Содержание
Дискуссии

Тэцу Масумото
(г. Осака)

БРОНЗОВЫЕ ЗЕРКАЛА ИЗ ПОСЕЛЕНИЯ ПОКРОВКА-1

В сборнике тезисов Годовой итоговой сессии, которая состоялась в г.Новосибирске в декабре 1996 г. помещен краткий доклад о находке двух бронзовых зеркал, найденных в том же году на поселении близ с.Покровка на правом берегу р.Уссури Российского Дальнего Востока (Краминцев В.А., Ласкин А.Р., Киселев С.Н., 1996). В 1998 году автору этой статьи удалось осмотреть их в Научно-производственном центре по охране и использованию памятников истории и культуры Хабаровского края благодаря А.Р.Ласкину - одному из археологов, которые занимались раскопками этого поселения. По описанию авторов раскопок, на тыльной стороне одного из зеркал "выбито 7 иероглифов, которые пока не прочитаны" (там же, с.132). На основании результатов личного изучения зеркал и попытки расшифровки иероглифов на них, я хотел бы высказать мнение том, какое значение в археологическом изучении Дальнего Востока имеют эти зеркала (рис.1 - 3).

Зеркало c1 имеет диаметр 107,6 мм, высоту бортика 3,6-3,8 мм, высоту шишки-петли 6,0 мм. Вес зеркала 136 г. Вокруг шишки-петли имеется композиция из 8 гусей. Изображения гусей делится на две группы, каждая из которых включает по 4 симметрично расположенных птицы. Пространство вокруг изображений птиц занято орнаментом с многоголовыми облаками, которые окружены орнаментом в виде цепи точек. Зеркало имеет острый бортик, который несколько толще, чем обычно. На тыльной стороне зеркала вырезано 6 (а не 7) иероглифов.

По своду ляоских (киданьских) бронзовых зеркал, сделанных китайским археологом Лю Шу-цзюань, такие зеркала по своим деталям относятся к группе зеркал с изображениями облаков, птиц, рыб, драконов или человеческих фигур (всего 3 типа). Данная группа датирована поздним периодом династии Ляо (Лю Шу-цзюань, 1997, с.129-133).

По элементам орнамента зеркало c1 ближе всего к типу 1 этой группы. Аналогичное зеркало с изображениями благородных птиц и журавлей найдено в ляоской могиле у с.Тай-ша-ли-ши округа Фу-син-ди уезда Чжан-у провинции Ляо-нин. Элементы орнамента с цепью точек вокруг шишки-петли и вдоль бортика и расположение 8 гусей у обоих зеркал совпадают, но зеркало из могилы у с.Тай-ша-ли-ши отличается от зеркала c1 узким и скошенным бортиком. Орнамент с многоголовыми облаками и острый бортик позволяет сравнить зеркало c1 с зеркалом, которое хранится в Историческом музее Китая. Оно имеет надпись названия 7-го года Цянь-тун (1107 г.). Могила у с.Тай-ша-ли-ши по сопровождающим вещам и структуре погребальной камеры относится к середине эпохи Ляо, причем ближе к позднему периоду. Таким образом, можно отметить, что у зеркала c1 с Покровки-1 есть характерные черты, которые встречены у зеркал переходного этапа между средним и поздним периодами династии Ляо.

Зеркало c2 имеет диаметр 8,15 см, высоту бортика 1,51-1,56 мм, высоту шишки-петли 6,0 мм. Вес зеркала 61,2 г. По сравнению с зеркалом c1, второе зеркало меньше по диаметру и толщине, а по весу легче более чем в два раза. Широкий бортик плоский и ровный. Вокруг центра с петлей и вдоль бортика проходят цепи с точками-четками, которые характерны для ляоских зеркал. Тонкий и плоский бортик является тоже одним из элементов, которые становятся широко распространенными в середине династии Ляо.

