Содержание
(г. Горно-Алтайск)

ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ГУННО-САРМАТСКОЙ ЭПОХИ
ГОРНОГО АЛТАЯ

Различные вопросы истории исследования гунно-сарматской эпохи Горного Алтая рассматривались в работах А.А. Гавриловой, В.В. Горбунова, В.Н. Елина, Ю.Т. Мамадакова, В.Д. Кубарева, В.И. Соёнова, А.П. Уманского, Ю.С. Худякова (Гаврилова А.А., 1965, с. 50-52; Уманский А.П., 1985, с. 55-56; Худяков Ю.С., 1986б, с. 81; 1993б, с. 63, 70; 1998б, с. 97-98; Мамадаков Ю.Т., 1990, с. 6-10; Кубарев В.Д., Киреев С.М., Черемисин Д.В., 1990, с. 90-92; Елин В.Н., 1991, с. 159-161; Соёнов В.И., Эбель А.В., 1992, с. 2-7; Соёнов В.И., 1995в, с. 85-89; 1997а, с. 7; Соёнов В.И., Михеев А.В., 1996, с. 70-71; Горбунов В.В., 2000, с. 7-12).

В целом, историю исследования рассматриваемой эпохи можно разделить на два этапа, отражающих интенсивность накопления материалов и их осмысления: первый - с 60-х годов XIX века до второй половины 70-х годов XX века; второй - со второй половины 70-х годов по настоящее время.

На первом этапе памятники Горного Алтая гунно-сарматской эпохи обнаруживались и исследовались не целенаправленно, а попутно при изучении памятников других периодов или же, как объекты исследования выбирались случайно. Этот этап первоначального накопления и осмысления материалов, начался с момента раскопок доктора философии В.В. Радлова. Будущий академик предпринял с 1860 по 1870 год пять экспедиций в Горный Алтай. В ходе экспедиций он занимался сбором самых различных научных материалов, в том числе археологических (Демин М.А., 1989, с. 78-85).

В 1865 году на могильнике Катанда I В.В. Радлов раскопал несколько небольших каменных курганов с насыпями округлой формы в плане. В могилах содержались погребения людей с сопроводительным захоронением коней на приступках, расположенных выше человеческого погребения. При жизни исследователя материалы раскопок были опубликованы в VII главе его фундаментального труда "Aus Sibiren", вышедшего в Германии (Radloff W., 1884, S. 68-143). Русский перевод этой главы был осуществлен А.А. Бобринским и издан в VII томе "Записок Императорского Русского археологического общества". Однако перевод не во всем соответствует оригиналу (Захаров А.А., 1926, с. 71). Полный перевод этой книги в России издан только в 1989 году.

Автор раскопок отнес исследованные им на могильнике Катанда I погребения к "древнейшему железному периоду" (т.е. к эпохе раннего железа), а относительно этнической принадлежности населения, оставившего эти памятники, В.В. Радлов сделал заключение, что имеющиеся материалы недостаточны для окончательного решения этого вопроса (Радлов В.В., 1989, с. 442-445, 447). Выводы исследователя о хронологии малых курганов могильника Катанда I свидетельствуют, что даже на том этапе развития археологической науки он почти правильно разместил материалы раскопанных могил в свою культурно-историческую периодизацию, состоящую из четырех периодов: медно-бронзового, древнейшего железного, нового железного и позднейшего железного. Во второй половине XIX века иную, более точную, датировку памятников вряд ли кто-то был в состоянии вообще предложить.

Позже, но задолго до перевода "Aus Sibiren" в России, описание раскопок В.В. Радлова было опубликовано профессором А.А. Захаровым на основании его "Рапорта доктора философии Радлова в Императорскую Археологическую комиссию" и приложенного к нему "Списка древностей, найденных в Алтае при раскопках летом 1865 года". В отличие от малых курганов могильника Катанда II, отнесенных к древнетюркским древностям и датированных эпохой раннего средневековья, никаких выводов по малым курганам Катанды I А.А. Захаровым не были сделаны: ни по датировке, ни по этнической принадлежности населения, оставившего эти памятники. Им был лишь отмечен ряд несоответствий в материалах, содержавшихся в "Рапорте ..." и "Списке древностей ..." (Захаров А.А., 1926, с. 71-72, 76-80).

В начале 50-х годов у с. Каракол А.И. Минорским проведены исследования и съемки петроглифов (Минорский А.И., 1951, с. 184-188). Исследования проводились во время съемок киноочерков о Горном Алтае и, по мнению автора, имели цель лишь привлечения внимания ученых и художников. Поэтому в публикации никаких выводов по датировке изображений не содержится. В комментарии к публикации, петроглифы были датированы Л.А. Евтюховой VII-IV вв. до н.э. и VII-IX вв. н.э. (Евтюхова Л.А., 1951, с. 189-190). Рисунок лучника, стреляющего с колена из М-образного лука больших размеров, датированный VII-IX вв. н.э., по нашему мнению, относится к гунно-сарматской эпохе. Стрела лучника имеет ярусный наконечник (Минорский А.И., 1951, рис. 56 - 1). На территории Южной Сибири и Центральной Азии ярусные наконечники стрел бытовали именно в гунно-сарматскую эпоху и наиболее поздние экземпляры относятся к IV-V вв. н.э. (Неверов С.В., Мамадаков Ю.Т., 1991, с. 121-135).

Впервые памятники Горного Алтая гунно-сарматской эпохи выделены в 1965 году А.А. Гавриловой, в ее широко известной работе "Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племен", которая не потеряла своей актуальности и сегодня. А.А. Гаврилова отнесла к гунно-сарматскому времени могилы малых курганов Катанды I, а также впускные погребения из Коксы (раскопки С.И. Руденко 1925 года), Яконура (раскопки М.П. Грязнова 1939 года), Пазырыка (раскопки С.И. Руденко и А.А. Гавриловой 1949 года) (Грязнов М.П., 1940, с. 20; Гаврилова А.А., 1965, с. 52-53, 55-56). А.А. Гаврилова осуществила основательный анализ и типолого-хронологическое расчленение указанных погребений. Она отнесла катандинские могилы и впускные погребения Коксы и Яконура к берельскому типу могил и датировала IV-V вв. (Гаврилова А.А., 1965, с. 54-57). Данный тип, по мнению исследовательницы, отражал "... культуру алтайских племен тиелэ до прихода на Алтай тюрок-тугю в конце V в." (там же, с. 105).

Впускное погребение в кургане 6 могильника Пазырык, в отличие от могил Катанды I, Коксы и Яконура, было причислено А.А. Гавриловой к одинцовскому типу памятников, выделенному на Верхней Оби. Она считала, что пазырыкский впускник датируется II-IV вв. и является первым следом "... проникновения культуры лесостепных племен ... в район обитания племен горностепных" (Гаврилова А.А., 1965, с. 52-53, 105). После этого долгое время памятники Горного Алтая, относящиеся к гунно-сарматскому времени, ассоциировались именно с памятниками берельского и одинцовского типов. В дальнейшем выделение одинцовского типа памятников в Горном Алтае не получило поддержки у исследователей, но точку зрения А.А. Гавриловой по датировке и определению этнической принадлежности населения, оставившего памятники берельского типа, поддержал Д.Г. Савинов, который отождествляет теле с динлинами (Савинов Д.Г., 1984, с. 20-30). Позже, при разработке Ю.С. Худяковым вопроса о вооружении населения Горного Алтая, материалы малых курганов могильника Катанда I и яконурского впускника были отнесены к древнетюркской эпохе (Худяков Ю.С., 1986а, с. 137-163). Однако эта датировка не получила дальнейшей аргументации.

В 1967 году на могильниках Балыктыюль и Пазырык С.С. Сорокин раскопал по два кургана гунно-сарматского времени. Вскрытые погребения он датировал второй четвертью I тыс. н.э. и посчитал, что о культурной принадлежности памятников "... судить пока трудно, или, скорее, преждевременно" (Сорокин С.С., 1977, с. 65-66).

Новый, т.е. второй, этап в изучении памятников гунно-сарматского времени Горного Алтая начался во второй половине 70-х годов. Этот этап характеризуется целенаправленными поисками и широкомасштабными раскопками памятников гунно-сарматской эпохи (исследовались около тридцати памятников, датированных в пределах II в. до н.э. - V в. н.э.)

Исследования второго этапа начинаются с раскопок остатков керамического производства в 1978 году В.Д. Кубаревым и А.Д. Журавлевой в долине р. Юстыд. По мнению исследователей, этот памятник принадлежит культуре собственно центральноазиатских гуннов и датируется II в. до н.э. - I в. н.э. Причина появления керамических печей гуннов авторами исследования связывается с проникновением их на территорию Горного Алтая (Кубарев В.Д., Журавлева А.Д., 1986, с. 118; Журавлева А.Д., Кубарев В.Д., 1992, с. 80-81).

В 1980 году на могильнике Белый-Бом II Г.Д. Глоба раскопала 4 кургана гунно-сарматского времени. В трех курганах было по несколько погребений, некоторые из них - с сопроводительным захоронением коня на перекрытии каменного ящика. Автор раскопок датировала могильник широко: в пределах II в. до н.э. - III-V вв. н.э. (Глоба Г.Д., 1983, с. 121).

