РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
ГЕОМЕТРИИ
И.В. Чугунова - г. Горно-Алтайск
Повышение качества знаний учащихся невозможно без воспитания
у них сознательного отношения к учебе. Большое значение при этом имеют:
активизация учебной деятельности школьников; выявление творческого потенциала
и способностей каждого учащегося; воспитание ответственности за результаты
своего труда; формирование умений рациональной организации деятельности;
эффективное проведение самоконтроля.
Работа учителя считается наиболее продуктивной, когда ученики
сами ставят цели и планируют решения заданий. В этом случае вся инициативная
деятельность принадлежит учащимуся. Он сам определяет содержание, методы, формы
своей деятельности.
Активная самостоятельная деятельность учащихся предполагает
наличие следующих умений и навыков:
- Работа с книгой (пересказ основного содержания учебного
материала; составление плана ответа; краткий конспект; поиск ответа на заранее
поставленные вопросы; анализ, сравнение, обобщение и систематизация учебного
материала; работа со справочниками и научно-популярной литературой;
конспектирование и реферирование).
- Работа по алгоритму, предписанию (составление упражнений,
направленных на выработку практических умений и навыков; решение задач на
построение сечений многогранников; построение изображений фигур вращения и т.д.)
- Работа по образцу (решение стандартных задач по исходным
данным).
- Составление алгоритма решения задачи, доказательства
теоремы.
- Конструирование (моделирование фигур, разверток
многогранников).
- Моделирование и прогнозирование результатов деятельности
(поэтапное изложение решения задания, формирование прогнозического вывода и т.д.)
- Классификация и систематизация учебного материала
(составление систематизирующих таблиц, установление связей между понятиями,
определениями и т.д.)
- Установление межпредметных связей (пропедевтическая
работа; отработка понятийного аппарата и т.д.)
- Самоконтроль и коррекция знаний (знакомство со способами
проверки решения задач, проверочные работы в парах и т.д.)
- Творческая внеклассная работа (подготовка докладов и
рефератов научного содержания, составление проверочных работ, подготовка и
проведение математических вечеров и декад и т.д.)
С целью развития навыков самостоятельной деятельности
учащихся на уроках геометрии необходимо:
- активизировать учебный процесс за счет повышения интереса
учащихся к предмету геометрии;
- развить самостоятельность учащихся в овладении новыми
геометрическими знаниями;
- формировать навыки самостоятельной работы по приобретению
геометрических знаний;
- создавать условия на уровне поисковой ситуации для
самостоятельного изучения и разрешения поставленной проблемы;
- использовать разнообразные самостоятельные и проверочные
работы;
- способствовать глубокому слиянию процессов усвоения и
применения геометрических знаний.
Регулярно проводимые факультативные занятия также
способствуют развитию математического мышления учащихся.
Сформированные таким образом навыки самостоятельной
деятельности учащихся развивают математические способности школьников, их
активность в суждениях при изучении новых вопросов геометрии, формируют
стремление найти нестандартные математические доказательства, отличные от
изложенных в учебнике. Рассмотренные выше элементы учебного процесса на наш
взгляд являются наиболее эффективными в процессе обучения геометрии.
|