Таким образом, мы можем найти аналогии вышеописанным зеркалам среди ляоских зеркал, особенно от второй половины среднего до позднего периода этой династии. Учитывая существование ляоских зеркал с надписями годовых названий хронологии китайской истории, которые были найдены в могилах, можно датировать данные зеркала первой половиной XI-первой четвертью XII вв.

Рассмотрим иероглифы, нанесенные на зеркало c1 после отливки в виде почерка кайшу. Они выбиты одной продольной строкой между шишкой-петлей и бортиком в пространстве, в основном, без орнамента. Только последний иероглиф помещен ближе к бортику, как бы отдельно от других. Мы можем относительно легко прочитать первые четыре иероглифа в строке: это "хао-гу-мэн-ань". Пятому и шестому иероглифам пока трудно найти прямое соответствие среди китайских иероглифов, хотя можно выбрать варианты, которые похожи по форме. Поэтому, прежде всего, надо обратить внимание на фразу "хао-гу-мэн-ань".

Слово "мэн-гань" можно считать известным термином, который употреблялся для обозначения одной из единиц системы военно-административного управления и общественной жизни народа династии Цзинь. Термин "мэн-гань" означает тысячу семейств, а "моу-кэ" - сто (Отаги, Тэрада, 1998, с.42). Последняя единица подчиняется первой. О подробном содержании такой системы отмечали Ватари Янай (1931), Цугио Миками (1973), Воробьев М.В. (1975) и другие. Их исследования свидетельствуют, что иероглифы, написанные перед терминами "мэн-гань" или "моу-кэ", обычно показывают место происхождения тех групп жителей, которые объединены в данные единицы. Следовательно, здесь слово "хао-гу" обозначает одну группу по названию их места рождения или проживания. Сопоставляя его с названиями местностей, которые находились под контролем государства Цзинь (хотя это зависимости от периода развития), можно указать на местность "хао-гу", расположенную на северо-востоке уезда Босин провинции Шаньдун.

По описанию в летописи "Шаньдун дунши" (Всеобщая история Шаньдуна), иероглиф "хаогу" также письменно обозначен как "пугу", "баогу", "хаогу", "босин" (здесь сокращено показаны сами китайские иероглифы, хотя читателям трудно понять разницу между ними только в виде произношения, но если они показаны в форме, легче догадаться об аналогии у них). Как видно из таких вариантов, от эпохи Инь (XVI-XI вв.до н.э.) до эпохи Цзинь (1115-1234 гг.н.э.) названия этой местности изменялись в зависимости от смены власти. После отступления границ государства Сун к югу, всей территорией к северу от нижнего течения р.Хуанхэ стало владеть государство Цзинь. Вместе с тем в 6-ый год Тяньцэн (1126 г.) издан императорский манифест, по которому в городах были поставлены Цзедуши (генерал-губернаторы). Тогда же в каждом уезде и области было организовано две группы войск - "мэн-гань" или "моу-кэ" (Шаньдун дунши, 1837).

В период династии Цзинь чжурчжэни из северо-восточного Китая продвигались в район севернее нижнего течения р.Хуанхэ. Они рекрутировали жителей разных мест и организовывали из них военные группы. Эти войска располагались в определенных пунктах и назывались "мэн-гань" или "моу-кэ" с прибавочным названием родных мест солдат, составляющих данную группу. Но форма комплектования групп и место дислокации не всегда были стабильными, а претерпевали определенные изменения. В списках, сделанных Миками, показаны все названия "мэн-гань" или "моу-кэ", которые зарегистрированы в разных исторических источниках, сохранившихся до нашей дней (Миками Ц., 1973, с.351-411), но среди них невозможно обнаружить "хао-гу-мэн-ань". Это естественно, поскольку число "мэн-гань" или "моу-кэ", которые упомянуты в источниках, как отмечал Ц.Миками, ограничиваются только частью из всех действительно существовавших в прошлом названий. Об этом свидетельствуют другие зеркала с надписями, содержащими названия местностей. На карте территории бывшего государства Цзинь отмечены 6 пунктов, где обнаружены такие зеркала. Но среди находок только на двух зеркалах можно найти названий местностей, которые перечислены в списке названий местностей в исторических источниках (рис.4). После рассмотрения мест жительства "мэн-гань" или "моу-кэ", Ц.Миками указывает на то, что, например, в 23-й год Дадин (1183 г.) в Цзинь-шу перечислено 202 "мэн-гань", но нынче осталось в разных источниках только 90 с лишними (Миками Ц., 1973, с.411). Здесь надо добавить, что обычно названия местностей в надписях зеркал такого рода не соответствуют географическим названиям их мест находок, потому что в течение всей эпохи Цзинь власть государства часто реорганизовала военные группы или перемещала их членов в другие места.

