Содержание
Аспирантские вести

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА ПРЕДМЕТНОСТИ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
О.Г. Шипунова, А.В. Петров - г. Горно-Алтайск

Развитие мыслительных операций учащихся (таких, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, абстрагирование) будет идти успешнее, если учитель в процессе преподавания предмета станет использовать знания, полученные учащимися при изучении других дисциплин, т.е. межпредметные связи (МПС).

Осуществление МПС преследует следующие цели:

  1. сформировать у учащихся единое представление о природе на основе диалектического единства естественнонаучных знаний;
  2. обеспечить системность знаний;
  3. сформировать у учащихся умение устанавливать и понимать всесторонние связи между явлениями, понятиями, теориями;
  4. выработать у учащихся представление об общности законов природы;
  5. выработать концептуальный стиль мышления и современное теоретическое интегративное синтетическое мышление.

Процесс достижения этих целей способствует творческому развитию обучаемых.

МПС в широком смысле слова представляют собой в учебных дисциплинах те диалектические взаимосвязи, которые осуществляют снятие главного противоречия между целостным представлением о мире и частным его видением с позиции отдельной науки.

Мы рассматриваем МПС как основополагающий принцип с его сущностными и нормативными функциями, позволяющими целенаправленно и сознательно строить межпредметную структуру учебных знаний и включать учащихся в этот вид деятельности. К сожалению, в этом плане пока нет учебников, последовательно реализующих МПС.

Построение учебных предметов в ходе истории меняется. Для школы 19 века, которая развивалась в условиях активной дифференциации наук, было характерно индуктивное построение обучения, "снизу вверх", от конкретных наук к их обобщению. Школа 20 века, а теперь уже и 21 века, развивается в условиях интенсивной интеграции научных знаний. А здесь индуктивный подход уже малопродуктивен. Поэтому ставится вопрос об усилении дедуктивных начал в построении предметной системы обучения, "сверху вниз", от абстрактного к конкретному. Обеспечение интегрирующих начал в школьном предмете требует широкого привлечения межнаучных знаний, которые реализуются в учебном процессе через МПС, позволяющие строить познавательную деятельность учащихся на основе общенаучных идей и методов. Они формируют общие способности учиться и раскрывают общие принципы построения науки. Содержание разных видов образования (литературного, биологического, математического) нельзя определить, не учитывая связей между предметами. Поэтому МПС должны служить источником конструирования содержания образования по отдельным учебным дисциплинам.

Традиционно науки делятся на гуманитарные, технические и естественные. Такое разделение закреплено и в циклах учебных предметов, которые сгруппированы по общности объектов изучения - общество, природа, труд. При этом возникают межцикловые и внутрицикловые связи. Предметы естественнонаучного цикла связаны между собой общими знаниями о природе, общей методологией и методами познания (диалектический, системно-структурный, физико-химический, наблюдение, эксперимент, общность языка наук о природе - язык терминов, символов, формул, общность единиц измерения). Предметы естественнонаучного цикла включают общие методологические, фундаментальные научные идеи, законы и принципы (эволюционного развития, сохранения материи и энергии, периодичности, относительности, системности и др.)

Особую роль при изучении физики играет математика, поскольку в физике математический метод - один из главных методов исследования явлений. Например, при описании колебаний и волн различной физической природы используются сведения о тригонометрических функциях, полученные учениками на уроках математики. Многие вопросы методики обучения физике могут быть успешно решены только в тесной связи с изучением математики. Здесь важную роль играют понятия функциональной зависимости, предельного перехода, производной, вектора, понятия перемещения, подобия фигур, действия с приближенными числами и многое другое.

Можно обнаружить связь физики с обществоведением, трудовым обучением, историей. Очень важную роль играют связи курсов физики, химии и биологии. Эти связи нужно активно использовать в преподавании. Физика и химия изучают различные вещества и их свойства. Но если в атомной физике в качестве элемента, лежащего в основе развития знаний, выступает ядро, которое в процессе развития превращается в атом, то в химии атомы выступают уже как начальная ступень развития. В процессе химического взаимодействия между атомами происходит их превращение в молекулы. Таким образом, элементарность является относительной и связана с конкретным предметом. Здесь МПС играет большую роль в воссоздании целостного представления о строении вещества на основе учета знаний не только физики, но и химии.

Осуществление МПС учебных дисциплин убеждает учащихся в том, что между различными отраслями знаний нет резких границ, что они не оторваны друг от друга, а просто с разных сторон и каждая своими методами изучают материальный мир. А совокупность полученных ими результатов дает нам общее представление о мире. При этом за счет МПС возможно не только обновление методов исследования, но и доказательств, описаний, обсуждений. Очевидно, что в будущем можно будет достичь во всех естественных науках математической строгости и большей определенности за счет эффективной взаимосвязи этих предметов с математикой.

