7.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
Учитель,
который хочет принести пользу всем своим учащимся и тем, которые
будут, и тем, которые не будут после школы пользоваться математикой,
должен обучать решению задач так, чтобы это е обучение на одну треть
было математикой, а на две трети здравым смыслом.
Д.
Пойя
К
числу наиболее методически важных оснований педагогики относится
ведущая и направляющая роль авторитетного педагога.
Б.Т.Лихачев
7.
1. Деятельность учителя математики
7. 2. Уровни сформированности методических умений учителя
математики
7. 3. Передовой педагогический опыт
7. 4. Системы обучения учителей-новаторов
Вопросы для самопроверки
Литература
к плану
7.
1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
В
новых современных условиях развития образования в школе необходим учитель-профессионал,
хорошо знающий особенности личности школьника и опирающийся в своей работе
на всю математическую общественность (ученых, преподавателей высшей школы).
Педагогическую
деятельность учителя будем понимать как совокупность отдельных
деятельностей, в которую включаем следующие умения:
- анализировать психолого-педагогическую литературу, нормативные документы,
учебные планы, программы, методические пособия, дидактический материал
и др.;
- отбирать с учетом возрастных особенностей определенных групп учащихся
учебный материал, необходимый для изучения;
- конструировать предметное содержание образования;
- планировать свою работу (уроки, мероприятия и т. д.);
- организовывать различные виды деятельности учащихся;
- помогать школьникам выполнять запланированное путем умелой и рациональной
организации учебной деятельности;
- управлять деятельностью учащихся;
- оценивать деятельность учащихся с целью ее коррекции.
Деятельность
учителя математики выполняет ряд функций:
Гностическая
функция . Изучение программ по математике, планирование целей
обучения, отбор содержания обучения по математике и др.
Констуктивная
функция . Планирование этапов оубчения атематике, отбор приемов
и средств обучения математике, определение форм деятельности познавательных
заданий и др.
Организационная
функция . Организация познавательной деятельности учащихся, организация
поцесса обучения математике и др.
Информативная
функция . Изложение учебного материала, применение приемов и
средств обучения математике, отбор и методическое построение содержаняи
образования и др.
Контрольно-оценочная
функция . Коррекция знаний, систематическая проверка знаний и
умений по математике, оценка качества и эффективности оубчения математике
и др.
Для
эффективного выполнения педагогических функций современному педагогу важно
осознавать структуру педагогической деятельности, включающей в себя гностический,
конструктивный, организаторский и коммуникативный компоненты.
В
современной образовательной ситуации особенно актуальна проблема соотношения
целей и мотивов обучения в школе. Основной задачей учителя математики
становится обеспечение принятия цели обучения учеником как цели, имеющей
личностно-значимый смысл. Чтобы цель обучения, поставленная учителем,
стала целью обучения ученика, необходимо, чтобы она стала мотивом деятельности
ребенка, т.е. каждый школьник должен понимать, зачем он изучает ту или
иную тему школьного курса математики. В каком же соотношении находятся
цель и мотив обучения? Важно усвоить, что цель направлена на результат
деятельности, а мотив направлен на то, где этот результат может быть использован.
Для
учителя проблема целеполагания представляет собой сложную проблему, решение
которой включает в себя:
- Ознакомление
с целями изучения и учебной программой курса.
- Знакомство
с примерным тематическим планированием.
- Установление
межпредметных связей в курсе школьной дисциплины.
- Умение
выделить основной и сопутствующий учебный материал.
Важую
роль в подготовке учителя математики играет планирование. Любая деятельность
начинается с планирования действий. Подготовка учичтеля к урокам математики
начинается с годового и тематического планирования учебного процесса.
Годовое
планирование предполагает распределение тематик уроков и количества
часов, отведенных на них, выделение базовых тем учебного материала для
повторения и систематизации, подбор средств обуения (наглядых и учебных
пособий, оборудования, дидактического материала и др.), распределение
уроков по типам.
Тематическое
планирование включает в себя определение задач изучения темы,
знакомство с содержанием учебного материала, построение логической последовательности
изучения темы в соответствии с дидактическими принципами, распределение
количества часов на изучение темы, определение роли каждого конкретного
урока в системе уроков по теме, выбор средств обучения темы.