В начале 80-х годов на могильниках Кок-Паш и Коо I А.С. Васютин, А.М. Илюшин, В.Н. Елин, Е.А. Миклашевич вскрыли более четырех десятков курганов гунно-сарматской эпохи, главными особенностями которых были надмогильные сооружения прямоугольной формы в плане и отсутствие в могиле сопроводительного захоронения коня. Хотя материалы раскопок не опубликованы, за исключением нескольких погребений (Васютин А.С., Илюшин А.М., Елин В.Н., Миклашевич Е.А., 1985, с. 29-50, Васютин А.С., Елин В.Н., 1986, с. 149-157), тем не менее, сегодня уже имеется обширный перечень работ по интерпретации этих материалов: от классификации и типологии инвентаря и памятников вплоть до этнокультурных и даже социологических реконструкций (Елин В.Н., 1988, с. 157-168; 1990, с. 119-136; 1991, с. 159-161; 1992, с. 76-77; 1994, с. 123-134; Елин В.Н., Васютин А.С., 1992, с. 135-154; Васютин А.С., 1991б, с. 162-164; 1993, с. 210-214; 1997, с. 179-183; 1999, с. 336-340; Васютин А.С., Елин В.Н., 1987, с. 85-90; Васютин С.А., Васютин А.С., 1997, с. 73-77; Илюшин А.М., 1996, с. 40-44; Суразаков А.С., 1992, с. 92-97). При отсутствии публикации основной массы материалов могильников Кок-Паш и Коо I, нам пока трудно судить о достоверности тех или иных построений. Тем более, что сведения в работах разных авторов не всегда совпадают.

А.С. Васютин и В.Н. Елин датировали погребения могильников Кок-Паш, Коо I, Балыктыюль и Пазырык III-V вв. и отнесли эти восточно-алтайские погребения к вновь выделенному кок-пашскому типу памятников. По их мнению, в Горном Алтае в этот период сосуществуют две культурно-хронологические группы памятников "... генетически несвязанных с предшествующей эпохой ранних кочевников" - берельская и кок-пашская (Васютин А.С., Елин В.Н., 1984, с. 35-38).

Материалы исследований на могильниках Кок-Паш и Коо I были использованы В.Н. Елиным в кандидатской диссертации "Восточный Алтай в предтюркское время". В ней автор рассмотрел особенности погребального обряда населения Восточного Алтая, произвел классификацию погребальных памятников и сопроводительного инвентаря из могил. На основании этих исследований он подтвердил данные ранее А.С. Васютиным и им самим датировку могильников, а также подтвердил выделение кок-пашского типа погребальных памятников. Вопрос о формировании кок-пашского типа памятников В.Н. Елиным был связан с приходом в Горный Алтай населения с культурой, сложившейся в Центральной Азии "... под непосредственным влиянием хуннской культурной традиции" (Елин В.Н., 1987, с. 17-18).

В начале 80-х годов на р. Чаган в урочище Кара-Оюк Е.А. Окладникова проводила исследования наскальных рисунков. Она сделала попытку выделения гунно-сарматского пласта гравированных изображений (Окладникова Е.А., 1988, с. 148-150). Однако в дальнейшем исследователи не поддержали ее из-за недостаточности оснований для датировки рисунков в пределах гунно-сарматского времени.

В первой половине 80-х годов на могильниках Булан-Кобы IV, Улита и Бошту I Ю.Т. Мамадаков раскопал значительное количество курганов гунно-сарматской эпохи, а на могильнике Катанда III он вскрыл одно впускное погребение этого же периода. Ю.Т. Мамадаков опубликовал результаты исследования нескольких погребений на могильнике Булан-Кобы IV и катандинского впускника. Он датировал булан-кобинские могилы I в. до н.э. - I-II вв. н.э. и отметил, что прослеженные особенности погребального обряда и комплекс предметов сопроводительного инвентаря не позволяют связывать население, оставившее этот памятник, непосредственно с населением предыдущего периода, т.к. "... они появляются сразу, что может иметь место в результате миграции пришлой группы населения, вступившего в контакт с местными племенами". Последнее обстоятельство, по мнению исследователя, объясняет сходство черт погребального обряда могильника Булан-Кобы IV с памятниками пазырыкской культуры и кара-кобинского типа (Мамадаков Ю.Т., 1985, с. 188-189). В другой работе Ю.Т. Мамадаков датировал памятники Булан-Кобы IV, Белый-Бом II и Кок-Паш концом I тыс. до н.э. - первой половиной I тыс. н.э. (Мамадаков Ю.Т., 1987, с. 197). Катандинский впускник датирован им I в. до н.э. - II-III вв. н.э. (Мамадаков Ю.Т., 1995, с. 131).

Позже материалы раскопок могильников Булан-Кобы IV, Улита, Бошту I использованы автором раскопок в его кандидатской диссертации "Культура населения Центрального Алтая в первой половине I тыс. н.э.". В диссертации Ю.Т. Мамадаков рассмотрел историю изучения памятников первой половины I тыс. н.э. в Горном Алтае, произвел классификацию сопроводительного инвентаря из могил и установил их хронологию. На основании материалов исследований он выделил булан-кобинскую культуру гуннского типа, определив датировку в пределах I в. до н.э. - IV в. н.э. По мнению исследователя, булан-кобинская культура включает две группы памятников, различающихся хронологически. К первой группе памятников, датированной I в. до н.э. - II-III вв. н.э., отнесены памятники Булан-Кобы IV и Белый-Бом II, а ко второй группе, датированной III-IV вв., - памятники Улита и Бошту I (Мамадаков Ю.Т., 1990, с. 15-18). Ю.Т. Мамадаков считает, что булан-кобинская культура "... сложилась на основе культуры местных племен, пришлых - кулажургинцев и какой-то этнической группы населения, очень близко знакомого с культурой собственно хунну". Что касается ряда могильников, известных в то время (Кок-Паш, Пазырык, Айрыдаш I и т.д.), то он оставил их за пределами булан-кобинской культуры, отметив что булан-кобинцы приняли "... активное участие в формировании населения ...", оставившего эти памятники.

Ю.Т. Мамадаков, на основании материалов могильника Булан-Кобы IV, выделил ритуальные оградки булан-кобинского типа, датировав их первой половиной I тыс. н.э. По его мнению, булан-кобинские оградки по конструкции, размерам, материалу и инвентарю отличаются от древнетюркских оградок. Но в то же время исследователь отмечает, что "... ряд черт в устройстве сближает булан-кобинские ограды с древнетюркскими", главным образом, с кудыргинскими, яконурскими и юстыдскими. К схожим чертам отнесены: устройство каменных ящичков внутри сооружений, наличие на дне ящика горизонтально положенных плит, наличие стел и балбалов, ориентация оград по сторонам света и др. (Мамадаков Ю.Т., 1994а, с. 58-63).

В ряде работ Ю.Т. Мамадаков рассмотрел проблемы отражения общественных отношений булан-кобинского населения в материалах детских погребений, роль миграций в демографических процессах в Горном Алтае в гунно-сарматское время, а также вопрос о колющем оружии булан-кобинцев (Мамадаков Ю.Т., 1994б, с. 129-132; 1996, с. 75-78; 1997, с. 159-161).

В первой половине 80-х годов на многослойном поселении Майма I, исследовавшемся в 60-70-е годы Б.Х. Кадиковым и А.С. Суразаковым, неоднократно проводился С.М. Киреевым сбор подъемного материала. Памятник подвергся значительному разрушению в ходе хозяйственных работ и строительства дороги в с. Карагуж. Некоторые материалы поселения были датированы гунно-сарматским временем (Киреев С.М., 1986, с. 177; 1990, с. 14-16). Исследование минералого-петрографических особенностей керамики поселений Нижней Катуни С.М. Киреевым, А.И. Баженовым, С.А. Музыкой и А.В. Тулиновым дали интересные результаты, которые позволили авторам сделать важные заключения о технологических особенностях керамики поселения Майма I, о ремесленных занятиях и миграциях населения Северного Алтая в гунно-сарматское время, а также дали возможность сделать выводы о генетической связи местных культур (Киреев С.М., Баженов А.И., Музыка С.А., Тулинов А.В., 1988, с. 91-104).

В 1991 году М.Т. Абдулганеев произвел раскопки 700 кв.м. площади поселения Майма I. На основании результатов раскопок, он датировал значительную часть материалов поселения началом I тыс. н.э. и отнес его к памятникам новой майминской культуры гунно-сарматского времени, ареал распространения которой ограничивается северными предгорьями Алтая (Абдулганеев М.Т., 1992а, с. 59-63; 1992б, с. 52-53).

Затем М.Т. Абдулганеев предложил отнести группу земледельческих поселений Горного Алтая (Шульга П.И., 1992, с. 64-65; 1995, с. 59-75; 1996, с. 106-123) к булан-кобинской культуре (Абдулганеев М.Т., 1992а, с.59-63; 1998, с. 165-171). Ему возражает автор раскопок П.И. Шульга, датирующий эти поселения периодом раннего железного века (Шульга П.И., 1998, с. 146-164).

