Содержание
Аспирантские вести

СУЩНОСТНЫЕ, НОРМАТИВНЫЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕГО ПРИНЦИПА ЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
А.А. Еремина, А.В. Петров - г. Горно-Алтайск

На одном из семинарских занятий, где студенты сами разрабатывали диалоговые задачи, одна студентка сделала любопытное заключение: "Теперь я поняла, почему в школе учителя редко используют диалоговую форму учебных занятий. Оказывается, для этого надо очень глубоко знать свой предмет".

Поэтому не удивительно, что в современной школе такой формы обучения почти нет, а при традиционном обучении и вовсе нет. Однако в системе развивающего обучения (РО) общение (и различные средства его реализации) положено в основу формирования познавательной деятельности как источник креативности, как общий метод достижения целей развивающего обучения.

В связи с этим исключительное значение в системе РО играет основополагающий дидактический принцип личностного общения. Через реализацию этого принципа студенты учатся диалектически мыслить, владеть искусством вести беседу, защищать в ней свои взгляды, осуществлять деятельность по производству знаний; он превращает традиционно организованный учебный процесс в развивающий.

Для того, чтобы педагог мог квалифицированно использовать указанный принцип в учебном процессе, мы разработали его сущностные, нормативные и процессуальные функции, позволяющие сознательно и целенаправленно использовать общение для включения учащихся в творческую познавательную деятельность.

Анализ различных работ по философии, психологии и методике обучения различным предметам в рамках систем развивающего обучения, а также собственный опыт педагогической деятельности с использованием данной педагогической системы приводит нас к выводу, что сущностные функции основополагающего принципа личностного общения в обучении должены находить свое выражение:

  • в диалектике взаимоотношений общественного и индивидуального сознания;
  • во взаимодействии личностей и учебных групп, посредством которого происходит становление и развитие личности и коллектива;
  • восприятии и порождении различных текстов, толкуемых расширительно (произведение искусства, научные статьи, здания и технические сооружения, поведение членов общества. Даже природные ландшафты считаются текстами, возникшими спонтанно и написанными на языке природы);
  • в согласовании ценностей, норм, идеалов, чувств, настроений и всех других атрибутов душевного и духовного мира человека;
  • в создании специального педагогического контроля, осуществляемого на основе социальных норм, принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношение людей;
  • в умении разрешать межличностные конфликты, учитывая и их значимость в тех или иных отношениях;
  • в целенаправленном развитии важнейшего механизма межличностного восприятия-рефлексии;
  • в учете изменений свойств как субъектов взаимодействия, так и объектов согласования (ценностей, норм и т.д.), затрагивающих саму структуру культуры личности и сообщества;
  • в возможности за счет участия в различных взаимодействиях взглянуть на свое мировоззрение со стороны, выйти за пределы собственной культуры;
  • в снятии противоречия между личностью и социальной системой;
  • в разрешении проблемы понимания и контакта с другими людьми;
  • в особенностях учебного текста для организации контакта при взаимодействии и для взаимопонимания;
  • в снятии противоречия между межличностным взаимодействием ииндивидуальным мировосприятием;
  • в снятии иллюзии полного совпадения контекстов выражения и восприятия;
  • в осознании того, что любое воспринятое сообщение меняет способности к восприятию сообщений, то есть любой новый воспринимаемый текст преобразует контекст;
  • в психолого-педагогическом использовании положения о том, что в процессе общения субъективные пространства существования различных людей отчасти проникают друг в друга и образуется пространство взаимодействия;
  • в формировании коллектива, повышения уровня взаимопонимания, выработки общих целей и средств коллективной деятельности.

