Содержание
Аспирантские вести

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИИ
И.В. Чугунова - г. Горно-Алтайск

Повышение качества знаний учащихся невозможно без воспитания у них сознательного отношения к учебе. Большое значение при этом имеют: активизация учебной деятельности школьников; выявление творческого потенциала и способностей каждого учащегося; воспитание ответственности за результаты своего труда; формирование умений рациональной организации деятельности; эффективное проведение самоконтроля.

Работа учителя считается наиболее продуктивной, когда ученики сами ставят цели и планируют решения заданий. В этом случае вся инициативная деятельность принадлежит учащимуся. Он сам определяет содержание, методы, формы своей деятельности.

Активная самостоятельная деятельность учащихся предполагает наличие следующих умений и навыков:

  1. Работа с книгой (пересказ основного содержания учебного материала; составление плана ответа; краткий конспект; поиск ответа на заранее поставленные вопросы; анализ, сравнение, обобщение и систематизация учебного материала; работа со справочниками и научно-популярной литературой; конспектирование и реферирование).
  2. Работа по алгоритму, предписанию (составление упражнений, направленных на выработку практических умений и навыков; решение задач на построение сечений многогранников; построение изображений фигур вращения и т.д.)
  3. Работа по образцу (решение стандартных задач по исходным данным).
  4. Составление алгоритма решения задачи, доказательства теоремы.
  5. Конструирование (моделирование фигур, разверток многогранников).
  6. Моделирование и прогнозирование результатов деятельности (поэтапное изложение решения задания, формирование прогнозического вывода и т.д.)
  7. Классификация и систематизация учебного материала (составление систематизирующих таблиц, установление связей между понятиями, определениями и т.д.)
  8. Установление межпредметных связей (пропедевтическая работа; отработка понятийного аппарата и т.д.)
  9. Самоконтроль и коррекция знаний (знакомство со способами проверки решения задач, проверочные работы в парах и т.д.)
  10. Творческая внеклассная работа (подготовка докладов и рефератов научного содержания, составление проверочных работ, подготовка и проведение математических вечеров и декад и т.д.)

С целью развития навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках геометрии необходимо:

  • активизировать учебный процесс за счет повышения интереса учащихся к предмету геометрии;
  • развить самостоятельность учащихся в овладении новыми геометрическими знаниями;
  • формировать навыки самостоятельной работы по приобретению геометрических знаний;
  • создавать условия на уровне поисковой ситуации для самостоятельного изучения и разрешения поставленной проблемы;
  • использовать разнообразные самостоятельные и проверочные работы;
  • способствовать глубокому слиянию процессов усвоения и применения геометрических знаний.

Регулярно проводимые факультативные занятия также способствуют развитию математического мышления учащихся.

Сформированные таким образом навыки самостоятельной деятельности учащихся развивают математические способности школьников, их активность в суждениях при изучении новых вопросов геометрии, формируют стремление найти нестандартные математические доказательства, отличные от изложенных в учебнике. Рассмотренные выше элементы учебного процесса на наш взгляд являются наиболее эффективными в процессе обучения геометрии.