С 1984 года в Денисовой пещере А.П. Деревянко и В.И. Молодиным велись систематические широкомасштабные комплексные исследования. В ходе этих работ изучены слои 4-7, которые относятся к гунно-сарматской эпохе. Основные вещественные материалы этого времени датированы III-VI вв. н.э. (Деревянко А.П., Молодин В.И., 1994, с. 101), а для ямы с остатками зерна в слое 8Д получены радиоуглеродные даты в пределах I в. до н.э. - I в. н.э. (Орлова Л.А., 1994, с. 202-203).

В 1984-90 годах на могильнике Айрыдаш I А.С. Суразаков вскрыл около полутора сотен курганов гунно-сарматской эпохи. Материалы раскопок не опубликованы. Имеется лишь небольшое сообщение о раскопках (Суразаков А.С., 1990, с. 197-200). Могильник Айрыдаш I предварительно датирован автором раскопок "... в пределах первой половины I тыс. н.э., скорее всего, ближе к его середине".

Общий массив погребений гунно-сарматской эпохи А.С. Суразаков отнес к берельскому, балыктыюльскому, кок-пашскому и кудыргинскому типам. Кудыргинский тип памятников, в свою очередь, разделил на две группы: на раннюю - булан-кобинскую и позднюю - айрыдашскую. Отличия памятников между собой исследователь объяснил эволюцией культуры и этническими различиями "... оставивших их родоплеменных коллективов".

Затем А.С. Суразаков предложил выделить кудыргинскую культуру конца I тыс. до н.э. - VII в. н.э., включив в нее памятники Булан-Кобы IV, Белый-Бом II, Пазырык, Бошту, Сальдяр II, Айрыдаш I, Кудыргэ. При этом он допускает, что все остальные исследованные памятники гунно-сарматской эпохи тоже можно объединить "... под общим названием ведущего типа сооружений и обозначить его как кудыргинская культура с подразделением ее на те же хронологические этапы, что были предложены выше для собственно кудыргинского типа захоронений" (Суразаков А.С., 1992, с. 92-97).

Против выделения кудыргинской культуры, с предложенными хронологическими рамками и перечнем памятников, выступил А.С. Васютин. Он считает также, что с методической и методологической точки зрения выделение культуры сделано некорректно и "... признание кудыргинской археологической культуры в качестве нового научного факта может означать не только значительное упрощение всей этнокультурной ситуации кануна древнетюркской эпохи на Саяно-Алтае, ее нивелировку, но и приводит к дезориентации всей научной общественности" (Васютин А.С., 1993, с. 210-214).

В 1985 году на могильнике Усть-Пустынка Ю.П. Алехин и Ю.И. Гельмель обследовали памятник, разрушенный в ходе хозяйственных работ и грабительских раскопок. По словам местных жителей, курганы имели каменно-земляные насыпи, под которыми находились могильные ямы с внутримогильными сооружениями в виде каменного ящика. Погребенные лежали вытянуто на спине головой на ССЗ(?) или ССВ(?). В могилах имелось сопроводительное захоронение коня. Большая часть предметов из погребений были расхищены местными жителями. Исследователям удалось собрать у них только железные удила, костяные наконечники стрел, фрагмент накладки лука и уздечный блок. По элементам погребального обряда и инвентарю погребение датировано в пределах последних веков до н.э. - первых веков н.э. и отнесено к памятникам, близким к булан-кобинскому типу (Алехин Ю.П., Гельмель Ю.И., 1991, с. 94-95).

В 80-90-е годы на городище Черемшанка, открытом Б.Х. Кадиковым, проводились обследования С.М. Киреевым, Т.Н. Троицкой, В.И. Соёновым. Памятник практически полностью разрушен гравийным карьером. В ходе обследований собран подъемный материал. Кроме того, С.М. Киреевым изучены две хозяйственные ямы. Первоначально памятник датирован VII-VI вв. до н.э. (Киреев С.М., 1991, с. 84-89), но позже на основании анализа керамики он передатирован рубежом эр - первой половиной I тыс. н.э. (Киреев С.М., 1995, с. 137).

В конце 80-х - начале 90-х годов в Горном Алтае проводились широкомасштабные археологические исследования в связи с подготовкой строительства Катунской ГЭС. В ходе этих работ были раскопаны погребения гунно-сарматского времени на ряде могильников Средней Катуни.

В 1988 году на могильнике Усть-Эдиган и Ороктой Ю.С. Худяковым, С.Г. Скобелевым и М.В. Мороз были раскопаны несколько курганов гунно-сарматской эпохи (Худяков Ю.С., Скобелев С.Г., Мороз М.В., 1990, с. 95-150). Позже в полевые сезоны 1989-95 гг. исследования на могильнике Усть-Эдиган были продолжены Ю.С. Худяковым. Всего на могильнике было раскопано более 70 погребений этого периода.

Ю.С.Худяков опубликовал ряд сообщений о ходе полевых работ на могильнике Усть-Эдиган (Худяков Ю.С., 1991а, с. 153-155; 1992а, с. 82-85; 1992б, c. 73-74; 1992в, с. 118-135; 1993а, с. 214-217; 1993в, с. 56-62; 1994a, c. 59-62; 1995a, c. 135-136; 1995б, с. 115-117; 1997б, с. 145-155), а также статьи о результатах исследований керамической посуды, бронзовых зеркал, предметов вооружения (Худяков Ю.С., 1997б, с. 145-155; 1998а, с. 206-211; 1998в, с. 135-143). Две работы по коллекциям оружия и керамической посуды из могильника Усть-Эдиган были опубликованы им в соавторстве с М.В. Мороз (Худяков Ю.С., Мороз М.В., 1990, с. 177-185; 1992, с. 131-134). Кроме того, Ю.С. Худяковым были в отдельных работах рассмотрены вопросы хронологии и палеодемографии могильника Усть-Эдиган (Худяков Ю.С., 1991б, с. 158-160; 1994б, с. 134-136).

Первоначально усть-эдиганские погребения Ю.С. Худяковым и М.В. Мороз были датированы I в. до н.э. - II в. н.э. и отнесены к булан-кобинскому типу погребений (Худяков Ю.С., Мороз М.В., 1990, с. 182-183). Затем Ю.С. Худяков уточнил датировку могильника Усть-Эдиган, считая, что он "... мог быть сооружен в первые века н.э. после завершения существования пазырыкской культуры, но в период, когда продолжала существовать хуннская культура (Худяков Ю.С., 1991б, с. 160). Позже дата существования булан-кобинских памятников установлена Ю.С. Худяковым в пределах I-II в. н.э. (Худяков Ю.С., 1993б, с. 64). В вопросе об этнической принадлежности носителей булан-кобинской культуры Ю.С. Худяков придерживается точки зрения, что они принадлежат группе "... родственных племен, потомков "алтайских скифов" ...", находившихся в политической зависимости от державы северных гуннов.

С 1986 по 1998 год Ю.С. Худяковым опубликовано две работы по систематизации вооружения, где рассматривается вооружение, структура военной организации и военное дело населения Горного Алтая в гунно-сарматскую эпоху (Худяков Ю.С., 1986а, с. 125-135; 1986б, с. 81-99) и две работы обобщающего плана, в которых содержится характеристика археологических культур II в. до н.э. - V в. н.э., дискуссионные вопросы изучения археологических памятников этого периода, а также проблемы генезиса культуры гуннского времени в Горном Алтае (Худяков Ю.С., 1993б, с. 63-75; 1998б, с. 97-112).

С.Г. Скобелев, обратившись к вопросу о датировке могильника Усть-Эдиган и определению этнической принадлежности населения, оставившего этот памятник, считает, что он принадлежит "... потомкам пазырыкцев, испытавшим на себе заметные гуннские влияния" и датируется II в. до н.э. - II в. н.э. (Скобелев С.Г., 1992, с. 76).

В 1988 году на могильнике Бике I В.Д. Кубарев, С.М. Киреев, Д.В. Черемисин раскопали детское кладбище. По их мнению, погребения этого могильника вместе с айрыдашскими погребениями принадлежат к одной местной культуре гуннского облика III-V вв. н.э., близкой по обряду погребения и составу сопроводительного инвентаря к памятникам переходного этапа верхнеобской культуры (Кубарев В.Д., Киреев С.М., Черемисин Д.В., 1990, с. 91).

В 1989-90 годах на могильнике Дялян Ю.В. Тетерин вскрыл 8 погребений гунно-сарматской эпохи (Тетерин Ю.В., 1991, с. 155-157). Материалы раскопок не опубликованы, но частично использовались автором раскопок в исследованиях, посвященных демографической ситуации в Горном Алтае в конце I тыс. до н.э., а также поясным наборам и гривнам гунно-сарматского времени (Тетерин Ю.В., 1994, с. 126-129; 1995, с. 131-135; 2001, с. 107-115). Ю.В. Тетерин подразделяет все погребения гунно-сарматского времени на памятники берельского и кок-пашского типов по наличию или отсутствию сопроводительного захоронения коня и датирует могильники Булан-Кобы IV, Белый-Бом II, Дялян, Кок-Паш II-V вв. н.э. По его мнению, могильник Усть-Эдиган является наиболее ранним комплексом гунно-сарматской эпохи Горного Алтая и относится ко II в. до н.э. - I в. н.э. (Тетерин Ю.В., 1991, с. 157).

