|
Формирование профессиональных компетенций будущего педагога с помощью информационно-коммуникационных технологий в обучении. А.А. Темербекова Подготовка компетентного педагога с высоким уровнем общей и профессиональной культуры, фундаментальными знаниями в области методологии, педагогики, системным видением педагогических проблем в образовании направлена на совершенствование и формирование у будущих учителей собственного стиля творческой педагогической деятельности. Педагогический профессионализм связан, прежде всего, с высоким уровнем самореализации индивидуальных особенностей личности и способностью к индивидуальному стилю деятельности. Этот стиль вырабатывается в процессе учебы в вузе и представляет собой систему индувидуально- своеобразных приемов, обеспечивающих успешность в будущем. В вузовской подготовке специалистов идея формирования профессиональной компетенции будущего учителя должна стать основной. Пути формирования профессионализма могут быть различными. Владение необходимой суммой профессиональных знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей определяется как профессионально-педагогическая компетентность - интегральная профессионально-личностная характеристика педагога. Формирование педагогической компетентности личности в вузе осуществляется по трем направлениям:
Система высшего профессионального образования формирует будущего специалиста и готовит его к будущей профессиональной деятельности. Сложный набор качеств, которыми должен обладать современный специалист, может выработать система, в которой будет использовано все положительное, что есть в традиционном обучении, и внедрены новые, рациональные подходы, компенсирующие недостатки существующей системы в их взаимном дополне-нии. Компоненты каждого из трех представленных выше блоков (базовой, методологической, творческой) подготовки представлены на рис. 1. Одним из важных компонентов профессиональной направленности студентов является его педагогическая культура, которая рассматривается и изучается в системе психолого-педагогических наук с различных сторон:
Технологическая культура учителя представляет собой индивидуально-творческий стиль педагогической деятельности, раскрывающий индивидуальное понимание смысла технологической деятельности как необходимой составляющей профессионализма. Технологическая подготовленность учителя является важным звеном в понимании категории "педагогическая компетентность", представляющей собой суть педагогической культуры, которая выполняет функции воспроизведения и сохранения педагогической реальности. Технологическая культура будущего учителя, рассматриваемая сегодня как основополагающее звено успешности в будущей профессиональной деятельности, представляет собой процесс творческой самореализации внутренних сил студентов. Рис. 1 Компоненты профессионализма учителя, формируемые в условиях вуза Независимо от специализации и характера будущей профессиональной деятельности, любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками. Немаловажное значение в приобретении этих знаний, умений и навыков имеют опыт творческой, исследовательской и самостоятельной деятельности, позволяющий будущему специалисту определить свою позицию по тому или иному профессионально ориентированному вопросу или проблеме. На эффективность учебного процесса профессионального образования влияет противоречие между требованиями новой образовательной среды и недостаточной способностью студента ориентироваться в условиях меняющихся учебных программах. Данное противоречие является своего рода предпосылкой для рассмотрения самостоятельной работы студента с новых позиций, с позиции личностно-ориентированного образования с использованием системного и деятельностного подходов к обучению. Целью вузовского обучения является не столько наполнение студента определенным объемом информации, сколько формирование у него познавательных стратегий самообучения и самообразования как основы и неотъемлемой части будущей профессиональной деятельности. В связи с вышеизложенным, для достижения высокого уровня научно-практической подготовки студентов, необходимо решить две главные проблемы: обеспечить возможность получения студентами глубоких фундаментальных знаний; изменить подходы к организации самостоятельной работы студента. Эффективная интеграция указанных выше подходов ориентирована на повышение качества обучения, развитие творческих способностей студентов, их стремление к непрерывному приобретению новых знаний. Анализ различных вариантов организации системы образования в вузе позволяет сделать выводы о том, что самостоятельная работа студентов в условиях современного учебного заведения будет эффективна, если функция управления будет возложена на преподавателя, располагающего современными техническими средствами обучения. Для достижения цели качества обучения могут помочь новые информационные технологии в комплексе с традиционными методами преподавания. От организации самостоятельной работы в