ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО МЕТОДИКЕ И ТЕХНИКЕ ШКОЛЬНОГО
ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Н.И. Калинина, О.П. Петрова
- г. Горно-Алтайск
Рассматривая целостную педагогическую систему развивающего
обучения (РО), которая ставит своей целью развитие теоретического мышления,
появляется необходимость переосмысления роли наглядности в обучении, что
является особо важным для формирования физических знаний при профессиональной
подготовке учителя физики. Анализ дидактического принципа наглядности в РО
показывает, что в отличие от традиционного обучения, роль наглядности при
обучении физике заключается не только в развитии наглядно-образного, но,
главным образом, в развитии абстрактно-логического мышления. Это достигается
не только за счет изменения структуры наглядностей, но и за счет расширения
понятия наглядности, которая не только оказывается теоретически нагруженной,
но и сама может являться элементом теоретических знаний. Так, мысленные
физические модели, имеющие специфический наглядный характер, в настоящее
время тоже относят к наглядностям в обучении.
Как известно, даже в традиционном обучении наглядность давно
рассматривалась в более широком плане, чем непосредственное зрительное
восприятие. Она включает в себя и восприятие через моторные, тактильные
ощущения. Поэтому к наглядным средствам относят и лабораторное оборудование, и
статические и динамические учебные пособия.
Наглядность обучения обеспечивается применением в учебном
процессе разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических
работ.
Рассмотрим некоторые аспекты методики организации и
проведения лабораторных работ по методике и технике школьного физического
эксперимента при использовании РО.
Практика обучения физике в вузе показывает, что студенты,
выполняя лабораторные работы, относятся к этому процессу формально, не
осмысливая, какие познавательные приемы используются в работе; какие
физические понятия углубляются, развиваются и за счет каких познавательных
средств; в каком случае появляется возможность вскрывать сущность тех или иных
физических понятий и законов; в чем различие эмпирических, теоретических и
практических знаний; какие стороны личности, психики, сознания и деятельности
получают развитие в процессе выполнения, обработки, осмысления и сдачи
лабораторной работы.
Для того, чтобы студенты осознанно выполняли лабораторные
работы и в период самостоятельной деятельности в школе могли профессионально
организовывать творческий познавательный процесс обучения физике, необходимо в
процессе вузовского обучения формировать у них не только академические знания,
но и приемы и методы научного познания на уровне умений и на
выков. С этой целью в систему работы студентов на лабораторных по методике и
технике школьного физического эксперимента нами введена программа
продуктивного и творческого осмысления выполняемой работы, которая носит
профессиональный характер и является средством, организующим реализацию такой
нормативной функции принципа межличностного общения, как "необходимость смены
приоритета массово-репродуктивного принципа педагогического образования на
индивидуально-творческий подход к подготовке кадров, позволяющий обеспечивать
личностный уровень овладения специальностью и формировать творческую
индивидуальность непосредственно в вузе" (А.В. Петров, А.А. Еремина). Приведем
содержание программы деятельности студентов, которая реализуется на учебных
занятиях через организацию различных видов общения между студентами и
преподавателем:
- Выделить в каждой лабораторной работе фундаментальные и
основополагающие физические понятия и их понятийный аппарат.
- Раскрыть специфику изучения рассматриваемых физических
понятий в вузе и школе.
- Раскрыть специфику данного вида учебных занятий в
сравнении с традиционным обучением.
- Выделить методы познавательной деятельности, используемые
в данной лабораторной, и привести пример их применения на различных этапах
выполнения работы.
- Перестроить содержательную часть лабораторной работы с
учетом задачи формирования и развития физических понятий в системе РО.
- Сформулировать дополнительные вопросы к каждой
лабораторной работе в соответствие с задачей развития теоретического и
практического мышления.
- Подобрать качественные задачи, способствующие выявлению
сущности физических понятий и законов.
- Показать, что дает тот или иной физический эксперимент в
плане развития личности, психики, сознания и деятельности.
Таким образом, данная программа деятельности студентов
позволяет целенаправленно формировать современного учителя физики, способного
сознательно и профессионально внедрять в школу технологию развивающего
обучения, которая делает особый акцент на формирование у учащихся приемов и
методов получения научных знаний и развитие теоретического и практического
мышления.
|