Содержание
(г. Новосибирск)

К ИСТОКАМ СКИФО-СИБИРСКОГО ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ

Самый ранний этап формирования скифо-сибирского звериного стиля получил ещё одно название по кургану Аржан, исследованному в Туве М.П. Грязновым (1980). Найденные в нем бронзовые предметы, а также оленный камень послужили предметом острых дискуссий о возможных истоках скифо-сибирского звериного стиля. К аржанскому периоду относится довольно значительное число петроглифов Монголии. Так, в пункте Бага-Ойгур III (Баян-Ульгийский аймак), на огромной глыбе древнего камнепада нанесено около 50 различных изображений, выполненных в одном стиле и одной техникой: неглубокой точечной выбивкой (рис. 1). В сюжетах, не связанных в композиции, фигурируют олени, быки, верблюды, лошади, козлы, кабаны, всадники и пешие лучники.

Синкретические животные. В упомянутых сюжетах выделяются четыре рисунка фантастических животных, сочетающих зоологические признаки оленей и быков. В туловища 3 фигур, в негативной технике или еще можно сказать приемом "аппликации" вписаны более мелкие изображения оленей и хищников (рис. 2 - 9, 15, 19). В четвертом изображении оленя-быка кончик хвоста обозначен в виде головы грифа или орла (рис. 2 - 24). Ещё три подобных изображения лошадей и быка, с вписанными в их туловищах рисунками хищников и козла, открыты в пункте Цагаан-Салаа-IV. В петроглифах Монголии такие изображения встречены впервые, хотя в соседнем Казахстане в ущелье Тамгалы найден аналогичный рисунок, датируемый авторами эпохой поздней бронзы (Максимова А.С., Ермолаева А.Г., Марьяшев А.Н., 1985, с. 60, рис. 34; Mariyshev А.N., 1994, fig. 34). Эту достаточно редкую изобразительную манеру или, точнее сказать, технический прием, можно сравнить и с более поздними миниатюрными фигурками оленей, коней и козлов, обнаруженными в промерзших курганах пазырыкской культуры Алтая. На некоторых скульптурных изображениях оленей, в их круп дополнительно врезаны барельефные изображения других животных. На передней ноге это голова дзерена, на задней - голова горного козла (Кубарев В.Д., 1987, с. 215, табл. ХIV, 9). В одном случае, между ног оленя изображена даже рогатая антропоморфная личина, крытая листовым золотом (Кубарев В.Д., 1987, табл. LХII - 12, 13). Близка алтайским находкам и рассматриваемым петроглифам, - бронзовая поясная бляшка в виде лежащего оленя, случайно найденная в Булган аймаке. На ее внешней стороне, в туловище оленя вписаны два барельефных изображения кабанов, типичных для скифо-сибирского звериного стиля (Цэвээндорж Д., 1999, с. 313, табл. 190 - 1, 2). Другой стилистически объединяющей чертой рассматриваемых изображений в Бага-Ойгуре и произведений миниатюрной пластики из алтайских курганов, следует назвать традицию изображения четырех ног, известную с ранней бронзы и особенно характерную для аржано-майэмирского стиля. Этот традиционный прием в изображении животных сохранялся на Алтае вплоть до позднескифской эпохи (Руденко С.И., 1960, с. 269, рис. 138 - а, б, г, ж; Кубарев В.Д., 1987, с. 100-113, рис. 40, рис. 43, рис. 44). Одинакова и поза (высоко поднятая голова с раскрытой пастью, вытянутые ноги на "цыпочках" [по Н.Л. Членовой], остриями копыт вниз) синкретических животных, оленей, быков и верблюдов в монгольских петроглифах Бага-Ойгура (см. рис. 2 - 9, 15, 19, 24), уже более характерная для раннего звериного стиля аржанского периода. Присутствие в изображениях ирреальных (мифических?) животных, то оленьих, бычьих или козлиных рогов свидетельствует о стилистических элементах, восходящих к изобразительной традиции каракольско-окуневского искусства. В его репертуаре значительное место занимали разнообразные антропоморфные монстры и чудовища, наделенные медвежьими, волчьими, птичьими и другими зооморфными чертами. В исследованных нами петроглифах Монгольского Алтая, также имеется большое число фантастических животных (см. рис. 2), видовую принадлежность которых определить невозможно. Они, возможно, созданы в разное время, но традиционные образы фантастических зверей эпохи бронзы доживают до скифо-сарматского времени. Вспомнить хотя бы известные парные пластины-пряжки из знаменитой Сибирской коллекции Петра I. На них нередко встречается изображение синкретического зверя ("тарандр" - по античным источникам), напоминающего лошадь с рогами и хвостом, на кончиках которых изображены головы грифов. Следует вспомнить и пазырыкских лошадей с масками-наголовниками в виде оленьих рогов (Грязнов М.П., 1950, табл. ХХIII) или синкретические фигурки "коне-баранов" из уландрыкских курганов (Кубарев В.Д., 1987, с. 112-113, рис. 44 - 3, 4). Породистые лошади из туэктинских и берельских курганов также были увенчаны деревянными рогами козерога, покрытыми листовым золотом (Руденко С.И., 1960, табл. LХХ; Самашев З.С., и др., 2000, с. 30). Нет сомнения в том, что они, погребенные вместе с вождями, олицетворяли собой священных небесных коней, способных, согласно древнему авестийскому мифоритаулу - ашвамедха, возродится вместе с хозяином в другой, потусторонней жизни.

