(г. Новосибирск)
К ИСТОКАМ СКИФО-СИБИРСКОГО ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ
Самый ранний этап формирования скифо-сибирского звериного
стиля получил ещё одно название по кургану Аржан, исследованному в Туве М.П.
Грязновым (1980). Найденные в нем бронзовые предметы, а также оленный камень
послужили предметом острых дискуссий о возможных истоках скифо-сибирского
звериного стиля. К аржанскому периоду относится довольно значительное число
петроглифов Монголии. Так, в пункте Бага-Ойгур III (Баян-Ульгийский аймак), на
огромной глыбе древнего камнепада нанесено около 50 различных изображений,
выполненных в одном стиле и одной техникой: неглубокой точечной выбивкой (рис.
1). В сюжетах, не связанных в композиции, фигурируют олени, быки, верблюды,
лошади, козлы, кабаны, всадники и пешие лучники.
Синкретические животные. В упомянутых сюжетах
выделяются четыре рисунка фантастических животных, сочетающих зоологические
признаки оленей и быков. В туловища 3 фигур, в негативной технике или еще
можно сказать приемом "аппликации" вписаны более мелкие изображения оленей и
хищников (рис. 2 - 9, 15, 19). В четвертом изображении оленя-быка кончик
хвоста обозначен в виде головы грифа или орла (рис. 2 - 24). Ещё три подобных
изображения лошадей и быка, с вписанными в их туловищах рисунками хищников и
козла, открыты в пункте Цагаан-Салаа-IV. В петроглифах Монголии такие
изображения встречены впервые, хотя в соседнем Казахстане в ущелье Тамгалы
найден аналогичный рисунок, датируемый авторами эпохой поздней бронзы
(Максимова А.С., Ермолаева А.Г., Марьяшев А.Н., 1985, с. 60, рис. 34;
Mariyshev А.N., 1994, fig. 34). Эту достаточно редкую изобразительную манеру
или, точнее сказать, технический прием, можно сравнить и с более поздними
миниатюрными фигурками оленей, коней и козлов, обнаруженными в промерзших
курганах пазырыкской культуры Алтая. На некоторых скульптурных изображениях
оленей, в их круп дополнительно врезаны барельефные изображения других
животных. На передней ноге это голова дзерена, на задней - голова горного
козла (Кубарев В.Д., 1987, с. 215, табл. ХIV, 9). В одном случае, между
ног оленя изображена даже рогатая антропоморфная личина, крытая листовым
золотом (Кубарев В.Д., 1987, табл. LХII - 12, 13). Близка алтайским находкам и
рассматриваемым петроглифам, - бронзовая поясная бляшка в виде лежащего оленя,
случайно найденная в Булган аймаке. На ее внешней стороне, в туловище оленя
вписаны два барельефных изображения кабанов, типичных для скифо-сибирского
звериного стиля (Цэвээндорж Д., 1999, с. 313, табл. 190 - 1, 2). Другой
стилистически объединяющей чертой рассматриваемых изображений в Бага-Ойгуре и
произведений миниатюрной пластики из алтайских курганов, следует назвать
традицию изображения четырех ног, известную с ранней бронзы и особенно
характерную для аржано-майэмирского стиля. Этот традиционный прием в
изображении животных сохранялся на Алтае вплоть до позднескифской эпохи
(Руденко С.И., 1960, с. 269, рис. 138 - а, б, г, ж; Кубарев В.Д., 1987, с.
100-113, рис. 40, рис. 43, рис. 44). Одинакова и поза (высоко поднятая голова
с раскрытой пастью, вытянутые ноги на "цыпочках" [по Н.Л. Членовой], остриями
копыт вниз) синкретических животных, оленей, быков и верблюдов в монгольских
петроглифах Бага-Ойгура (см. рис. 2 - 9, 15, 19, 24), уже более характерная
для раннего звериного стиля аржанского периода. Присутствие в изображениях
ирреальных (мифических?) животных, то оленьих, бычьих или козлиных рогов
свидетельствует о стилистических элементах, восходящих к изобразительной
традиции каракольско-окуневского искусства. В его репертуаре значительное
место занимали разнообразные антропоморфные монстры и чудовища, наделенные
медвежьими, волчьими, птичьими и другими зооморфными чертами. В исследованных
нами петроглифах Монгольского Алтая, также имеется большое число фантастических
животных (см. рис. 2), видовую принадлежность которых определить невозможно.
