Содержание
Дискуссии

Соёнов В.И., Трифанова С.В., Вдовина Т.А., Яжанкина С.И.
(г.Горно-Алтайск, с.Шебалино)

СРЕДНЕВЕКОВОЕ СКАЛЬНОЕ ЗАХОРОНЕНИЕ В КАМЕННОМ ЛОГУ

Скальные захоронения (т.е. захоронения в гротах, пещерах, нишах, расщелинах скал или под скальными навесами) являются самостоятельной категорией погребальных памятников Южной Сибири, существовавшей на протяжении длительного времени и не ограниченной какими-либо культурными или хронологическими рамками (Кызласов И.Л., 1986, с.100-129).

В Горном Алтае до настоящего времени было обнаружено более 20 гротов, пещер, ниш, расщелин скал, скальных навесов с человеческими останками, относящимися к разным эпохам, начиная от палеолита и до этнографического времени (Вистингаузен В.К., 1982, с.137-156; Кочеев В.А., 1983, с.153-162: Кызласов И.Л., 1986, с.113; Кубарев В.Д., 1988, с.123; Соёнов В.И., 1991, с.21-22; Кирюшин Ю.Ф., Кунгуров А.Л., Степанова Н.Ф., 1995, с.27-41; Худяков Ю.С., Кочеев В.А., Моносов В.М., 1996, с.46-53; Худяков Ю.С., Эбель А.В., Кочеев В.А., 1997, с.279-288; Деревянко А.П., Агаджанян А.К., Барышников Г.Ф. и др., 1998, с.39, 79; Дьяконова В.П., 2001, с.193-194).

Хотя, возможно, не все случаи обнаружения человеческих костей связаны с обрядом погребения. По мнению исследователей, некоторые находки человеческих костей в пещерах могут являться остатками жертвоприношений (Вистингаузен В.К., 1982, с.153).

Подавляющее большинство скальных захоронений обнаруживается случайно и, к сожалению, нарушается находчиками, что не позволяет восстановить первоначальную картину. Так случилось и весной 2002 года, когда рабочие Шебалинского лесхоза Р.Каньшин и М.Чернов обнаружили скальное захоронение в местности Каменный лог, расположенном на одном из отрогов Семинского хребта к юго-востоку от с.Шебалино. По их свидетельству, погребение находилось под скальным навесом и было перекрыто рваным камнем. Находчики разобрали насыпь и достали из погребения фрагмент деревянной колоды, человеческие кости и предметы сопроводительного инвентаря, часть из которых позже ими переданы в районный музей по просьбе его директора С.И.Яжанкиной.

Обследованные нами в фондах музея костные остатки свидетельствуют о том, что в Каменном логу было обнаружено погребение ребенка. Умерший был положен в деревянную колоду шириной 0,35 м и высотой 0,15 м (рис.1 - 1). Ориентировку и положение костяка выяснить не удалось.

Инвентарь представлен железными и бронзовыми предметами снаряжения верхового коня, стеклянной бусиной, фрагментом бронзового зеркала и железным ножом.

Предметы снаряжения коня включают: сбруйные бляшки-накладки, наносный султан, наконечник ремня, пряжки, удила и стремена.

Сбруйные бляшки-накладки. Представлены 8 бронзовыми изделиями, относящимися к двум типами. Все бляшки с двумя скрытыми заклепками, которые не выходят на лицевую поверхность пластин. На внутренней стороне некоторых бляшек сохранились остатки кожи.

Тип 1. Бляшки с пластиной овальной формы. Включает 6 экземпляров (рис.1 - 2-7). Имеют слегка отогнутые бортики и фестончатые края. На середине имеется выпуклое ребро, разделяющее пластину на две половины по длинной оси.

Прямых аналогий данному типу изделий нет. Серебряные и бронзовые бляшки с фестончатыми краями в поясных наборах появляются в Центральной Азии не ранее рубежа VII-VIII веков. В сбруйных наборах близкие типу 1 формы известны на Саяно-Алтае в погребении второй половины VIII-первой половины IX в. в Туекте (Могильников В.А., 1981, рис.19 - 112), в погребении VIII-IX вв. в Монгун-Тайге (Кызласов Л.Р., 1981б, рис.30 - 51), в погребении VIII-середины IX в. в Копенском чаа-тасе (Кызласов Л.Р., 1981г, рис.28 - 51), в погребении VIII-X вв. в Курае (Савинов Д.Г., 1984, табл.IV - 23), в погребении второй половины VIII-начала IX в. в Даг-Аразы (Овчинникова Б.Б., 1990, рис.53 - 121). За пределами Саяно-Алтая сбруйные бляшки с фестончатыми краями известны в погребении IX-X вв. в Западном Забайкалье (Кызласов Л.Р., 1981в, рис.35 - 7).