Что касается рассмотренного здесь зеркала, то "хао-гу" могло войти в состав единицы "мэн-гань", которая существовала в эпоху Цзинь в области И-ду в Восточном Лу (лу - самая крупная региональная административная единица средневекового Китая) провинции Шаньдун. Поэтому мы считаем, что это было их родным местом. Нынешняя нижняя окраина с.Покровки Бикинского района Хабаровского края, где было обнаружено данное зеркало, тогда соответствовала Супинь-Лу. Видимо, большое расстояние, существующее между родным местом "мэн-гань" и местом находки зеркала, объясняется их перемещением.

Анализ Ц.Миками хронологических событий, связанных с перемещением племен или родов из разных народов после битвы в Нинцзян-чжоу (область Нинцзян (1116 г.)) показал, что тогдашняя власть обычно заставляла племена из разных народов, кроме чжурчженей, переселяться из северо-востока Китая, в основном, к северу от нижнего течения р.Хуанхэ. Такая ситуация говорит о том, что обратное направление переселения - это редкое явление. Но среди записей шестого тома Цзинь-шу мы можем найти следующее изложение: "Ваньянь фушоу, Гао Чжунцзянь, Лувань Цзяну и другие в 6-й год Чжэн-лун (1161г.) из Шандуна вели за собой 20 тысяч жителей, которые находились в их владении, а Ваньянь Моуянь из Чаннани - 5 тысяч солдат, и все они приведены к покорности и починились власти" (Цзинь-ши, 1997, с.123).

Здесь приведен пример перемещения населения из Шандуна в центр цзиньской территории. Так что можно считать, что в то время действовал военно-адмистративный принцип переселения покоренных народов.

Вань Юйлан и Ли Чэнци, специально осмотрев цзиньские зеркала, отметили, что надписи часто вырезаны режущими инструментами после отливки, как правило, на бортиках тыльной стороны зеркал, а иногда в пространстве между орнаментами. Все иероглифы нанесены почерками син-шу или кай-шу, черточки в каллиграфии написаны тонко и ясно. После иероглифов, которые обозначают разные административные учреждения, обычно выбиты их знаки, а потом короткие тексты. После текстов бывают еще и иные знаки, которые не являются иероглифами (Чжан Ин, 1999, с.8-9). Зеркала учреждений "мэн-гань" или "моу-кэ", по мнению Чжан Ин, систематизировавшего зеркала, найденные в провинции Цзилин на северо-восточном Китае, были проверены непосредственно самыми высшими начальниками. А.В.Ивлиев, который собрал зеркала с вырезанными надписями из чжурчжэньских городищ на Дальнем Востоке и сравнил знаки, отпечатанные на бронзовых печатях и зеркалах с чжурчжэньскими иероглифами, написанными на эпиграфах, указал на интересный факт, что после фамилий, имен и названий должностей чиновников иногда нанесены частные подписи самих чжурчжэней (Ивлиев А.В., 1978, с.104-117).

На основе исследований вышеуказанных ученых можно сказать, что среди иероглифов зеркала, кроме уже рассмотренных иероглифов, имеется один иероглиф, похожий на син(?), который, возможно, является фамилией или названием должности данного чиновника. А второй похож на чжи(?). Основываясь на исследованиях А.В.Ивлиева, его можно считать подписью, самого чжурчжэньского чиновника.