Символ Х. Наследием бронзовой эпохи является и символический знак, помещенный в рогах одного из синкретических животных (см. рис. 2 - 19). Он представляет собой фигуру в виде косого креста - главного и диагностирующего символа каракольско-окуневского звериного стиля. Одни исследователи относят его к солярным символам, другие к хтоническим. Аналогичные знаки нанесены на туловищах быков и фантастических хищников окуневской культуры (Леонтьев Н.В., 1980, с. 121-122; он же, 1997, с. 224, рис. 4, рис. 5; Подольский М.Л., 1997, с. 184, рис. 8 - ж, и, к, рис. 12). Недавно гравированный рисунок зверя синкретического облика найден и в погребении каракольской культуры Алтая. Бешозекский зверь показан в близкой окуневским хищникам изобразительной манере и к тому же маркирован магическим знаком в виде косого креста (Кубарев В.Д., 1998а, с. 52, рис. 1 - 7). Символ Х является графической основой масок и личин на изваяниях окуневской культуры (Леонтьев Н.В., 1997, с. 224, рис. 5, с. 227, рис. 15, с. 231; Савинов Д.Г., 1997, с. 218, табл. I; Подольский М.Л., 1997, с. 183-184, рис. 8) и единственной в Караколе маски-личины простейшего типа (Кубарев В.Д., 1988, с. 67-68, рис. 51). Солярный знак Х, вписанный в окружность, тиражирован также на портативном окуневском изваянии из Хакасии (Окладников А.П., 1975, с. 60, рис. 2) и впервые найден на небольшом валуне в Российском Алтае (Кубарев В.Д., 1998б, с. 55, рис. 1 - 1).

