Содержание
(г. Горно-Алтайск)

ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЧАСТНЫЕ НАУКИ

Кризисная ситуация, в которую вверглись страны СНГ в 90-е годы, судя по всплескам вооруженных конфликтов и большого количества бездомных, заполнивших улицы городов, еще далека от своего завершения. В кризисные времена ранее самоочевидное выступает проблематичным. В периоды кризисов люди подвергают картезианскому сомнению даже то, что было понятным и самоочевидным ребенку. Одной из таких самоочевидностей было представление о том, что философия в советском обществе должна быть единой, государственной, обоснованной последними данными естествознания и обществознания. Идеологический аппарат коммунистической партии полагал, что такая государственная философия может выступать как диалектический и исторический материализм, который якобы изобретен К. Марксом и развит в решениях партийных съездов и пленумов. "Их противники - "диссиденты" - тоже отстаивали отнюдь не право каждого на свою собственную философию. Они считали и продолжают считать, что должна восторжествовать иная, но непременно государственная философия, наставляющая всех нас, как обустроить Россию. Поиски "русской идеи" - это тоже поиски государственной философии, способной объединить нацию. Попытки выдворить философию из университетских аудиторий или стремление заменить ее религиозным мировоззрением - все это продиктовано тем же убеждением: государственное мировоззрение должно быть универсальным и единым для всех граждан" [1].

Сторонники так называемых демократических преобразований в 90-х годах настаивали на освобождении индивида от всяческих материальных и духовных оков. Большое количество граждан России в процессе приватизации от "материальных оков" освобождены. Но не все так просто с духовной составляющей человека. Философии нет необходимости доказывать свое право на существование. Она существовала всегда. Другое дело, что ее существование связано с конкретными именами: философия Платона, философия Канта, философия Гегеля, в 20 столетии - философия экзистенциализма, позитивистская философия и т.д. При всем при этом каждая из них при всей оригинальности и неповторимости имела одну и ту же структуру, пыталась решить одни и те же проблемы и вопросы, которые обозначаются как онтологические, гносеологические, социальные, этические, логические, эстетические.

Благодаря дискуссиям философских систем становятся возможными дискуссии в частных науках: физике, математике, биологии, химии и т.д., в том числе и в гуманитарных. Это обусловлено совсем не тем, что философы вмешиваются в дела частных наук. Просто без собственного философского жизневоззрения человек не может существовать в мире. Он не просто испытывает растерянность в отсутствии жизненных ориентиров, принципов, общих представлений о мире, наконец, стереотипов. Он впадает в глубочайший экзистенциальный кризис, который характерен необратимыми духовными и телесными превращениями, ведущими к болезням и гибели.

Государственная философия может появляться и исчезать, заменяясь богословскими учениями, либо натурфилософским, позитивистским "научным мировоззрением". Тем не менее, философия как выражение собственного взгляда человеческого индивида на мир, как его отношение к этому миру с собственным комплексом инструментов познания существовала всегда. "Философия, собственно, и родилась именно как жизненная мудрость" [2] .

Из всего спектра философских наук возможно выделить для изучения при подготовке специалистов высшей квалификации наиболее "узловые", такие, как онтологию, гносеологию, социальную философию, как это было при изучении диамата и истмата в советские времена. Но даже такой сиквестированный набор философских знаний невозможно поместить в прокрустово ложе отводимых стандартами часов. Во-первых, изучать теперь необходимо не только Гегеля, К. Маркса и его российских последователей, но и большое количество представителей других философских направлений хотя бы XIX-XX веков; во-вторых, изучение философских концепций молодым человеком без общения с преподавателем, без объяснения хотя бы категорийного аппарата заранее обречено на провал. Абстрактные понятия философии без личного общения с опытным учителем восприниматься с помощью еще образного по преимуществу мышления студента не могут.

Примечания

  1. Перцев А.В., Черепанова Е.С. Сова Минервы над муравейником. - Екатеринбург, 2001. - С. 3.
  2. Там же, С. 4.