Если это суждение правильное, то самый последний иероглиф надо считать чжурчжэньским, и, прежде всего, надо ввести иероглиф, который показан в словаре Цзинь Цисунь как 189-й (его произношение: bal, bale, paleh) (Цзинь Цисунь,1984). Пятый и шестой иероглифы пока нельзя окончательно определять, Но все-таки можно отметить, что зеркало c1 совершенно отличается от часто встречаемых зеркал с надписями, выбитыми на бортиках, что позволяет нам предположить о специфичности происхождения данного зеркала, тем более в связи с его принадлежностью к категории зеркал ляоского типа.

При характеристике зеркала c1 нельзя не вспомнить о так называемой "амурской чжурчжэньской культуре" или "суйбинь саньхао лэйсин вэньхуа" (культура третьего типа Суйбинь), или "покровской культуре", которая предложена как общее объединяющее название. Какое отношение это зеркало имеет к данной культуре? Среди исследователей Китая, России и Японии пока еще не существует единого мнения о содержании покровской культуры, хотя она разделена уже на три этапа развития: корсаковский (9-10 вв), надеждинско-руданьниковский (11-12 вв) и краснокуровский (12-13 вв). Тем не менее, можно отметить, что зеркало c1, несомненно, связано с этой культурой, особенно с надеждинско-руданьниковским этапом. То, что оно было обнаружено в юго-восточной части ареала распространения этой культуры, позволяет предложить, что пункт его находки соответствовал пункту существования одного из учреждений, составляющих военно-административную систему "мэн-гань" и "моу-кэ", которая поддержала власть государства Цзинь.

Литература

  1. Воробьев М.В. Чжурчжэни и государство Цзинь (Х в. - 1234 г.). - М., 1975.
  2. Ивлиев А.П. О надписях на бортике средневековых бронзовых зеркал // Археологические материалы по древней истории Дальнего Востока СССР. - Владивосток, 1978.
  3. Краминцев В.А., Ласкин А.Р., Киселев С.Н. Охранные раскопки поселения Покровка-1// Новейшие археологические и этнографические открытия в Сибири. (Материалы IV годовой итоговой сессии Института археологии и этнографии СО РАН. Декабрь 1996 г.). - Новосибирск, 1996.
  4. Вань Юйлан,Ли Чэнци. Цзиньдай тунцзин чубу цанцзю (Основное изучение цзиньских зеркал) // Ляо Цзинь ши луньцзи (Сборник о ляоской и цзиньской истории). - Бэйцзин, 1987.
  5. Лю Шуцзюань. Ляодай тунцзин яньцзю (Изучение ляоских бронзовых зеркал). - Чэньян, 1997.
  6. Чжан Ин. Цзили чуту тунцзин (Бронзовые зеркала из Цзилинь). - Бэйцзин, 1990.
  7. Цзинь Цисунь. Нюйчжэнь-вэнь цыдянь (Словарь чжурчжэньского языка). - Бэйцзин, 1984.
  8. Цзинь ши (История Цзинь) в 8 томах. Сост.Тото и другие (Вариант издательства Чжунхуа шуцзюй). - Бэйцзин, 1997. - Т.1.
  9. Шаньдун дунши (Всеобщая история Шаньдуна) в 42 томах. Сост.Цин Юэжуй и другие. - Бэйцзин, 1837. - Т.3.
  10. Миками Цугио. Моуан боукоку сэйдо но кэнкию (Изучение о системе мэньган и маукэ) // Кинси кэнкию (Изучение об истории Цзинь). - Токио, 1973. - Т.1.
  11. Отаги Мацуо, Тэрада Таканобу. Монгол то дай мин тэйкоку (Монголы и Великая империя Мин). - Токио, 1998.
  12. Янай Ватари. Кин но хэйсэй никансуру кэнкию (Изучение о военной системы государства Цзинь) // Моукоси кэнкию (Сборник об истории монголов). - Токио, 1931.