Тип 2. Бляшки с пластиной прямоугольной формы. Включает 2 экземпляра (рис.1 - 8, 9). Имеют выпуклые ребра по краям длинных сторон пластины. На одной бляшке сохранилась специальная пластинка-фиксатор для крепления заклепок (рис.1 - 9).

Прямые аналогии данному типу изделий нам не известны. Но близкие по форме и способу крепления изделия известны в поясных и сбруйных наборах средневековых погребений второй половины VIII-первой половины IX вв. могильника Сапогово в Кузнецкой котловине (Илюшин А.М., Сулейменов М.Г., Гузь В.Б., Стародубцев А.Г., 1992, рис.32 - 14, 15; 33 - 1; 35 - 32-34, 42; и др.), погребений середины IX-начала XI в. Сросткинского могильника (Савинов Д.Г., 1998, рис.6 - 1) и др.

Наносный султан. Изделие в виде бронзовой пластины с конической (суживающейся) трубочкой в центре (рис.1 - 10). Пластина султана бляшкового оформления. Она подпрямоугольной формы в плане и имеет слегка отогнутые бортики и фестончатые края. На внутренней стороне имеются скрытые заклепки для крепления, которые не выходят на лицевую поверхность пластины. На заклепках сохранились остатки кожи. По свидетельству находчиков в момент вскрытия погребения в трубочке находились остатки волосяного султанчика.

Прямых аналогий данному типу изделий нет, но довольно близкие по оформлению пластин и форме трубочек бронзовые султаны обнаружены в тюхтятских древностях IX-X вв. (Кызласов Л.Р., 1981г, рис.33 - 46; Кызласов И.Л., 1983, рис.10 - 1).

Наконечник ремня. Изделие в виде вытянутой бронзовой пластины со слегка отогнутыми бортиками, со скрытыми заклепками, которые не выходят на лицевую поверхность пластины и выпуклым ребром, разделяющим пластину на две половины по длинной оси (рис.1 - 11). Передний конец наконечника закругляется в выступающий носик, а задний резко переходит в выемку. На внутренней стороне наконечника сохранились остатки кожи. Изделие имеет распространенную в раннем средневековье вытянутую форму, но отличается от известных южносибирских плоских наконечников наличием выпуклого ребра и выемкой на заднем конце вместо фигуроскобчатого выреза.

Наиболее близкими к наконечнику ремня из Каменного лога выглядят наконечники поясных и сбруйных наборов из погребений Сросткинского могильника (Гаврилова А.А., 1965, рис.11 - 27-33; Савинов Д.Г., 1998, рис.3; 8 - 10), датированных VIII-X вв. (Гаврилова А.А., 1965, табл.XXXI) или серединой IX -началом XI в. (Савинов Д.Г., 1998, с.189).

Стремена. Представлены парой однотипных железных восьмерковидных стремян арочной формы (рис.2 - 1; 3 - 1). Верхняя петля стремян слегка приплюснута сверху, широкая подножка имеет посередине ребро жесткости.

Восьмерковидные стремена с петельчатым ушком появились в VI-VII вв. и известны в степях Евразии вплоть до современности. Наиболее популярными в южносибирском регионе они были в VII-X вв., а к концу X-XI вв. они постепенно выходят из употребления (Неверов С.В., 1998, с.143). Такие признаки стремян из Каменного лога, как сочетание слегка приплюснутой сверху верхней петли стремян с широкими слабоизогнутыми подножками с ребром жесткости характерны для стремян IX-X вв.

Удила. Представлены остатками железных удил с крюковым соединением звеньев и крюковыми окончаниями (рис.3 - 2). Длина одного звена 9 см. Второе звено сохранилось частично. Удила сочетаются с кольчатыми псалиями диаметром колец 5 и 5,5 см. Удила и псалии изготовлены из железного прута круглого сечения.