В 1989 году на могильнике Тыткескень VI барнаульские исследователи раскопали 7 курганов гунно-сарматской эпохи. В предварительном сообщении Ю.Ф. Кирюшин, М.Т. Абдулганеев и С.В. Неверов датировали их концом I тыс. до н.э. - первыми веками I тыс. н.э. (Кирюшин Ю.Ф., Абдулганеев М.Т., Неверов С.В., 1992, с. 28). Затем, после детального анализа комплекса вещей, Ю.Ф. Кирюшин, А.А. Тишкин, Ю.Т. Мамадаков уточнили дату в пределах II-IV вв. н.э. (Кирюшин Ю.Ф., Тишкин А.А., Мамадаков Ю.Т., 1992, с. 129).

В эти же годы проводились интенсивные исследования памятников гунно-сарматской эпохи и на других участках Горного Алтая, кроме территории затопления планируемой Катунской ГЭС.

В конце 80-х годов на многослойном культовом комплексе Кучерла I проводили исследования А.П. Деревянко и В.И. Молодин. Культурные слои памятника формировались в разные периоды, начиная с афанасьевского времени до этнографической современности. Верхняя часть слоя 3 отнесена авторами раскопок к гунно-сарматской эпохе (Деревянко А.П., Молодин В.И., 1991, с. 3-7).

В 1990 году на могильнике Сальдяр II В.А. Могильников и А.С. Суразаков раскопали 5 курганов гунно-сарматской эпохи. Раскопанные объекты отнесены исследователями к булан-кобинскому типу памятников и датированы первой третью I тыс. н.э. (Могильников В.А., Суразаков А.С., 1997, с. 144).

В 1993 году культовый комплекс Бертек 3-4 полностью раскопан В.И. Молодиным. Комплекс представлял собой каменное сооружение из трех конструкций, примыкающих друг к другу. Под каменными конструкциями имелась сложная система ямок и прокалов (Молодин В.И., 1994, с. 94-104). По аналогиям инвентаря и сооружений памятник датирован III - серединой VI в. н.э. (Савинов Д.Г., 1994, с. 146).

В 1995 году на могильнике Кызыл А.С. Суразаков раскопал 2 впускных погребения гунно-сарматского времени в могильной яме одного из курганов пазырыкской эпохи (Massart C., Schuermans C., Bourgeois J., Gerards A.-F., Mathieu S., Tassignon I., Surazakov A., Borlee-Lombal M., de Thibault de Boessinghe D., Van Strydonck M., Geyh M.A., 1995, р. 124-127).

В середине 90-х годов в пещере на р. Камтыттукем В.А. Кочеев осмотрел остатки погребения гунно-сарматской эпохи, обнаруженного школьниками из с. Кокоря. По инвентарю, хранящемуся в школьном музее с. Кокоря, погребение с искусственно мумифицированным телом было датировано III-V вв. н.э. (Худяков Ю.С., Эбель А.В., Кочеев В.А., 1998а, с. 21-22; 1998б, с. 284). По мнению исследователей, решение вопроса о культурной принадлежности погребения на данный момент затруднено.

Еще в первой половине 90-х годов А.И. Семеновым были проведены ксилотомические анализы камтыттукемских материалов, хранящихся в Кокоринском школьном музее (Семенов А.И., 1995, с. 147-149). Полученная серия диагнозов дает исследователям дополнительную возможность историко-культурной и биологической характеристики региона.

В первой половине-середине 90-х годов на могильниках Кальджин VI и Ак-Кол I В.И. Молодин раскопал около десятка погребений с надмогильными сооружениями в виде прямоугольника в плане (Молодин В.И., 1997б, с. 43). Погребения датированы III в. до н.э. и отнесены к памятникам непосредственно самих гуннов (Молодин В.И., 1997а, с. 232).

В 1996 году В.Д. Кубарев и Э. Якобсон в Париже опубликовали петроглифы местонахождения Калбак-Таш (Ялбак-Таш), скопированные В.Д. Кубаревым в течение 80-90 годов (Kubarev V.D., Jacobson E., 1996). Петроглифы Калбак-Таша изучались и публиковались и до этого (Хороших П.П., 1949, с. 132-133; Наделяев В.М., 1981, с. 65-81; Окладникова Е.А., 1981, с. 61-64; 1987, с. 98-110; Кубарев В.Д., 1986, с. 50-52; 1987б, с. 150-169; 1990, с. 154-157; Кубарев В.Д., Маточкин Е.П., 1992, с. 4-7), но наиболее полной публикацией является парижское издание. Ряд рисунков в альбоме этого издания выполнены в характерном для гунно-сарматского времени таштыкском стиле.

В 1991-1999 гг. на могильниках Верх-Уймон, Чендек, Курайка и Сары-Бел нами производились раскопки курганов гунно-сарматской эпохи. Материалы раскопок на могильниках Верх-Уймон и Чендек были опубликованы нами в работе "Курганы гунно-сарматской эпохи на Верхней Катуни" (Соёнов В.И., Эбель А.В., 1992а, с. 9-27). Кроме этого, в работе были рассмотрены особенности погребальных памятников Верхней Катуни, произведена классификация и хронология инвентаря. На основании элементов погребального обряда и датировки инвентаря, нами была также предпринята попытка хронологии и периодизации могильников Верхней Катуни.

На могильнике Верх-Уймон нами раскопано 30 курганов. Первоначально мы датировали раскопанные могилы широко: в пределах I-V вв. (Соёнов В.И., Эбель А.В., 1992а, с. 57). Позже, с накоплением новых данных, датировка подверглась корректировке: была предложена датировка ближе к середине I тыс. н.э., а время функционирования могильника Верх-Уймон в качестве кладбища было определено как предкудыргинское (Соёнов В.И., 2000б, с. 202).

На могильнике Чендек нами раскопан 31 курган в двух разновременных группах, различающихся по составу насыпей, внутримогильным сооружениям, ориентировке погребенных и предметам инвентаря. Была полностью раскопана компактная группа курганов, расположенная в центре могильника, а на восточной и западной частях могильника исследованы, соответственно, 6 и 1 курган. Центральная группа курганов булан-кобинского типа нами датирована II-I вв. до н.э., а восточная - III-V вв. н.э. (Соёнов В.И., Эбель А.В., 1992а, с. 58).

По поводу этнической принадлежности населения, оставившего памятники Верх-Уймон и Чендек, нами высказано предположение, что они принадлежат разным этническим группам, сложившимся на основе местного пазырыкского и кара-кобинского населения с включением каких-то пришлых групп, знакомых с гуннской культурой (там же, с. 62).

На могильнике Курайка нами вскрыто 19 курганов. Все раскопанные объекты имели насыпи прямоугольной формы в плане. По элементам погребального обряда и инвентарю могильник был датирован III-V вв. н.э. (Соёнов В.И., Эбель А.В., 1998, с. 135).

На могильнике Сары-Бел нами раскопано 5 курганов. По признакам погребального обряда и архаичному облику инвентаря раскопанные могилы были датированы II в. до н.э. - I в. н.э. и предположительно отнесены к памятникам населения, проникшему в Горный Алтай с юго-востока (Соёнов В.И., 1999, с. 136).

О ходе исследований на памятниках гунно-сарматского времени нами были опубликованы несколько работ информационного характера (Соёнов В.И., 1995б, с. 145-147; 1996б, с. 11-12; 2000б, с. 201-202; Соёнов В.И., Эбель А.В., 1992б, с. 92-94; 1996а, с. 38-40; 1996б, с. 157-158). В ряде работ нами рассматривались особенности элементов погребального обряда могильников Верхней Катуни (Соёнов В.И., Эбель А.В., Якушкина М.Г., 1993, с. 32-33) и могильника Курайка (Соёнов В.И., Ведерникова Т.М., 1996, с. 104-105), а также был предложен опыт классификации надмогильных сооружений (Соёнов В.И., 1998д, с. 25-31). В этих работах были даны характеристики погребальных сооружений и положений костяков, отмечались общие и отличительные черты объектов указанных памятников с объектами других могильников гунно-сарматской эпохи Горного Алтая.

Нами были опубликованы также работы по результатам исследования предметов вооружения, снаряжения коня, украшений и быта гунно-сарматской эпохи (Соёнов В.И., 1995а, с. 97-100; 1997г, с. 181-185; 1998а, с. 93-98; 1998б, с. 80-81; 1998в, с. 559-663; 1998г, с. 165-167; 1999г, с. 209-210; Соёнов В.И., Эбель А.В., Баранова Л.Н., 1992, с. 88-89; Соёнов В.И., Винокурова Г.А., 2000, с. 151-155). Общие результаты исследований памятников гунно-сарматского времени нашли отражение в соответствующем разделе нашей работы по истории Алтая с древнейших времен до XII века (Соёнов В.И., 1999в, с. 44-51).

