НАУЧНЫЙ ТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ МОДЕЛИРОВАНИЯ. СТРУКТУРНО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ
ПАРАМЕТРЫ НАУЧНОГО ТЕКСТА
Е.А. Лаврентьева - г. Барнаул
В данной статье предпринята попытка представить универсальную
модель научного текста и ее варианты. Необходимость конструирования модели
научного текста продиктована следующими соображениями.
Поскольку научное знание представляет собой континуум,
границы которого необозримы, то адекватная реконструкция любого снятого
момента знания, которое фиксируется в тексте, крайне затруднена при
отсутствии строгой, более или менее полной модели текста. Научный текст
обладает рядом свойств, главным из которых является свойство передавать
информацию от одного субъекта к другому. Поэтому мы пришли к выводу о
необходимости зафиксировать некоторый универсум (U) свойств, которыми может
обладать любой научный текст. Совокупность этих свойств, обладающих
специфическими функциональными назначениями, позволяет рассматривать научный
текст как полифункциональную систему.
Тот факт, что научный текст является полифункциональной
системой, дает основания утверждать, что для функционирования этой системы
необходимо соблюдение ряда условий.
Эти условия мы определяем как требования, которые
детерминируют функции, присущие системе "научный текст". При разработке этих
требований мы опирались на работу М.Н. Кожиной "К основаниям функциональной
стилистики". Нам представляется важным выделение следующих требований в их
относительной иерархической последовательности:
- Экстралингвистические требования, способствующие
порождению научного текста:
- Способность текста быть источником передачи, восприятия,
утверждения и хранения научной информации, выполнять социальный заказ общества.
- Служить источником контактов исследований в процессе
совместного труда, разрешения разнообразных научных проблем, передачи научного
опыта.
- Научно-теоретический тип мышления участников коммуникации.
- Умение я-адресанта экономно эксплицировать новое знание
в контексте накопленного, рациональная организованность аргументации,
способность я-адресанта к свертыванию экспликации освоенного знания.
- Я-адресант - выразитель и передатчик нового (абсолютно
или относительно адресата) знания.
- Адресат - абстрагированная и типизированная применительно
к данной области и уровню личность.
- Контактность - дистантная во времени и пространстве,
опосредованная научным текстом.
- Высокая степень содержательной и формальной
подготовленности всех коммуникантов.
- Общение, опосредованное письменным текстом.
- Заинтересованность всех коммуникантов в общении
посредством текста.
- Формирование общей заинтересованности всех участников
коммуникации осуществляется посредством доведения до них временной
коммуникативно-прагматической целеустановки я-адресанта текста.
- Научный текст должен обладать признаками конкретного
жанра, быть стандартизированным и стилистически единообразным.
- При необходимости характерно использование
абстрагированных иконографических средств наглядности - таблиц и иллюстраций
в дополнение к вербально изложенному содержанию.
- Обязательность сохранения основной жанровой принадлежности
при наличии - до известных пределов - признаков других жанров.
Помимо экстралингвистических требований выделяется целый ряд
содержательных требований. При определении содержательных требований следует
принять во внимание то обстоятельство, что специфику всех возможных вариантов
признаков содержания текста учесть невозможно. Можно желать включения в
требования к содержанию научного текста лишь того общего набора позиций,
которые помогают установить соответствие между интегративными и
диффе-ренциальными качествами объекта познания, каким является научный текст.
На уровне содержательных требований выделяется целостный
комплекс свойств, способствующих порождению научного текста.
Целостность проявляется как во "взаимопритяжении" различных
свойств, так и в способности частично восполнять отсутствие того или иного
свойства и нейтрализовать наличие иностилевых или иножанровых влияний.
Содержательные требования детерминируют наличие объектной
информации (т.е. информации о некоторой части картины мира, которая в данный
момент является объектом познания для познающего субъекта). К этой
информации предъявляются требования точности, объективности, строгости в
передаче фактов, а также высокие требования аргументированности, обозначения
границ обобщения, высокой активности абстрактной и аналитической информации.
