Содержание


(г.Барнаул)

РАННЕТЮРКСКОЕ ПОГРЕБЕНИЕ НА МОГИЛЬНИКЕ ЯКОНУР
(по материалам раскопок М.П.Грязнова)

В 1939 г. Алтайской экспедицией Эрмитажа под руководством М.П.Грязнова были проведены раскопки археологических объектов на курганном могильнике Яконур в северо-западной части Горного Алтая (ныне Усть-Канский район Республики Алтай). Предпринятые исследования дали интересный материал, относящийся к различным историческим периодам от раннего железного века до средневековья и группирующийся в пределах одного археологического комплекса. О проделанной работе М.П.Грязнов (1940, с.17-21) опубликовал лишь небольшую заметку. Полное издание полученных материалов при жизни ученого так и не состоялось.

Отдельные объекты Яконура (в основном средневековые) привлекались рядом ученых в работах более общего характера, где приводились описания могил и рисунки некоторых предметов (Гаврилова А.А., 1965; Худяков Ю.С., 1981, 1983, 1986, 1988, 1990).

Целью настоящей публикации является введение в научный оборот коллекции находок, обнаруженных при раскопках впускного погребения в кургане c5 на могильнике Яконур. Судя по опубликованному описанию, эта могила была впущена в курган раннего железного века и представляла собой нарушенное грабителями захоронение мужчины в сопровождении двух лошадей. Автор раскопок отнес этот объект к VIII-X вв.н.э. (Грязнов М.П., 1940, с.20). Позднее А.А.Гаврилова (1965, с.56-57) включила впускное погребение пятого кургана Яконура в группу могил берельского типа, которую она датировала IV-V вв.н.э. Предметы вооружения из указанного погребения неоднократно рассматривались Ю.С.Худяковым. Сначала при анализе вооружения кочевников приалтайских степей IX-X вв.н.э., а затем при характеристике военного дела древних тюрок VI-X вв.н.э. (Худяков Ю.С., 1981, рис.2 - 1; 3 - 5, 6, 10-13, 15, 16; 4 - 1, 2; 5 - 5, 6, 8; 1983, рис.1 - 4, 5-6, 7, 8, 6 - 4; 1986, рис.62 - 7, 11, 12; 67 - 7). Таким образом, в научной литературе нет единого мнения по поводу времени сооружения и этнокультурной атрибуции рассматриваемой могилы. В связи с этим, представляется уместным более полное издание ее материалов, а также проведение сравнительного анализа находок для уточнения датировки и этнокультурной принадлежности изученного М.П.Грязновым объекта.

Вещи, найденные во впускном погребении кургана c5, хранятся в Государственном Эрмитаже, вместе с остальным предметами из Яконура, в коллекции c1554. Они имеют внутреннюю нумерацию 1554/113-171. Рисунки публикуемых изделий выполнены А.Л.Кунгуровым.

Инвентарь впускного погребения кургана c5 представлен двумя основными комплексами: вооружение и снаряжение верхового коня.

Предметы, составляющие комплекс вооружения относятся к двум категориям: наступательное оружие и военное снаряжение. Из наступательного оружия по дистанции поражения выделяется оружие дальнего боя (лук и стрелы), оружие таранного удара (копье) и оружие ближнего боя (боевой нож).

От сложносоставного лука сохранился комплект из пяти накладок (пара концевых боковых (вероятно, верхних) и три срединные: две боковые и одна тыльная). Концевые накладки и одна срединная боковая (рис.1 - 4) изготовлены из рога, а вторая срединная боковая и тыльная - из кости. Концевые накладки сделаны из плавно изогнутых пластин, напоминающих по форме <запятую> (рис.1 - 1, 5). Один конец такой пластины заужен, а другой оформлен в виде головки с вырезом для тетивы, расположенном в 2 см от ее края. Внутренняя поверхность накладок заштрихована полностью, а с лицевой стороны имеется густая штриховка по одному краю. Накладки оформлены слегка закругленной <головкой> с уступом и трапециевидным вырезом под тетиву. Их размеры таковы: длина 22,5 см, средняя ширина 2 см. Срединные боковые накладки сделаны из пластин трапециевидной формы со срезанными окончаниями (рис.1 - 2, 4). Внутренняя поверхность накладок заштрихована полностью, а внешняя - по одному краю и сужающимся окончаниям. Их размеры следующие длина 17 см, ширина 2,7 см. Срединная тыльная накладка сделана из пластины прямоугольной формы, внутренняя поверхность которой заштрихована (рис.1 - 3). Ее сохранившиеся размеры: длина 4 см, ширина 1,3 см. Длина накладки в целом виде должна была быть не менее 11-12 см.

