Содержание
Методика и технология развивающего обучения

ПОСТДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АЛТАЙСКОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
О.В. Кравченко - г. Бийск

В недалеком прошлом профессиональное образование имело знаниевую ориентацию и использовалось для целенаправленного формирования личности, нужной государству, отвечающей его социальному заказу.

Воспитательная среда создавалась общей идеологией государства. За последнее десятилетие 20-го столетия изменялось наше государство, приоритеты в экономике, и, безусловно, изменялись ориентиры на образование.

Главным ориентиром современного образования стали гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования, а основная цель преподавания в профессиональных учебных учреждениях - это создание условий в учебном процессе для приобретения студентами личностного опыта.

Образование на современном этапе должно решать задачу развития человека. Оно должно опираться на 4 основополагающих принципа:

  • учиться жить;
  • учиться познавать;
  • учиться работать;
  • учиться сосуществовать.

Новые ориентиры в образовании внесли принципиальные коррективы в профессиограмму педагога. Прежде всего необходимо отметить гуманистическую направленность его личности (либеральные идеалы, интересы, ценностные ориентиры), т.е. профессиональная карта современного педагога должна содержать такие качества, как выраженная коммуникативная компетентность, психологическая готовность к солидарному педагогическому общению, умение управлять собой и умение взаимодействовать в процессе решения педагогических задач.

Организация постдипломного образования педагогических кадров начинается с психологической подготовки преподавателей к повышению своего профессионализма.

В педагогической деятельности развитие и саморазвитие педагога определяется факторами, которые можно систематизировать в две большие группы:

  1. Препятствующие факторы:
    • собственная инерция;
    • отсутствие поддержки в этом вопросе со стороны администрации;
    • отсутствие системы работы в этом направлении в учебном заведении и др.
  2. Стимулирующие факторы:
    • налаженная система методической работы в учебном заведении;
    • наличие специалистов, у которых можно поучиться;
    • пример и влияние коллег;
    • поддержка и внимание в этой проблеме администрации;
    • система материального стимулирования и др.

Педагогическая деятельность, в том числе и инновационная, как известно, побуждается внешними и внутренними мотивами. К сожалению, при низкой оплате педагогического труда, все меньше, особенно начинающих педагогов одержимых внутренними мотивами дерзать, творить и одна из главных стратегий успешности учебного заведения, на наш взгляд, заключается в определении и создании преподавателям моральных и материальных стимулов поощрений. Создание стимульных ситуаций, которые бы побуждали внешние мотивы преподавателей к повышению своей квалификации, освоению педагогических и психологических основ педагогической деятельности.

Стимулирование преподавателей в колледже осуществляется по определенной программе, которая опирается на нормативно-правовую базу в виде положений по направлениям:

  • Положение об интеллектуальной собственности (вознаграждение за создание методических пособий);
  • Положение о выдвижении на лучшего педагога года, лучшего заведующего кабинетом, лучшего классного руководителя;
  • Положение об участии в работе экспериментально-педагогических бригад преподавателей по внедрению инновационных технологий и др.

Значительное место среди стимулирующих факторов администрация колледжа отводит пропаганде педагогического опыта преподавателей колледжа.

Пропаганда педагогического опыта осуществляется по направлениям:

  • доска почета и книга почета сотрудников и преподавателей колледжа;
  • экспозиция в музеях и информация по достижениям преподавателей в методическом кабинете.

И на первых занятиях в школе молодого педагога мы ведем разговор о карьере учителя.

Карьеру учителя показываем с 2-х сторон:

  1. С точки зрения традиционной парадигмы, т.е. продвижение по служебной лестнице (иллюстрацией служат экспозиции музея, показывающие продвижение по служебной лестнице, нынешней администрации, их профессиональный рост).
  2. С позиции самоутверждения - движение преподавателя от диплома к компетентности, в перемещениях по горизонтали: от рядового преподавателя до руководителя методического объединения, творческой группы. На этом пути самореализации акцентируем внимание на том, что успех - это процесс, а не состояние.

Знакомим преподавателей на первом психологическом семинаре Школы молодого педагога со стратегией и тактикой достижения профессиональной победы:

  1. Стратегия:
    • познание себя;
    • настроиться на победу;
    • не уставать служить другим.
  2. Тактика:
    • учиться общению;
    • не бояться усложнять работу и т.д.

В колледже обучение студентов осуществляется по 9 специальностям, требующим преподавателей разного профиля и, преимущественно, выпускников непедагогических ВУЗов. Преподавательский состав колледжа - это специалисты в области современной техники и электронных систем, информационных технологий и моделирования одежды, юриспруденции и бухгалтерского учета. В связи с этим первоочередное значение отводится педагогическому и психологическому образованию преподавателей колледжа и постдипломное образование преподавателей осуществляется через психолого-педагогические семинары и работу экспериментально-педагогических бригад по внедрению инновационных технологий обучения.

