РЕКОМЕНДАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "РОЛЬ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В
СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ"
А.В. Петров - г. Горно-Алтайск
21-25 августа 2001 года в Республике Алтай на базе
Горно-Алтайского государственного университета и оздоровительного лагеря
"Горняк" села Манжерок прошла международная научно-практическая конференция
"Роль межпредметных связей в системе развивающего обучения", которая
рассмотрела основные тенденции развития системы образования в мировой
педагогической практике к началу ХХI века и явилась продолжением состоявшихся
в Республике Алтай Всероссийских конференций "Теория и практика развивающего
обучения" и "Инновационные процессы в системе современного образования", где
решались вопросы о кардинальных изменениях парадигмы развития системы
образования.
В организации приняли участие: Министерство образования РФ и
Республики Алтай, Петровская академия наук и искусств, Центр науки и
технологий РА, Горно-Алтайский государственный университет и Бийский
государственный педуниверситет, республиканский институт усовершенствования
учителей Республики Алтай, научная школа развивающего обучения РА. Идея
конференции традиционно принадлежит редакционной коллегии международного
журнала "Наука, культура, образование". Определение тематики, содержания
конференции и координация ее деятельности осуществлялась под руководством
профессора А.В. Петрова, возглавляющего научную школу развивающего обучения в
Республике Алтай, и доцента ГАГУ А.И. Гурьева, много лет занимающегося
профессионально проблемами, очерченными тематикой конференции.
Тема конференции вызвала большой интерес не только в России,
но и за рубежом. Материалы в ее адрес пришли из многих городов России (Москвы,
Владивостока, Красноярска, Кемерово, Тюмени, Омска, Глазова, Челябинска,
Магнитогорска, Улан-Удэ, Бийска, Кургана, Томска, Иркутска, Ульяновска,
Павлодара, Оренбурга, Мурманска, Уфы, Нижнего Тагила, Барнаула, Алма-Aты,
Орска, Ханты-Мансийска, Горно-Алтайска, р.п. Ишеевка), а также из США,
Таджикистана, Украины. Авторами материалов конференции являются академики
(А.В. Усова - РАН, А.И. Субетто - ПАНИ, С.А. Пахомчик - АКПОЛ, В.Я. Рушанин -
МАНПО), член-корреспонденты (А.В. Петров - ПАНИ, Г.Г. Михайличенко - АЕН, В.Ф.
Хохолков - ПАНИ, В.В. Буланичев - ПАНИ), профессора (Майкельсон Джеральд, Н.Н.
Тулькибаева, Л.В. Трубайчук, Н.А. Томин, Э.А. Аринштейн, Е.Э. Фискинд, А.И.
Румянцев и др.), доценты (А.А. Гайдабрус, А.И. Гурьев, А.А. Зиновьев, Н.А.
Клещева, В.В. Новицкий, В.Ф. Пуркина, О.П. Петрова, Р.Б. Салихов, Т.И. Юхтина,
Т.А. Ягудина и др.)
В работе конференции приняли участие 16 докторов наук, свыше
80 кандидатов наук, 35 аспирантов различных вузов и около 100
учителей-практиков и методистов института повышения квалификации,
представители РАН.
Символично, что данная конференция была посвящена 80-летию со
дня рождения академика Антонины Васильевны Усовой, которая является пионером в
разработке дидактических основ межпредметных связей в обучении.
На пленарном заседании и секциях было заслушано 60 докладов и
сообщений. В них и в опубликованных материалах конференции отражен богатый
практический опыт по реализации межпредметных связей (МПС) в обучении и даны
теоретические представления о МПС в дидактике в условиях использования системы
развивающего обучения. В рамках конференции уже традиционно работали
творческие психолого-педагогические, методические и академические лаборатории
для преподавателей вузов, учителей и методистов института повышения
квалификации. В соответствии с планом работы конференции состоялись встречи
ее участников с детьми с целью проведения познавательных бесед межнаучного
характера, ответов на интересующие вопросы и пропаганды культурных и духовных
ценностей.
Анализ системы развивающего обучения (РО) показал, что она
имеет глубокий социально-педагогический смысл, так как от решения проблем
такого вида обучения зависит успех реформ в системе образования, перспектива
развития высшей и средней школы.
На конференции работали следующие секции: "Актуальные
проблемы межпредметных связей в системе развивающего обучения в средней и
высшей школах", "Методика и технология реализации межпредметных связей в
средней и высшей школах", "Современные идеи, концепции и теоретические основы
межпредметных связей", "Роль межнаучных связей в развитии интегративных
теоретических знаний".