Представляется, что изначальный комплект яконурского лука состоял из семи накладок, две из которых (концевые нижние) либо были выброшены при ограблении могилы, либо нижний рог лука обломали до помещения предмета в могилу. Неполные комплекты луков из пяти и четырех накладок встречаются довольно часто в раннесредневековых погребениях и принимаются многими исследователями за исходную конструкцию (Гаврилова А.А., 1965, с.87; Худяков Ю.С., 1993, с.122). По нашему же мнению, такие луки являются сломанными и относятся к типам луков с комплектами из семи и шести накладок, находки которых также известны в раннесредневековых памятниках (Курманкулов Ж., 1980, рис.2; Тишкин А.А., Горбунов В.В., 1999, рис.2 - 8-13).

Луки, аналогичные яконурскому, известны в тюркских памятниках 2-й пол. V - 1-й пол. VI вв.н.э. Горного Алтая и Южного Казахстана (Курманкулов Ж., 1980, рис.2; Кубарев В.Д., 1985, рис.10 - 1; Кирюшин Ю.Ф., Неверов С.В., Степанова Н.Ф., 1990, рис.9; Кирюшин Ю.Ф., Горбунов В.В., Степанова Н.Ф., Тишкин А.А., 1998, рис.7 - 1-7). Их происхождение связано с луками <хуннского> типа, в отличие от которых они имели более короткие рукоять и рога (Тишкин А.А., Горбунов В.В., 1999, с.524). Такие детали яконурских концевых накладок, как ближний вырез под тетиву и не сильно расширенная головка, отражают определенную переходную стадию от <хуннских> к <раннетюрк-ским> лукам.

Стрелы представлены железными наконечниками (рис.2 - 1-3, 6-8) с роговыми и костяными свистунками (рис.2 - 4, 5, 7, 8). Все наконечники стрел трехлопастные. По абрису пера в продольной плоскости выделяются:

  1. Срезневый, четырехугольный наконечник (рис.2 - 1). Силуэт пера не имеет выраженного острия и представляет собой четырехугольную фигуру близкую к трапеции. При переходе пера в черешок имеется кольцевой упор. Размеры: общая длина 10,7 см, длина пера 5,5 см, наибольшая ширина 3,8 см.
  2. Треугольный наконечник (рис.2 - 2). Форма пера близка к треугольнику. При переходе пера в черешок имеется кольцевой упор. Размеры: общая длина 9,2 см, длина пера 6,5 см, наибольшая ширина 3,2 см.
  3. Ярусный, ромбическо-листовидный наконечник (рис.2 - 3). Общий силуэт пера составляют две фигуры: верхняя при переходе в нижнюю образует ярус, выраженный перехватом. Верхняя часть пера меньше нижней. Она имеет форму ромба, а нижняя - форму листа, у которого стороны сходятся по дуге. Размеры: длина пера 6,5 см, наибольшая ширина 3,7 см.

