Содержание
Аспирантские вести

ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ИММАНУИЛА КАНТА
Е.А. Матиенко - г. Горно-Алтайск

Творчество Иммануила Канта является достоянием историко-философского наследия. Он совершил множество открытий, предложил смелые новаторские идеи: обнаружил имманентную сознанию его активность, вскрыл содержание априорного несознаваемого человеком знания и схем восприятия, показал автономность апперцепции и апперцептивный характер воображения (гениальности), произведя тем самым "революцию" в философии. Вопросы, занимавшие Канта (Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?) сводятся Кантом к вопросу о человеке. Философ считал, что "Чрезвычайно важно для человека знать свое место в мире, и правильно понять, каким надо быть, чтобы быть человеком"1. Именно поэтому вопрос "Что есть человек и к чему он предназначен?" стал проблемным стержнем всей кантовской философии. Кант понимал, что данный вопрос невозможно разрешить без обращения к обществу, то есть реальному процессу жизнедеятельности человека. Природа человека и человечества, природа деятельности и творчества, приближений к истине, равно как и природа нравственности стали центром исследований Канта. Немецкий мыслитель трудился над вопросом - как всех научить познавать, чтобы творить по законам добра, совершенствовать и улучшать человеческое общежитие. Поставив в центр своего исследования человека, он начинает формирование новой концепции личности, характеризуемой рациональностью, активностью и инициативой. В своей философской системе он рассматривает субъекта не как созерцающего внешнюю действительность, а как созидающего формы предметности. Он выдвигает проблему двух начал, руководящих отношением субъекта к объекту: познавательного и нравственного. Субъект и объект рассматриваются Кантом, в первую очередь, в контексте гносеологических проблем. Он подчеркивает тесную связь субъекта и объекта: объективация предстает как определенный вид деятельности субъекта. Объект - это феномен, он выведен Кантом за рамки объективной реальности (вещи-в-себе). Кант писал: "Итак, объект коллективно всеобщего опыта (синтетического единства восприятий) дан. Объект дистрибутивно всеобщего опыта, понятия которого (предшествует) субъекту, составляющему себе понятие о восприятиях (понятие аналитического единства возможного опыта), только мыслится, так как этот объект принадлежит лишь форме восприятий"2. Субъект же понимается им как внутренняя активность по переработке чувственного материала через систему категорий, а существование последних подтверждается тем, что они служат для оформления представлений. Подлинный субъект - это трансцендентальный субъект, который является основой для конкретного индивидуального субъекта. Только благодаря "субъекту вообще" мир предметов предстает для конкретного субъекта как существующая независимо от сознания действительность. Синтез многообразного, который осуществляется трансцендентальным субъектом, может мыслиться лишь при условии, что в основании синтеза находится абсолютное единство. Это единство предстает в виде самотождественного акта - "я мыслю". Вне субъекта не существует объекта, а существует лишь природа. Когда какая-то часть бытия или все бытие попадает в поле зрения субъекта, тогда они становятся объектом. То, что становится объектом, зависит от опыта либо отдельного субъекта, либо коллективного. До этого момента явление как бы не существовало и поэтому Кант считал, что необходимо начинать с опыта субъекта, а не с объекта. Активизируя субъекта в познавательной деятельности, философ ставит задачу - научить человека познавать, чтобы творить по законам добра, совершенствовать и улучшать человеческое общежитие. Природа человека и человечества, природа нравственности и творчества стали центром исследования Канта. Его антропологическое учение есть по сути знание о человеке как гражданине мира. В ней заложены основы систематической педагогической антропологии, идея которой проистекала из понимания целостности, системности, неразрывности всей личности и всей широты человеческой жизни. Системе образования Кант уделяет большое внимание и считает ее надеждой человечества на совершенствованиe отдельного индивида и человеческого рода в целом. Человек способен к воспитанию себя и новых поколений, и оно необходимо ему и в обучении и в самодисциплинировании. Обучаемость людей - залог исторического оптимизма, надежда человечества перед лицом глобальной катастрофы. Образование есть и категорическая обязанность общества перед каждым новым человеком. Образование обязано приобщить человека к свободе. В прикладном аспекте свобода выступает как возможность и способность руководствоваться своим разумом. Это задача Просвещения, и "отказаться от Просвещения для себя лично и тем более для будущих поколений означает нарушить и попрать священные права человека".3 В силу этого правам личности глубоко противна социальная практика, выражающаяся в запрете пользоваться разумом. Кант ценит свободу мысли, потому что благодаря ей "народ становится постепенно более способным к свободе действий".4

Образование способно совершенствовать человечество, а перед ним, в свою очередь, встает задача самовоспитания, которое приведет людей к свободе. Главным аспектом воспитания, образования личности становится развитие нравственного мышления, чувств возвышенного и прекрасного, формирование доброй воли. По сути, все богатство человеческой души раскрывается в нравственности: ум должен быть нравственным, иначе он будет опасным; возвышенное и прекрасное надобно усматривать в нравственно добром, иначе она страшна и ужасна; новое обязано свершаться по законам добра, иначе оно разрушительно. Кант показал, что в ходе обучения происходит непрерывное развитие и взаимодействие объективного и субъективного: социальный опыт превращается в ценности, убеждения, отношения, установки, знания, эмоции, надежды, мотивы, побуждения, мировоззрение, идеалы и качества личности - в личную культуру. Но личные интенции, развиваясь, приобретают объективный характер, выражающийся во вкладе личности в практику.

Антропологическая педагогика способствует дисциплине ума и делает его моральным. Дисциплина ума и его моральность неразрывны: только строго этическое мышление обеспечивает неразрушительное творчество как залог, средство и содержание прогресса. Чтобы привить физической природе человека культуру, необходимо раскрыть тайны "Я", понять его трагедии, опасности, недостатки и величие. Человек сам создает себя. Индивид - самодвижущее образование: источник деятельности - сам человек, который не просто реагирует на воздействие, а организует их, действуя в известной мере автономно, самостоятельно, а порой и вопреки внешней среде. Отсюда проистекают педагогические требования познавательной и нравственной самостоятельности, активности учения и поведения в целом. Разум рождается вместе с ребенком, и задача образования - развить его и дать стимул самосовершенствованию. Разум - не содержание и не форма знаний, а синтез того и другого, синтез осуществляемый благодаря активности сознания. Самостоятельность мышления выводит человека из состояния несовершеннолетия. Для этого необходимо: думать самому, мыслить себя на месте любого другого и всегда мыслить в согласии с самим собой.

Литература

1 Кант И. Сочинения в 6-ти т., Т. 2. М.. 1963-1966. - C. 204.

2 Кант И. Сочинения в 6-ти т., Т. 6. М., 1963-1966. - C. 601.

3 Кант И. Сочинения в 6-ти т., Т. 6. М, 1963-1966. - C. 32.

4 Кант И. Сочинения в 6-ти т., Т.6. М, 1963-1966. - C. 35.