Рисунки с большого камня в Бага-Ойгуре, очевидно, созданы в самом начале аржано-майэмирского периода, датируемого ХII-IХ вв. до н.э. Но не исключено, что хронология памятника теперь может быть удревнена до ХIV-ХV вв. до н.э., с учетом новых радиоуглеродных дат, полученных в последнее время для памятников карасукской культуры Среднего Енисея (Легран С., 1998, с. 106; Парцингер Г., 2000, с. 75). К тому же в Российском Алтае, на горе Курмантау, в урочище Кургак и на плато Укок также найдены несколько более ранние синкретические изображения животных, датируемые, на наш взгляд, началом II тыс. до н.э. (Кубарев В.Д., 2000, с. 15-17). Наши коллеги относят эти рисунки "к концу эпохи верхнего палеолита" и затрудняются в определении вида животных: "безрогие самки марала, козы или лани?" (Молодин В.И., Черемисин Д.В., 1999, с. 56-57, рис. 33, с. 87), что собственно понятно, так как в синкретических изображениях сочетаются разные зооморфные признаки. Другие монгольские петроглифы аржанского периода представлены, как в отдельных композициях, так и в виде одиночных рисунков, нередко вкрапленных в сюжеты других эпох. Они практически мало отличаются по стилю и персонажам от рисунков скифской эпохи.

Символ S. Переход от реализма к синкретическим и орнаментальным изображениям мифических зверей особенно хорошо заметен на аржанском этапе искусства кочевников, когда асимметричные спиральные завитки (S-видный знак) начинают заполнять всю фигуру, а не только бедро и лопатку животного. Вместе с тем в памяти народов продолжала жить образная символика, со времен каменного века сопутствующая реализму. Особенно бурное развитие абстрактной символики наблюдается в эпоху поздней бронзы. Появляются знаки-символы, часто объединяющие различные понятия. При этом отдельные знаки заменяли собой главный персонаж или дополняли второстепенные, придавая им, таким образом, новое звучание. Возникают своеобразные пиктографические повествования - изобразительные лотограммы. В прямой генетической связи с зооморфными изображениями на крупах бага-ойгурских фантастических животных находятся саяно-алтайские фигуры оленей (из археологических материалов древних кочевников пазырыкской и саглынской культур Саяно-Алтая), на плечах и крупах которых располагаются символы, напоминающие латинскую букву "S". Этот универсальный знак является не только самым устойчивым символом скифо-сибирского искусства, но своего рода стержнем многих знаковых систем глубокой древности. Например, S-образный символ служит основой таких изображений, как свастика из птичьих голов, коноголовая свастика ("сенгерово колесо"), триквестеры (в петроглифах, на оленных камнях, на кнопках бронзовых зеркал, зооморфных пряжках и т.д.) Он присутствует и в изображениях оленей на монументальных памятниках - оленных камнях Центральной Азии. Прежде всего, это рога оленей, составленные из серии S-образных знаков и образующих оригинальный орнаментальный мотив. Такой же изобразительный принцип или канон сохраняется и в древне-алтайском искусстве: "меандрирующие" рога, заполнение тел оленей S-образными знаками или его частями (так называемые "запятые" и "спиральный завиток") остается характерным на всем протяжении скифской эпохи. S-образную линию можно провести в центре известной аржанской бляхи, изображающей свернувшегося хищника (Грязнов М.П., 1980, с. 28, рис. 15 - 4). Рассматриваемый сюжет, кстати, можно интерпретировать как похищение, пожирание благодатного светила эсхатологическим существом. Наиболее часто он воспроизводился на ранних бронзовых зеркалах древних кочевников Центральной и Средней Азии (Kubarev V.D., 1996) Символ S без каких-либо искажений воспроизведен на туловищах деревянных скульптурных изображений оленей и барсов из курганов Уландрыка в Российском Алтае (Кубарев В.Д., 1987, с. 229, табл. ХХVIII - 10, 12). Особенно много предметов, сознательно сделанных в форме S-образного символа, появляется в период расцвета алтайского звериного стиля. Это и псалии с зооморфными окончаниями, уздечные и седельные украшения конской упряжи из пазырыкских курганов Алтая, и многочисленные предметы парадного облачения вождя из кургана Иссык в Казахстане. S-образный символ становится основой композиции, каноном в искусстве всех кочевых народов Евразии. Генезис этого символа, на наш взгляд, связан с искусством древнейших культур Центральной Азии. Интересно, что в Западном Тибете (местность Renmudong) в петроглифах найдены изображения оленей (с S-видными символами на теле), стилистически сходные с оленем на аржанском камне и многочисленными воплощениями этого образа в пазырыкском искусстве Алтая. Время их нанесения на скалы (IХ в. до н.э.), определено французскими археологами по нефритовым фигуркам оленей, выполненных в аналогичном стиле и найденным в гробнице Rujiazhiang, в китайской провинции Шаньси (Francfort H., Klodzinski D., Mascle G., 1990, fig. 11, 12).