В 1997 году нами защищена кандидатская диссертация "Погребальный обряд населения Горного Алтая в гунно-сарматскую эпоху". В ней мы рассматривали особенности элементов погребального обряда населения Горного Алтая по материалам более 300 курганов, раскопанных на 19 могильниках, произвели классификацию погребальных сооружений, корреляцию их признаков, группировку и, на их основе, типологию памятников. Результаты исследований с применением методов статистики подтвердили обоснованность выделения булан-кобинского и кок-пашского типов погребальных памятников, а также дали относительную датировку могильников.

По вопросам происхождения кок-пашского и булан-кобинского типов, этнической принадлежности населения, оставившего памятники гунно-сарматской эпохи Горного Алтая, и его исторической судьбе нами в диссертации были изложены следующие выводы:

  1. Памятники булан-кобинского типа появились во II в. до н.э. и их появление связано со смешением местных шибинцев с пришлым с востока или юга населением, знакомым с гуннской культурой. Миграция была вызвана политическими событиями, последовавшими за перенесением столицы государства гуннов в Северную Монголию в 120 г. до н.э.;
  2. Появление таких памятников, как Бике I, Айрыдаш I, возможно, Балыктыюль, Пазырык, Тыткескень VI, было связано с инфильтрацией групп населения с соседних регионов в булан-кобинскую среду в связи с поражениями северных гуннов в борьбе с сяньбийцами, южными гуннами и китайцами, а также с окончательным разгромом северных гуннов сяньбийцами в 93 г. н.э.;
  3. В III-V вв. н.э. в Горном Алтае продолжает проживать булан-кобинское население, поскольку погребальные традиции на могильниках Катанда I, Чендек (центральная группа), Айрыдаш I (северо-западные и юго-восточные группы) и т.д. продолжают развивать булан-кобинские традиции, демонстрируя лишь эволюционные изменения;
  4. В это время в Юго-Восточном и Восточном Алтае появляется новый тип памятников - кок-пашский, связанный с очередной волной миграции населения с юго-востока. Возможно, эта волна была связана с окончанием господства сяньбийцев в середине III в. н.э. Пришлый характер кок-пашцев демонстрирует могильник Курайка, где кок-пашский тип представлен в чистом виде. Собственно Кок-Паш относится к памятникам булан-кобинского населения, включившего пришельцев - кок-пашцев;
  5. Что касается дальнейшей исторической судьбы населения гунно-сарматской эпохи, вообще, и носителей булан-кобинской культуры и кок-пашского типа, в частности, то они продолжают проживать на территории Горного Алтая и в последующее тюркское время, попав под политическую зависимость от тугю в конце V в. н.э. (Соёнов В.И., 1997а, с. 20-21).

В 1998 году А.В. Эбелем по предметам вооружения из могильников гунно-сарматского времени была защищена кандидатская диссертация "Вооружение и военное дело населения Горного Алтая в гунно-сарматскую эпоху". В ней содержится попытка систематизации оружия дальнего и ближнего боя, а также защитного вооружения (Эбель А.В., 1998, с. 10-18).

В 2000 году В.В. Горбуновым защищена кандидатская диссертация "Оборонительное вооружение населения Лесостепного и Горного Алтая в III-XIV вв. н.э." В диссертации, наряду с другими комплексами, рассмотрены доспехи воина и верхового коня позднего этапа булан-кобинской культуры, датированной III - первой половиной V в. н.э. (Горбунов В.В., 2000, с. 21). Автор отметил, что появление железных доспехов у населения Горного Алтая в гунно-сарматское время связано с воздействием сяньбийской военной традиции и состав защитных наборов соответствует нескольким родам войск: легкой и тяжелой пехоте, средней и тяжелой коннице.

Вопросу об антропологическом составе населения Горного Алтая в гунно-сарматскую эпоху посвящены работы А.Р. Кима, Т.А. Чикишевой и Д.В. Позднякова. Антропологи выявили наличие автохтонного для Горного Алтая брахикраннного антропологического пласта в популяции гунно-сарматского времени, отметив заметное увеличение доли монголоидного компонента только для юго-восточной части Горного Алтая (Ким А.Р., 1988, с. 581-582; Чикишева Т.А., Поздняков Д.В., 1997, с. 154-159; 2000, с. 116-131).

Подводя итог вышеизложенному, можно отметить, что первоначальное обнаружение и изучение памятников гунно-сарматской эпохи происходило случайно, нецеленаправленно. Из-за малого количества исследованных объектов этого времени, они даже не выделялись исследователями. Впервые выделила и обосновала хронологию и типологическую принадлежность могил гунно-сарматского времени А.А. Гаврилова в 1965 году, т.е. спустя столетие после первых раскопок курганов этого периода. Второй этап изучения памятников гунно-сарматской эпохи начался во второй половине 70-х гг. ХХ в. и характеризуется активными и целенаправленными исследованиями сразу на трех десятках памятников. На этом этапе происходит массовая публикация материалов раскопок и исследований по отдельным проблемам, создаются обобщающие работы и выдвигаются различные культурно-хронологические концепции. Были выделены и обоснованы булан-кобинский и кок-пашский типы памятников. Однако во второй половине 90-х гг. в Горном Алтае практически прекратились полевые исследования памятников гунно-сарматского времени (за все время проведены раскопки лишь 5 курганов на могильнике Верх-Уймон в 1999 году). Но в то же время продолжилось введение в научный оборот материалов полевых исследований 80-90-х годов.

Таким образом, изучение памятников гунно-сарматского времени сегодня прошло этап первоначального накопления массового материала и переходит на новый этап. Этот этап требует обобщения материалов с применением различных методов в рамках всего Горного Алтая, а не только отдельных физико-географических районов и их осмысления на качественно новом уровне с учетом широкого историко-культурного фона.

