РОЛЬ СТЕРЕОТИПОВ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С.Г. Дудик - г. Горно-Алтайск
Творчество и человеческая деятельность тесно взаимосвязаны
между собой, поскольку творчество проявляется только в процессе деятельности
людей. Вне деятельности невозможно понять сущность и содержание творчества
человека. Н.С. Злобин, рассматривая проблематику творческой деятельности видит
источник нового в целеполагании: не условия детерминируют выбор цели, ее
устанавливает сам свободно действующий субъект. Мы с этим совершенно согласны:
в анализе условий, в выборе цели, в выработке плана и в выборе средств субъект
хотя и опирается на социально признанные нормы и стандарты, но руководствуется
все-таки своим собственным пониманием ситуации, своими вкусами и
предпочтениями. "Осуществление одной и той же деятельности варьируется у
разных индивидов, и результат деятельности несет на себе отпечаток личности
деятеля.
Общество не может порождать нового, новое создается лишь
отдельным индивидом, который нарушает существующие нормы и стандарты, порой
стереотипы, вносит в деятельность черты своей индивидуальности, часто
ошибается, не достигает своих целей, порой гибнет, но иногда добивается успеха
и создает новые образцы деятельности и поведения"1. Поэтому
деятельность - это и творческое самовыражение отдельной личности.
Так как творчество проявляется в создании нового, каждый
конкретный вид социально преобразующий деятельности должен содержать новые
компоненты. Вместе с тем процесс любой конкретной социальной деятельности не
является чисто творческим. Однако творческое начало, компонент новизны должны
преобладать в нем над стереотипами. В противном случае деятельность будет
носить стандартный или консервативный характер. Творчество проявляется в
выходе за пределы стереотипа в его изменении. Под воздействием творчества
стереотип может совершенствоваться, развиваться, а также разрушаться и
заменяться другим стереотипом. В деятельности личности творчество может
превращаться в стереотип. Для успешного осуществления творческой деятельности
необходимо оптимально сочетать стереотипные и творческие операции. Каждый
человек обладает необходимым набором стереотипов, отсутствие которых
отрицательно сказывается на его деятельности. Выполнение одних и тех же
функций для одного человека может быть творчеством, для другого стереотипным
процессом: например, приемы труда, являющиеся творчеством для начинающегося
специалиста, для опытного оказываются набором стереотипов.
"В деятельности творчество может быть основной стороной,
превалирующей над стереотипной или не основной, когда стереотипная сторона
превалирует над творческой. Более сложная деятельность требует выработки более
сложных стереотипов"2. Диалектически оптимальное соединение и
сочетание творческих начал и стереотипов проявляется в преобразовании
последних в процессе постановки целей и их практической реализации. Чем больше
удельный вес творческого начала в процессе конкретного вида деятельности, тем
большую социальную значимость имеет этот вид. Социальная значимость творчества
определяется не только содержательными возможностями конкретного вида
деятельности, но и творческим потенциалом, творческой активностью самого
субъекта, чья деятельность есть процесс реализации его сущностных сил в
предметных формах. Поэтому значимость творчества определяется диалектическим
единством объективного и субъективного начал деятельности. Чисто творческая
деятельность существует только в абстракции при условии мысленного вычисления
стереотипных операций, следовательно творческим следует считать такой вид
деятельности, в которой творческие начала превалируют над стереотипными и
вместе с тем находятся с ними в диалектической взаимосвязи. Общим критерием
творчества, применимым ко всем видам деятельности, является способность
изменять или ломать существующие стереотипы.
Литература
- Никифоров А.А. Общее и индивидуальное в деятельности.
В ст. Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: 1990, с.193.
- Бушуев А.Н., Слепцов Н.С. Диалектика творческой
деятельности. Н., 1989, с. 25.
|