Появление на Саяно-Алтае удил с крюковым соединением звеньев и крюковыми окончаниями в сочетании с кольчатыми псалилми связано с западным влиянием (Кызласов И.Л., 1983, с.57; Неверов С.В., 1992, с.151). В Горном Алтае самые ранние удила подобного типа относятся к гунно-сарматской эпохе (Соёнов В.И., 1998, с.97). В дальнейшем крюковые удила с кольчатыми псалиями использовались до современности лишь с некоторыми изменениями размеров псалиев: со второй половины I тыс.н.э. наблюдается постепенное увеличение диаметра колец (Гаврилова А.А., 1965, рис.15 - 7; Могильников В.А., 1981, рис.24 - 14; 1990, рис.1 - 1; Кирюшин Ю.Ф., Неверов С.В., Степанова Н.Ф., 1990, рис.5 - 1), хотя продолжают встречаться удила с небольшими кольчатыми псалиями в погребениях XIII-XIV вв. (Гаврилова А.А., 1965, рис.12 - 4).

Пряжки. Представлены двумя типами железных кольчатых пряжек с подвижным язычком. Пряжка первого типа с круглой рамкой, имеющей округлое сечение (рис.2 - 2). Пряжка второго типа с овальной рамкой, имеющей пластинчатое сечение (рис.2 - 3).

Железные кольчатые пряжки с подвижным язычком появились в Южной Сибири в начале гунно-сарматской эпохи (Тетерин Ю.В., 1995, с.132). Затем они продолжают бытовать в различных модификациях до современности. Пряжки первого типа практически не претерпевают изменений, поэтому их датировка затруднена. Пряжки близкие второму типу, обнаруженные в Хакасии и Тыве датированы X-XII вв. (Грач А.Д., Савинов Д.Г., Длужневская Г.В., 1998, с.38).

Нож. Изделие в виде частично сохранившегося железного однолезвийного черешкового ножа с сечением лезвия в виде высокого треугольника (рис.2 - 4). Подобные ножи бытовали в течение I и II тыс.н.э. и их узкая датировка невозможна.

Бусина. Изделие темно-синего цвета из стекла (рис.1-12). Имеет круглую форму в плане и сечение в виде вытянутого овала. Диаметр бусины 9 мм, диаметр отверстия 4 мм. Узкой датировки не имеет.

Зеркало. Тонкий фрагмент изделия подтреугольной формы из белой бронзы с отверстием для подвешивания на одном краю (рис.1 - 13). Целое зеркало, возможно, имело диаметр не менее 16-17 см. Орнаментальное поле разделено двумя рядами точек и одним рядом циркульных окружностей на две части - внутреннюю и внешнюю. Внутренняя часть украшена орнаментом, которая выглядит как сочетания четырехлистников или стилизованных изображений монет с пятью точками в свободном пространстве. Внешняя часть орнаментального поля украшена рядами точек и рядом циркульных окружностей. Характерный белый металл, легкая патинизация и тщательно выполненный орнамент свидетельствуют о подлинности зеркала.

По мнению исследователя дальневосточных зеркал Т.Масумото, данный фрагмент зеркала относительно легко датируется X-XI вв., поскольку зеркала с подобными элементами орнаментации "...типичны для периода Ляо в истории Северной Азии и Северной Сун в истории Китая..., а особенно для начала ляосской эпохи"1. Его точка зрения подтверждается тем, что в период Северной Сун толстые зеркала танского времени с орнаментом, выполненным в высоком рельефе сменяются тонкими зеркалами с узким бортиком, а орнамент становится более мелким и дробным и выполнен, как правило, тонкой линией в невысоком ровном рельефе (Лубо-Лесниченко Е.И., 1975, с.25).

Облик и состав инвентаря захоронения в Каменном логу, а также наличие таких элементов погребального обряда, как трупоположение и деревянная колода являются свидетельством местного происхождения погребенного. Исходя из датировки основных предметов инвентаря и оценки исторической ситуации в Центральной Азии на рубеже I и II тыс.н.э., погребение можно отнести ко второй четверти Х-началу XI в.