Литература

  1. Абдулганеев М.Т. К этнокультурной ситуации в северных предгорьях Алтая в сер. I тыс. до н.э. - сер. I тыс. н.э. (по материалам поселений) // Проблемы изучения истории и культуры Алтая и сопредельных территорий. - Горно-Алтайск, 1992а. - С. 59-63.
  2. Абдулганеев М.Т. Раскопки у Маймы и Енисейского // Проблемы сохранения, использования и изучения памятников археологии. Материалы конференции. - Горно-Алтайск, 1992б. - С. 52-53.
  3. Абдулганеев М.Т. Поселение Майма I и культурно-хронологическая атрибутация земледельческих поселений Горного Алтая // Древние поселения Алтая. - Барнаул, 1998. - С. 165-171.
  4. Алехин Ю.П., Гельмель Ю.И. Курган гунно-сарматского времени у с. Усть-Пустынка Краснощековского района // Охрана и исследования археологических памятников Алтая. (Тезисы докладов и сообщений к конференции). - Барнаул, 1991. - С. 94-95.
  5. Васютин А.С. О хронологической границе позднескифского и хуннского времени на Горном Алтае // Проблемы хронологии и периодизации археологических памятников Южной Сибири. Тезисы докладов к всесоюзной научной конференции. - Барнаул, 1991а. - С. 140-141.
  6. Васютин А.С. Предтюркское и раннетюркское время на Горном Алтае: хронологические границы бытования археологических комплексов // Проблемы хронологии и периодизации археологических памятников Южной Сибири. Тезисы докладов к всесоюзной научной конференции. - Барнаул, 1991б. - С. 162-164.
  7. Васютин А.С. Могильник Кудыргэ и кудыргинская культура // Охрана и изучение культурного наследия Алтая. - Барнаул, 1993. - Часть II. - С. 210-214.
  8. Васютин А.С. Погребальные сооружения Восточного Алтая эпохи Великого переселения народов (типология и интерпретация) // Социально-экономические структуры древних обществ Западной Сибири. Материалы Всероссийской научной конференции. - Барнаул, 1997. - С. 179-183.
  9. Васютин А.С. Хронологические границы предкудыргинских погребальных комплексов Саяно-Алтая // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск, 1999. - С. 336-340.
  10. Васютин С.А., Васютин А.С. Социальная планиграфия предтюркских погребений могильника Кок-Паш из Восточного Алтая // Социальная организация и социогенез первобытных обществ: теория, методология, интерпретация. Материалы Всероссийской конференции. - Кемерово, 1997. - С. 73-77.
  11. Васютин А.С., Елин В.Н. Новые материалы предтюркского времени из Восточного Алтая // Проблемы археологии степей Евразии. - Кемерово, 1984. - С. 35-39.
  12. Васютин А.С., Елин В.Н. О хронологических границах кок-пашского археологического комплекса из Восточного Алтая // Проблемы археологических культур степей Евразии. - Кемерово, 1987. - С. 85-90.
  13. Васютин А.С., Илюшин А.М., Елин В.Н. Археологические исследования в Восточном Алтае // Памятники древних культур Сибири и Дальнего Востока. - Новосибирск, 1986. - С. 99-101.
  14. Васютин А.С., Илюшин А.М., Елин В.Н., Миклашевич Е.А. Погребения предтюркского времени на могильнике Кок-Паш в Восточном Алтае // Проблемы охраны археологических памятников Сибири. - Новосибирск, 1985. - С. 29-50.
  15. Гаврилова А.А. Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племен. - М.-Л., 1965. - 144 с.
  16. Глоба Г.Д. Раскопки курганного могильника Белый-Бом II // Археологические исследования в Горном Алтае в 1980-1982 годах. - Горно-Алтайск, 1983. - С. 116-126.
  17. Горбунов В.В. Оборонительное вооружение населения Лесостепного и Горного Алтая в III-XIV вв. н.э. Автореф. дисс... канд. ист. наук. - Барнаул, 2000. - 25 с.
  18. Грязнов М.П. Раскопки на Алтае // СГЭ. - Л., 1940. - Вып. 1. - С. 17-21,
  19. Демин М.А. Первооткрыватели древностей. - Барнаул, 1989. - 120 с.
  20. Деревянко А.П., Молодин В.И. Относительная хронология и культурная принадлежность памятника Кучерла I (Горный Алтай) // Проблемы хронологии и периодизации археологических памятников Южной Сибири. Тезисы докладов к всесоюзной научной конференции. - Барнаул, 1991. - С. 3-7.
  21. Деревянко А.П., Молодин В.И. Денисова пещера. - Новосибирск, 1994. - Часть I. - 262 с.
  22. Евтюхова Л.А. К вопросу о писаницах Алтая // КСИИМК. - 1951. - Выпуск XXXVI. - С. 189-190.
  23. Елин В.Н. Восточный Алтай в предтюркское время. Автореф. дисс... канд. ист. наук. - Кемерово, 1987. - 19 с.
  24. Елин В.Н. Наконечники стрел из памятников предтюркского времени Восточного Алтая // Археология Горного Алтая. - Горно-Алтайск, 1988. - С. 157-168.
  25. Елин В.Н. Кок-пашский тип археологических памятников предтюркского времени в Горном Алтае // Проблемы изучения древней и средневековой истории Горного Алтая. - Горно-Алтайск, 1990. - С. 119-136.
  26. Елин В.Н. Новый этап изучения гунно-сарматского времени в Горном Алтае // Охрана и исследования археологических памятников Алтая. (Тезисы докладов и сообщений к конференции). - Барнаул, 1991. - С. 159-161.
  27. Елин В.Н. О формировании археологических культур гунно-сарматского времени в Горном Алтае // Проблемы сохранения, использования и изучения памятников археологии. Материалы конференции. - Горно-Алтайск, 1992. - С. 76-77.
  28. Елин В.Н. О формировании населения гунно-сарматского времени на Алтае // Палеодемография и миграционные процессы в Западной Сибири в древности и средневековье. - Барнаул, 1994. - С. 132-134.
  29. Елин В.Н., Васютин А.С. Новые материалы предтюркского времени из Восточного Алтая // Проблемы археологии степей Евразии. Советско-венгерский сборник. - Кемерово, 1984. - С. 35-39.
  30. Елин В.Н., Васютин А.С. Воинское погребение предкудыргинского времени на могильнике Кок-Паш из Восточного Алтая // Материалы по археологии Горного Алтая. - Горно-Алтайск, 1986. - С. 149-157.
  31. Елин В.Н., Васютин А.С. Наземные погребальные сооружения предкудыргинского времени на могильнике Кок-Паш (методика раскопок и вопросы классификации) // Материалы к изучению прошлого Горного Алтая. - Горно-Алтайск, 1992. - С. 135-154.
  32. Журавлева А.Д., Кубарев В.Д. Некоторые аспекты развития керамических традиций населения Горного Алтая в раннем средневековье // Проблемы сохранения, использования и изучения памятников археологии. Материалы конференции. - Горно-Алтайск, 1992. - С. 80-81.
  33. Захаров А.А. Материалы по археологии Сибири. Раскопки акад. В.В. Радлова в 1965 г. // ТГИМ. - М., 1926. - Выпуск 1. - С. 71-106.
  34. Илюшин А.М. Опыт типолого-хронологической классификации могил хуннской и постхуннской эпох из Восточного Алтая // Горный Алтай и Россия 240 лет. - Горно-Алтайск, 1996. - С. 40-44.
  35. Ким А.Р. Расогенетические связи населения Горного Алтая в первой половине I тыс. н.э. // Тюркология-88: (Тезисы докладов и сообщений V Всесоюзной Тюркологической конференции 7-9 сентября 1988 г.). - Фрунзе, 1988. - С. 581-582.
  36. Киреев С.М. Поселение Майма I в предгорьях Алтая // Материалы по археологии Горного Алтая. - Горно-Алтайск, 1986. - С. 165-191.
  37. Киреев С.М. Каменные украшения из погребений скифского и гунно-сарматского времени Северного Алтая // Вопросы археологии и истории Горного Алтая. - Горно-Алтайск, 1990. - С.14-16.
  38. Киреев С.М. Поселение Черемшанка // Охрана и исследования археологических памятников Алтая. (Тезисы докладов и сообщений к конференции). - Барнаул, 1991. - С.84-88.
  39. Киреев С.М. Новое обследование городища Черемшанка // Алтай и тюрко-монгольский мир. (Тезисы, статьи). - Горно-Алтайск, 1995. - С.135-139.
  40. Киреев С.М., Баженов А.И., Музыка С.А., Тулинов А.В. Минералого-петрографические особенности керамики поселений Нижней Катуни // Археология Горного Алтая. - Горно-Алтайск, 1988. - С.91-108.
  41. Кирюшин Ю.Ф., Абдулганеев М.Т., Неверов С.В. Аварийные раскопки на Средней Катуни // Проблемы сохранения, исследования и изучения памятников археологии. - Горно-Алтайск, 1992. - С.26-29.
  42. Кирюшин Ю.Ф., Тишкин А.А., Мамадаков Ю.Т. Некоторые результаты археологических исследований памятника Тыткескень VI на Средней Катуни // Вопросы археологии Алтая и Западной Сибири эпохи металла. - Барнаул, 1992. - С.125-130.
  43. Кубарев В.Д. 15 год работы Восточноалтайского отряда // Памятники древних культур Сибири и Дальнего Востока. - Новосибирск, 1986. - С.50-52.
  44. Кубарев В.Д. Антропоморфные хвостатые существа алтайских гор // Антропоморфные изображения. - Новосибирск, 1987б. - С.150-169.
  45. Кубарев В.Д. Периодизация петроглифов Калбак-Таша (Горный Алтай) // Проблемы изучения наскальных изображений в СССР. - М., 1990. - С.154-157.
  46. Кубарев В.Д., Журавлева А.Д. Керамическое производство хуннов Алтая // Палеоэкономика Сибири. - Новосибирск, 1986. - С.101-119.