Нормативные функции принципа должны находить свое выражение:

  • в осознании необходимости нахождения "общего языка" в процессе диалога;
  • в развитии способностей всех участников диалога к пониманию другого человека, открытости собеседников, их желании сделать предметом согласования свои мысли и чувства;
  • в учете сложившегося в данном сообществе стиля жизни (стимулирует ли оно контакты, обеспечивает ли возможности быть представленными в культуре и иметь доступ ко всем ее ресурсам);
  • в учете того, что суть и смысл всего, что происходит в пространстве взаимодействия, составляет согласование индивидуальных и групповых понятийных образований;
  • в использовании таких механизмов образовательных взаимодействий, которые затрагивают глубинные структуры личности;
  • в решении важнейшей профессиональной задачи педагога - сделать образовательное общение понастоящему личностным, добиться взаимопонимания между всеми его участниками;
  • в готовности самого учителя встать на место ученика и взглянуть на мир его глазами, быть искренним и открытым, что придает образовательному общению содержательность и глубину;
  • в многоплановом процессе развития контактов между учащимися, порождаемых мотивами совместной деятельности;
  • в дифференциации контактной, информационной, побудительной, координационной функций, функций понимания и оказания влияния;
  • в создании специального педагогического контроля, осуществляемого на основе социальных норм, принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей;
  • в умении разрешать межличностные конфликты, учитывая и их значимость в тех или иных отношениях;
  • в реализации основополагающего принципа единства личности, психики, созна-ния и деятельности в процессе формирования и развития личности;
  • в личностно-ориентированной направленности профессиональной подготовки студентов;
  • в учете специфики будущей профессии учителя, которая включает в себя одновременно элемент массовости и индивидуальности (первая требует относительно типовой системы управления; вторая предполагает создание возможностей для самореализации личности каждого студента);
  • в овладении педагогической профессией и педагогическим мастерством на индивидуально-личностном уровне в процессе межличностного взаимодействия;
  • в смене приоритета массово-репродуктивного принципа педагогического образования на индивидуально-творческий подход к подготовке кадров, позволяющий обеспечивать личностный уровень овладения специальностью и формировать творческую индивидуальность непосредственно в вузе;
  • в организации личностного общения межпредметного характера, позволяющего разрушать стереотип узкопредметного "поэлементного" мышления;
  • в реализации различных типов диалогов, позволяющих студентам включаться в творческую деятельность различного уровня (информационно-проблемный, жесткий эвристический, свободный эвристический и исследовательский диалоги);
  • в формировании у учителя через постоянное общение устойчивой потребности "вечного ученичества", стремления к творчеству, мастерству, новаторству, реализации принципа непрерывного педагогического образования;
  • в реализации не только общего, но и особенного в формировании будущего специалиста в условиях межличностного общения.

Процессуальные функции принципа личностного общения должны находить свое выражение:

  • в постановке личности студента в центр всего процесса формирования специалиста;
  • в организации диалога, который предполагает желание и способность выйти за пределы собственной культуры и вжиться, вчувствоваться в чужой контекст восприятия мира;
  • во включении формирующейся личности в такую деятельность, когда она, сталкиваясь с представленными в пространстве взаимодействия образцами поведения, пытается понять их и примерить на себя, что и приводит к зарождению и становлению в личности системы ценностных ориентаций;
  • в организации особых встреч ("феномен встречи"), которые в состоянии определять направление развития личности, задавать образец высокой ценности, которому хочется подражать во всем - в особенностях поведения, пристрастиях и профессии;
  • в организации обмена информацией (коммуникативная сторона общения); взаимодействия общающихся (обмен не только словами, но и действиями); восприятия общающимися друг друга (взаимовоспитание);
  • в ориентации на такие межличностные отношения, которые опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности;
  • в организации учебного диалога, то есть такого построения учебных текстов, заданий, которые ориентировали бы студентов на использование методологических приемов для осмысленного получения новых знаний;
  • в организации общения студентов не только с преподавателями и сокурсниками, но и со школьниками, учителями школ, новаторами и т.д;
  • в разрушении замкнутого круга негативной преемственности: плохой выпускник школы - плохой студент педвуза - плохой учитель - плохой выпускник школы;
  • в приведении структуры, содержания и организации подготовки учительских кадров в соответствие с социальным заказом общества и интересами личности в профессионально-педагогической деятельности;
  • в формировании навыков организации межличностного общения в школе.

Мы не ставили своей целью полностью раскрыть все возможные функции этого принципа, так как это представляет собой самостоятельную область исследования, но мы попытались выделить те основные функции, которые должны отражать специфику развивающего обучения.