Содержание
Аспирантские вести
ОБРЯДЫ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ЦЕЛЕБНЫМ ИСТОЧНИКАМ - АРЖАН СУУ
А.И. Наева - г. Горно-Алтайск

Среди многочисленных обрядов алтайского народа существует особый обряд, посвященный целебным источникам. Обряды, посвященные целебным источникам аржан суу, можно разделить на три этапа: подготовительный, обряд исполнения принятия водных процедур, соблюдения запретов после посещения целебного источника. Началом "включенности" человека в обряд считается время, когда он уже начинает готовиться посещению целебного источника. Время посещения целебного источника приходится на начало лета "jажыл бyрде", когда распустятся листья на деревьях или ранней осенью, когда только начинают желтеть листья - "сары бyрде" во время новолуния. Тем, у кого умер близкий родственник, а также лицам, участвовавшим в похоронах, запрещалось посещать аржан в течение года. Такой запрет объясняется тем, что эти люди могут согласно повериям привезти на аржан скверну (информационное загрязнение). Так, считалось, что все участвовавшие в похоронах являются оскверненными. Целебными источниками не пользуются во время старой луны, так как на новую луну происходит прилив воды, а на старую - отлив, то есть во время отлива энергия воды другая. Женщины не пользуются источником во время менопаузы, так как кровотечения могут усилиться. Для посещения источника требуется психологическая и физическая подготовка: человек должен освободиться от негативных мыслей и настроиться на позитивы; нужно соблюдать все существующие запреты "jарабастар". Необходимо соблюдать пост (диету), что способствует очищению организма. Алтайское мировоззрение признает идею одухотворенной природы, что выражается в вере в духов гор, лесов, рек и разумеется особо почитаемым является дух целебного источника аржан суу; поэтому, отправляясь к источникам, люди особо акцентируют свое внимание к этому духу. Для почитания природы с собой берут продукты: молоко, сыр, быштак, курут, талкан, хлеб. Все это относится к постным продуктам. Нельзя брать мясо, соль, т.е. жирную пищу и острую еду. Запрещалось устраивать бивуак (стан) близко к источнику. Особенно к истоку аржан суу. Необходимо обязательно соблюдать чистоту.

Существует ритуал повязывания священных лент "jалама", "кыйра" на ветки дерева. Они должны быть белого, желтого, голубого цвета. Из сушеного сыра, быштака вырезали фигурки "шатра", изображающие животных, людей, юрты, утварь и т.д. Из камней складывали жертвенник - тагыл. Фигурки устанавливали на жертвенник (тагыл) как дар духу аржана. Затем готовили смесь из чая (молока, масла, талкана) и "угощали" дух аржана, путем окропления этой пищей. Затем молоком окропляли и веточкой можжевельника окуривали присутствующих. Также угощали хозяйку огня "От-эне". Проделывая все эти действия, люди благодарили духов гор, аржана и просили об исцелении.

У аржана люди вели себя тихо: кричать, смеяться, громко разговаривать, ссориться и ругаться воспрещается, чтобы не нарушить тишину. Дух воды при благосклонном отношении к людям мог показаться в образе мыши, змеи или оленя. Согласно древней символике тюркского народа - это считалось доброй приметой. Увидевшие эти знаки, вслух об этом не говорят.

Вторым этапом был сам обряд исполнения принятия водных процедур. Участники процедуры встают друг за другом и обходят аржан три раза по ходу солнца, опускаются на одно колено, обратившись к востоку и бьют поклоны (кланяются). Знаток обрядов руководит ритуалом и обращается к духам аржана, при этом перечисляя присутствующих и данные об их роде, племени. Он духу воды передает просьбы страждущих, (больных). Если же люди не объединены в одну группу, то исполняют ритуалы самостоятельно. Все посетители произносят благопожелания. Приведем как пример один из текстов благопожелания - "алкыш сoс".

