ТРАНСФОРМАЦИЯ АЛТАЙСКИХ МИФОВ В СКАЗОЧНЫЙ ЖАНР ФОЛЬКЛОРА
С.В. Моможокова - г. Горно-Алтайск
Сказки - один из самых распространенных жанров устного
народного творчества. Известно народное название сказки - чорчок. В северных
районах Республики Алтай встречаются диалектные варианты этого термина:
чоржок, чорчоо, шьоржок. Алтайские сказки по своему содержанию делятся: на
сказки о животных, сказки о борьбе с мифологическими чудовищами, волшебные
сказки, социально-бытовые, детские сказки.
Чорчок по широте своего распространения не уступает
героическому эпосу. Они имеют много общего с эпическими сказаниями. Почти у
всех исполнителей эпоса в репертуаре зафиксировано много сказок, и у всех
сказочников есть определенный набор сюжетов эпических сказаний. Например,
сказки записаны у знаменитых сказителей Алтая: Н. Улагашева, Ш. Шунекова, А.
Калкина, И. Сабашкина, Н. Ялатова. С большим удовольствием сказки исполняли и
женщины-сказительницы: К. Кокпоева, Е. Таштамышева, Н. Черноева.
В фольклоре алтайцев обнаруживается близкая связь сказок и
мифов, особенно это наблюдается в сказках о животных. Объединяет их
этиологическая направленность содержания. В сказках животные выступают
аллегорическими персонажами: через животных показаны характеры людей. Животные
входят в число главных действующих лиц не только в сказках, но и мифах,
особенно в тотемистических. Это создает дополнительное сходство между обоими
жанрами. По сравнению с мифами, в сказках используется много поэтических
приемов и средств, наблюдается обилие эпитетов, сравнений. На них строятся
описания, даются диалоги.
В мифах дается ответ на какой-то конкретный вопрос. Например,
почему у ласточки хвост раздвоен, как появились у птиц ноздри, отчего волки
воют, почему звери линяют. Таким образом, в сказках, возникших на основе этих
мифов, развертываются определенные сюжеты. Птицы и звери в сказках вступают в
более сложные отношения между собою и человеком, которые раскрываются не в
одном действии, а в цепи событий /1, 33/.
Из мифов о мироустройстве и сказок о животных мы узнаем, что
собака подпускает Эрлика к человеку, за что его наказывает Ульген (Кудай). В
мифе "О сотворении земли и человека" /2, 19/ и в сказке "Ийт эмес болзо" -
"Если не собака" /3, 70/ говорится о том, что после создания земли, Кудай стал
творить разные растения и разных животных. Он создал собаку без шерсти, после
собаки он начал создавать человека. Кудай проклял собаку сказав, что Эрлик
даст ему шерсть, которая будет ее одеждой. Человек всегда будет ее хозяином.
Кудай бросил души, которые принес, на можжевельник, кедр, сосну, ель пихту,
поэтому эти деревья вечнозеленные. Концовка сказки носит этиологический
характер, объясняющий, что человек был бы бессмертным, вечным, как кедр, если
собака не допустила бы Эрлика к человеку.
Схожую картину можно найти в якутской сказке "Как собака
подружилась с человеком" /4, 48-49/.
Нужно подчеркнуть, что сюжеты этих сказок тесно связаны с
мифами, которые входят в цикл мифов о мироустройстве.
Отношение мифа, сказки к культу медведя весьма противоречиво.
В мифах медведь является проводником в царство мертвых, его сотворил Эрлик. В
сказках о животных медведь выступает существом глупым и смешным. В якутской
сказке "Собака и медведь" /4, 23/ говорится, что Бог создал сначала собаку, а
уже потом - медведя. Собаке он не дал много силы, но сделал ее умной, медведя
же, напротив, сделал сильным, но обидел умом.
Якутский фольклорист Н.А. Алексеев пишет, что культ медведя
был общим для всех тюркоязычных народов Сибири. В медвежьем культе можно
проследить почти все характерные обрядовые элементы: словесные запреты и
подставные названия при сборах на охоту, извинительные речи, ритуальное
вкушение медвежьего мяса, сохранение в целости всех костей медведя и их
захоронение, идею возрождения убитых медведей и веру в то, что медведь
является превращенным человеком /5, 125/.
Алтайские мифы о животных в основном очень кратки. Многие из
них тремя-четырьмя, а иногда одним предложением объясняют происхождение или
отличительный признак животных. Рассмотренные материалы показывают, что
алтайские сказки о животных, тесно связанные с мифами, характеризующими зверей
и птиц, обнаруживают черты, разграничивающие эти разные жанры фольклора.
В алтайских сказках, как и мифах, популярен мифологический
персонаж - антропоморфное чудовище Дьелбеген. В сказках и в мифах герои
побеждают Дьелбегена. Например, в сказке "Эрте, Эрке, Эргек деп карындаштар" -
"Братья: Эрте, Эрке, Эргек" /3, 17/. Сказка повествует нам о том, что братья
по дороге увидели дом и зашли туда. Оказалось, что там живет Дьелбеген,
который съел родителей двух сестер. Сегодня была их очередь. Узнав это, братья
спасают их от смерти. Если миф "Елбеген" - "Дьелбеген" /6, текст N 49/ говорит
нам о том, что у Дьелбегена не было детей, то из этой сказки мы узнаем, что у
него три дочери. Братья с хитростью зажаривают в печке трех дочерей Дьелбегена.