Субъектная информация, эксплицирующая состояние субъекта
познания, его отношение к объективной реальности, детерминируется требованиями
допустимости эмоциональности, оценочности, активным проявлением
интеллектуальной экспрессии, ориентацией на модальный, логически обеспеченный
объект, эстетическим оформлением логичного, экономичного и гармоничного
содержания.
Наконец, следует отметить наличие высоких требований к
нормативной, логически последовательной организации содержания. А также к
наличию бесподтекстной информации, которая тем не менее опирается на контекст
накопленного знания.
Определив экстралингвистические и содержательные требования
к научному тексту, мы можем теперь актуализировать функции, характерные для
научного текста. Поскольку коммуникативное намерение я-адресанта в своей
основе имеет цель в процессе информирования воздействовать на адресата и
побуждать его к интерпретации текста в русле научного мировоззрения
я-адресанта, то информативная функция и функции побуждения и воздействия
являются имма-нентными и могут быть отнесены к универсальным функциям языка.
Также воздействие на адресата актуализируется посредством аргументирующей
функции.
Эвристическое начало я-адресанта способствует
переконцептуализации существующего знания с позиций нового научного опыта.
Возникает своеобразная коммуникация между адресантами первичных научных
текстов и адресатом - будущим продуцентом нового научного текста, а также
рецепиентом этого нового научного текста. Эти отношения характеризуются
использованием разнообразных средств оценки, отражающей значимость того или
иного научного положения. Следовательно, оценочная функция тоже принадлежит
к числу приоритетных.
Критическое переосмысление в научных произведениях
концепций, теорий и фактов, принадлежащих другим "я", облекается в форму
спора, полемики, отрицания. Такая критическая переоценка имеет место, если
точка зрения я-адресанта не совпадает с научной позицией других "я", либо у
я-адресанта есть иные представления об исследованиях объекта познания,
следовательно, в научном тексте также актуализируется критическая функция.
Наконец, еще один важный момент, который каждый адресант
имеет в виду, состоит в формировании мотива для научных исследований
реципиента текста, стимулировании его активной деятельности. Иначе говоря,
согласие или несогласие адресанта с точкой зрения адресанта текста нередко
стимулирует адресата продолжать развивать и уточнять знание на основе новой
информации. Таким образом, есть основания утверждать, что любому научному
тексту присуще наличие мотивационно-стимулирующей функции.
Следует, однако, заметить, что реализация той или иной
функции в научном тексте зависит от жанра, и к которому принадлежит данный
текст. Иначе говоря, в зависимости от целей и задач, которые ставят
я-адресанта при создании текста, имеет место актуализация тех функций,
которые "обслуживают" жанр, к которому принадлежит данный текст.
Выделив ряд требований, обуславливающих функциональные
свойства научного текста, можно определить его функциональную
"наполненность", т.е. тот универсум свойств, совокупность которых дает
возможность судить о них как о текстообразующих свойствах (ТОС).
Особое внимание уделяется этому универсуму свойств текста
(Uт) при построении инвариантной модели научного текста и ее разновидностей,
поскольку принимается во внимание то обстоятельство, что разнообразная
комбинаторика одних и тех же ТОС в разных жанрах научной прозы ведет к
различиям значений этих свойств и, следовательно, к порождению того или иного
жанра. Те свойства из универсума Uт, которые при их сочетаемости в том или
ином жанре, обладают наивысшей степенью интенсивности, наполненности,
приоритетности являются доминантными ТОС - ТОСд.
Однако самым важным моментом, который имеется в виду при
конструировании модели научного текста, состоит в том, что как выделение ТОС,
так и их комбинаторика напрямую зависят от активной деятельности
я-адресанта, т.е. от коммуникативно-прагматической целеустановки, которая
является вершинным прагмасигналом способа воплощения текстовой коммуникации
между продуцентом и реципиентом текста.
Естественно, что в одной общей модели научного текста
специфику всех возможных разновидностей научного текста учесть невозможно.
Однако можно требовать включения в модель того общего, что есть в каждом
жанре. Этим общим является установление принципов сочетаемости ТОСд и ТОСд.