В докладах, сообщениях и выступлениях участников конференции
рассматривались системные теоретические основания МПС, используемых в
различных технологиях развивающего обучения; основные недостатки в разработке
проблемы МПС; вопросы о функциях, уровнях и формах реализации МПС; проблема
статуса МПС в системе РО; сущностные и нормативные функции МПС в рамках
конкретных педагогических систем; анализ интегративных функций МПС; интеграция
образования и роль МПС в процессе развития теоретического интегративного
синтетического мышления; основные структурные компоненты МПС и их
содержательная основа; основные направления в деятельности педагогов по
осуществлению МПС; организационные уровни осуществления МПС и др.
Заслушав и обсудив выступления на пленарном заседании и на
секциях, конференция констатирует:
- Неудовлетворенность многих стран результатами
функционирования систем высшего и среднего образования привела к необходимости
их реформирования. С этой целью важно выработать стратегическое направление
развития системы образования на перспективу.
- Главное стратегическое направление развития системы
образования определяется проблемой организации личностно-ориентированного
развивающего обучения, которое отражает гуманистическое направление в
философии, психологии, педагогике и является не только развивающей, но и
развивающейся педа-гогической системой образования.
- Новые педагогические технологии обучения требуют
переосмысления и углубления дидактических принципов, так как они наполняются
содержанием лишь в конкретных педагогических системах.
- Современный этап научно-технического прогресса требует от
образовательной системы формирования теоретического интегративного
синтетического мышления, которое можно осуществлять только в случае, если
статус межпредметных связей существенно повысится до такого уровня, когда они
начнут обладать всеобщностью воздействия на педагогический процесс и приобретут
роль основополагающего дидактического принципа, позволяющего решать указанную
проблему. В связи с этим проблема роли МПС в системе развивающего обучения
оказывается весьма актуальной.
- Международная научно-практическая конференция с
привлечением не только ученых, но и учителей, методистов и широкой
общественности, заинтересованной в развитии образовательной системы, дает
уникальную трибуну для обсуждения проблем образования и налаживания
сотрудничества для совместной разработки современных эффективных систем
образования, адекватных новому научному стилю мышления, формируемому
посредством реализации дидактического принципа МПС.
Конференция отмечает:
- Как положительную тенденцию - стремление ученых, учителей,
методистов, широкой общественности объединиться для решения глобальных
теоретических и практических проблем образования. Свидетельством тому является
сам факт периодического проведения представительных Международных и
Всероссийских конференций по вопросам развивающего обучения; периодическое
издание международного журнала "Наука, культура, образование", на страницах
которого обсуждаются актуальные проблемы образования; организация научных
школ развивающего обучения и интенсивное налаживание связей между ними.
- Несмотря на неблагоприятные экономические условия в
России, период "глобальных инноваций" продолжается: проводятся научные
конференции, выпускаются образовательные журналы и труды научных школ,
материалы конференций, активизируется работа по разработке целостной
педагогической образовательной развивающей и развивающейся системы и средств
ее реализации.
- Процессы преобразований, происходящих в обществе, требуют
от учителей и преподавателей переориентации сознания и профессиональной
деятельности на реализацию МПС в процессе обучения, так как созданные реальные
предпосылки реализации МПС в школе и вузе ведут к массовому использованию
новых педагогических технологий, направленных на реализацию МПС в обучении.
- Использование развивающих и развивающихся образовательных
систем возможно в случае готовности к работе в их условиях всех участников
педагогического процесса: учащихся, учителей и преподавателей. Для этого
требуется большая предварительная работа по разработке новых принципов,
методов, приемов и технологий, подготовка новых учебных планов, программ,
учебно-методических пособий. Большой творческий вклад в эту деятельность
вносят ученые, методисты и преподаватели российских вузов.
Конференция приняла решение:
- Сфера образования принципиально работает на будущее,
поэтому любые концепции, идеи и управленческие решения могут считаться научно
аргументированными и доказательными лишь в том случае, если их содержание
отражает не только констатирующие данные и замечания о состоянии и механизмах
функционирования образования, но и перспективы его развития в будущем, а
также прогностическое обоснование тенденций такого развития. Это утверждение
оказывается особо актуальным в период, когда человечество делает первые шаги
в III тысячелетие.
В наше время определяющими тенденциями развития системы
образования выступают: непрерывность, интегративность, регионализация,
стандартизация, демократизация, плюрализация; внедрение
личностно-ориентированного развивающегося образования, в котором личность
ученика, студента находится в центре внимания педагога; включение
психологической науки в решение жизненных проблем; создание в теории обучения
внутренних предпосылок, способствующих реализации психологических
закономерностей в учебном процессе; постепенная смена концепции учебной
деятельности концепцией единства личности, психики, сознания и деятельности,
которая снимает абсолютизацию деятельностного принципа в обучении,
обоснованно вводит в систему развивающего обучения носителя психики, сознания
и деятельности - ЛИЧНОСТЬ, творческое развитие которой и составляет главную
цель обучения, обосновывает необходимость переноса акцента с алгоритмического
обучения, связанного с реализацией деятельностного подхода, на развитие
творческого мышления; формирование в рамках учебного процесса у учащихся
современного научного стиля мышления, благодаря использованию теоретических
межпредметных связей и повышения их статуса в дидактике.