Рис.
20. Схема планирования учебного материала
к плану
7.
2. УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
Содержание
деятельности учителя математики опирается на определенные профессиональные
знания и умения. В методических умениях различают несколько уровней их
сформированности. Первый уровень предполагает осознание цели выполнения
методического действия; осмысление его операционного состава; поиск способов
выполнения чаще всего на основе образца, приложенного к инструкции. Второй
уровень предполагает перенос отдельных сформированных методических умений
на новые предметные объекты и более крупные блоки учебного материала.
На третьем уровне сформированности методических умений учителя математики
наблюдается высокоразвитое методическое умение, которое определяется осознанием
мотивов и средств выбора способов деятельности; использование различных
средств и методических умений в соответствии с конкретной педагогической
ситуацией. Формирование умений второго и третьего уровней предполагает
соответствующую систему теоретической и практической подготовки учителя.Источниками
методических знаний учителя математики выступают следующие компоненты
(рис. 21).
Рис.
21. Источники методических знаний учителя математики
к плану
7.
3. ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
В
повышении профессионального мастерства учителя, в росте эффективности
обучения школьников математике важную роль играет изучение передового
педагогического опыта.
Распространение
и внедрение в практику работы каждого учителя опыта работы учителей-новаторов
имеет сегодня актуальное значение. Оно способствует росту квалификации
учителей, стимулирует их на творческую работу и самосовершенствование.
Анализ опыта работы учителей - мастеров своего дела показывает, что их
объединяют следующие характерные для новаторства черты:
- профессиональное мастерство;
- четкая постановка цели, целенаправленность;
- опора на развивающее обучение и опережающее обучение;
- воспитание личности, вера в силы и возможности ребенка;
- тщательная подготовка учителя к уроку;
- свобода творчества и выбора;
- высокий темп обучения; любовь к детям;
- доведение навыков до автоматизма;
- высокая культура общения;
- знание педагогики и психологии человека;
- наличие своей педагогической системы;
- творческий подход к работе; ответственное отношение к делу;
- высокая эрудиция и профессионализм;
- наличие в педагогической деятельности исследовательского компонента;
- умение ориентироваться в современной образовательной ситуации.
к плану
7.
4. СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ-НОВАТОРОВ
17.
Педагогический профессионализм
Требования к терминологическому аппарату педагогических работников
Подготовка учителя сельской школы
Перечень профессионально значимых качеств личности учителя
начальной школы
Социально-психологические аспекты педагогического труда
Личность классного руководителя
Специальные педагогические способности учителя русского
языка и литературы
Технологические этапы педагогического творчества
Профессионально-личностное развитие учителя
Творческие группы учителей
Профессиональное творчество учителя
Личность учителя как часть его профессиональной компетенции
Педагогическое общение учителя
Педагогическая импровизация
Причины, препятствующие учителю применять на практике психолого-пед.знания
Состояние шока у начинающего учителя
Педагогическая деятельность учителя
Удовлетворенность учителя своей профессией
Учитель-политик
Формирование правовой культуры учителей
Квалификация учителя начальной школы
Информационная потребность учителя
Круг обязанностей классного руководителя
Педагогическое творчество
Стиль руководства педагогическим коллективом
Психотехнические игры для учителей
Концептуальная схема труда учителя
Эмоциональная устойчивость учителя
18. Внеконтекстные
операции с научными понятиями
Р.
Г. Хазанкин ( г. Белорецк, Башкирия). Основная идея системы обучения
- совершенствование форм и методов обучения и оптимальное сочетание различных
видов учебных занятий. Главное в работе - творчество и графическая культура.
Ведущей целью обучения учителя-новатора является пробуждение ученика к
активизации, к самостоятельному творчеству, к реализации скрытых возможностей.
Учитель
выделяет 8 типов уроков: 1. Урок - лекция. 2. Урок решения ключевых задач.
3. Урок обучающих задач. 4. Урок - консультация. 5. Урок - зачет. 6. Урок
- анализ результатов зачета. 7. Контрольная работа. 8. Урок - анализ и
коррекция результатов контрольной работы.
