Содержание


(г.Москва)

КИСЕЛЁВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (1905-1962 гг.)

Один из основателей советской археологии, теоретик и крупный организатор науки, выдающийся педагог. Родился в г.Мытищи 18 июля 1905 г.

Поступив по окончании гимназии в Московский университет в 1923 г., Сергей Владимирович сразу решил посвятить свою жизнь изучению исторического прошлого народов дорусской Сибири, начиная с древнейших времен. Он выбрал себе двух наибольших учителей: старейшего археолога профессора В.А.Городцова и крупнейшего знатока эпохи русского завоевания и дальнейшей колонизации Сибири известного историка профессора С.В.Бахрушина. В семинарах корифеев исторической науки молодой Сергей Владимирович глубоко освоил методики археологических и исторических исследований, изучил приемы критики как археологических, так и исторических источников. Выбор начинающим ученым для своих исследований огромных просторов неведомой Сибири свидетельствует, что уже с юности С.В.Киселеву была присуща крупномасштабность научных интересов и увлечений. Большая личностная цель, поставленная в начале жизни, формирует Личность.

Когда он сам приступил в 1939 г. к преподаванию в Московском университете, то сразу прославился тем, что стал единственным в СССР профессором, читавшим огромный полуторагодичный курс "Бронзовый век Старого Света". Читал Сергей Владимирович у большой карты Евразийского материка, с демонстрацией диапозитивов, наглядных таблиц, рисунков и схем. Лектор начинал рассказ с энеолитической культуры колоколовидных кубков, распространенной вдоль побережья Атлантики на западе, затем описывал многие десятки медно-бронзовых культур Европы и Азии, медленно продвигаясь на восток. Особое внимание он уделял странам Ближнего Востока, Кавказа, Двуречья, Ирана, Афганистана и Индии, не забывая Великий пояс степей, Туркестан и Центральную Азию. Путь глубокой исследовательской мысли профессора приводил слушателей на тихоокеанское побережье Китая и Кореи.

Каждый студент, слушавший этот курс С.В.Киселева, забыть его не сможет. Потрясала колоссальная эрудиция, большая сила внутренней убежденности, филигранная отточенность подготовки лектора. Впервые мы видели гигантский срез истории нашего мира на уровне бронзового века - такой красочный и разнообразный, благодаря динамике исторического развития отдельных регионов. Впечатление неожиданного путешествия в бескрайнюю страну знаний вызывало у слушателей большой подъем и устремление к овладению тайнами науки.

С.В.Киселев был редким, разносторонне талантливым ученым широкого кругозора: историк, археолог и востоковед, занимавшийся тюркской филологией. Его труды резко выделялись среди сочинений немногочисленных археологов-сибиреведов 20-40-х годов. В то время некоторые ученые еще строго придерживались эволюционистского направления и занимались классическим вещеведением. История народов Сибири их мало интересовала. С.В.Киселев стал одним их первых ученых-новаторов, кто перевел сибирскую археологию в разряд исторических наук. Только ему в те времена удалось в энциклопедически точном труде впервые создать цельный сплав данных археологической и исторической наук - доподлинную "Древнюю историю Южной Сибири" (Киселев С.В., 1949; 1951). За эту книгу в 1950 г. автор был удостоен Сталинской премии 2-ой степени.

Еще своими работами 1928 г., С.В.Киселев наполнил полноценными материалами и дополнил и обосновал точными исследованиями сухую схему эволюции культур Хакасско-Минусинской котловины (Киселев С.В., 1928; 1929), опубликованную в 1927-1929 гг. С.А.Теплоуховым (Теплоухов С.А., 1927; 1929). Сейчас, 75 лет спустя после почти одновременного появления первых классификационных работ С.А.Теплоухова и С.В.Киселева, не верно и несправедливо писать, как это делают некоторые историографы, что С.А.Теплоухов один создал хронологическую классификацию минусинских культур эпохи металла. Эту классификацию Теплоухов и Киселев создали вдвоем.

