ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ АЛТАЙСКИХ СКАЗОК (Продолжение книги
<Драгоценное наследие>)
А.В. Петров - г. Горно-Алтайск
З. СКАЗКА И ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
РЕБЕНКА
Века идут, года уходят,
Но все живущее - не сон:
Оно живет и превосходит
Вчерашней истины закон
Н. Заболоцкий
Человек - удивительное создание Вселенной. Обитель
разума, украшение мира. Но он же - дитя невежества, вместилище пороков,
угроза всему сущему. В равной степени будучи открыт добру и злу,
он способен на подвиги и на преступления, на самоотверженный труд
и на безделье. Он почти всемогущ. Создает общества и ниспровергает
их, порождает идеологии и втаптывает их в грязь, украшает землю
садами и морями и несет ей запустение и гибель.
Почему это так? Очевидно потому, что человек по своей
наивности больше полагается на науку, т.е. на разум, забывая о духовной
стороне мира. Недаром Бернард Шоу заметил: <Человечество околдовано
неудержимым движением науки и только искусство способно вернуть
его к реальности>.
У природы, помимо физической стороны, есть сторона
нравственная, которая формируется не наукой, а соответствующей культурой,
которая призвана формировать в наших детях духовный мир, позволяющий
глубже понимать природу и человеческое общество, мудро воспринимать
или отвергать его цели и задачи, видеть настоящее в его отношении
к прошлому и будущему, понимать, что усовершенствование человеческих
качеств - ключ к решению многих проблем. Но решать все эти проблемы
надо с детства, чтобы не сожалеть уже во взрослом состоянии об упущенных
возможностях, как это делает Александр Сергеевич Пушкин: <Слушаю
сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания>.
Нельзя представить себе хорошее воспитание без слушания
сказок. Помните, как мы с вами выводили детей на Катунь? Как любовались
увиденным, сколько образных слов от увиденного родилось у детей
и, наконец, обратили ли Вы внимание на своих детей, как у них замирало
сердце, когда они слушали сказку? Слово сказки живет в детском сознании
и в мире его чувств. Через сказку, через ее слово мы строим духовный
мир ребенка. Если Бог создал физический мир, то духовный мир мы
строим сами. Каким построим - в таком и будем жить.
Но не затрудняет ли фантазия сказки познание истинных
закономерностей природы и не тормозит ли она творческое развитие
ребенка? Нет, наоборот - облегчает. Дети прекрасно понимают, что
богатырей типа Сартакпая не бывает, который может повернуть реки,
сдвинуть горы, указательным пальцем в долине Артыбаша создать Телецкое
озеро, разговаривать с дятлом как с человеком и т.д. И кажется удивительным,
что дети за этими фантазиями видят реальную жизнь!? Мы уже говорили,
что через сказку осуществляется первая встреча ребенка с элементами
теоретического познания мира, которое и позволяет детям осознавать
реальный мир.
Действительно, язык теоретического исследования отличается
от языка эмпирических описаний. В качестве основного средства теоретического
исследования выступают так называемые теоретические идеальные объекты.
Это особые абстракции, которые являются носителями содержания, истины,
сущности, рассматриваемых явлений. Говорят, что сущность всегда
скрыта, но это для эмпирических знаний, а теоретические знания дают
возможность раскрывать эту сущность. Причем, именно введение в теорию
абстрактных, идеализированных объектов, как раз и позволяет решать
эту задачу. Как мы убеждаемся, сказки используют в определенном
смысле приемы теоретического (содержательного) познания, а потому
приобщение к ним, явля-ется первым серьезным воспитательным моментом
для развития интеллектуальных и творче-ских способностей детей.
При этом благодаря сказке ребенок познает мир не только рационально,
но и сердцем, чувствами, что несомненно развивает его интуитивные
способности, составляющие основу рождения новых знаний.
Однако, чтобы творчество стало постоянным элементом
жизни ребенка, его следует включить в самостоятельную деятельность
- игру. Это может быть сочинение сказок, изготовление игрушек, игра
с игрушками, когда она выливается в творчество: малыши становятся
сказочными героями, а игрушки в их руках помогают передавать им
свои мысли и чувства.