Он узнает колечко своей младшей дочери и догадывается, что съел своих дочерей.
Рассвирепев, он нападает на братьев, те побеждают его.
Сказки о Дьелбегене близки по сюжету мифам о нем.
В мифе "Анчы кижи ле туунын кыс ээзи" - "Охотник и хозяйка
горы" /6, текст N 78/ и в бурятской сказке "Охотник-сказочник" /7, 210-221/
"горные духи" наделяют охотников богатой добычей за исполнение сказок.
Алтайскую сказку "Семеро братьев" /8, 27/, бурятскую сказку
"Семь старцев" /7, 209-215/ можно сравнить с мифом "Дьети каан" - "Семь ханов"
/6, текст N 33/. Семеро друзей побеждают во всех состязаниях на празднике у
хана. В мифах и в сказках они обладают чудесными способностями. Они улетают на
небо и становятся звездами в созвездии Большой Медведицы.
Сказка "Три маралухи" /8, 29/ также взаимосвязана с такими
алтайскими мифами, как "Орион" /9, 158/, "Когутей" /6,текст N 40/, с чалканским
(северный диалект алтайского языка) мифом, который называется "Созвездие
Плеяды" /10, 79/ и с шорским мифом, который опубликован в книге "Шорский
фольклор" /11, 283/. Этот сюжет можно проследить и в эпосе "Маадай-Кара" /12,
196/. В конце мифов, сказки и эпоса говорится, что летней ночью, на восточном
краю неба, эта погоня хорошо видна: три маралухи, три собаки, две стрелы -
одна белая, другая в крови, - красная, а позади старик - охотник Кудай-берген.
Так и движутся они по небу, отдыха не зная, одним бессмертным, неразлучным
созвездием Трех маралух (созвездие Орион).
Такие сказки порой трудно отличить от мифа по содержанию.
Таким образом, предметом повествования в ней служат необычные,
удивительные, а нередко таинственные и страшные события; действие носит
приключенческий характер. Это в значительной степени предопределяет структуру
сюжета. Сказка отличается многоэпизодностью, законченностью, драматической
напряженностью развития действия. Положительный герой, преодолевая трудные
препятствия, всегда достигает своих целей. Сказке свойственен счастливый конец.
От других прозаических жанров (мифов, легенд и преданий)
сказка отличается более развитой эстетической стороной, что проявляется в
установке на увлекательность, которая сочетается с известной поучительностью
/13, 92-93/.
Итак, миф является одним из источников сказки. В сказке по
сравнению с мифом происходит ослабление строгой веры в истинность излагаемых
фантастических событий, развитие сознательной выдумки. То, что в современной
сказке переосмыслено, в мифе содержится в своем исконном виде. Поэтому сказка,
как и миф, отразила некоторые черты и явления первобытной социальной и
культурной жизни.
Литература
- Бардаханова С.С. Бурятские сказки о животных. - Улан-Удэ,
Бурятское книжное издательство, 1974 г.
- Анохин А.В. Материалы по шаманству у алтайцев, собранные
во время путешествий по Алтаю в 1910-1921 гг. по поручению Русского Комитета
для изучения Средней и Восточной Азии. - Л., 1924 г.
- Ялатов Н.К. Чанкыр туулардын чорчоктори. - Горно-Алтайск:
Алтай республиканын "Уч-Сумер" бичик чыгартузы, 1993 г. (на алт. яз.)
- Якутские сказки: Пер. С якут. / (Составление Д. Сивцева -
Омоллоона; Вступит. статья С. Данилова; худож. В. Горячев). - М.: Худож. лит.,
1976 г.
- Алексеев Н.А. Ранние формы религии тюркоязычных народов
Сибири. - Новосибирск: Наука, 1980 г.
- Алтай кеп-куучындар / Сост., втуп. ст. Ямаева Е.Е.,
Шинжин И. Б. - Горно-Алтайск, "Ак Чечек", 1994 г. (на алт. яз.)
- Бурятские волшебные сказки. / Сост. Е.В. Баранникова,
С.С. Бардаханова, В.Ш. Гунгаров. - Н.: ВО "Наука". Сибирская издательская
фирма, 1993 г. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).
- Сказки народов Сибири. / Сост. Э. Падерина, А. Плитченко.
- Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1984 г.
- Памятное завещание: Алтайская дореволюционная проза. -
Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства, 1990 г.
- Легенды Северного Алтая (на материале чалканского
фолькора) / Сост. Кандаракова Е.П. - Горно-Алтайск, 1994 г.
- Дыренкова Н.П. Шорский фольклор. - М.; Л., Издательство
Академии Наук СССР, 1940 г.
- Алтайские героические сказания / Сказитель А. Калкин:
пер. с алт. А. Плитченко; худож. А Дианов. - М. : Современник, 1983 г.
- Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное
творчество: Учебник для фил. спец. ун-тов. 2-ое изд., испр. и доп. - М.: Высш.
шк., 1983 г.
|