Иначе говоря, мы предполагаем, что сам факт создания системной модели текста
не является достижением некоего идеального конструкта, а лишь означает
возможность предсказания и открытия реципиентом принципиально новых сведений
о научном тексте как о канале коммуникации, которые не всегда осознавались
или осознаются его творцом или творцами. Данная гипотеза находится в стадии
разработки, поэтому дальнейшие наши рассуждения носят схематический характер.
Под моделью научного текста понимается некоторая
функциональная система, определенные свойства которой заданным образом
отражают взаимосвязь элементов текста, вступающих друг с другом в
синтагматические отношения и различающихся своими функциями по отношению
друг к другу и по отношению ко всему тексту, объединенных целостной
функциональной заданностью на выполнение определенной прагматической цели.
Модель представляет из себя абстракцию по отношению к конкретным текстам.
Данное утверждение рассматривается как исключительно важное, т.к. оно
подтверждает идею единства структуры модели текста и ее функциональной
аранжировки.
Особая организация крупных элементов текста, обеспечивающих
адекватное декодирование информации, заключенной в тексте, отражает специфику
его композиции. В то время как структура есть внутреннее свойство текста,
композиция есть внешний показатель различных способов объединения отдельных
частей текста в единое целое.
Вслед за О.П. Воробьевой мы рассматриваем крупный компонент
текста в качестве коммуникативного блока (определение О.В.) Это определение
нам кажется удачным, потому что термин коммуникативный блок ( К-блок), на наш
взгляд, наиболее точно отражает сущность выделяемых компонентов как
коммуникативно-ориентированных функциональных единиц.
Выделяются следующие основные признаки К-блока как
коммуникативно-ориентированной функциональной единицы текста: в плане
содержания - относительная смысловая законченность; в плане выражения -
дискурсивная реализация в форме любой сверхфразовой единицы или их
совокупность, что находит выражение как в четкости его функциональной
детерминированности, так и в способах его структурной оформленности.
Структурная оформленность К-блока текстовой модели выделяется
на основании внешнего и внутреннего признаков.
Внешнее выделение эксплицируется такими индикаторами К-блока,
как средства графического расчленения текста - разделы, заголовки, подзаголовки,
параграфы, пункты и прочее.
Внутреннее выделение осуществляется на основе фрагментации
текста на отрезки, обладающие законченным функционально-стилистическим
значением.
Функциональное значение заключается в свойстве К-блока
реализовывать те функции, которые детерминируют его как автосемантическую
единицу.
Стилистическое значение заключается в отношении адресанта к
обозреваемому материалу. Оно реализуется во всем строе текста - композиции,
выборе выразительных средств, в самом языке текста.
На основе функциональной детерминированности К-блоки можно
разделить на ядерные и вспомогательные. Ядерные К-блоки, являясь
носителями основной информации, составляют информативное ядро текста, т.е.
они являются единицами текста, которые непосредственно "двигают" информацию.
Основная функция вспомогательных К-блоков - нести
вспомогательную информацию, которая служит превращению текста в функциональную
коммуникативную единицу.
В зависимости от характера информации и функциональной
значимости вспомогательные К-блоки разделяются на К-блоки - аннотации
(АК-блоки), ретроспективные К-блоки (РК-блоки) и резюмирующие К-блоки
(РмК-блоки).
В работе мы приводим характеристики различных К-блоков.
Принимается во внимание также и тот факт, что, помимо
вершинной коммуникативно-прагматической целеустановки подстиля, целеустановки
текста, авторской индивидуальности и целого ряда прочих прагматических
факторов в основе любого научного текста лежит первичный прагматический фактор
- сфера деятельности субъекта. Эту основу мы представляем в виде триады
"проблема / ее ретроспективный обзор / перспективы ее дальнейшего развития".
На основе данной триады нами была выявлена комбинаторика К-блоков, т.е.
определялась композиционная структура того или иного жанра научной прозы. Нами
предложена универсальная структурно-композиционная модель научного текста:
ЗКБ + АКБ + РКБ + ЯКБ1 + ЯКБ2 + . . .
+ ЯКБN + РмКБ, где
ЗКБ - заголовочный К-блок;
АКБ - К-блок - аннотация.
|