Треугольные наконечники стрел аналогичные яконурскому широко представлены в тюркских памятниках 2-й пол. V - 1-й пол. X вв.н.э. (Евтюхова Л.А., Киселев С.В., 1941, рис.54; Гаврилова А.А., 1965, табл.XXII - 3; Мамадаков Ю.Т., Горбунов В.В., 1997, рис.2 - 11). Они отличаются от более ранних крупными пропорциями пера. Четырехугольные наконечники являются новой формой и известны по тюркским памятникам 2 пол. V - 1 пол. VII вв.н.э. (Васютин А.С., Елин В.Н., Илюшин А.М., 1987, рис.2 - 22, 23; Кирюшин Ю.Ф., Горбунов В.В., Степанова Н.Ф., Тишкин А.А., 1998, рис.8 - 1, 10). Ярусные наконечники стрел близкие по абрису яконурскому экземпляру, относятся к хуннской традиции и датируются концом III в.до н.э. - V в.н.э. (Неверов С.В., Мамадаков Ю.Т., 1991, с.126, рис.1). Таким образом, в яконурском наборе отражено сочетание новых появившихся форм наконечников стрел с уже выходящими из употребления.

Копье состоит из железного наконечника и деревянного древка, фрагмент которого сохранился во втулке (рис.3). Перо наконечника копья представляет собой уплощенное тело в виде одной лопасти, имеющее в поперечном сечении форму выпуклой линзы. Абрис пера напоминает шестиугольную фигуру. Втулка копья сделана в виде сомкнутого конического раструба. Ее основание оформлено валиком. Над ним пробито два противолежащих отверстия, через которые производилось закрепление древка в насаде. Место соединения втулки с пером оформлено монолитной шейкой, округлой в сечении. Размеры: общая длина 21,5 см, перо - 8,4х2,2х0,6 см, втулка - 13,1х3,6х1-0,8 см.

Наконечники копий, наиболее близкие яконурскому изделию, найдены в позднебуланкобинских (2-я пол. IV - 1-я пол. V вв.н.э.) и раннетюркских (2-я пол. V - 1-я пол. V вв.н.э.) памятниках Горного Алтая и в раннеодинцовском (2-я пол. IV - V вв.н.э.) памятнике Лесостепного Алтая (Гаврилова А.А., 1965, рис.4 - 5; Горбунов В.В., 1993, рис.2 - 1; Соёнов В.И., Эбель А.В., 1996, рис.3 - 2). Схожие характеристики наконечников имеют и некоторые кокэльские (I-V вв.н.э.) копья из Тувы (Дьяконова В.П., 1970, табл.III - 9, 10). Отличительными деталями яконурского наконечника копья являются шестиугольная форма пера и усиливающий валик по краю втулки.

Боевой нож имеет наклоненный в сторону лезвия черен, на котором сохранились следы деревянной обкладки (рис.4 - 1). Место перехода черена в клинок выделено утолщением. Клинок прямой, в поперечном сечении копьевидной формы. Его полотно примерно посередине проковано в виде специальных плечиков, которые могли служить в качестве дол. Размеры: общая длина 15,7 см, черен - 4х1,8х0,6 см, клинок - 11,7х2,3х0,6 см.

Ножи типа яконурского, вероятно, происходят от экземпляров с выпуклым обухом, широко распространенных в южносибирских памятниках конца I тыс.до н.э. - 1-й пол. I тыс.н.э. (Кызласов Л.Р., 1960, рис.30 - 8; Гаврилова А.А., 1965, рис.3 - 7, 8; Дьяконова В.П., 1970, табл.X - 13, 20-23, 25, 31-37; Уманский А.П., 1974, рис.5 - 3-5; Мамадаков Ю.Т., 1985, рис.4 - 10; Егоров Я.В., 1993, рис.1 - 4, 5). В раннем средневековье такие ножи, зачастую снабженные перекрестием, получают наибольшее применение у тюрок и известны в основном по изображениям на каменных изваяниях (Худяков Ю.С., 1986, рис.68). Из вещественных находок яконурскому изделию наиболее близок нож с Уйбатского Чаатаса (Минусинская котловина) и нож с КокЭдигана (Горный Алтай) (Евтюхова Л.А., 1948, рис.30; Худяков Ю.С., 2001, рис.1 - 1). Оба они, по нашему мнению, датируются не позднее середины VIII в.н.э.

К военному снаряжению относятся берестяные фрагменты колчана, пряжкакрюк от стрелкового пояса и крюк для подвешивания колчана.