Создание сказок - один из самых интересных для детей
видов поэтического творчества. Вместе с тем, это и важное средство
умственного развития. Если вы хотите, чтобы дети творили, создавали
художественные образы - перенесите из огонька своего творчества
хотя бы одну искру в сознание ребенка и тогда у вас может вот что
получиться:
- Посмотрите, дети, что это за птичка прилетела?
- Воробышек! - раздаются голоса.
- Это старый или молодой воробышек?
- Молоденький, он еще маленький.
- А как вы догадались, что он маленький?
- Он чирикает и просит кушать. Он не умеет еще сам добывать пищу.
- Так кто же его тогда накормит?
- Сейчас прилетит его мама и накормит.
- Давайте, дети сложим о нем сказку!? Вот видите, действительно
он еще не научился сам добывать пищу, а уже вылетел из гнезда -
своего домика. Это хорошо, что он еще не разбился и не поранил себе
крылышко. А вот представьте себе, что он действительно поранил крылышко,
когда выпал из гнезда и ... что с ним могло дальше случиться?
- Упал на землю и плачет, - продолжают дети.
- Так, упал на землю и плачет. Но тут увидели, что он упал... Кто
же его увидел?
- Его мама и папа.
- Увидели папа с мамой, что их сынок выпал из гнезда и думают, как
ему помочь? А что дальше?
- Спустились к нему и спрашивают: <Что случилось, сынок? Тебе
больно?>
- <Ой, больно> - плачет воробышек. - <Мы сейчас сделаем
тебе перевязку>. Нашли они бинты и перевязали раненное крылышко.
- Значит они оказали первую помощь? Ну, а куда его теперь надо отправить,
чтобы крылышко быстрее зажило?
- В больницу...
- Рассказывайте дальше, что с ним было, а я послушаю.
И они складывают сказку дальше. <Привезли в больницу
воробышка, положили на кровать. Позвали врача - сову. Она прослушала
его трубочкой, смазала йодом, дала лекарство и говорит:
<Лежи спокойно, пока не заживет крылышко>, а он был непослушный
и не хотел лежать спокойно. Тогда доктор позвала соловья. Он пел,
пел, а воробышек никак не успокаивался. Тогда позвали курочку, которая
жила у бабушки с внучкой. Бабушка часто рассказывала своей внучке
всякие сказки, а курочка запоминала их и рассказывала своим цыплятам.
Пришла курочка, начала рассказывать сказки. Тут воробышек и успокоился.
Он слушал их внимательно так долго, что и не заметил, как зажило
крылышко>.
Это, как видно, и сказка, и просто игра. Дети и без
воспитателя подобным образом играют в куклы, говорят с ними, за
них, импровизируют маленькие сценки. Заметим, что игра в больницу
- любимый детский сюжет, где присутствуют и приключение, и возможность
проявить заботу, прочувствовать жалость, сострадание и даже медицинские
познания.
Сказка в воспитательном плане хороша тем, что она
по своему характеру близка к игре; несет большую и разнообразную
по своему целевому назначению информацию; настолько образна, что
легко воссоздавать сказочные сюжеты на сцене; в ней много мудрости,
нравственных поучений и юмора, который позволяет в ненавязчивой
форме передавать детям серьезные элементы человеческой культуры.
Все эти достоинства сказок дают возможность воспитателю использовать
их в самых разнообразных вариантах: КВН (<Алтайские народные
сказки>, <Сказочная страна Алтай>); сказочная эстафета
(<Сказочный денек>. <Сказка - ожь, да в ней намек>);
брейнринг (<Алтайские сказки>, <В сказочном лесу>);
игра-викторина (<Волшебные алтайские сказки>. <Все сказки
в гости будут к нам>, <В мире образов>); веселая олимпиада
(<Сказки о животных>, <Мастерская слова>, <Уроки
красоты>); игра <Кто сильнее?> (По сюжету сказки <Жена
и муж>); в гостях у великанов (По различным сказкам, где главным
героем является великан); заочное путешествие (<В страну зверей>,
<По лесу>, <В страну волшебства>) и т.д.
4. ЭТНОПЕДАГОГИКА И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Воспитание, если оно не хочет быть
бессильным, должно быть народным.