Они, возможно, созданы в разное время, но традиционные образы фантастических
зверей эпохи бронзы доживают до скифо-сарматского времени. Вспомнить хотя бы
известные парные пластины-пряжки из знаменитой Сибирской коллекции Петра I. На
них нередко встречается изображение синкретического зверя ("тарандр" - по
античным источникам), напоминающего лошадь с рогами и хвостом, на кончиках
которых изображены головы грифов. Следует вспомнить и пазырыкских лошадей с
масками-наголовниками в виде оленьих рогов (Грязнов М.П., 1950, табл. ХХIII)
или синкретические фигурки "коне-баранов" из уландрыкских курганов (Кубарев
В.Д., 1987, с. 112-113, рис. 44 - 3, 4). Породистые лошади из туэктинских и
берельских курганов также были увенчаны деревянными рогами козерога, покрытыми
листовым золотом (Руденко С.И., 1960, табл. LХХ; Самашев З.С., и др., 2000, с.
30). Нет сомнения в том, что они, погребенные вместе с вождями, олицетворяли
собой священных небесных коней, способных, согласно древнему авестийскому
мифоритаулу - ашвамедха, возродится вместе с хозяином в другой,
потусторонней жизни.
Символ Х. Наследием бронзовой эпохи является
и символический знак, помещенный в рогах одного из синкретических животных
(см. рис. 2 - 19). Он представляет собой фигуру в виде косого креста - главного
и диагностирующего символа каракольско-окуневского звериного стиля. Одни
исследователи относят его к солярным символам, другие к хтоническим.
Аналогичные знаки нанесены на туловищах быков и фантастических хищников
окуневской культуры (Леонтьев Н.В., 1980, с. 121-122; он же, 1997, с. 224, рис.
4, рис. 5; Подольский М.Л., 1997, с. 184, рис. 8 - ж, и, к, рис. 12). Недавно
гравированный рисунок зверя синкретического облика найден и в погребении
каракольской культуры Алтая. Бешозекский зверь показан в близкой окуневским
хищникам изобразительной манере и к тому же маркирован магическим знаком в
виде косого креста (Кубарев В.Д., 1998а, с. 52, рис. 1 - 7). Символ Х
является графической основой масок и личин на изваяниях окуневской культуры
(Леонтьев Н.В., 1997, с. 224, рис. 5, с. 227, рис. 15, с. 231; Савинов Д.Г.,
1997, с. 218, табл. I; Подольский М.Л., 1997, с. 183-184, рис. 8) и
единственной в Караколе маски-личины простейшего типа (Кубарев В.Д., 1988, с.
67-68, рис. 51). Солярный знак Х, вписанный в окружность, тиражирован
также на портативном окуневском изваянии из Хакасии (Окладников А.П., 1975, с.
60, рис. 2) и впервые найден на небольшом валуне в Российском Алтае (Кубарев
В.Д., 1998б, с. 55, рис. 1 - 1).
Рисунки с большого камня в Бага-Ойгуре, очевидно, созданы в
самом начале аржано-майэмирского периода, датируемого ХII-IХ вв. до н.э. Но не
исключено, что хронология памятника теперь может быть удревнена до ХIV-ХV вв.
до н.э., с учетом новых радиоуглеродных дат, полученных в последнее время для
памятников карасукской культуры Среднего Енисея (Легран С., 1998, с. 106;
Парцингер Г., 2000, с. 75). К тому же в Российском Алтае, на горе Курмантау, в
урочище Кургак и на плато Укок также найдены несколько более ранние
синкретические изображения животных, датируемые, на наш взгляд, началом II тыс.