Некоторые исследователи склонны видеть в трансформации реалистичных изображений животных в схематичные фигуры постепенное вырождение звериного стиля в обычный декор. Не отрицая этого явления в развитии прикладного искусства кочевников, все же необходимо признать, что система знаков, часто ассоциируемая с орнаментом, всегда несла смысловую нагрузку, развиваясь параллельно с реалистичными образами древних мифов. Символ S был уже известен палеолитическим художникам. В основе графического изображения знака: две соединенные спирали, исследователи видят символы солнца и луны (Фролов Б.А., 1974, с. 208, табл. 35). S-образная линия разделяет символические изображения двух космических начал инь-ян в эмблеме жизни (Сычев Л.П., Сычев В.Л., 1975, табл. ХIII). В этой геометрической эмблеме, почти неизменной на протяжении тысячелетий у многих азиатских народов, отражена сущность дуализма двух полярных сил. По существу это первая графическая иллюстрация мифа о сотворении мира. Согласно мифу, в бесформенном мраке родились два духа (или бога) - Инь и Ян, которые занялись упорядочением мира. Впоследствии дух Ян стал управлять небом, а дух Инь землей (Юань Кэ, 1965, с. 35).

Древние индийцы, как и китайцы, полагали, что в центре Земли возвышается священная гора - ось мира, связывающая небо и землю. У индийцев это была легендарная гора Меру, у китайцев - реальная гора Сушань. В эмблеме жизни такой осью мира была разделительная S-образная линия. Таким образом, унифицированный символ S выражал ту же идею. В V-III вв. до н.э. космогоническая концепция о взаимодействии сил ян и инь получает дальнейшее развитие. Происходит изменение в содержании самих понятий. "Если ранее были широко распространены взгляды о силах ян-инь, как символах взаимодействия мужского и женского начал в природе, то теперь они все более становятся выражением крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного и т.д." (Буров В.Г., Титаренко М.Л., 1972, с. 26). Именно в этот период у многих азиатских народов и появляются варианты мифа о "космической погоне", связанные с наблюдениями за движением солнца, луны и звезд.

Интерпретация образов алтайского звериного стиля, воплощенного в мелкой пластике и в рисунках на камнях Монгольского Алтая, вполне реальна с привлечением древнекитайской и индоиранской мифологии, а также героического эпоса тюрко-монгольских народов. Проблема происхождения и эволюции скифо-сибирского звериного стиля в петроглифах Алтая лишь затронута в предлагаемой статье. Но автор поддерживает концепцию М.П. Грязнова о зарождении звериного стиля скифо-сибирского искусства в нескольких культурных центрах, в том числе и в горных областях Центральной Азии (Грязнов М.П., 1978, с. 231). Подтверждают эту гипотезу и некоторые новые материалы, полученные в результате многолетних полевых работ международной экспедиции в горах Алтая и Монголии.

Рис. 1
Схема расположения петроглифов на камне из Бага-Ойгура. Монгольский Алтай.

Рис. 2
Синкретические изображения, сочетающие признаки различных животных.