На психолого-педагогических семинарах, которые проводятся 1 раз в два месяца, рассматриваются вопросы:

  • психологические особенности конфликта в образовательном процессе;
  • о создании ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе и др.

В экспериментально-педагогических бригадах педагоги изучают и внедряют нетрадиционные методы (модульное обучение, информационные технологии, структурно-логическую педагогику и др.)

С начинающими педагогами мы работаем по особому плану:

  1. Создана "Школа молодого педагога". На семинарах начинающие преподаватели изучают психологические аспекты педагогического труда и методику преподавания по структурно-логической педагогике ученых В.П. Беспалко и М.И. Ерецкого.
  2. Шефство-наставничество.
  3. Посещение и обсуждение совместно с методистами творческих уроков.
  4. Индивидуальные беседы.
  5. Обеспечение подборкой методических материалов и памяткой "В помощь начинающему педагогу".
  6. Систематическая организация смотров-конкурсов методических разработок, рефератов, учебно-методических пособий на текущий год.

В реализации постдипломного образования преподавателей колледжа большая роль отводится Единой службе методического, технического и информационного обеспечения учебного процесса. Единая методическая служба обеспечивает использование средств технического оснащения учебного процесса, компьютерной техники, опираясь на методические рекомендации. В колледже работает 2 методиста и имеется методический кабинет. В методическом кабинете преподаватель может найти ответ на интересующий его вопрос по совершенствованию своего профессионального мастерства. Методисты колледжа оказывают преподавателя помощь в повышении педагогического мастерства. Кабинет оснащен современной аудио-, видео- и компьютерной техникой, необходимыми нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами и материалами, информационными стендами.

Компьютерный банк данных в методическом кабинете имеет следующую информацию:

  1. Для преподавателей по организации и проведению учебно-методической работы по дисциплине - примерная схема урока с направлениям структурно-логической педагогики, рекомендации по составлению поурочного плана, схема дидактической структуры урока, классификация методов обучения, о нетрадиционных уроках, критерии оценки урока, перечень видеофильмов и компьютерных программ, о технологии модульного обучения, рейтинговой системы контроля знаний и др.
  2. Для председателей ПЦК - модель конкурентоспособного специалиста, методические модели планирования, подготовки различных видов занятий, паспорт кабинета, рекомендации по выполнению лабораторных и практических работ, по организации выполнения и защиты КП, ДП, выпускной квалификационной работы, о внедрении образовательных технологий, критерии оценки учебно-методической работы преподавателя и др.
  3. Для классных руководителей (примерная программа изучения студента как личности, рекомендации по адаптации первокурсников, по организации самоуправления и создания в группе, материалы для проведения внеклассной работы по направлениям: личность, гражданин, специалист, рекомендации психолога и валеолога из опыты внеклассной работы колледжа и др.)

Одним из ведущих принципов обучения являет наглядность обучения. В связи с этим постдипломное образование педагогов включает изучение преподавателями методик применения в учебном процессе технических средств обучения. Это направление осуществляется также работниками Единой службы методического и технического обеспечения учебного процесса. Помощь в техническом оснащении учебного процесса осуществляется по направлениям:

  • подбор, демонстрация фильмов по заказу преподавателей по преподаваемым дисциплинам через телевидение и видеотехнику;
  • демонстрация слайдов и фильмов через проекторы;
  • изготовление слайдов через компьютер и сканер по учебникам, справочно-технической литературе, научно-популярным журналам.

Использование компьютерной техники в преподавательской деятельности - это повышение образованности и компетентности педагога.

Поэтому в постдипломном образовании преподавателей отводится значительная роль занятиям по повышению информационной культуры педагога.

Повысить информационную грамотность преподавателя могут либо на курсах, действующих в течение учебного года, либо участие в работе экспериментально-педагогической бригады преподавателей по информатизации учебного процесса.

Ежегодно не менее 20% преподавателей колледжа обучается на курсах повышения квалификации, психолого-педагогических семинарах, проводимых с помощью работников АКИП КРО по просьбе Совета директоров Бийской группы учебных заведений СПО.

По специальным дисциплинам преподаватели повышают свою квалификацию через стажировки, творческие командировки в учебные заведения других городов (Барнаул, Новосибирск, Омск), участие в НПК по специальностям.

Успех в педагогической работе во многом зависит от гражданской и профессиональной направленности личности преподавателя. Направленность проявляется, прежде всего, в духовных и социальных потребностях личности, в ее взглядах, в мотивах поведения, в установках, интересах, ожиданиях, идеалах. Поэтому постдипломное образование в колледже направлено на развитие личности педагога, на создание психологического климата в коллективе, способствующего внедрению в учебный процесс целевых ориентиров педагогики сотрудничества.