Содержание
Методика и технология развивающего обучения

РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧЕНИЕМ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
И.Г. Козлова - г. Челябинск

Применительно к педагогике можно дать следующее определение регулирования в обучении - это изменение учебной деятельности и ее результатов с целью достижения уровня того или иного эталона. При этом эталонами могут служить руководящие и нормирующие документы: государственный образовательный стандарт, программы обучения, инструкции и т.п. Регулирование может быть внешним, осуществляемым учителем, завучем, экспертной группой и т.п., и внутренним - саморегулирование.

Регулирующая деятельность учителя осуществляется в двух направлениях:

  • регулирование деятельности обучаемого (регулирование хода формирования знаний и умений; регулирование объема и содержания обучения; коррекция в ходе обучения, компенсация);
  • саморегулирование (выбор и реализация действий в целях предупреждения и ликвидации недостатков обучения).

Диагностика вскрывает недостатки обучения на основе изучения сторон учебной деятельности. Анализ данных о ходе формирования знаний, об умениях их применения в различных ситуациях позволяет сделать выводы о содержании регулирования процесса обучения как учителю, так и ученику.

Целью дидактического диагностирования является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с продуктивностью последнего. А продуктивность, в свою очередь, определяется достижениями и успехами учащихся. Одним из инструментальных средств диагностики является тест. В своем исследовании мы применяем тест особой конструкции, обновленный по содержанию и целеполаганию. Специально сконструированный тест помогает проследить темпы продвижения в обучении, динамику развития ребенка, провести своевременную коррекционную работу, а также активизировать внутренний потенциал учащихся.

Метод теста-ретеста психологи применяют для определения надежности тестирования. Причем, если ретест проводится через большой промежуток времени, то результат измерения отражает реальные изменения реальных характеристик индивида. Исследователи в области психологии трактуют эту особенность как недостаток для воспроизводимости измерения личностных характеристик индивида, но эта же особенность позволяет выявить новообразования, произошедшие за некоторый промежуток времени в результате какого-либо воздействия. Таким воздействием может служить регулирование, проводимое в процессе обучения.

В заключение хотелось бы отметить такие характеристики тестов, как надежность и действенность. Один из способов проверки на надежность при однократном тестировании - это деление теста на две части. Задания теста были разделены на чет-нечет, что позволило в какой-то мере устранить возможные недостатки, такие, как врабатывание, тренировка, утомление и т.д. С помощью использования критерия Кочрена можно сделать вывод, что составленные тесты надежны на уровне значимости 0,05. Действенность ретеста обусловлена тем, что составитель опирается на определенный раздел учебной программы, на конкретные учебные пособия, адресованные конкретной группе учащихся. Однако, в отличие от тестов обученности, ретест по своей сути выходит за пределы освоенного содержания, так как его цель шире констатации усвоенных знаний и умений.