Применив типологический метод, чего не делал Теплоухов, молодой аспирант С.В.Киселев еще в 1927 г. впервые научно обосновал внутреннюю хронологию тагарской культуры, присвоив ей общепринятое ныне название. Он опубликовал тагарскую классификацию в 1928 г., на год раньше появления неудачной классификации "минусинской курганной культуры" С.А.Теплоухова (Киселев С.В., 1928; Кызласов Л.Р., 1979). Талант молодого С.В.Киселева ярко проявился в наше время, когда в 2001 г. А.В.Субботин защитил кандидатскую диссертацию "Динамика развития тагарской культуры". Выяснилось, что, несмотря на огромное количество новейших материалов и появление иных возможностей их оценки все основные выводы и заключения работы С.В.Киселева 1928 г. полностью подтвердились. Выделились те же 3 стадии развития тагарской культуры, с той же датировкой каждого этапа (Субботин А.В., 2001). Строгий типологический метод, примененный Киселевым на сравнительно небольшом материале 75 лет назад, показал: археология и тогда, и теперь была и осталась точной наукой.

Материалами раскопок 1928 г. С.В.Киселев доказал, что могильники афанасьевской и карасукской культур, которые он сразу стал называть по-теплоуховски, распространены и на енисейском правобережье котловины. Там же им были выявлены памятники тагарской, таштыкской культур и средневековые могилы. Сергей Владимирович рассказывал, что именно С.А.Теплоухов предложил разграничить их полевые исследования руслом Енисея. На правобережье Енисея Теплоухов работать не предполагал.

С.В.Киселев покорял студентов азартом разведчика, кипучей энергией добытчика опорных фактов, жизнерадостной, глубокой верой в науку и творческое бессмертие. Любил столкновение характеров, поощрял споры, а затем, перехватив инициативу, продолжал дискуссию своим густым громогласным баритоном.

Он отличался галантностью в общении с дамами и добротой к чужим детям - своих не имел. Носил задорный чубчик и всегда был гладко выбрит. Имел скульптурные черты узкого лица, с вертикальными складками (почти каннелюрами!) на щеках, крупный нос и спокойные серые глаза. Не уважал полузнаек, ценил целеустремленных и упорных в достижении цели. Он был прост в обращении с учениками. Помогал и, случалось, спасал от беды своих и чужих аспирантов, не взирая на препятствия и не опасаясь высоких инстанций. Это был рыцарь чести. С.В.Киселев был ученым, который никогда не забывал, что он действует в Великой Российской науке. И внутреннюю убежденность он передал ученикам. Киселев - ученый-новатор, указавший многие новые направления для воссоздания подлинной истории коренных народов Северной и Центральной Азии. Это был гуманист и интернационалист от природы, человек большого ума и доброго щедрого сердца, жизнерадостный и надежный.

Как и другой его учитель в Московском университете (1923-1926 гг.), профессор С.В.Бахрушин, Киселев любил малочисленные народы Сибири. Он считал, что русская наука в большом долгу перед коренными сибиряками, остававшимися в XX в. народами без собственной истории. Поэтому С.В.Киселев дорусскую историю Сибири не просто изучал, а бережно восстанавливал. Он собственными трудами, путем раскопок, добывал первоисточники в нелегких полевых условиях. Он был необыкновенно удачлив и совершил выдающиеся открытия многих десятков редчайших памятников, значение которых для истории Сибири и Центральной Азии трудно переоценить. При этом он всегда исследовал те памятники, которые приобретали ключевое значение для выяснения поворотных периодов древней и средневековой истории сибирских аборигенов.

Профессор С.В.Киселев работал для просвещения малых народов и для приобщения их к высотам цивилизации. Среди его учеников были люди разных национальностей. И не только граждане СССР, но также китайцы, корейцы, вьетнамцы, монголы, а из европейцев - венгры. Благодаря неистощимому трудолюбию, Сергей Владимирович постоянно публиковал статьи в местных русскоязычных и национальных газетах и журналах, выступал с чтением докладов и беседовал с посетителями на раскопках, обращался к населению по радио. Всюду он, воистину, сеял "разумное, доброе, вечное". Он любил свой русский народ, но никогда ни малейшим намеком не выделял его среди братских народов страны и всегда подчеркивал, что с древнейших времен Россия была многонациональным государством.

