Содержание
Аспирантские вести

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО МЕТОДИКЕ И ТЕХНИКЕ ШКОЛЬНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Н.И. Калинина, О.П. Петрова - г. Горно-Алтайск

Рассматривая целостную педагогическую систему развивающего обучения (РО), которая ставит своей целью развитие теоретического мышления, появляется необходимость переосмысления роли наглядности в обучении, что является особо важным для формирования физических знаний при профессиональной подготовке учителя физики. Анализ дидактического принципа наглядности в РО показывает, что в отличие от традиционного обучения, роль наглядности при обучении физике заключается не только в развитии наглядно-образного, но, главным образом, в развитии абстрактно-логического мышления. Это достигается не только за счет изменения структуры наглядностей, но и за счет расширения понятия наглядности, которая не только оказывается теоретически нагруженной, но и сама может являться элементом теоретических знаний. Так, мысленные физические модели, имеющие специфический наглядный характер, в настоящее время тоже относят к наглядностям в обучении.

Как известно, даже в традиционном обучении наглядность давно рассматривалась в более широком плане, чем непосредственное зрительное восприятие. Она включает в себя и восприятие через моторные, тактильные ощущения. Поэтому к наглядным средствам относят и лабораторное оборудование, и статические и динамические учебные пособия.

Наглядность обучения обеспечивается применением в учебном процессе разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ.

Рассмотрим некоторые аспекты методики организации и проведения лабораторных работ по методике и технике школьного физического эксперимента при использовании РО.

Практика обучения физике в вузе показывает, что студенты, выполняя лабораторные работы, относятся к этому процессу формально, не осмысливая, какие познавательные приемы используются в работе; какие физические понятия углубляются, развиваются и за счет каких познавательных средств; в каком случае появляется возможность вскрывать сущность тех или иных физических понятий и законов; в чем различие эмпирических, теоретических и практических знаний; какие стороны личности, психики, сознания и деятельности получают развитие в процессе выполнения, обработки, осмысления и сдачи лабораторной работы.

Для того, чтобы студенты осознанно выполняли лабораторные работы и в период самостоятельной деятельности в школе могли профессионально организовывать творческий познавательный процесс обучения физике, необходимо в процессе вузовского обучения формировать у них не только академические знания, но и приемы и методы научного познания на уровне умений и на выков. С этой целью в систему работы студентов на лабораторных по методике и технике школьного физического эксперимента нами введена программа продуктивного и творческого осмысления выполняемой работы, которая носит профессиональный характер и является средством, организующим реализацию такой нормативной функции принципа межличностного общения, как "необходимость смены приоритета массово-репродуктивного принципа педагогического образования на индивидуально-творческий подход к подготовке кадров, позволяющий обеспечивать личностный уровень овладения специальностью и формировать творческую индивидуальность непосредственно в вузе" (А.В. Петров, А.А. Еремина). Приведем содержание программы деятельности студентов, которая реализуется на учебных занятиях через организацию различных видов общения между студентами и преподавателем:

  1. Выделить в каждой лабораторной работе фундаментальные и основополагающие физические понятия и их понятийный аппарат.
  2. Раскрыть специфику изучения рассматриваемых физических понятий в вузе и школе.
  3. Раскрыть специфику данного вида учебных занятий в сравнении с традиционным обучением.
  4. Выделить методы познавательной деятельности, используемые в данной лабораторной, и привести пример их применения на различных этапах выполнения работы.
  5. Перестроить содержательную часть лабораторной работы с учетом задачи формирования и развития физических понятий в системе РО.
  6. Сформулировать дополнительные вопросы к каждой лабораторной работе в соответствие с задачей развития теоретического и практического мышления.
  7. Подобрать качественные задачи, способствующие выявлению сущности физических понятий и законов.
  8. Показать, что дает тот или иной физический эксперимент в плане развития личности, психики, сознания и деятельности.

Таким образом, данная программа деятельности студентов позволяет целенаправленно формировать современного учителя физики, способного сознательно и профессионально внедрять в школу технологию развивающего обучения, которая делает особый акцент на формирование у учащихся приемов и методов получения научных знаний и развитие теоретического и практического мышления.