Пряжкакрюк сделана из железа, имеет петлевидный щиток с отверстием для крепления глухого конца ремня, а вместо рамки - загнутый стержень, при помощи которого производилось застегивание свободного конца ремня (рис.4 - 6). Подобные пряжки для стрелковых поясов широко известны в памятниках тюркской культуры (Гаврилова А.А., 1965, с.39, табл.XIX - 6; Трифонов Ю.И., 1987, с.193, рис.2 - 1; Мамадаков Ю.Т., Горбунов В.В., 1997, рис.3 - 15; Кубарев Г.В., 1998, с.192, рис.1 - 24).

Роговой крюк имеет два отверстия для крепления, вероятно к стрелковому поясу, и глубокую прорезь для подвешивания портупейного ремня колчана (рис.4 - 3). Аналогов данному изделию нам пока неизвестно.

Снаряжение верхового коня из впускного погребения кургана ©5 представлено деталями узды (псалии) и седла (кант, подпружная пряжка), а также блоками для чумбура и застежками для пут (цурками).

К псалиям можно отнести два изделия: фрагмент рогового стержня с обломанным отверстием (рис.5 - 6) и железное кольцо овального сечения диаметром 4,7 см (рис.4 - 4). Вертикальные двухдырчатые псалии из кости и рога вошли в широкое употребление в раннем железном веке. Но точные аналогии яконурскому образцу имеются все же в тюркских памятниках VI-X вв.н.э. (Овчинникова Б.Б., 1990, с.97-99, рис.43 - 2). Гладкие кольчатые псалии небольшого диаметра также известны с раннего железного века. На территории Горного Алтая их применение фиксируется в конце II в.до н.э. - V в.н.э. и затем с X в.н.э. (Гаврилова А.А., 1965, рис.15; Соёнов В.И., Эбель А.В., 1992, рис.36-3; Худяков Ю.С., 1998, рис.33).

Блоки для чумбура насчитывают 5 экз. различной формы и размеров (рис.4 - 2; 5 - 5, 12-14). Они использовались для регулировки различных ремней. Небольшие наконечники позволяют отнести их к ранним типам тюркских изделий VI-VIII вв.н.э. (Овчинникова Б.Б., 1990, с.125, рис.50).

Седельный кант представлен тремя фрагментами роговых полос (рис.5 - 1-3). Все они имеют штриховку с тыльной стороны, при гладкой лицевой поверхности. Судя по изгибу наиболее длинного фрагмента (рис.5 - 2), он облицовывал торцевую часть задней луки. Окантовка седельных лук роговыми и костяными полосами, вместе с накладками характерна для тюркских седел VI-VII вв.н.э. (Гаврилова А.А., 1965, с.85; Овчинникова Б.Б., 1990, с.102-103).

Подпружная пряжка сохранилась фрагментарно (рис.5 - 7). Она сделана из рога и имеет такой же язычок (рис.5 - 4). Пряжка однотавровая (Т-образная), невыделеннорамчатая, с округлой рамкой и четырехугольным щитком. Типологически такие пряжки датируются IV-VII вв.н.э. (Неверов С.В., 1985, с.199-200).

Цурки насчитывают 4 экз., сделанных из кости (рис.5 - 8-11). Они стандартной трапециевидной формы с легким прогибом и овальными прорезями под ремни. Яконурские цурки относятся к изделиям характерным для тюркских погребений Горного Алтая (Овчинникова Б.Б., 1990, с.127, рис.51). Следует отметить, что в памятниках предшествующего времени такие застежки не встречаются.

Помимо предметов вооружения и снаряжения верхового коня в коллекции впускного погребения кургана ©5 имеется еще целый ряд вещей назначение которых не вполне понятно. Это железный четырехгранный стержень (шило?) (рис.4 - 5), железная пластина (подножка стремени?) (рис.4 - 7), роговой предмет с прямым основанием, вытянутым носиком и двумя отверстиями (рис.4 - 8). Еще в коллекции присутствуют два обломка выпуклой бронзовой бляхи, фрагменты дерева, обрывки шелковой ткани и железный лом.