  47. Кубарев В.Д., Маточкин Е.П. Петроглифы Алтая. - Новосибирск, 1992. - 123 с.
  48. Кубарев В.Д., Киреев С.М., Черемисин Д.В. Курганы урочища Бике // Археологические исследования на Катуни. - Новосибирск, 1990. - С.43-95.
  49. Мамадаков Ю.Т. Новые материалы гунно-сарматского времени и Горном Алтае // Алтай в эпоху камня и раннего металла. - Барнаул, 1985. - С.173-198.
  50. Мамадаков Ю.Т. О памятниках первой половине I тыс.н.э. в Горном Алтае // Археологические исследования на Алтае. - Барнаул, 1987. - С.197-203.
  51. Мамадаков Ю.Т. Культура населения Центрального Алтая в первой половине I тыс.н.э. Автореф. дисс... канд. ист. наук. - Новосибирск, 1990. - 19 с.
  52. Мамадаков Ю.Т. Ритуальные сооружения булан-кобинской культуры // Археология Горного Алтая. - Барнаул, 1994а. - С.58-63.
  53. Мамадаков Ю.Т. О роли миграций в демографических процессах в Горном Алтае в гунно-сарматское время // Палеодемография и миграционные процессы в Западной Сибири в древности и средневековье. - Барнаул, 1994б. - С.129-132.
  54. Мамадаков Ю.Т. Аварийные раскопки могильника Катанда III // Проблемы охраны, изучения и использования культурного наследил Алтая. Тезисы научно-практической конференции. - Барнаул, 1995. - С.125-131.
  55. Мамадаков Ю.Т. Колющее оружие булан-кобинского населения // Актуальные проблемы сибирской археологии. Тезисы докладов к конференции. - Барнаул, 1996. - С.75-78.
  56. Мамадаков Ю.Т. Отражение общественных отношений булан-кобинского населения в детских погребениях // Социально-экономические структуры древних обществ Западной Сибири. Материалы Всероссийской научной конференции. - Барнаул, 1997. - С.159-161.
  57. Минорский А.И. Древние наскальные рисунки Горного Алтая // КСИИМК. - 1951. - Выпуск XXXVI. - С.184-188.
  58. Могильников В.А., Суразаков А.С. Раскопки Второго Сальдярского могильника // Источники по истории Республики Алтай. - Горно-Алтайск, 1997. - С.126-144.
  59. Молодин В.И. Культовый комплекс Бертек 3-4 // Древние культуры Бертекской долины. - Новосибирск, 1994. - С.94-104.
  60. Молодин В.И. Могильники Кальджин 6 и Ак-Кол 1 на плоскогорье Укок и их культурно-хронологическая интерпретация // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск, 1997а. - С.230-232.
  61. Молодин В.И. Некоторые итоги археологических исследований на юге Горного Алтая // Российская археология. - 1997б. - №1. - С.37-49.
  62. Наделяев В.М. Древнетюркские надписи Горного Алтая // Известия СО АН СССР. - 1981. - №3. - С.65-81.
  63. Неверов С.В., Мамадаков Ю.Т. Проблемы типологии и хронологии ярусных наконечников стрел Южной Сибири // Проблемы хронологии в археологии и истории. - Барнаул, 1991. - С.121-135.
  64. Окладникова Е.А. Петроглифы Калбак-Таш // Известия СО АН СССР. - 1981. - Выпуск 3. - С.61-64.
  65. Окладникова Е.А. Хронология наскального искусства горы Калбак-Таш (Горный Алтай) // Новые памятники эпохи металла на Среднем Амуре. - Новосибирск, 1987. - С.98-110.
  66. Окладникова Е.А. Граффити Кара-Оюка, Восточный Алтай (характеристика изобразительных особенностей и хронология) // Материальная и духовная культура народов Сибири. - Л., 1988. - Выпуск XLII. - С.140-158.
  67. Орлова Л.А. Радиоуглеродное датирование голоцена Денисовой пещеры // Деревянко А.П., Молодин В.И. Денисова пещера. - Новосибирск, 1994. - Часть I. - С.202-206.
  68. Радлов В.В. Из Сибири. - М., 1989. - 751 с.
  69. Савинов Д.Г. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху. - Л., 1984. - 176 с.
  70. Савинов Д.Г. Гунно-сарматское время // Древние культуры Бертекской долины. - Новосибирск, 1994. - С.144-146.
  71. Семенов А.И. Ксилотомические анализы материалов гуннского облика из пещеры Камтыттукем // Проблемы охраны, изучения и использования культурного наследия Алтая. - Барнаул, 1995. - С.147-149.
  72. Скобелев С.Г. Хронологическая и этнокультурная принадлежность могильника Усть-Эдиган // Проблемы сохранения, использования и изучения памятников археологии. Материалы конференции. - Горно-Алтайск, 1992. - С.74-76.
  73. Соёнов В.И. Классификация наконечников стрел гунно-сарматского времени из Верхней Катуни // Гуманитарные науки в Сибири. - Новосибирск, 1995а. - №3. - С.97-100.
  74. Соёнов В.И. Могильник Курайка // Проблемы охраны, изучения и использования культурного наследия Алтая. - Барнаул, 1995б. - С.145-147.
  75. Соёнов В.И. К истории изучения памятников гунно-сарматской эпохи Горного Алтая // Третьи исторические чтения памяти М.П.Грязнова. - Омск, 1995в. - Часть I. - С.85-89.
  76. Соёнов В.И. Археология в Горно-Алтайском университете // Археология, палеоэкология и этнология Сибири и Дальнего Востока. - Иркутск, 1996б. - Часть I. - С.11-12.
  77. Соёнов В.И. О критериях выделения изображений гунно-сарматской эпохи Горного Алтая // Интеграция археологических и этнографических исследований. - Новосибирск-Омск, 1996в. - Часть II. - С. 61-63.
  78. Соёнов В.И. Погребальный обряд населения Горного Алтая в гунно-сарматскую эпоху. Автореф. дисс... канд. ист. наук. - Барнаул, 1997а. - 22 с.
  79. Соёнов В.И. К методике поиска могильников гунно-сарматского времени Горного Алтая // Четвёртые исторические чтения памяти М.П. Грязнова. - Омск, 1997б. - С.139-141.
  80. Соёнов В.И. Нагрудный панцирь гунно-сарматской эпохи с Горного Алтая // Российская археология. - 1997г. - №4. - С.181-185.
  81. Соёнов В.И. Удила и псалии гунно-сарматского времени Горного Алтая // Снаряжение верхового коня на Алтае в раннем железном веке и средневековье. - Барнаул, 1998а. - С.93-98.
  82. Соёнов В.И. Костяные подпружные пряжки гунно-сарматского времени Горного Алтая // Интеграция археологических и этнографических исследований. - Омск-Санкт-Петербург, 1998б. - Часть II. - С.80-81.
  83. Соёнов В.И. Классификация и хронология гребней гунно-сарматского времени Горного Алтая // Сибирь в панораме тысячелетий. - Новосибирск, 1998в. - Т.I. - С.559-563.
  84. Соёнов В.И. Костяные гребни гунно-сарматского времени Горного Алтая // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. - Барнаул, 1998г. - С.165-167.
  85. Соёнов В.И. Классификация надмогильных сооружений гунно-сарматской эпохи Горного Алтая // Актуальные вопросы истории и культуры Саяно-Алтая. Материалы международной научной конференции. - Горно-Алтайск, 1998д. - Выпуск II. - С.25-31.
  86. Соёнов В.И. Раскопки на могильнике Сары-Бел // Древности Алтая. Известия лаборатории археологии. - Горно-Алтайск, 1999б. - №4. - С.134-152.
  87. Соёнов В.И. История Алтая (с древнейших времён до XII века). - Горно-Алтайск, 1999в. - 75 с.
  88. Соёнов В.И. Классификация бронзовых серёг гунно-сарматского времени Горного Алтая // Природные условия, история и культура Западной Монголии и сопредельных регионов. - Томск, 1999 г. - С.209-210.
  89. Соёнов В.И. Результаты раскопок на могильнике Верх-Уймон в 1999 году // Древности Алтая. Известия лаборатории археологии. - Горно-Алтайск, 2000а. - №5. - С.48-62.
  90. Соёнов В.И. Продолжение охранных раскопок на могильнике Верх-Уймон в Горном Алтае // Сохранение и изучение культурного наследия Алтая. - Барнаул, 2000б. - Выпуск XI. - С.201-202.
  91. Соёнов В.И., Ведерникова Т.М. Погребальный обряд могильника Курайка в Юго-Восточном Алтае // Археология, палеоэкология и этнология Сибири и Дальнего Востока. Тезисы докладов РАСК XXXVI. - Иркутск, 1996. - Часть 2. - С.104-105.
  92. Соёнов В.И., Винокурова Г.А. Бусы из могильников гунно-сарматского времени Курайка и Верх-Уймон // Итоги и перспективы геологического изучения Горного Алтая. - Горно-Алтайск, 2000. - С.151-155.
  93. Соёнов В.И., Михеев А.В. Изучение погребальных памятников гунно-сарматской эпохи в Горном Алтае // Археология, палеоэкология и этнология Сибири и Дальнего Востока. Тезисы докладов PACK XXXVI. - Иркутск, 1996. - Часть 2. - С.70-71.
  94. Соёнов В.И., Эбель А.В. Курганы гунно-сарматской эпохи на Верхней Катуни. - Горно-Алтайск, 1992а. - 116 с.
  95. Соёнов В.И., Эбель А.В. Некоторые итоги и перспективы работ Южного отряда археологической экспедиции НИС ГАГПИ // Проблемы изучения истории и культуры Алтая и сопредельных территорий. - Горно-Алтайск, 1992б. - С.92-94.
  96. Соёнов В.И., Эбель А.В. Могильник Сары-Бел - новый памятник гунно-сарматской эпохи Горного Алтая // Горный Алтай и Россия 240 лет. - Горно-Алтайск, 1996а. - С.38-40.
  97. Соёнов В.И., Эбель А.В. Охранные раскопки в Верх-Уймоне // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. - Барнаул, 1996б. - С.157-158.
  98. Соёнов В.И., Эбель А.В. Исследования на могильнике Курайка // Древности Алтая. Известия лаборатории археологии. - Горно-Алтайск, 1998. - №3. - С.113-135.
