(г. Горно-Алтайск)
ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЧАСТНЫЕ НАУКИ
Кризисная ситуация, в которую вверглись страны СНГ в 90-е
годы, судя по всплескам вооруженных конфликтов и большого количества бездомных,
заполнивших улицы городов, еще далека от своего завершения. В кризисные времена
ранее самоочевидное выступает проблематичным. В периоды кризисов люди
подвергают картезианскому сомнению даже то, что было понятным и самоочевидным
ребенку. Одной из таких самоочевидностей было представление о том, что
философия в советском обществе должна быть единой, государственной,
обоснованной последними данными естествознания и обществознания.
Идеологический аппарат коммунистической партии полагал, что такая
государственная философия может выступать как диалектический и исторический
материализм, который якобы изобретен К. Марксом и развит в решениях партийных
съездов и пленумов. "Их противники - "диссиденты" - тоже отстаивали отнюдь не
право каждого на свою собственную философию. Они считали и продолжают считать,
что должна восторжествовать иная, но непременно государственная
философия, наставляющая всех нас, как обустроить Россию. Поиски
"русской идеи" - это тоже поиски государственной философии, способной
объединить нацию. Попытки выдворить философию из университетских аудиторий или
стремление заменить ее религиозным мировоззрением - все это продиктовано тем
же убеждением: государственное мировоззрение должно быть универсальным и
единым для всех граждан" [1].
Сторонники так называемых демократических преобразований в
90-х годах настаивали на освобождении индивида от всяческих материальных и
духовных оков. Большое количество граждан России в процессе приватизации от
"материальных оков" освобождены. Но не все так просто с духовной составляющей
человека. Философии нет необходимости доказывать свое право на существование.
Она существовала всегда. Другое дело, что ее существование связано с
конкретными именами: философия Платона, философия Канта, философия Гегеля, в
20 столетии - философия экзистенциализма, позитивистская философия и т.д. При
всем при этом каждая из них при всей оригинальности и неповторимости имела
одну и ту же структуру, пыталась решить одни и те же проблемы и вопросы,
которые обозначаются как онтологические, гносеологические, социальные,
этические, логические, эстетические.
Благодаря дискуссиям философских систем становятся
возможными дискуссии в частных науках: физике, математике, биологии, химии и
т.д., в том числе и в гуманитарных. Это обусловлено совсем не тем, что
философы вмешиваются в дела частных наук. Просто без собственного философского
жизневоззрения человек не может существовать в мире. Он не просто испытывает
растерянность в отсутствии жизненных ориентиров, принципов, общих
представлений о мире, наконец, стереотипов. Он впадает в глубочайший
экзистенциальный кризис, который характерен необратимыми духовными и телесными
превращениями, ведущими к болезням и гибели.
Государственная философия может появляться и исчезать,
заменяясь богословскими учениями, либо натурфилософским, позитивистским
"научным мировоззрением". Тем не менее, философия как выражение собственного
взгляда человеческого индивида на мир, как его отношение к этому миру с
собственным комплексом инструментов познания существовала всегда. "Философия,
собственно, и родилась именно как жизненная мудрость" [2]
.
Из всего спектра философских наук возможно выделить для
изучения при подготовке специалистов высшей квалификации наиболее "узловые",
такие, как онтологию, гносеологию, социальную философию, как это было при
изучении диамата и истмата в советские времена. Но даже такой сиквестированный
набор философских знаний невозможно поместить в прокрустово ложе отводимых
стандартами часов. Во-первых, изучать теперь необходимо не только Гегеля, К.
Маркса и его российских последователей, но и большое количество представителей
других философских направлений хотя бы XIX-XX веков; во-вторых, изучение
философских концепций молодым человеком без общения с преподавателем, без
объяснения хотя бы категорийного аппарата заранее обречено на провал.
Абстрактные понятия философии без личного общения с опытным учителем
восприниматься с помощью еще образного по преимуществу мышления студента не
могут.
Примечания
- Перцев А.В., Черепанова Е.С. Сова Минервы над муравейником. -
Екатеринбург, 2001. - С. 3.
- Там же, С. 4.
|