Так как в системе развивающего обучения чрезвычайно важную роль приобретает межпредметная структура учебного материала, то в учебном процессе должен полноценно проявлять себя межпредметный компонент учебной деятельности. Под этим понятием имеются ввиду общие для родственных наук методы (например, наблюдение, эксперимент) и специфичные для отдельных предметов способы действия, которые под влиянием переноса их на смежные дисциплины превращаются в обобщенные умения учащихся. Например, распознавать химические вещества по их строению и свойствам - в химии, классифицировать растения и животных по систематическим группам - в биологии, распределять исторические события во времени - в истории, характеризовать литературные произведения по жанру - в литературе и т.п. - все эти предметные умения включают общие действия, определяемые познавательной деятельностью - распознать, различить, дифференцировать. Эти общие действия создают базу для межпредметного переноса и превращения умений в общепредметные.

В обучении имеется несколько направлений, по которым могут осуществляться МПС:

  1. увеличение информационной емкости формируемого понятия;
  2. углубление сущностной стороны формируемого понятия;
  3. совершенствование последовательности развития понятия;
  4. совершенствование методики развития понятия;
  5. формирование концептуального мышления;
  6. осознание учебного предмета в общей системе других наук;
  7. осознание системности знаний;
  8. постановка и разрешение проблемы определения природы изучаемых связей;
  9. развитие познавательной деятельности учащихся и углубление осознанности формируемого понятия;
  10. формирование умений и навыков систематического применения понятий;
  11. выявление способов получения новых знаний;
  12. формирование современного стиля мышления.

Однако на практике чаще всего дело сводится к "согласованию" того или иного понятия с другими дисциплинами. И если в традиционном обучении с таким подходом можно было бы мириться, то в развивающем обучении он не может считаться эффективным. Нужно не согласование и единство в подходах, не устранение противоречий в подходах, определяющих те или иные понятия, а нужны и различные подходы, определяющие специфику науки, и общие подходы.

Развивающий характер МПС будет зависеть и от того, к какому уровню познания относятся эти связи. В системе развивающего обучения приоритетными должны быть те связи, осознание которых требует теоретического мышления, а не эмпирического. Именно благодаря теоретическим МПС появляется реальная возможность формировать у учащихся современное теоретическое интегративное синтетическое мышление. Но тогда в дидактике необходимо разработать критерии, определяющие значимость МПС для того или иного учебного предмета. Эту роль, на наш взгляд, может выполнять принцип предметности.

Анализ сущностной стороны общности и различий учебных дисциплин приводит нас к выводу о том, что принцип предметности в обучении должен находить свое выражение:

  • в проектировании научных знаний на учебный процесс с учетом специфики научной дисциплины;
  • в определении характера развития конкретной науки и теоретического уровня ее развития;
  • в целесообразности и возможности осуществления МПС данной науки с другими;
  • в раскрытии тенденции проникновения одной науки в другую;
  • в определении родственности тех или иных наук в плане единства объекта изучения и методов познания;
  • в специальном изучении роли математики в той или иной дисциплине, позволяющей превращать науку не только в комплексную, точную, но и осознанную на теоретическом уровне знаний;
  • в определении роли данной науки, представленной той или иной дисциплиной, в системе других наук;
  • в целенаправленном и осознанном формировании соответствующего данной дисциплине стиля мышления;
  • в снятии противоречия между единством мира и качественным его разнообразием, отражающимся через конкретные научные дисциплины;
  • в осознании роли той или иной научной дисциплины в познавательном процессе;
  • в осознании единичного, особенного и общего в научной дисциплине;
  • в осознании специфики данной научной дисциплины по отношению к другим;
  • в осознании интегративных свойств научной дисциплины (физикализация, математизация...);
  • в осознании роли данной научной дисциплины в НКМ;
  • в осознании роли данной дисциплины в образовательном, развивающем, воспитательном плане;
  • в оценке методологических и методических возможностей данной дисциплины;
  • в осознании роли МПС в рамках данной научной дисциплины;
  • в осознании самого принципа предметности как критерия эффективности использования МПС теоретического и эмпирического характера;
  • в определении характера внутрипредметных и межнаучных связей, способствующих развитию познавательных способностей учащихся;
  • в определении методической целесообразности тех или иных МПС;
  • в разрешении противоречия между спецификой предмета и его общностью с другими дисциплинами;
  • в регулировке содержания МПС, форм, методов и средств их реализации.

Для современной школы характерен интегративный подход в разработке содержания образования. Школьные программы совершенствуются, создается система взаимосогласованных и взаимодополняющих друг друга учебных предметов.

Мы считаем, что в процессе осуществления современной школьной программы, построенной в системе развивающего обучения, роль дидактического принципа предметности очень велика, особенно, если учитывать такие его сушностные функции, как осознание специфики научной дисциплины, определение целесообразности и возможности осуществления МПС данной науки с другими, формирование соответствующего данной науке стиля мышления и др. В связи с этим имеет смысл разработать также нормативные и процессуальные функции этой новой дидактической единицы. По нашему мнению, внедрение принципа предметности в современную дидактику позволит быстрее и эффективнее достичь основной цели школьного и вузовского образования в свете теории развивающего обучения - сформировать у учащихся концептуальный стиль мышления, а учителям дать средство для управления этим процессом.