до н.э. (Кубарев В.Д., 2000, с. 15-17). Наши коллеги относят эти рисунки "к
концу эпохи верхнего палеолита" и затрудняются в определении вида животных:
"безрогие самки марала, козы или лани?" (Молодин В.И., Черемисин Д.В., 1999, с.
56-57, рис. 33, с. 87), что собственно понятно, так как в синкретических
изображениях сочетаются разные зооморфные признаки. Другие монгольские
петроглифы аржанского периода представлены, как в отдельных композициях, так и
в виде одиночных рисунков, нередко вкрапленных в сюжеты других эпох. Они
практически мало отличаются по стилю и персонажам от рисунков скифской эпохи.
Символ S. Переход от реализма к синкретическим
и орнаментальным изображениям мифических зверей особенно хорошо заметен на
аржанском этапе искусства кочевников, когда асимметричные спиральные завитки
(S-видный знак) начинают заполнять всю фигуру, а не только бедро и
лопатку животного. Вместе с тем в памяти народов продолжала жить образная
символика, со времен каменного века сопутствующая реализму. Особенно бурное
развитие абстрактной символики наблюдается в эпоху поздней бронзы. Появляются
знаки-символы, часто объединяющие различные понятия. При этом отдельные знаки
заменяли собой главный персонаж или дополняли второстепенные, придавая им,
таким образом, новое звучание. Возникают своеобразные пиктографические
повествования - изобразительные лотограммы. В прямой генетической связи с
зооморфными изображениями на крупах бага-ойгурских фантастических животных
находятся саяно-алтайские фигуры оленей (из археологических материалов древних
кочевников пазырыкской и саглынской культур Саяно-Алтая), на плечах и крупах
которых располагаются символы, напоминающие латинскую букву "S". Этот
универсальный знак является не только самым устойчивым символом
скифо-сибирского искусства, но своего рода стержнем многих знаковых систем
глубокой древности. Например, S-образный символ служит основой таких
изображений, как свастика из птичьих голов, коноголовая свастика ("сенгерово
колесо"), триквестеры (в петроглифах, на оленных камнях, на кнопках бронзовых
зеркал, зооморфных пряжках и т.д.) Он присутствует и в изображениях оленей на
монументальных памятниках - оленных камнях Центральной Азии. Прежде всего, это
рога оленей, составленные из серии S-образных знаков и образующих
оригинальный орнаментальный мотив. Такой же изобразительный принцип или канон
сохраняется и в древне-алтайском искусстве: "меандрирующие" рога, заполнение
тел оленей S-образными знаками или его частями (так называемые "запятые"
и "спиральный завиток") остается характерным на всем протяжении скифской эпохи.
S-образную линию можно провести в центре известной аржанской бляхи,
изображающей свернувшегося хищника (Грязнов М.П., 1980, с. 28, рис. 15 - 4).
Рассматриваемый сюжет, кстати, можно интерпретировать как похищение, пожирание
благодатного светила эсхатологическим существом. Наиболее часто он
воспроизводился на ранних бронзовых зеркалах древних кочевников Центральной и
Средней Азии (Kubarev V.D., 1996) Символ S без каких-либо искажений
воспроизведен на туловищах деревянных скульптурных изображений оленей и барсов
из курганов Уландрыка в Российском Алтае (Кубарев В.Д., 1987, с. 229, табл.