В целом рассмотренный инвентарный набор из впускного погребения кургане ©5 Яконура относится к периоду V-VII вв.н.э. Учитывая взаимовстречаемость бытования различных предметов эту дату можно сузить до 2-й пол. V - 1-й пол. VI вв.н.э. Это подтверждается присутствием ряда архаических деталей у некоторых предметов (накладки лука, копье) и наличием явно <запазды-вающих> вещей (ярусный наконечник стрелы, кольчатый псалий).

Облик основной части инвентаря, который не противоречит данным погребального обряда, говорит о тюркской культурной принадлежности яконурского впускного погребения. Оно составляет одну группу с целым рядом других поминальных и погребальных памятников Горного Алтая, выделенных нами в ранний кызылташский этап тюркской культуры (Тишкин А.А., Горбунов В.В., 2002, с.85; Горбунов В.В., Тишкин А.А., 2002, с.178-180).

В заключении статьи авторы выражают благодарность руководству и сотрудникам Государственного Эрмитажа за возможность полноценной работы с коллекцией ©1554 и за предоставленное право публикации материалов раскопанного М.П.Грязновым раннетюркского захоронения на памятнике Яконур.

Литература

  1. Васютин А.С., Елин В.Н., Илюшин А.М. Новые находки предметов вооружения в древнетюркских оградках Горного Алтая // Военное дело древнего населения Северной Азии. - Новосибирск, 1987. - С.107-114.
  2. Гаврилова А.А. Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племен. - М.;Л., 1965. - 146 с.
  3. Горбунов В.В. Грунтовый могильник с обрядом кремации Троицкий Елбан-I // Культура древних народов Южной Сибири. - Барнаул, 1993. - С.80-90.
  4. Горбунов В.В., Тишкин А.А. Алтай как регион формирования тюркского этноса // Учение Л.Н. Гумилева и современность. - СПб., 2002. - С.174-180.
  5. Грязнов М.П. Раскопки на Алтае // СГЭ - Л., 1940. - Вып.I. - С.17-21.
  6. Дьяконова В.П. Большие курганы-кладбища на могильнике Кокэль (по результатам раскопок 1963, 1965 гг.) // Труды ТКАЭЭ. - Л., 1970. - Т.III. - С.80-209.
  7. Дьяконова В.П. Археологические раскопки на могильнике Кокэль в 1966 г. // Труды ТКАЭЭ. - Л., 1970. - Т.III. - С.210-238.
  8. Евтюхова Л.А. Археологические памятники енисейских кыргызов (хакасов). - Абакан, 1948. - 110 с.
  9. Евтюхова Л.А., Киселев С.В. Отчет о работах Саяно-Алтайской археологической экспедиции в 1935 г. // ТГИМ. - М., 1941. - Вып.XVI. - С.75-117.
  10. Егоров Я.В. Новое исследование погребения воина эпохи великого переселения народов на Ал-тае // Культура древних народов Южной Сибири. - Барнаул, 1993. - С.77-80.
  11. Кирюшин Ю.Ф., Неверов С.В., Степанова Н.Ф. Курганный могильник Верх-Еланда-I в Горном Ал-тае // Археологические исследования на Катуни. - Новосибирск, 1990. - С.224-242.
  12. Кирюшин Ю.Ф., Горбунов В.В., Степанова Н.Ф., Тишкин А.А. Древнетюркские курганы могильни-ка Тыткескень-VI // Древности Алтая (известия лаборатории археологии ©3). - Горно-Алтайск, 1998. - С.165-175.
  13. Кубарев Г.В. К вопросу о саадачном или <стрелковом> поясе у древних тюрок Алтая // Древно-сти Алтая (известия лаборатории археологии ©3). - Горно-Алтайск, 1998. - С.190-197.
  14. Кубарев В.Д. Древнетюркские кенотафы Боротала // Древние культуры Монголии. - Новоси-бирск, 1985. - С.136-148.