- Технологии развивающего обучения должны рассматриваться
как альтернативные традиционному подходу к обучению направленному, главным
образом, на усвоение готовых знаний и их воспроизведение. Речь может идти лишь
об эволюционном процессе, учитывающем потребности сегодняшнего и завтрашнего
дня, о смене приоритетов усвоения готовых знаний на самостоятельную активную
познавательную деятельность учащихся с учетом их особенностей и возможностей.
Если такое направление найдет свое место в развитии учебно-воспитательного
процесса, постепенно и естественно вытесняя традиционные методы и формы работы,
то с течением времени удастся выработать наиболее оптимальный подход к
организации учебного процесса с учетом специфики российской школы и нашей
культурной среды - менталитета.
- Ученым-педагогам и практическим работникам высшей и
средней школ усилить внимание на проблему МПС, что обусловлено рядом факторов:
повышением научного уровня содержания обучения и увеличением объема информации,
подлежащей усвоению; процессом интеграции наук; разработкой новых
педагогических технологий, влияющих не только на содержание МПС, но и на их
статус в образовании; необходимостью формирования нового современного
теоретического интегративного синтетического мышления, отвечающего современному
научно-техническому прогрессу; решением проблемы снижения перегрузки учащихся;
стандартизацией образования, исходящей из понимания общего образования как
основного звена системы непрерывного образования, призванного обеспечить
разностороннее развитие и ценностно-этническую ориентацию личности, присвоение
ею духовных богатств национальной, отечественной и мировой культуры;
обеспечением посредством осуществления МПС формирования у учащихся единой
научной картины мира, целостного представления о нем, гуманистического
мировоззрения и диалектического мышления.
- Для успешной реализации МПС педагогу необходимо знать, что
такое межпредметные связи и их основные дидактические функции, общие
теоретические основы и статус МПС в современной дидактике, пути, способы и
средства их реализации.
Межпредметные связи в широком смысле слова представляют собой
в учебных дисциплинах те диалектические связи, которые осуществляют снятие
главного противоречия между целостным представлением о мире и частным его
видением с позиции отдельной науки.
С гносеологической точки зрения МПС являются отражением
объективно существующих межнаучных связей и связей наук с производством в
содержании и методах обучения.
Учитывая, что современный этап научно-технического прогресса
требует от образовательной системы формирования теоретического интегративного
синтетического мышления, которое можно осуществлять только в случае, если
статус межпредметных связей существенно повысится до такого уровня, когда они
начинут обладать всеобщностью воздействия на педагогический процесс,
конференция считает необходимым определить статус МПС в современной дидактике
как основополагающего принципа, определяющего ЯДРО теории развивающего
обучения.
Основными дидактическими функциями принципа МПС в системе
развивающего обучения являются: 1) проектирование научных знаний на учебный
процесс с учетом их эмпирических и теоретических связей в науке;
2) системообразование, систематизация, межпредметное эмпирическое и
теоретическое обобщение знаний; 3) формирование межпредметной структуры
учебных знаний; 4) координация учебных дисциплин в учебных планах по
горизонтали и вертикали; 5) обеспечение формирования теоретического
интегративного синтетического мышления; 6) соединение принципа развития с
всеобщим принципом единства мира и преобразование МПС в "связи развития"; 7)
снятие главного противоречия между целостным представлением о мире и частным
его видением с позиции отдельной науки.
- Анализ сущностных и нормативных функций основополагающего
дидактического принципа межпредметных связей позволяет сделать вывод об
основных направлениях в деятельности педагогов по их реализации. Наиболее
значимыми из них являются следующие: 1) согласование по времени изучения
учебных дисциплин; 2) обеспечение преемственности в формировании общих понятий,
законов, теорий; 3) построение любого учебного предмета с учетом общей системы
наук, раскрытие не только единства общих понятий для различных дисциплин, но и
их различия, в связи со спецификой любой науки; 4) использование в любой
дисциплине не только частных, но и общих научных подходов в процессе
познавательной деятельности; 5) построение межпредметной структуры знаний,
позволяющей активно применять и углублять полученные знания из других дисциплин,
раскрывать взаимосвязи явлений природы; 6) выделение сложных комплексных
проблем современности, которые можно решать только в единой системе научных
знаний; 7) разработка системы упражнений и задач, требующих от учащихся
комплексного применения знаний из различных предметов; 8) представление знаний
по предмету в структуре целостной картины мира и разработка комплексных форм
учебных занятий, позволяющих реализовать межпредметную структуру учебных знаний;
9) выделение различных по типу связей в содержании изучаемого предмета:
эмпирические, теоретические, практические, философские, гуманистические для
развития диалектического мышления учащихся; 10) организация диалога наук в
процессе познавательной деятельности для развития творческих способностей
учащихся; 11) использование основных процессов учебной деятельности, в которых
влияние МПС на педагогический процесс оказывается существенным: увеличение
информационной емкости формируемого понятия; углубление сущностной стороны
формируемого понятия; совершенствование методики развития понятия; формирование
концептуального мышления; осознание места учебного предмета в общей системе
других наук; постановка и разрешение проблемы определения природы изучаемых
связей; формирование умений и навыков систематического применения понятий;
поиск способов получения новых знаний; 12) использование эвристической роли МПС
в познавательной деятельности учащихся через организацию диалога наук; 13)
использование теоретических МПС для формирования современного теоретического
интегративного синтетического мышления.