Кiн эбирбес кiлер туу
Ай эбирбес Алтын туу
Аба jыжым бiркiнду,
Аjыкчылды кан - Алтай!
Jаандарыс, адаларыс
Сеге мiргiген,
Бир алкыжын берен бе?2

О, бронзовая гора, которую не может обойти солнце,
О, золотая гора, которую не может обойти луна,
Священный Хан-Алтай,
С шапкой из черневой тайги!
Наши предки, наши отцы
Тебе поклонялись.
Дашь ли ты одно из своих благословений?3

В данном случае после обряда угощения огня посетители аржана идут на поклонения духу воды - непосредственно духу - хозяину источника - аржана, угостив его, выражают свою просьбу и принимают процедуру; встают под струи водопада аржана. Это называется "аржан сууга соктыртар", то есть быть "побитой струями аржан суу". Или же люди обмывают только больные места. На аржане же от болезней глаз промывают только глаза. При заболеваниях желудочно-кишечного тракта воду можно только пить. Таким образом, аржаны бывают различного значения по своему составу и назначению.

Есть вариант обряда, где приносят в жертву духу воды: кольца, серьги, монеты и другие украшения, оставляют одежду. Хотя есть мнение отдельных информаторов, например, Ко≤ыр Сельбиковой, с. Иня, Константинова С., и Антоновой Н.Н., которые считают, что эти предметы засоряют источник как в материальном отношении, так и в сакральном. Автор считает искажением традицию оставления у источников одежды больных людей и другие предметы, т.к. они могут распространить инфекцию. Это весьма серьезная проблема, должна найти свое решение, ибо неоведомленные лица своими неразумными поступками нарушают сакральность обряда. Например: вместо повязывания священных лент на деревьях вешают чулки, платки, и другие непотребные несоответствующие материалы, тогда как цвет лент имеет свой сакральный смысл.

Третьим этапом является период после посещения аржана, когда также соблюдаются определенные запреты.

После окончания процедур люди выражают благодарность Алтаю и аржан суу.

Приведем еще один текст благодарения целебного источника.

Айланайын Алтайым!
Алкыш береер, Алтайым!
Эбирейин, Алтайым!
Кара суулу аржаным!
Катап ичип алдыбыс.
Каргаа куштый бойыбыс
Кайа болуп jандыбыс.
Туйук суулу, аржаным!
Тунуп ичип алдыбыс.
Турнадый бойыбыс.
Туруп jанып отурыс.
Элем - селем болзын,
Эзен - амыр болзын.
Эдил кiiк эткенче.
Эзенде jолугар болзын.1

Обернусь, мой Алтай!
Дайте благословение, Алтай!
Обойду мой Алтай
С родником и аржаном!
И снова попив аржан.
Мы как вороны,
Снова возвращаемся домой,
Аржан мой замкнутый,
Испили мы холодной воды,
Мы, будто журавли.
Встали и пошли.
До свидания,
До свидания,
До начала кукушкиного пения
Чтобы нам встретиться на будущий год.

Перевод подстрочный Н.А.

Таким образом, кратко рассмотрев систему алтайского обрядового фольклора, посвященную целебным источникам мы пришли к выводу, что обрядовый фольклор в современности представляет огромный научный интерес. Многие расcмотренные аспекты обряда требуют основательного научного изучения. Мы считаем, что это комплекс таких обрядов, как поклонение Алтаю, посещение аржан суу - целебных источников и поклонение огню, ритуальные части которых во многом взаимопроникают и совпадают, но в то же время каждый из них имеет свои специфические особенности. Для этого необходим сбор полевых материалов и их глубокий анализ на научно-теоретическом уровне при помощи сравнительно-сопоставительного метода.

Словарь

1. Быштак - прессованный свежий сыр
2. Kурут - сушеный сыр
3. Талкан - мука из пережаренных зерен ячменя

Литература

1. К.А. Бидинов. "Алкыштар - Албатымнын байлыгы" //газета "Алтайдын Чолмоны"

2. С.С. Каташ. Алкыш сoс - древний жанр алтайского фольклора с. 63 // "Улагашевские чтения"

3. С.С. Суразаков. Алтай албатыны≤ оос поэтический творчествозы / Г-Алтайск, 1960. С. 39.

Информаторы.

Антонова Н.Н., с. Онгудай Огудайского района.
Константинов С., с. Кокоря, К-Агачский район.
Сельбикова Коныр, с. Иня Онгудайского района.