Литература

  1. Буров В.Г., Титаренко М.Л. Философия древнего Китая // Древнекитайская философия (составление Ян Хин-Шуна). - М.: Мысль, 1972.- Т. 1. - 364 с.
  2. Грязнов М.П. Первый пазырыкский курган. - Л.: Изд-во ГЭ, 1950. - 112 с.
  3. Грязнов М.П. Аржан. - Л.: Наука, 1980. - 80 с.
  4. Грязнов М.П. Саяно-Алтайский олень (этюд на тему скифо-сибирского звериного стиля) // Проблемы археологии. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. - Вып. 2. - С. 222-232.
  5. Кубарев В.Д. Курганы Уландрыка. - Новосибирск: Наука, 1987. - 302 с.
  6. Кубарев В.Д. Древние росписи Каракола. - Новосибирск: Наука, 1988. - 173 с.
  7. Кубарев В.Д. Древние росписи Бешозека // Гуманитарные науки в Сибири. - Новосибирск: Наука, 1998а. - №3. - С. 51-56.
  8. Кубарев В.Д. Портативный "алтарь" из Чичкеши // Древности Алтая. Известия лаборатории археологии. - Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 1998б. - №3. - С. 55-58.
  9. Кубарев В.Д. Петроглифы Курман-Тау // Древности Алтая. Известия лаборатории археологии. - Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 2000. - №5. - С. 15-21.
  10. Леонтьев Н.В. Гравированные изображения животных в могильнике Черновая VIII // Памятники окуневской культуры. - Л.: Наука, 1980. - С. 27-34.
  11. Леонтьев Н.В. Стела с реки Аскиз // Окуневкий сборник. Культура. Искусство. Антропология. - СПб.: "Петро-РИФ", 1997. - С. 222-236.
  12. Легран С. Звериный стиль карасукской эпохи в Минусинской котловине (по материалам бронзовых изделий) // Международная конференция по первобытному искусству. - Кемерово: КемГУ, 1998. - С. 104-106.
  13. Максимова А.Г., Ермолаева А.С., Марьяшев А.Н. Наскальные изображения урочища Тамгалы. - Алма-Ата: Изд-во "θнер", 1985. - 143 с.
  14. Молодин В.И., Черемисин Д.В. Древнейшие наскальные изображения плоскогорья Укок. - Новосибирск: Наука, 1999. - 160 с.
  15. Окладников А.П. Миниатюрные изваяния Минусинской степи // Первобытная археология Сибири. - Л.: Наука, 1975. - С. 58-63.
  16. Парцингер Г. Сейминско-турбинский феномен и формирование сибирского звериного стиля // Археология, этнография и антропология Евразии. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2000. - №1. - С. 66-75.
  17. Подольский М.Л. Овладение бесконечностью // Окуневский сборник. Культура. Искусство. Антропология. - СПб.: "Петро-РИФ", 1997. - С. 168-201.
  18. Руденко С.И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1960. - 359 с.
  19. Савинов Д.Г. Карасукская традиция и "аржано-майэмирский" стиль // Древние культуры Центральной Азии и Санкт-Петербург. - СПб.: Культ-информ-пресс, 1998. - С. 132-136.
  20. Самашев З., Базарбаева Г., Жумабекова Г., Сунгатай С. Берел. - Алматы: "Эксон Мобил", 2000. - 56 с.
  21. Фролов Б.А. Числа в графике палеолита. - Новосибирск: Наука, 1974. - 274 с.
  22. Юань Кэ. Мифы древнего Китая. - М.: Наука, 1965. - 496 с.
  23. Kubarev V.D. Spiegel asiatischer Nomaden als religionsarchäologische Quelle (Зеркала кочевников Азии как источник по мифологии) // Eurasia antiqua. - Berlin: Verlag Philipp von Zabern - Mainz am Rhein, 1996. - Band 2. - Р. 319-345.
  24. Mariyshev A.N. Petroglyphs of Kazakhstan and Semirechye. - Almaty: 1994. - 144 р.
  25. Francfort H., Klodzinski D., Mascle G. Pétroglyphes archaïgues du Ladakh et du Zanskar // Arts Asiatiguts. - 1990. - T. ХLV. - Р. 5-27.