К.Д. Ушинский
Как биологическое существо человек появляется на свет
в день своего рождения, как личность он формируется всю жизнь. Но
начинается это формирование с раннего детства, со дня рождения и
так стремительно, что самым главным для воспитателя становится -
не упустить время. Вспоминая о своем раннем детстве Лев Николаевич
Толстой писал: <Разве не тогда я приобрел все то, чем я теперь
живу, и приобретал так много и так быстро, что во всю остальную
жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до
меня только один шаг. А от новорожденного до пятилетнего - страшное
расстояние>. Об этом же говорит и авторитетный педагог - К.Д.
Ушинский: <Усваивая родной язык, ребенок усваивает не только
слова, их сложение и видоизменение, но бесконечное множество понятий,
воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных
образов, логику и философию языка - и усваивает легко и скоро, в
два-три года, столько, что и половины того не может усвоить в двадцать
лет прилежного и методического изучения взрослый иностранец>.
Приблизительно в 8-летнем возрасте дети постепенно
теряют творческий музыкальный дар, который зарождается в них примерно
с полуторагодовалового возраста, - заметил американский дирижер
и композитор Л. Стоковский. То же самое зачастую происходит с детьми
стихотворцами и художниками.
Тяга к творчеству проявляется уже тогда, когда ребенок
из кубиков или песка строит дом, впервые рисует дерево или свою
маму, сочиняет стихотворение. К сожалению, в процессе школьного
обучения она обычно постепенно меркнет. Одной из причин этого, скорее
всего, является загруженность учащихся обязательными занятиями,
в процессе которых надо не столько творить, выдумывать, строить,
сколько выучивать, зазубривать и уметь воспроизводить материал.
Именно поэтому в настоящее время передовые педагоги уходят от традиционного
обучения и разрабатывают технологии развивающего обучения, которые
учитывают все указанные особенности творческого развития детей.
Духовное формирование личности ребенка происходит
путем присвоения им общественно-исторического опыта человечества
в процессе предметно-практической деятельности и норм социально-этических
отношений и общечеловеческих гармонических взаимоотношений в целом.
Эти нормы четко зафиксированы в народных традициях, нравственных
проповедях религиозной культуры и выступают как образцы, где в концентрированном
виде сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные
эталоны, принятые в социуме. Выступая как коллективная память, традиции
являются неотъемлемым элементом этнического сознания. Такой памятью
выступают прежде всего духовные, материальные ценности этноса, устные,
письменные произведения народного творчества, художественно-прикладное
искусство и, конечно же, сказки.
В российской педагогической теории и практике недостаточно
учитывались национальные особенности, традиции, обычаи, опыт народной
педагогики, хотя уже давно К.Д. Ушинский отмечал: <Воспитание,
если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно
быть пронизано народностью>. Кроме того, он один из первых понял,
что <У каждого народа своя система воспитания. Опыт других народов
в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в
том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем
народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив
не был этот образец, точно также нельзя воспитать по чужой педагогической
системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана>. Таким
образом, К.Д. Ушинский отстаивал идею о том, что традиционная культура
народа, его история, уровень потребностей и быта порождают соответствующую
систему воспитания подрастающего поколения.
До сих пор общеобразовательная государственная система
слабо учитывает опыт народных педагогов, культуру определенного
этноса, воспитание в основном ориентировано на формирование усредненной
унифицированной личности, без учета национальной культуры, психологии
этноса, специфики его жизни и деятельности.
В результате многие учащиеся погружаются в неестественные
для себя схемы единообразных учебных заведений. Опыт поколений,
национальная культура, накопленные за тысячелетия, не используются.
Происходит нарушение преемственности между поколениями, между школой
и жизнью.
Таким образом, проблема заключается в том, чтобы выявить
и реализовать в теории и практике эти мощные воспитательные возможности
этнопедагогики, традиционной культуры народов в процессе становления,
развития личности, помочь ей адаптироваться в реальной жизни.
В этом смысле задача данной книги весьма скромная.
Из огромного арсенала национальной культуры мы выбираем лишь народные
сказки и исследуем их возможности в этническом воспитании детей,
влияние их на процесс становления и развития человека, на формирование
менталитета личности.
Главной задачей национальной школы в широком смысле
слова следует считать развитие национального общественного сознания
за счет приобщения подрастающего поколения к духовным и культурным
ценностям своего народа, понимание места и роли этих ценностей в
мировой культуре, воспитание национального сознания, направленного
на трансляцию, обогащение и развитие менталитета своего социума.