Литература

  1. Вистингаузен В.К. Спелеоархеология Алтая // Археология и этнография Алтая. - Барнаул, 1982. - С.137-156.
  2. Гаврилова А.А. Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племен. - М.-Л., 1965. - 144 с.
  3. Грач А.Д., Савинов Д.Г., Длужневская Г.В. Енисейские кыргызы в центре Тувы. - М., 1998. - 84 с.
  4. Деревянко А.П., Агаджанян А.К., Барышников Г.Ф. и др. Археология, геология и палеография плейстоцена и голоцена Горного Аптая. - Новосибирск, 1998. - 174 с.
  5. Дьяконова В.П. Алтайцы. - Горно-Алтайск, 2001. - 223 с.
  6. Илюшин А.М., Сулейменов М.Г., Гузь В.Б., Стародубцев А.Г. Могильник Сапогово - памятник древнетюркской эпохи в Кузнецкой котловине. - Новосибирск, 1992. - 128 с.
  7. Кирюшин Ю.Ф., Кунгуров А.Л., Степанова Н.Ф. Археология Нижнетыткескенской пещеры I. - Барнаул, 1995. - 150 с.
  8. Кирюшин Ю.Ф., Неверов С.В., Степанова Н.Ф. Курганный могильник Верх-Еланда I в Горном Алтае // Археологические исследования на Катуни. - Новосибирск, 1990. - С.224-242.
  9. Кочеев В.А. Погребение II тыс.н.э. у с.Ело // Археологические исследования в Горном Алтае в 1980-1982 годах. - Горно-Алтайск, 1983. - С.153-162.
  10. Кубарев В.Д. Археологические памятники истоков Чуи // Проблемы изучения культуры населения Горного Алтая. - Горно-Алтайск, 1988. - С.107-144.
  11. Кызласов И.Л. Аскизская культура Южной Сибири X-XIV вв. - М., 1983. - 128 с.
  12. Кызласов И.Л. Новый вид погребальных памятников Южной Сибири // Материалы по археологии Горного Алтая. - Горно-Алтайск, 1986. - С.100-129.
  13. Кызласов Л.Р. Древнехакасская культура чаатас VI-IX вв. // Степи Евразии в эпоху средневековья. - М., 1981а. - С.46-52.
  14. Кызласов Л.Р. Культура древних уйгур VIII-IX вв. // Степи Евразии в эпоху средневековья. - М., 1981б. - С.52-54.
  15. Кызласов Л.Р. Средневековые памятники Западного Забайкалья (IX-X вв.) // Степи Евразии в эпоху средневековья. - М., 1981в. - С.59-61.
  16. Кызласов Л.Р. Тюхтятская культура древних хакасов (IX-X вв.) // Степи Евразии в эпоху средневековья. - М., 1981г. - С.54-59.
  17. Лубо-Лесниченко Е.И. Привозные зеркала Минусинский котловины. - М., 1975. - 240 с.
  18. Могильников В.А. Древнетюркские курганы Кара-Коба I // Проблемы изучения древней и средневековой истории Горного Алтая. - Горно-Алтайск, 1990. - С.137-185.
  19. Могильников В.А. Тюрки // Степи Евразии в эпоху средневековья. - М., 1981. - С.29-43.
  20. Неверов С.В. Стремена Верхнего Приобья в VII-XII вв. (классификация и типология) // Снаряжение верхового коня на Алтае в раннем железном веке и средневековье. - Барнаул, 1998. - С.129-151.
  21. Неверов С.В. Удила второй половины I тыс.н.э. Верхнего Приобья (классификация и типология) // Вопросы археологии Алтая и Западной Сибири эпохи металла. - Барнаул, 1992. - С.141-154.
  22. Овчинникова Б.Б. Тюркские древности Саяно-Алтая в VIII-IX веках. - Свердловск, 1990. - 223 с.
  23. Савинов Д.Г. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху. - Л., 1984. - 176 с.
  24. Савинов Д.Г. Сросткинский могильник (раскопки М.Н.Комаровой в 1925 г. и С.М.Сергеева в 1930 г.) // Древности Алтая. Известия лаборатории археологии. - Горно-Алтайск, 1998. - c3. - С.175-190.
  25. Соёнов В.И. Скальные захоронения на Алтае // Этническая история и культура народов Советской страны. Всесоюзная научная конференция молодых ученых. Тезисы докладов. - Омск, 1991. - С.121-122.
  26. Соёнов В.И. Удила и псалии гунно-сарматского времени Горного Алтая // Снаряжение верхового коня на Алтае в раннем железном веке и средневековье. - Барнаул, 1998. -С.93-98.
  27. Тетерин Ю.В. Поясные наборы гунно-сарматской эпохи Горного Алтая // Проблемы охраны, изучения и использования культурного наследия Алтая. Тезисы научно-практической конференции. - Барнаул, 1995. - С.131-136.
  28. Худяков Ю.С., Эбель А.В., Кочеев В.А. Лук и стрелы из погребения на реке Кам-Тыттугем в Горном Алтае // Актуальные вопросы истории Сибири. - Барнаул, 1997. -С.279-288.
  29. Худяков Ю.С., Кочеев В.А., Моносов В.М. Балтарганские находки // Гуманитарные науки в Сибири. - Новосибирск, 1996. - С.46-53.