Все указанные направления важны, и каждому педагогу необходимо в своей
практической работе изыскивать наиболее эффективные способы их реализации,
помня, что успех в осуществлении МПС, обеспечение их положительного влияния на
качество знаний учащихся, на развитие у них современного стиля мышления,
формирование научного мировоззрения и целостной картины мира будет достигнуто
только при комплексном решении проблемы.
- К сожалению, ни в образовательных стандартах, ни в
авторских программах, опубликованных в сборниках программ, изданных
"Просвещением", МПС не нашли должного отражения ни в содержательном, ни в
деятельностном отношениях: в них не прослеживается преемственность ни в
формировании общих понятий, ни в формировании общих учебно-познавательных
умений.
В учебниках практически отсутствуют системы упражнений,
требующих комплексного применения знаний по смежным дисциплинам и учителям
приходится самостоятельно их разрабатывать или подбирать из различных
методических пособий.
Исходя из анализа функций, структуры и основных направлений в
деятельности педагогов по реализации МПС, можно определить следующие
организационные уровни комплексного решения проблемы межпредметных связей в
средних учебных заведениях: 1) комиссии, разрабатывающие базисный учебный план,
его федеральный, региональный и школьный компоненты; 2) ученые-педагоги,
разрабатывающие проекты стандартов образования по отдельным предметам; 3)
коллективы авторских программ; 4) авторы учебников; 5) авторы методических
пособий; 6) администрация школы; 7) школьные межпредметные секции; 8) педагоги
(учителя школ, преподаватели) непосредственно реализующие МПС в учебном
процессе. Подобные уровни комплексного решения этой проблемы, очевидно, могут
быть использованы и для высшей школы.
- Рекомендовать соответствующим органам образования
вносить периодически коррективы в стандарты образования для средних школ и
вузов на федеральном и региональном уровнях с привлечением к этой работе членов
ассоциаций преподавателей и учителей и с учетом рекомендаций российских и
международных научно-практических конференций, чтобы инновационные процессы,
направленные на решение проблем реализации МПС в школе и вузе, носили
направленный, системный, а не хаотический характер.
- Поддержать деятельность различных научных школ
развивающего обучения (А.В. Усовой, Эльконина-Давыдова, А.И. Амонашвили, А.И.
Подольского, А.В. Петрова и др.), направленную на их взаимодействие для
разработки технологий обучения, адекватных современным требованиям общества;
на периодическое проведение научно-практических конференций по актуальным
проблемам образования; на издание международного журнала "Наука, культура,
образование", на публикацию материалов конференций и трудов научных школ.
- Министерству образования РФ обратить внимание на
необходимость создания современных учебников и учебных пособий с межпредметной
структурой для школ и педагогических вузов России.
- Рекомендовать министерствам образования и науки
регионов России организовать постоянно действующие центры развивающих
технологий, позволяющих формировать современное теоретическое интегративное
синтетическое мышление за счет целенаправленной реализации МПС в практике
работы школ, вузов и институтов повышения квалификации, с привлечением ведущих
ученых-методистов России и зарубежных стран, что даст возможность постепенно,
целенаправленно и профессионально переориентировать массовую школу с
традиционного на развивающее обучение.
- Через средства массовой информации обратиться к
руководителям системы образования не только России, но и других стран с
призывом поддержать решения конференции и способствовать развитию современных
технологий образования, адекватных требованиям XXI века.
Участники конференции выражают благодарность Министерствам
образования РФ, образования и культуры РА, Петровской академии наук и искусств,
Центру науки и технологий РА, администрации ГАГУ, БПГУ и РИПКРО, без поддержки
которых проведение конференции было бы невозможным.
(Председатель оргкомитета - доктор пед. наук, профессор А.В.
Петров)
|