложение
длинное, но научного интереса: почти не имеющее", а ":
собственные выводы автора: совсем наивны" (там же, л. 38-40).
Оценивая представления Н.С. Гуляева о древних обществах,
все же необходимо отметить, что они очень важны для историографии
археологической науки, так как являются отражением определенного
этапа в изучении прошлого Алтая.
|