  15. Курманкулов Ж. Погребение воина раннетюркского времени // Археологические исследования древнего и средневекового Казахстана. - Алма-Ата, 1980. - С.191-197.
  16. Кызласов Л.Р. Таштыкская эпоха в истории Хакасско-Минусинской котловины. - М., 1960. - 197 с.
  17. Мамадаков Ю.Т. Новые материалы гунно-сарматского времени в Горном Алтае // Алтай в эпоху камня и раннего металла. - Барнаул, 1985. - С.173-191.
  18. Мамадаков Ю.Т., Горбунов В.В. Древнетюркские курганы могильника Катанда-3 // Известия ла-боратории археологии. - Горно-Алтайск, 1997. - ©2. - С.115-129.
  19. Неверов С.В. Костяные пряжки сросткинской культуры (VIII-X вв.). // Алтай в эпоху камня и ран-него металла. - Барнаул, 1985. - С.192-206.
  20. Неверов С.В., Мамадаков Ю.Т. Проблемы типологии и хронологии ярусных наконечников стрел Южной Сибири // Проблемы хронологии в археологии и истории. - Барнаул, 1991. - С.121-135.
  21. Овчинникова Б.Б. Тюркские древности Саяно-Алтая в VI-X веках. - Свердловск, 1990. - 223 с.
  22. Соёнов В.И., Эбель А.В. Курганы гунно-сарматской эпохи на Верхней Катуни. - Горно-Алтайск, 1992. - 116 с.
  23. Соёнов В.И., Эбель А.В. Новые материалы из алтайских оградок // Гуманитарные науки в Сиби-ри: Археология и этнография. - Новосибирск, 1996. - ©3. - С.115-118.
  24. Тишкин А.А., Горбунов В.В. Материалы исследования памятника Усть-Бийке-III в Горном Алтае // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Ново-сибирск, 1999. - Т.V. - С.520-526.
  25. Тишкин А.А., Горбунов В.В. Культурно-хронологические схемы изучения истории средневековых кочевников Алтая // Древности Алтая. - Горно-Алтайск, 2002. - ©9. - С.82-91.
  26. Трифонов Ю.И. О берестяных колчанах Саяно-Алтая VI-X вв. в связи с их новыми находками в Туве // Военное дело древнего населения Северной Азии. - Новосибирск, 1987. - С.189-199.
  27. Уманский А.П. Могильники верхнеобской культуры на Верхнем Чумыше // Бронзовый и желез-ный век Сибири. - Новосибирск, 1974. - С.136-149.
  28. Худяков Ю.С. Вооружение кочевников Приалтайских степей в IX-X вв. // Военное дело древних племен Сибири и Центральной Азии. - Новосибирск, 1981. - С.115-132.
  29. Худяков Ю.С. Вооружение древних тюрок Горного Алтая // Археологические исследования в Горном Алтае в 1980-1982 годах. - Горно-Алтайск, 1983. - С.3-27.
  30. Худяков Ю.С. Вооружение средневековых кочевников Южной Сибири и Центральной Азии. - Новосибирск, 1986. - 268 с.
  31. Худяков Ю.С. Вооружение кочевников Алтая в первой половине II тыс.н.э. // Археология Горного Алтая. - Горно-Алтайск, 1988. - C.168-202.
  32. Худяков Ю.С. Кыргызы в Горном Алтае // Проблемы изучения древней и средневековой истории Горного Алтая. - Горно-Алтайск, 1990. - С.186-201.
  33. Худяков Ю.С. Эволюция сложносоставного лука у кочевников Центральной Азии // Военное дело древних племен Сибири и Центральной Азии. - Новосибирск, 1993. - С.107-148.
  34. Худяков Ю.С. Раскопки могильника Усть-Эдиган в 1990 году // Вопросы археологии Северной и Центральной Азии. - Кемерово-Гурьевск, 1998. - С.160-206.
  35. Худяков Ю.С. Предметный комплекс из памятников кыргызов X-XII вв. в Горном Алтае // Алтай и сопредельные территории в эпоху средневековья. - Барнаул, 2001. - С.161-171.