Отличительные
черты системы обучения Р.Г. Хазанкина: поощрение творческой инициативы
как всего коллектива, так и каждого учащегося; органическая связь коллективной
и индивидуальной работы; умелое управление общением старших и младших
школьников; развитие практических навыков в работе с графической информацией.
Н.Н.
Палтышев (СПТУ, г. Одесса ). Главная цель системы обучения -
интенсификация учебного процесса. Учитель-новатор старается выработать
у учащихся: умение слушать и чувствовать; умение работать с литературой;
умение давать полный ответ. Система обучения математике отрабатывается
по алгоритму:
1.
Выбор основного, базового блока из всех программ, т.е. выбор необходимого
минимума знаний, репродуктивное преподнесение учебного материала, неоднократный
повтор, заканчивающийся зачетом.
2. Изучение нового материала по схеме: а) в целом; б) по блокам; в) “сворачивание”
материала и составление плана изучения.
3. Подготовка к экзаменам через систему повторения по крупным обобщающим
блокам, таблицам, схемам.
А.А.
Окунев (г. Санкт-Петербург). Основой системы обучения А.А. Окунева
является система развивающего обучения Л.В. Занкова в более быстром темпе
по сложности и новизне.
Учитель
учит учащихся: анализировать возникшие ситуации; контролировать свою деятельность;
ставить умные и правильные вопросы; делать обобщения; уметь алгоритмизировать
учебный материал; запоминать учебный материал и воспроизводить забытое.
Обучение
математике, развитие логического мышления учитель осуществляет через систему
упражнений, например:
1. Что такое
одна сотая ?
2. Заштрихуйте одну десятую часть объекта.
3. Для двух дробей 2/3 и 8/21 выполните следующие действия: приведите
к общему знаменателю; вычислите сумму; вычтите; приведите к одинаковому
числителю; представьте в виде десятичных дробей; укажите на числовой прямой;
сравните с 1/2; дополните до единицы и т.д.
к плану
?
Вопросы для самопроверки
- Какие
компоненты включает в себя педагогическая деятельность учителя математики?
- Какими
умениями должен обладать современный учитель математики?
- Охарактеризуйте
деятельность учителя математики с позиции ее функционального назначения:
- гностическая,
- констуктивная,
- организационная,
- информативная,
- контрольно-оценочная.
- Дайте
характеристику уровням методических умений учителя математики.
- Какую
роль в педагоической деятельности учителя математики занимает планирование?
Охарактеизуйте виды планирования.
- Назовите
источники методических знаний учителя математики и приведите примеры.
- Что представляет
собой педагогический опыт?
к плану
Литература
- Ангеловски
К. Учителя и инновации: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991.
- Ефремов
А.В. Уроки педагогики сотрудничества // Математика в школе. - 1995.
- № 3.
- Некашена
Л., Семушина Л. Моделирование профессиональной деятельности в учебном
процессе. – М., 1989.
- Пидкасистый
П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. Второе издание. Первая книга
учителя. - М.: Педагогическое общество России, 1999.
- Питюков
В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие.
- М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем» «Роспедагенство», 1997.
- Подготовка
учителя математики в педвузах в условиях профильной и уровневой дифференциации
обучения в школах. - Елабуга, 1994. - 207 с.
- Профессиональная
педагогика: Учебник для студентов, обучаемых по педагогическим специальностям
и направлениям. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», М.,
1997.
- Саранцев
Г.И. О профессионализме в подготовке учителя математики // Математика
в школе. - 1990. - № 4.
- Семенов
Е.Е., Зюкина И.Е. Стиль преподавания и подготовка учителя математики
// Математика в школе. - 1995. - № 2.
- Смирнова
Е.М. Разработка урока // Математика в школе. - 1992. - № 6.
- Совершенствование
профессиональной подготовки будущего учителя общеобразовательной школы.
- Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 1993. - 93 с.
- Столяренко
Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов.
– Ростов н/Д: «Феникс», 2001.
- Чернилевский
Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов.
– М.: ЮНИТА-ДАНА, 2002.