вузе зависит многое. В условиях вуза самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Целесообразно заметить, что самостоятельная работа формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности, а это весьма актуально для современного специалиста высшей квалификации. В настоящее время в вузах существуют две общепринятые (внеаудиторная, аудиторная) формы самостоятельной работы. На наш взгляд, сегодня актуальная самостоятельная работа студента с использованием информационных технологий - информационно-коммуникативная, - позволяющая поставить самостоятельную работу студента на новый уровень самостоятельности субъекта обучения (Рис. 2). Рис. 2. Формы самостоятельной работы студента Перспективное направление, характеризующее новую форму самостоятельной работы, связано с внедрением в учебный процесс информационных технологий, сопровождающихся увеличением объемов самостоятельной работы студентов. Тенденцию к разработке информационно-коммуникативной формы самостоятельной работы студентов, предусматривающей большую самостоятельность студентов, большую индивидуализацию заданий, касающихся как содержательной предметного материала, так и характера контроля, определяют изменения в развитии общества, включение общества в активный информационно- коммуникационный процесс информатизации. Анализ организации самостоятельной работы студентов показывает, что при очном обучении традиционно самостоятельная работа студентов включает в себя чаще всего лишь самостоятельную работу с литературой. Самостоятельная работа с исследовательской и учебной литературой, изданной на бумажных носителях, сохраняется как важное звено самостоятельной работы студентов в целом. С использованием информационных технологий возможности организации самостоятельной работы студентов расширяются. Актуальной становится самостоятельная работа с обучающими программами, с тестирующими системами, с информационными базами данных. По существу, все известные виды электронных изданий могут служить основой для организации самостоятельной работы студентов, наиболее эффективными из них являются мультимедийные издания. Эффективность использования средств информационных технологий в самостоятельной работе студентов во многом зависит от успешности решения задач методического характера, связанных с информационным содержанием и способом использования автоматизированных систем обучения. В связи с этим целесообразно рассматривать автоматизированные системы обучения, используемые в конкретной учебной программе, определяемой предметным содержанием, целями и задачами обучения, как программно-методические комплексы. Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет изменить характер учебно-познавательной деятельности студентов, активизировать самостоятельную работу студентов с различными электронными средствами учебного назначения (Рис. 3). Рис. 3. Современные информационные технологии в самостоятельной работе студента Самостоятельная работа студента включает следующие структурные элементы: постановка задачи; поиск; анализ; обработка информации; установление лимита времени; самоконтроль. Данная структура позволяет рассматривать деятельность студента в самостоятельном приобретении знаний предметного характера поэтапно (Рис. 4). Интеграция традиционных и современных компьютерных методов обучения в организации самостоятельной работы студента позволит сделать более эффективным качество самостоятельной работы студента, а также и всего учебного процесса в целом. Рис. 4. Этапы самостоятельной работы студента При использовании в образовательном процессе вуза информационных технологий возрастает объем и расширяются организационные формы самостоятельной работы студентов. Все это поможет формированию общей информационной культуры обучаемых, придаст самостоятельной работе студентов новый облик, позволит не только закреплять полученные знания и навыки, но и управлять самостоятельной работой студентов, формируя основы для их дальнейшего самообразования и профессионального роста. В системе вузовской подготовки специалистов важна ориентация будущего учителя на сочетание учебно-воспитательной работы в школе с научными поисками. Процессы кардинальных преобразований в современной школе требуют от учителя переориентации его деятельности на новые педагогические ценности, адекватные характеру научного творчества, что, в свою очередь, высвечивает одну из основных проблем высшего образования - формирование научно-исследовательской культуры учителя. С первых лет обучения студенты должны втягиваться в исследовательскую работу. Данное положение предопределяет необходимость творческого поиска новых, более эффективных способов организации учебного процесса в высшей школе, который должен быть рассчитан на всемерное развитие самостоятельности студентов, их активное вовлечение в учебный процесс в качестве полноправных субъектов. До недавнего времени вузы стремились нагрузить студента наибольшим объемом информации и мало задумывались над тем, как сформировать у него научно-педагогическое мышление. А между тем у студента должна сложиться целостная картина предстоящей профессиональной деятельности и сформироваться соответствующие умения. Это усугубляется тем фактом, что в настоящее время школа нуждается в специалистах, обладающих методологической культурой, т.