Содержание

<
Работы молодых исследователей


Худяков Ю.С.

(г. Новосибирск, Россия)

Об изображении божеств древнетюркского пантеона на памятниках искусства номадов Южной Сибири и Центральной Азии эпохи раннего средневековья

Изучение религиозных представлений и культов, распространенных среди древних тюрок и других тюркоязычных кочевых народов, населявших Центрально-Азиатский регион в эпоху раннего средневековья, представляет значительный научный интерес. Сведения о божествах, почитаемых древними тюрками, содержатся в памятниках древнетюркской рунической письменности и китайских источниках. Наблюдения китайцев, современников о религии и культах древних тюрок в период образования Первого Тюркского каганата довольно отрывочны. В извлечении из летописи Синь Таншу в переводе Н.Я. Бичурина говорится: “Хан всегда живет у гор Дугинь. Вход в его ставку с востока, из благоговения к стране солнечного восхождения. Ежегодно он со своими вельможами приносит жертву в пещере предков; а в средней декаде пятой луны собирает прочих, и при реке приносит жертву духу неба. В 500 ли от Дугинь на западе есть высокая гора, на вершине которой нет ни дерев, ни растений; называется она Бодын-ли, что в переводе на китайском языке значит: дух покровитель страны” (Бичурин Н.Я., 1950, с. 230-231). О древних тюрках в этом источнике указано, что они “поклоняются духам, веруют в волхвов” (Бичурин Н.Я., 1950, с. 231). По мнению Л.Н. Гумилева, проанализировавшего эти сведения, под “духом неба” китайцы понимали именно верховное божество Кок-Тенгри (Гумилев Л.Н., 2002, с. 89)...

Полный текст статьи (PDF, 232 Kb)