Содержание
Учитель: опыт, проблемы и перспективы

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Н.Г. Разова, Е.Н. Денисова - г. Горно-Алтайск

Хочется верить, что наступит день, когда о прогрессе нации будут судить не по ее военной мощи, а по процветанию ее народа, уровню здравоохранения и образования, по тем мерам, которые принимаются для защиты умственного и физического развития подрастающего поколения, по тому положению, которое занимает учитель в обществе.. При анализе динамики общественного мнения о роли образования удалось установить закон периодической смены настроений в обществе по отношению к образованию.

На стадии оптимизма образование считается полезным, на учителей смотрят как на добровольных распространителей культуры, профессия учителя воспринимается как нужная, а компетентность учителей обычно не ставится под сомнение. Возникает тенденция к расширению функций учителя. Помимо ответственности за развитие учебно-познавательных способностей детей на него может быть возложена задача социального и эмоционального воспитания. Кроме того, может утвердиться более либеральный стиль преподавания.

На стадии разочарования складывается мнение, что система не справляется со своей задачей, не обеспечивает ожидаемых от нее экономических и социальных выгод.

Профессия учителя воспринимается как бесполезная, и мастерство педагогов ставится под сомнение. Возникает тенденция к сужению функций учителя. Например, усиление ответственности за формирование основных навыков чтения, письма и счета и введение контроля над результатами обучения. К тому же может утвердиться более консервативный стиль преподавания.

По социологическим данным в нашей стране с 70-х годов наблюдался рост школ с классами, в которых углубленно изучаются отдельные предметы и достиг пика в 90-х годах.

Эта динамика роста отражает прогрессирующую тенденцию к внедрению более жестких моделей управлением образованием, ориентированных на результативность.

Смещение требований к учителю в сторону результативности его работы делает приоритетной на данный момент педагогическую модель, ориентированную прежде всего на содержание учебного предмета, на соответствие принятым стандартам, подготовленности школьников к поступлению в определенный вуз, или получению престижной работы, обеспечивающей соответствующий образ жизни.

Но общеобразовательная школа не должна только выполнять социальный заказ общества - готовить специалистов, необходимых в данный момент. Образование призвано опережать другие сферы общественной жизни человека и быть фактором развития общества. Именно сейчас, в кризисный период, необходимо целенаправленно внедрять развивающие технологии, и тогда общество быстрее выйдет из кризиса, а человек будет готов к разного рода самоизменениям.

Очевидно, что педагогическое образование в таком случае должно строиться на идеологии развития (саморазвития), а не просто воспроизводства функционирующей, устоявшейся системы образования.

Модель подготовки педагогов должна соответствовать требованиям времени и качественно изменяться как содержательно, так и технологически.

Технология - категория процессуальная, поэтому ее изменение означает изменение не только лежащих в ее основе процессов и деятельности, но и всей сопутствующей системы механизмов и средств такой деятельности. Происходит смена целевых установок, ценностных ориентаций, системы конкретных знаний.

Обращаясь к величине, характеризующей отношение времени жизни технологии и времени жизни специалиста, можно выделить несколько характерных подходов к самой подготовке специалистов.

Первый - время жизни технологии больше или соизмеримо со временем жизни специалиста. Складывается модель его подготовки, ориентированная на формирование вариативной системы научных знаний. Ведущей формой учебной деятельности является лекция, которая подкрепляется практическими занятиями, а основным психологическим новообразованием - знание и умение его использовать. Адаптация к меняющимся условиям профессиональной деятельности осуществляется путем постоянного пополнения знаний через систему повышения квалификации учителя.

Второй вариант наблюдается тогда, когда время жизни технологии меньше времени жизни специалиста. Условием успешной профессиональной деятельности становится умение ее перестраивать с учетом резкого изменения общественно-экономических отношений, ценностных ориентации, житейской философии.

Если по-прежнему учитель будет ориентирован лишь на передачу знаний, умений, навыков, усвоенных им самим, то молодое поколение неизбежно окажется не подготовленным к новым ситуациям, которые нельзя предусмотреть в ходе любого обучения.

Поэтому цель подготовки педагога должна быть связана не только с формированием навыков академической и профессиональной деятельности, но и, что принципиально важно, личностных характеристик будущих профессионалов. При такой подготовке основными являются активные формы обучения, но сохраняются и традиционные.

Обращает на себя внимание то, что движение в сторону последнего варианта, сопровождается переходом от цели обучения в виде знаний - умений - навыков в их классическом понимании к личностным характеристикам будущего профессионала, которые в большей мере выступают в роли непосредственных показателей профессиональной зрелости человека, профессионального развития учителя.

Профессиональное развитие неотделимо от личностного - в основе и того и другого лежит принцип саморазвития, способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, что характерно для модели профессионального развития учителя.

В модели профессионального развития учитель характеризуется способностью выйти за пределы непрерывного потока повседневной педагогической практики и увидеть свой профессиональный труд в целом. Этот прорыв дает учителю возможность стать хозяином положения, полноправным автором, конструирующим свое настоящее и будущее. Это позволяет внутренне принимать, осознавать и оценивать трудности и противоречия педагогического процесса, самостоятельно и конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать трудности как стимул для своего творческого развития. Перспективы личностного и профессионального роста побуждают его к постоянному экспериментированию, понимаемому как поиск, творчество, возможность выбора.

Решающим элементом в данном процессе профессионального развития учителя является возможность и необходимость делать выбор, а значит ощущать свою свободу, с одной стороны, и свою ответственность за все, что происходит и произойдет, с другой.

О профессиональном развитии можно говорить, на наш взгляд, лишь в тех случаях, когда учитель осознает свое участие и ответственность за все, что происходит с ним, его учениками (и школой в целом), и пытается активно способствовать или противодействовать внешним обстоятельствам, планировать и ставить цели профессиональной деятельности, изменять себя самою ради их достижения. А это связано с появлением собственно внутренней рефлексии. Она выводит человека за его пределы. С появлением такой рефлексии связано ценностно-смысловое определение профессионального развития учителя.

Технология профессионального развития педагога позволяет решать вопросы, связанные с диагностикой, прогнозом, коррекцией профессионального развития педагога, а также строить инновационные проекты и программы непрерывного педагогического образования на качественно новом уровне, системно и технологично.

Литература

  1. Вербицкий А.А. Некоторые теоретико-методологические основания необходимости разработки психологии образования, как новой ветви психологической науки //Проблемы психологии образования. - М., 1992.
  2. Лотон Д. Учитель в меняющемся мире //Перспективы, 1987. - ©4.
  3. Митина Л.М. Психологические аспекты труда учителя. - Тула, 1991.
  4. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М., 1998.