ХХVIII - 10, 12). Особенно много предметов, сознательно сделанных в форме
S-образного символа, появляется в период расцвета алтайского звериного
стиля. Это и псалии с зооморфными окончаниями, уздечные и седельные украшения
конской упряжи из пазырыкских курганов Алтая, и многочисленные предметы
парадного облачения вождя из кургана Иссык в Казахстане. S-образный
символ становится основой композиции, каноном в искусстве всех кочевых народов
Евразии. Генезис этого символа, на наш взгляд, связан с искусством древнейших
культур Центральной Азии. Интересно, что в Западном Тибете (местность
Renmudong) в петроглифах найдены изображения оленей (с S-видными
символами на теле), стилистически сходные с оленем на аржанском камне и
многочисленными воплощениями этого образа в пазырыкском искусстве Алтая. Время
их нанесения на скалы (IХ в. до н.э.), определено французскими археологами по
нефритовым фигуркам оленей, выполненных в аналогичном стиле и найденным в
гробнице Rujiazhiang, в китайской провинции Шаньси (Francfort H., Klodzinski
D., Mascle G., 1990, fig. 11, 12).
Некоторые исследователи склонны видеть в трансформации
реалистичных изображений животных в схематичные фигуры постепенное вырождение
звериного стиля в обычный декор. Не отрицая этого явления в развитии
прикладного искусства кочевников, все же необходимо признать, что система
знаков, часто ассоциируемая с орнаментом, всегда несла смысловую нагрузку,
развиваясь параллельно с реалистичными образами древних мифов. Символ S
был уже известен палеолитическим художникам. В основе графического изображения
знака: две соединенные спирали, исследователи видят символы солнца и луны
(Фролов Б.А., 1974, с. 208, табл. 35). S-образная линия разделяет
символические изображения двух космических начал инь-ян в эмблеме жизни (Сычев
Л.П., Сычев В.Л., 1975, табл. ХIII). В этой геометрической эмблеме, почти
неизменной на протяжении тысячелетий у многих азиатских народов, отражена
сущность дуализма двух полярных сил. По существу это первая графическая
иллюстрация мифа о сотворении мира. Согласно мифу, в бесформенном мраке
родились два духа (или бога) - Инь и Ян, которые занялись упорядочением мира.
Впоследствии дух Ян стал управлять небом, а дух Инь землей (Юань Кэ, 1965, с.
35).
Древние индийцы, как и китайцы, полагали, что в центре
Земли возвышается священная гора - ось мира, связывающая небо и землю. У
индийцев это была легендарная гора Меру, у китайцев - реальная гора Сушань. В
эмблеме жизни такой осью мира была разделительная S-образная линия. Таким
образом, унифицированный символ S выражал ту же идею. В V-III вв. до
н.э. космогоническая концепция о взаимодействии сил ян и инь получает
дальнейшее развитие. Происходит изменение в содержании самих понятий. "Если
ранее были широко распространены взгляды о силах ян-инь, как символах
взаимодействия мужского и женского начал в природе, то теперь они все более
становятся выражением крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи,
солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного и
т.д." (Буров В.Г., Титаренко М.Л., 1972, с. 26). Именно в этот период у многих
азиатских народов и появляются варианты мифа о "космической погоне", связанные
с наблюдениями за движением солнца, луны и звезд.
Интерпретация образов алтайского звериного стиля,
воплощенного в мелкой пластике и в рисунках на камнях Монгольского Алтая,
вполне реальна с привлечением древнекитайской и индоиранской мифологии, а
также героического эпоса тюрко-монгольских народов. Проблема происхождения и
эволюции скифо-сибирского звериного стиля в петроглифах Алтая лишь затронута в
предлагаемой статье. Но автор поддерживает концепцию М.П. Грязнова о зарождении
звериного стиля скифо-сибирского искусства в нескольких культурных центрах, в
том числе и в горных областях Центральной Азии (Грязнов М.П., 1978, с. 231).
Подтверждают эту гипотезу и некоторые новые материалы, полученные в результате
многолетних полевых работ международной экспедиции в горах Алтая и Монголии.
|
|
Рис. 1 Схема расположения петроглифов
на камне из Бага-Ойгура. Монгольский Алтай. |
Рис. 2 Синкретические изображения,
сочетающие признаки различных животных. |
Литература
- Буров В.Г., Титаренко М.Л. Философия древнего Китая // Древнекитайская
философия (составление Ян Хин-Шуна). - М.: Мысль, 1972.- Т. 1. - 364 с.
