Содержание

Осокин А.Е. Основные направления информатизации Горно-Алтайского государственного университета
Темербекова А.А. Формирование профессиональных компетенций будущего педагога с помощью информационно-коммуникационных технологий в обучении
Алькова Л.А. О создании электронных учебных материалов в Горно-Алтайском госуниверситете
Чугунова И.В. Электронные учебные пособия как средство активизации учебной деятельности студентов
Пьянкова Е.И. К вопросу о переводе физико-математической школы на дистанционное обучение
Бастер Н.А. Электронное учебное пособие "Алтай. Всемирное наследие"

Сведения об авторах

 
 
 

Электронные учебные пособия как средство активизации учебной деятельности студентов

Чугунова И.В.
Горно-Алтайский государственный университет

На современном этапе развития образовательного пространства одним из способов активизации учебной деятельности студентов является использование информационных технологий. Внедрение в образовательный процесс электронных информационно-образовательных ресурсов, например электронных учебников и учебных пособий, будет способствовать развитию самостоятельной, поисковой, научно-исследовательской деятельности студентов, повышению их познавательного и профессионального интереса.

Электронное учебное пособие включает в себя следующие обязательные компоненты (блоки):

  • средства изучения теоретических основ дисциплины (информационная составляющая);
  • средства поддержки практических занятий;
  • лабораторный практикум, позволяющий проводить занятия при всех поддерживаемых учебным заведением формах обучения;
  • средства поддержки курсовых проектов и расчетных заданий;
  • средства контроля знаний при изучении дисциплины;
  • средства взаимодействия между преподавателем и обучаемыми в процессе изучения дисциплины;
  • методические рекомендации по изучению, как всей дисциплины, так и отдельных объектов в ее составе;
  • средства управления процессом изучения дисциплины.

Вышеуказанные компоненты взаимосвязаны между собой следующим образом: пособие разбито на разделы, содержащие подразделы; каждый подраздел содержит теоретические сведения и блок самоконтроля; кроме того, в электронное учебное пособие входят блок самообразования, информационный блок и блок внешнего контроля.

Структура пособия определяется тем, что в основном электронные учебники используются для организации самостоятельной работы студентов и должны четко определять, какие именно разделы и в какой последовательности должны быть изучены, а также взаимосвязаны между собой. Подготовленный к электронному изданию в виде электронного учебника предметный материал должен отвечать следующим требованиям:

  • четкая структуризация предметного материала (по разделам, темам, параграфам) и определенный порядок изучения его компонентов;
  • сложность и глубина структуризации предметного материала;
  • наличие рекомендаций по изучению дисциплины;
  • компактность представленного информационного материала;
  • краткость и ясность в изложении основных моментов;
  • наличие внутренних (например, словарь терминов) и внешних (например, на какую-либо используемую программу) ссылок между элементами учебного материала;
  • графическое оформление и наличие иллюстративного материала (поясняющие схемы, рисунки, видео- и аудиовставки и др.);
  • включение промежуточного и текущего контроля знаний и т.д.

Основная особенность электронного учебного пособия состоит в сочетании необходимого теоретического материала с большим числом разнообразных, тщательно подобранных тестов, каждый из которых сопровождается комментариями.

После выбора ответа, независимо от того был правильно выбран ответ или нет, студент должен иметь возможность познакомиться с подробным решением этой или аналогичной задачи. Это помогает студенту глубже осмыслить изучаемый материал.

По статистическим данным, обучаемый с первого раза усваивает примерно 1/4 часть услышанного, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть услышанного и увиденного одновременно. Педагоги и психологи утверждают, что наибольший объем, а именно - 3/4, изучаемого материала, усваивается в действии. Следовательно, электронные учебные пособия с успехом могут создавать сами студенты, так как в процессе создания студент сможет оперировать большим количеством не только теоретического материала по предмету, но также будет составлять практические и проверочные задания, контрольные тесты и др.

В условиях недостаточного количества учебников по разнообразным дисциплинам значимость пособий, изготовленных студентами самостоятельно, еще более возрастает. Для студента процесс создания учебного пособия связан, прежде всего, с осознанием и пониманием тематики учебного материала, охватываемого данным учебным пособием. Таким образом, включаясь в процесс конструирования, студент сможет более тщательно изучить предметный материал, по которому создается электронное учебное пособие.

Студенты, являющиеся авторами и разработчиками электронных учебных пособий, могут демонстрировать свои работы, на конкурсах, научно-практических конференциях, а также участвовать с результатами этой работы в предметных декадах по данной учебной дисциплине, защитах курсовых и дипломных работ, на лекционных и семинарских занятиях и др. В свою очередь данная работа будет способствовать активизации учебной деятельности студентов и накоплению профессиональных навыков, которые будут ими использоваться при прохождении педагогической и производственной практики.

Использование электронных учебных пособий в образовательном процессе вуза позволяет более глубоко изучить материал, ознакомиться более подробно с интересующими или трудными темами. Богатый и красочный иллюстративный материал в электронном пособии позволяет наглядно продемонстрировать теоретическую информацию во всем ее многообразии и комплексности. При использовании электронных учебных пособий происходит не только репродуктивная деятельность студентов, но и абстрактно-логическая, что способствует лучшему осознанию и усвоению учебного материала.

Очень важен тот факт, что студент имеет возможность и на лекции, и на практических занятиях, и в процессе самостоятельной работы пользоваться одним и тем же электронным ресурсом, использование которого в образовательном процессе формирует целостный образ изучаемого предмета.

Литература

  1. Матыкин В.Ю. Создание и использование электронных учебных пособий. Режим доступа: http://festival.1september.ru\20032004\index.php?member=103576
  2. Общая структура электронных учебных пособий. Режим доступа: http://rusta.city.tomsk.net\str4.htm
  3. Разработка и внедрение электронных гиперссылочных учебников для разных форм обучения. Режим доступа: http://cde.osu.ru/rec.doc