Все компоненты культуры (история, религия, философия,
наука, литература, искусство) существенно влияют на ментальность,
но направленно, технологично решается эта задача только в сфере
образования. Именно эта сфера, организующая на решение проблем воспитания
не только профессионалов - педагогов, но и родителей, общественность,
средства информации, способна вобрать в себя наиболее ценные компоненты
культуры и трансформировать их детям. Кроме того, она последовательно
организует процесс активной жизнедеятельности и жизнетворчества
воспитуемых, в направлении не только формирования, но и развития
индивидуальной и общественной ментальности.
Именно в сфере образования должны наследоваться национальные
и общечеловеческие ценности. При этом менталитет должен выступать
в качестве иммунитета в отношении бездумного копирования чужой культуры,
определяя силой своего влияния устойчивые качества ментальности,
и отводить угрозу деградации духовных, нравственных ценностей своего
социума. Недаром Б.С. Гершунский в своем капитальном труде <Философия
образования XXI века> отмечает: <Веками недооценивался достаточно
очевидный факт: именно образование как наиболее технологичная и
подвижная часть культуры, образно говоря, держит руку на пульсе
человеческих ценностей и идеалов, индивидуального и общественного
мировоззрения, поведенческих приоритетов и конкретных постулатов.
Именно образование, по самой своей сути работающее на будущее, закладывает
основы грядущих изменений в обществе, предопределяя, в конечном
счете, его развитие в прогрессивном или, напротив, в регрессивном
направлении...>.
Значит, только системе образования под силу решать
глобальные проблемы воспитания, через которые можно остановить насилие
над ментальностью российского социума и прекратить бесцеремонное
вмешательство в тонкие и чувствительные механизмы социальной памяти,
разрушение преемственности поколений. Необходимо восстановить ментальный
иммунитет народа. Но пока наша система образования находится в поисках
технологии ментальных образований, мы должны, не ожидая результатов
этой работы, включить в свой педагогический арсенал то, что проверено
веками, что давно аккумулировало в себе непреходящие ценности народных
представлений о Добре и Зле, передаваемых из поколения в поколение
и закрепляемых в социально-генетическом коде и <ментальном коде
наследственности> любого народа. Войдя в структуру индивидуального
сознания, он с большим трудом оказывается доступен рефлексии. Обыденное
сознание проходит мимо феноменов менталитета, не замечая их, подобно
тому как не заметен воздух, пока он при перепадах атмосферного давления
не приходит в движение. Таким образом, менталитет уходит в подсознание
и действует на уровне навыков, не требующих напряжения, концентрации
сознания.
Социально-генетический код менталитета следует закладывать,
формировать в раннем детстве. Фактически можно говорить об этнической
ментальности, этническом мышлении. Передаваясь из поколения в поколение,
формы этнического мышления составляют одну из наиболее существенных
черт этноса.
Для развития такого мышления в раннем возрасте человечество
давно использует гениальное свое творение - сказки. Они кодируют
наиболее важную информацию, но ее расшифровка доступна ребенку,
так как не требует специального обучения и специальных способностей.
Можно предположить, что с этим связана и тайна развития творческого
и духовного мышления человека.
Природой в человеке заложены огромные субстанциональные
возможности. Данные нейрофизиологии показывают, что сегодня до 90%
объема головного мозга <молчит>, и ученые еще не выяснили,
в чем его предназначение. Это тот потенциал, который еще не раскрыт.
Однако можно предположить, что эти возможности должны
освобождаться от жесткой связи с природой при взаимодействии со
сказками. Ребенок, отталкиваясь от природы, как бы воспаряет над
ней, совершая скачок от природных способностей к духовным. Духовные
же способности, в свою очередь, создают благоприятную почву для
развития природных способностей. В этих движениях значительную роль
играет теоретическое или содержательное мышление, по-зволяющее человеку
проникать в сущность объектов и явлений природы.
Значит, чрезвычайно важно создавать специальные условия
для духовного развития детей с раннего возраста. Именно в духовном
состоянии - секрет творчества. Оно повышает направленную проницательность
ума ребенка, выделяя те свойства объектов, которые позволяют разрешить
проблему, раскрыть истину.
|