- Грязнов М.П. Первый пазырыкский курган. - Л.: Изд-во ГЭ, 1950. - 112 с.
- Грязнов М.П. Аржан. - Л.: Наука, 1980. - 80 с.
- Грязнов М.П. Саяно-Алтайский олень (этюд на тему скифо-сибирского
звериного стиля) // Проблемы археологии. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. - Вып. 2. -
С. 222-232.
- Кубарев В.Д. Курганы Уландрыка. - Новосибирск: Наука, 1987. - 302 с.
- Кубарев В.Д. Древние росписи Каракола. - Новосибирск: Наука, 1988. - 173 с.
- Кубарев В.Д. Древние росписи Бешозека // Гуманитарные науки в Сибири. -
Новосибирск: Наука, 1998а. - №3. - С. 51-56.
- Кубарев В.Д. Портативный "алтарь" из Чичкеши // Древности Алтая. Известия
лаборатории археологии. - Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 1998б. - №3. - С.
55-58.
- Кубарев В.Д. Петроглифы Курман-Тау // Древности Алтая. Известия лаборатории
археологии. - Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 2000. - №5. - С. 15-21.
- Леонтьев Н.В. Гравированные изображения животных в могильнике Черновая
VIII // Памятники окуневской культуры. - Л.: Наука, 1980. - С. 27-34.
- Леонтьев Н.В. Стела с реки Аскиз // Окуневкий сборник. Культура. Искусство.
Антропология. - СПб.: "Петро-РИФ", 1997. - С. 222-236.
- Легран С. Звериный стиль карасукской эпохи в Минусинской котловине (по
материалам бронзовых изделий) // Международная конференция по первобытному
искусству. - Кемерово: КемГУ, 1998. - С. 104-106.
- Максимова А.Г., Ермолаева А.С., Марьяшев А.Н. Наскальные изображения
урочища Тамгалы. - Алма-Ата: Изд-во "θнер", 1985. - 143 с.
- Молодин В.И., Черемисин Д.В. Древнейшие наскальные изображения плоскогорья
Укок. - Новосибирск: Наука, 1999. - 160 с.
- Окладников А.П. Миниатюрные изваяния Минусинской степи // Первобытная
археология Сибири. - Л.: Наука, 1975. - С. 58-63.
- Парцингер Г. Сейминско-турбинский феномен и формирование сибирского
звериного стиля // Археология, этнография и антропология Евразии. -
Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2000. - №1. - С. 66-75.
- Подольский М.Л. Овладение бесконечностью // Окуневский сборник. Культура.
Искусство. Антропология. - СПб.: "Петро-РИФ", 1997. - С. 168-201.
- Руденко С.И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. -
М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1960. - 359 с.
- Савинов Д.Г. Карасукская традиция и "аржано-майэмирский" стиль // Древние
культуры Центральной Азии и Санкт-Петербург. - СПб.: Культ-информ-пресс, 1998.
- С. 132-136.
- Самашев З., Базарбаева Г., Жумабекова Г., Сунгатай С. Берел. - Алматы:
"Эксон Мобил", 2000. - 56 с.
- Фролов Б.А. Числа в графике палеолита. - Новосибирск: Наука, 1974. - 274 с.
- Юань Кэ. Мифы древнего Китая. - М.: Наука, 1965. - 496 с.
- Kubarev V.D. Spiegel asiatischer Nomaden als religionsarchäologische
Quelle (Зеркала кочевников Азии как источник по мифологии) // Eurasia antiqua.
- Berlin: Verlag Philipp von Zabern - Mainz am Rhein, 1996. - Band 2. - Р.
319-345.
- Mariyshev A.N. Petroglyphs of Kazakhstan and Semirechye. - Almaty: 1994. -
144 р.
- Francfort H., Klodzinski D., Mascle G. Pétroglyphes archaïgues du
Ladakh et du Zanskar // Arts Asiatiguts. - 1990. - T. ХLV. - Р. 5-27.
|