Содержание

Гусев А.И., Данилов В.В. Комплексное ГИС-моделирование при прогнозно-металлогенических исследованиях в северо-восточной части Республики Алтай
Гусев А.И., Карабицина Л.П., Первухин О.В. Прогнозно-геохимический блок геохимической основы (ГХО-1000) государственной геологической карты Российской Федерации листа М-45.
Скороходов В.В. Использование геоинформационных технологий при тушении лесных пожаров
Пальцын М.Ю., Спицын С.В. Использование программного обеспечения ESRI для определения численности алтайского горного барана аргали в южной части хребта Чихачева
Байлагасов Л.В., Бочкарева Е.Н., Клепиков А.С. Использование технологий географических информационных систем (ГИС) в Катунском биосферном заповеднике
Пальцын М.Ю. ГИС в природоохранных проектах Алтайского заповедника
Кудашов А.В. Информационная система "Териологический атлас Горного Алтая"
Каранин А.В. Исследование ландшафтных геоэкологических факторов Юго-Восточного Алтая и их влияние на млекопитающих
Дмитриев А.Н., Кочеева Н.А., Шитов А.В., Кречетова С.Ю., Кречетова М.Ю. Анализ влияния землетрясений на грозовую активность Горного Алтая
Дмитриев А.Н., Кочеева Н.А., Шитов А.В. Геоинформационное построение карт-схем грозоактивности Горного Алтая
Воробьев К.В., Понькина Е.В. Анализ и прогнозирование экономического состояния сельскохозяйственного предприятия с использованием ГИС-технологий
Мещерякова Я.В. Система управления базами данных "Выборы Главы Республики Алтай в 2001-2002 годах"
Дмитриев А.Н., Гвоздарев А.Ю. Использование ГИС для выявления зависимости заболеваемости в Новосибирске от бытовых электромагнитных полей
Дмитриев А.Н., Шитов А.В., Кочеева Н.А., Кречетова С.Ю., Кречетова М.Ю. Использование информационных методов для изучения воздействия грозовой активности на линии электропередач на территории Горного Алтая
Драчев С.С. Использование ГИС для анализа мировых катастроф (период с 1960 по 1987 гг.)
Осокин А.Е. Использование новых информационных технологий при социологических опросах и анкетировании в образовательном учреждении
Алькова Л.А, Осокин А.Е., Федосов Д.Б. Web-сервер Горно-Алтайского государственного университета: история, структура, перспективы

Сведения об авторах

 
 
 

Использование новых информационных
технологий при социологических опросах и анкетировании в образовательном учреждении

А.Е. Осокин

Горно-Алтайский государственный университет, г .Горно-Алтайск

В процессе образовательной деятельности для повышения ее эффективности, как правило, возникает необходимость обратной связи в системе "учащийся - преподаватель - руководство учебного заведения". Эффективным средством реализации такой обратной связи является проведение социологических опросов и анкетирования учащихся. Однако письменное анкетирование на бланках является довольно затратным для образовательного учреждения (приобретение бумаги, тиражирование опросных листов и т.п.) и не слишком привлекательным для учащихся. Современным подходом является использование новых информационных технологий при проведении опросов и анкетировании. Применение компьютерной техники позволяет с одной стороны избежать большей части затрат, а с другой - является достаточно привлекательным для учащихся, так как они, как правило, имеют тягу к освоению и использованию компьютерных технологий.

В Горно-Алтайском университете весной 2002 года сотрудниками Центра новых информационных технологий был проведен пилотный проект по проведению компьютерного социологического опроса на основе приобретенного программного обеспечения "Социологическое сопровождение образовательного процесса". Программа разработана в Академии информационных технологий (С.-Петербург) при поддержке Комитета по науке и высшей школе Администрации Санкт-Петербурга. Назначение системы - оперативное проведение социологического опроса студентов с помощью специально разработанной электронной анкеты "Студенческая жизнь"; автоматизированная обработка собранной информации, оформление результатов в виде таблиц и графиков; получение аналитических данных о многомерном и динамичном образовательном процессе, которые позволят лучше узнать проблемы и запросы студентов; повышение управленческой и педагогической культуры руководителей и преподавателей учебного заведения; улучшение взаимопонимания между преподавателями и студентами. Данную программу можно использовать и как учебный материал в работе со студентами, изучающими педагогику, социологию или менеджмент в сфере образования. Программа была успешно апробирована в Оренбургском государственном университете.

Вопросы электронной анкеты "Студенческая жизнь" группируются в несколько смысловых блоков:

  • Обстоятельства и мотивы поступления
  • Оценка своего учебного заведения
  • Требования к личности преподавателя
  • Стимулы учебной деятельности
  • Отношение к учёбе
  • Социально-демографические показатели
  • Формирующаяся профессиональная позиция
  • Жизненные ценности
  • Увлечения и занятия в свободное время
  • Профессиональные ориентации

Общее количество вопросов в анкете - 83, однако можно дополнить её своими вопросами (до 10 вопросов и соответствующие варианты ответов на них).

Каждый участник опроса в индивидуальном порядке и анонимно заполняет анкету, что занимает 10-12 минут. Таким образом при использовании пяти компьютеров за неделю можно опросить 500-600 человек. Не обязательно опрашивать всех студентов. Авторы программы на основе своего опыта дают рекомендацию о достаточности участия от факультета (специальности) двух учебных групп (40-50 человек) с каждого курса.

Некоторые возможности программы, а также характеристики выборки учащихся (в количестве 128 человек), которые участвовали в пилотном анкетировании в Горно-Алтайском университете представлены ниже на рисунках (в черно-белом варианте). Всего можно получить более 100 подобных графиков (а также таблиц), что является неоценимым материалом для анализа и принятия решений.

Дальнейшие планы по внедрению системы анкетирования в ГАГУ включают в себя принятие решения о широком и регулярном проведении компьютерного анкетирования студентов ГАГУ, разработка квалифицированными сотрудниками ГАГУ дополнительных десяти вопросов анкеты, касающихся каких-либо специфических проблем или сторон жизни студентов ГАГУ.