е. особым складом мышления, основанным на знании методологических норм и умений их применять в процессе разрешения проблемных педагогических ситуаций. В данном случае речь опять идет о том, что современный специалист не может быть только исполнителем, он должен быть творческой личностью. В связи с этим научное творчество студентов приобретает все большее значение и превращается в один из необходимых компонентов профессиональной подготовки будущих специалистов. С первых лет обучения студенты должны втягиваться в исследовательскую работу. А для этого нужна и важна специальная научная подготовка для преподавателя-исследователя. Данное положение предопределяет необходимость творческого поиска новых, более эффективных способов организации учебного процесса в высшей школе, который должен быть рассчитан на всемерное развитие самостоятельности в научно-исследовательской работе студентов, их активное вовлечение в учебный процесс в качестве полноправных субъектов. На I-II курсах студенты получают и развивают представление о системе теоретических знаний по специальным дисциплинам (алгебре, геометрии, матанализу и др.), педагогике, психологии, методологии и методам исследования. На этих же курсах проводятся практикумы, имеющие своей целью овладение студентами базовых знаний по предметам, методами исследований по психолого- педагогическим и специальным дисциплинам вузовского учебного плана, на которых одновременно формируются и развиваются научно-познавательные интересы студентов. На III, IV курсах студенты должны практически овладевают процедурой научного исследования, логикой его проведения, умением выявлять противоречия, правильно ставить проблему, выдвигать гипотезу, выбирать целесообразные методы исследования, всесторонне анализировать результаты. На старших курсах данная подготовка осуществляется на основе моделирования учебного процесса в искусственно созданных условиях - педагогической практике в школах. Практика показывает, что возникает необходимость в специальных курсах, которые бы позволили вооружить будущих учителей знаниями и умениями профессионально выполнять исследования, подготовить их к внедрению в школьную практику. Такие спецкурсы должны показать студентам всю последовательность этапов научно-исследовательской работы (выбор темы, составление методики исследования, организацию и проведение исследования, качественный и количественный анализ и т.д.). Актуализирует тему формирования профессиональных компетенций будущего педагога технический и технологический процесс, который влечет за собой появление новых видов информационных продуктов, объединяющих текст, звук, изображение, а также новых видов информационных услуг. Применение современных информационных систем в сфере образования обеспечивает принципиально новый уровень получения и обобщения знаний, их распространения и использования в самостоятельной и научно-исследовательской деятельности студента. Одним из средств решения проблем, связанных с созданием новых информационных средств в обучении является эргономика, основная задача которой - задача улучшения форм представления информации с целью сделать доставленную информацию более понятной и эффективной. Основное эргономическое правило - "Чтобы улучшить понимаемость учебной информации, необходимо изменить форму представления знаний таким образом, чтобы выразить заданное содержание учебного материала с помощью оптимального сочетания словесного текста, формул и чертежей" направлено на повышение производительности умственного труда обучающихся, чтобы сделать информацию наглядной, доходчивой и качественной, минимизируя объемы информации не теряя ее содержательнойи познавательной частей. В процессе профессиональной подготовки перед студентами ставятся задачи овладения информационной культурой, позволяющей ориентироваться в потоке разнообразной информации: документографической, библиографической и др. Этому во многом способствует проводимый со студентами ФМФ ГАГУ спецкурс "Новые информационные технологии в обучении". Будущие специалисты должны иметь представление об информационных ресурсах Internet по проблемам их будущей профессиональной деятельности; знать наиболее популярные Web-сайты по вопросам образования и науки; уметь производить поиск в электронных каталогах и базах данных информационных центров, занимающихся проблемами их профессиональной деятельности и многое другое. Включенность информационных технологий в учебный процесс в вузе решает следующие задачи:
Главной сегодняшней задачей в сфере высшего профессионального образования является, по выражению одного из крупнейших теоретиков и практиков образования взрослых, американского ученого М.Ш.Ноулза, стало "производство компетентных людей - таких людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и ... чья основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни". Данное высказывание ставит в число приоритетных новое в педагогике направление - андрагогическое. Андрагогика (андрагогика (от греч. aner, andros ? взрослый мужчина, зрелый муж + ago ? веду) - наука об обучении взрослых, обосновывающая деятельность обучающихся и обучающих по организации и реализации процесса обучения. Андрагогика - это наука для людей самостоятельных, независимых, стремящихся к самореализации в разных сферах деятельности, для которых учиться необходимо, чтобы существовать, и которые сознают, что само бытие человека должно быть неразрывно связано с обучением. Сегодняшние студенты относятся к этой категории. Опираясь на андрогогические начала процесса обучения в вузе, можно выделить следующие важные моменты, имеющие в процессе подготовки будущего учителя важное практико-ориентированное значение: Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения. Взрослый обучающийся стремится к самореализации, самостоятельности, к самоуправлению и осознает себя таковым. Взрослый обладает жизненным (бытовым, социальным, профессиональным) опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения как его самого, так и его коллег. Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели. Взрослый рассчитывает на безотлагательное применение полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний и качеств. Учебная деятельность обучающегося в значительной степени детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения. Процесс обучения взрослого организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: диагностики, планирования, реализации, оценивания и, в определенной мере, коррекции. Учебный процесс в вузе, учитывая вышеизложенное, целесообразно рассматривать как интегрированный процесс, сопоставляя педагогическую и андрагогическую модели обучения. Когда мы говорим об обучении с позиции андрагогического начала, мы имеем в виду систематизированный комплекс основных закономерностей деятельностей обучающегося и обучающего при осуществлении обучения. При этом конечно же необходимо учитывать и другие компоненты процесса (содержание, средства, формы и методы обучения, но основное - это именно деятельность обучающегося и обучающего. С точки зрения андрагогики, взрослые обучающиеся испытывающие глубокую потребность в самостоятельности, должны играть ведущую роль в процессе своего образования. Задача преподавателя сводится в конечном итоге к тому, чтобы поощрять и поддерживать развитие взрослого к самоуправлению, оказывать помощь обучающемуся в определении параметров обучения и поиске информации. Основной характеристикой процесса обучения становится процесс самостоятельного поиска знаний, умений, навыков и качеств. С точки зрения андрагогической модели человек аккумулирует значительный опыт, который может быть использован в качестве источника обучения как самого обучающегося, так и других людей. Функцией обучающего в этом случае является оказание помощи обучающемуся в выявлении наличного опыта последнего. Основными при этом становятся соответствующие формы занятий: лабораторные эксперименты, дискуссии, решение конкретных задач, различные виды деловых игр и др. Актуальными в подготовке студентов становятся основные андрагогические принципы обучения, которые составляют фундамент теории обучения взрослых.
Сформулированные принципы не являются чем-то совершенно противоположным дидактическим принципам педагогики. Частично они их развивают, частично коррелируют с ними. Работа на перспективу - смысл всей педагогической деятельности, и подготовка будущих учителей к её осуществлению в переходный период требует целостного педагогического процесса, ориентированного на принципы личностно-ориентированной педагогики, как то уважение к личности студента, учёт его мнения, признание его прав; профессиональное взаимодействие преподавателя и студента на равных; право выбора профессиональных образовательных программ и др. Личность преподавателя, работающего в личностно- ориентированной парадигме, отличается творческой целенаправленностью, отсутствием амбициозности, готовностью к сотрудничеству на равных как с коллегами, так и со студентами. Для приверженцев данного направления характерны следующие особенности в их научно-педагогической деятельности и образовательной практике:
В заключении отметим, что в сложных условиях перехода к новой парадигме в системе подготовки педагогических кадров нерешенных проблем достаточно много. Не претендуя на полное их отражение в данной статье, отметим, что рассмотренные выше аспекты, направленные на перестройку учебного процесса в вузе смогут решить многие дидактические проблемы, связанные с профессиональной подготовкой будущего учителя и формированием его компетентностных начал в условиях информационно-коммуникационных технологий. |
|