  99. Соёнов В.И., Эбель А.В., Баранова Л.Н. О защитном доспехе алтайских воинов предтюркского времени // Новое в археологии Сибири и Дальнего Востока. - Томск, 1992. - С.88-89.
  100. Соёнов В.И., Эбель А.В., Глебов А.М. Воинское погребение предтюркского времени из Чендека // Проблемы сохранения, использования и изучения памятников археологии. - Горно-Алтайск, 1992. - С.78.
  101. Соёнов В.И., Эбель А.В., Якушкина М.Г. Особенности погребального обряда могильников гунно-сарматского времени на Верхней Катуни // Материалы по археологии и этнографии Сибири и Дальнего Востока. - Абакан, 1993. - С.32-33.
  102. Сорокин С.С. Погребения эпохи великого переселения народов в районе Пазырыка // АСГЭ. - Л., 1977. - Выпуск 18. - С.57-67.
  103. Суразаков А.С. Раскопки в долине Айрыдаш // Археологические исследования на Катуни. - Новосибирск, 1990. - С.197-200.
  104. Суразаков А.С. Памятники Горного Алтая первой половины и середины первого тысячелетия (кудыргинская культура) // Этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий (по данным археологии). Материалы всероссийской конференции. - Омск, 1992. - С.92-97.
  105. Тетерин Ю.В. Могильник Дялян - новый памятник предтюркского времени Горного Алтая // Проблемы хронологии и периодизации археологических памятников Южной Сибири. Тезисы докладов к всесоюзной научной конференции. - Барнаул, 1991. - С.155-157.
  106. Тетерин Ю.В. Демографическая ситуация в Горном Алтае в конце I тыс.до н.э. // Палеодемография и миграционные процессы в Западной Сибири в древности и средневековье. - Барнаул, 1994. - С.126-129.
  107. Тетерин Ю.В. Поясные наборы гунно-сарматской эпохи Горного Алтая // Проблемы охраны, изучения и использования культурного наследия Алтая. Тезисы научно-практической конференции. - Барнаул, 1995. - С.131-135.
  108. Тетерин Ю.В. Гривны гунно-сарматской эпохи Южной Сибири // Древности Алтая. Известия лаборатории археологии. - Горно-Алтайск, 2001. - С.107-115.
  109. Уманский А.П. Памятники эпохи "великого переселения народов" на Алтае // Урало-алтаистика. Археология. Этнография. Язык. - Новосибирск, 1985. - С.55-63.
  110. Хороших П.П. Изображения на скале Ялбак-Таш // КСИИМК. - М.-Л., 1949. - Выпуск XXV. - С.132-133.
  111. Худяков Ю.С. Вооружение средневековых кочевников Южной Сибири и Центральной Азии. - Новосибирск, 1986а - 268 с.
  112. Худяков Ю.С. Вооружение племен Горного Алтая первой половины I тыс.н.э. // Материалы по археологии Горного Алтая. - Горно-Алтайск, 1986б. - С.81-99.
  113. Худяков Ю.С. Охранные раскопки в зоне затопления Катунской ГЭС в 1990 году // Охрана и исследования археологических памятников Алтая. (Тезисы докладов и сообщений к конференции). - Барнаул, 1991а. - С.153-155.
  114. Худяков Ю.С. Хронология могильника Усть-Эдиган // Проблемы хронологии и периодизации археологических памятников Южной Сибири. Тезисы докладов к всесоюзной научной конференции. - Барнаул, 1991б. - С.158-160.
  115. Худяков Ю.С. Охранные работы Катунского отряда в зоне затопления Катунской ГЭС в 1988-1991 гг. // Проблемы изучения истории и культуры Алтая и сопредельных территорий. - Горно-Алтайск, 1992а. - С.82-85.
  116. Худяков Ю.С. Охранные раскопки в зоне затопления Катунской ГЭС в 1991 году // Проблемы сохранения, использования и изучения памятников археологии. Материалы конференции. - Горно-Алтайск,1992б. - С.73-74.
  117. Худяков Ю.С. Мумифицированное захоронение из могильника Усть-Эдиган // Материалы к изучению прошлого Горного Алтая. - Горно-Алтайск, 1992в. - С.118-135.
  118. Худяков Ю.С. Охранные работы в зоне затопления Катунской ГЭС в 1992 году // Охрана и изучение культурного наследия Алтая. (Тезисы научно-практической конференции). - Барнаул, 1993а. - Часть II. - С.214-217.
  119. Худяков Ю.С. Археология Южной Сибири II в.до н.э.-V в.н.э. - Новосибирск, 1993б. - 89 с.
  120. Худяков Ю.С. Погребение позднескифского времени из могильника Усть-Эдиган // Алтаика. - 1993в. - С.56-62.
  121. Худяков Ю.С. Охранные работы в зоне затопления Катунской ГЭС в 1988-1993 гг. // Проблемы изучения культурно-исторического наследия Алтая. - Горно-Алтайск, 1994а. - С.59-62.
  122. Худяков Ю.С. Палеодемографические аспекты изучения могильника Усть-Эдиган // Палеодемография и миграционные процессы в Западной Сибири в древности и средневековье. - Барнаул, 1994б. - С.134-136.
  123. Худяков Ю.С. Археологические исследования в зоне затопления Катунской ГЭС // Проблемы охраны, изучения и использования культурного наследия Алтая. Тезисы научно-практической конференции. - Барнаул, 1995а. - С.135-136.
  124. Худяков Ю.С. Археологические исследования в зоне затопления Катунской ГЭС в 1993 году // Сохранение и изучение памятников археологии Алтайского края. Материалы научно-практической конференции. - Барнаул, 1995б. - Выпуск V. - Часть 1. - С.115-117.
  125. Худяков Ю.С. Вооружение кочевников Горного Алтая хуннского времени (по материалам раскопок могильника Усть-Эдиган) // Известия лаборатории археологии. - Горно-Алтайск, 1997а. - №2. - С.28-37.
  126. Худяков Ю.С. Новые находки хуннского времени из могильника Усть-Эдиган в Горном Алтае // Источники по истории Республики Алтай. - Горно-Алтайск, 1997б. - С.145-155.
  127. Худяков Ю.С. Керамика хуннского времени из долины р.Эдиган // Древние поселения Алтая. - Барнаул, 1998а. - С.206-211.
  128. Худяков Ю.С. Проблема генезиса культуры хуннского времени в Горном Алтае // Древности Алтая. Известия лаборатории археологии. - Горно-Алтайск, 1998б. - №3. - С.97-112.
  129. Худяков Ю.С. Зеркала из могильника Усть-Эдиган // Древности Алтая. Известия лаборатории археологии. - Горно-Алтайск, 1998в. - №3. - С.135-143.
  130. Худяков Ю.С., Мороз М.В. Коллекция оружия из могильника Усть-Эдиган // Археологические исследования на Катуни. - Новосибирск, 1990. - С.177-185.
  131. Худяков Ю.С., Мороз М.В. Коллекция керамической посуды из могильника Усть-Эдиган // Вопросы археологии Алтая и Западной Сибири эпохи металла. - Барнаул, 1992. - С.131-134.
  132. Худяков Ю.С., Скобелев С.Г., Мороз М.В. Археологические исследования в долинах рек Ороктой и Эдиган в 1988 году // Археологические исследования на Катуни. - Новосибирск, 1990. - С.95-150.
  133. Худяков Ю.С., Эбель А.В., Кочеев В.А. Находки из мумифицированного погребения на реке Кам-Тытугем в Горном Алтае // История и культура народов Саяно-Алтая: в прошлом, настоящем и будущем. Тезисы международной научной конференции. - Горно-Алтайск, 1998а. - С.21-22.
  134. Худяков Ю.С., Эбель А.В., Кочеев В.А. Лук и стрелы из погребения на реке Кам-Тытугем в Горном Алтае // Актуальные вопросы истории Сибири. Научные чтения памяти проф. А.П.Бородавкина. - Барнаул, 1998б. - С.279-288.
  135. Чикишева Т.А., Поздняков Д.В. К особенностям морфологии населения гунно-сарматского времени центральных и восточных районов Горного Алтая // Социально-экономические структуры древних обществ Западной Сибири. Материалы Всероссийской научной конференции. - Барнаул, 1997. - С.154-159.
  136. Чикишева Т.А., Поздняков Д.В. Антропология населения Горного Алтая в гунно-сарматское время // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2000. - №3. - С.116-131.
  137. Шульга П.И. Раскопки "скифского" поселения Аскат 2 на средней Катуни // Проблемы сохранения, использования и изучения памятников археологии. Материалы конференции. - Горно-Алтайск, 1992. - С.64-65.
  138. Шульга П.И. Поселение Элекмонар 4 на средней Катуни // Известия лаборатории археологии. - Горно-Алтайск, 1995. - №1. - С.59-75.
  139. Шульга П.И. Поселение Чепош 2 на средней Катуни // Археология, антропология, этнография Сибири. Сборник, посвященный памяти антрополога А.Р.Кима. - Барнаул, 1996. - С.106-123.
  140. Шульга П.И. Поселение Партизанская Катушка на Катуни // Древние поселения Алтая. - Барнаул, 1998. - С.146-164.
  141. Эбель А.В. Вооружение и военное дело населения Горного Алтая в гунно-сарматскую эпоху. Автореф. дисс... канд. ист. наук. - Барнаул, 1998. - 23 с.
  142. Kubarev V.D., Jacobson E. Repertoire de petroglyphes d'Asie Centrale. Fasc.3: Siberie du Sud 3: Kalbak-Tash I (Republigue de L'Altai). - Paris, 1996.
  143. Мassart C., Schuermans C., Bourgeois J., Gerards A.-F., Mathieu S., Tassignon I., Surazakov A., Borlee-Lombal M., de Thibault de Boessinghe D., Van Strydonck M., Geyh M.A. Fouilles dans les monts Altaï (Republigue Autonome de Gorno-Altaï) en 1993 et 1995 // BULLETIN des Musees royaux D'art et D'historie Parc du cinquantenaire. - Brussel, 1995. - Tome 66. - P.101-131.
  144. Radloff W. Aus Sibirien. - Leipzig, 1884. - В.II.