Сергей Владимирович, работавший заведующим сектором неолита и бронзы в Институте археологии АН СССР, был избран членом-корреспондентом АН СССР (1958 г.). Он давно начал готовить свой новый большой труд "Энеолит и бронзовый век Старого Света". Основная идея этой книги (или серии книг) просматривалась уже в читавшемся им, как говорилось выше, общем курсе "Бронзовый век Старого Света". Он хотел положить на весы истории синхронные культуры Европы и Азии. В своем курсе он уже обнаруживал и раскрывал перед слушателями то культурно-историческое равновесие, которое устанавливалось на гигантских просторах Евразийского материка в синхронно развивавшихся сообществах людей энеолитического и раннебронзового периодов. Этот процесс происходил независимо от различия человеческих рас и их языковых семейств. Кроме того, Киселев обнаруживал "широкие возможности внешних связей, которые не могли не способствовать ускорению технического, социального и культурного прогресса..." (Киселев С.В., 1965, с.20).

Наблюдения над процессом общественного развития значительной части человечества в древности подкрепляли природные гуманистические наклонности С.В.Киселева. Он, дитя Европы, отчетливо осознавал: что любой азиат имеет не менее великое прошлое, чем любой европеец. И долгом образованного европейца, по мнению С.В.Киселева, является обязанность содействовать уравнению в правах человека всех людей, живущих на Земле. А каждый народ имеет право знать истоки своего происхождения и свою историю. С.В.Киселев являл собой лучший образец талантливого русского интеллигента, истинного друга всех честных людей труда и доброй воли. Его девизом мог бы стать: "Поиск ради долга". Он был Человеком с большой совестью, со страстным отношением к науке, с добрым сердцем и состраданием к простым людям, ради блага которых только стоит жить и работать (Кызласов Л.Р., Левашева В.П., 1965; Кызласов Л.Р., 1995; Мерперт Н.Я., 1995; Формозов А.А., 1995).

Тюрки, историю и археологию которых с особым интересом изучал профессор С.В.Киселев, говорят: "Человек умирает - имя остается".

Литература

  1. Киселев С.В. Тагарская культура // Труды секции археологии РАНИОН. - М., 1928. - Т.IV.
  2. Киселев С.В. Материалы археологической экспедиции в Минусинский край в 1928 г. // Ежегодник Гос. музея им. Мартьянова. - Минусинск, 1929. - Т.VI. - Вып.2.
  3. Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири // МИА. - М.-Л., 1949. - ©9.
  4. Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. 2 изд. - М., 1951.
  5. Киселев С.В. Бронзовый век СССР // Новое в советской археологии. - М., 1965.
  6. Кызласов Л.Р. Итоги и задачи изучения тагарской эпохи // Проблемы скифо-сарматского культурно-исторического единства. Тез докл. конф. - Кемерово, 1979.
  7. Кызласов Л.Р. С.В.Киселев - Учитель учителей // Российская археология. - 1995. - ©4.
  8. Кызласов Л.Р., Левашева В.П. Сергей Владимирович Киселев // Новое в советской археологии. Памяти Сергея Владимировича Киселева. - М., 1965.
  9. Мерперт Н.Я. С.В.Киселев в Монголии // Российская археология. - 1995. - ©4.
  10. Субботин А.В. Динамика развития тагарской культуры. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - СПб, 2001.
  11. Теплоухов С.А. Древние погребения в Минусинском крае // Материалы по этнографии. - Л., 1927. - Т.III. - Вып.2.
  12. Теплоухов С.А. Опыт классификации древних металлических культур Минусинского края // Материалы по этнографии. - Л., 1929. - Т.IV. - Вып.2.
  13. Формозов А.А. С.В. Киселев - советский археолог 1930-1950 гг. // Российская археология. - 1995. - ©4.