12.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ШКОЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ
Голова,
наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую,
в которой все в порядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова,
где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех
ящиках есть надписи, а в ящиках пусто.
К.Д.
Ушинский
В
математике требуется громадная систематичность: если выпадает хотя
бы одно звено, то делается непонятным все остальное.
Н.К.
Крупская
12.
1. Цели систематизации и обобщения школьного курса математики
12. 2. Формы организации повторения
Вопросы для самопроверки
Литература
к плану
12.
1. ЦЕЛИ СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ
В
курсе изучения математики особое место занимает систематизация и обобщение
учебного материала. Наиболее важное значение это играет при подготовке
к экзаменам по математике.
Различают
два вида повторения математического материала:
-
частичное повторение (осуществляется через “вкрапливание“
повторяемого материала в урок);
-
полное повторение (через выделение отдельных часов по
программе для подготовки к экзаменам).
В
ходе повторения учитель должен:
-
помочь учащимся выделить главное и второстепенное в учебном материале;
-
научить работать с учебной и дополнительной литературой (конспектирование,
цитирование, реферирование, анализ и синтез, выделение смысловых связей,
“сворачивание“ и “разворачивание” текста и т.д.);
-
выработать умение у учащихся пользоваться формулами, теоремами в различных
нестандартных ситуациях;
-
сформировать готовность ответить на любой дополнительный вопрос, научить
прогнозировать вопросы;
-
научить самостоятельно добывать знания;
-
научить пользоваться справочниками различного вида и т. д.
к
плану
12.
2. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВТОРЕНИЯ
Повторение
учебного материала может осуществляться в различных формах:
1.
Повторение учебного материала через понятийный аппарат.
Понятия
и определения, лежащие в основе любой темы школьного курса математики,
являются базой для формирования логических связей и осознания теоретического
материала. Работа по формированию понятийного аппарата может быть организована
по-разному. Например, математические диктанты: по содержанию определить
понятие; по понятию определить содержание; закончить определение и т.д.
Например,
из набора определений и понятий выбрать те определения и понятия, которые
касаются квадратичной функции. Объясните свой выбор.
2.
Повторение теоретического материала.
Теоретический
материал может повторяться в различных формах:
а)
устный ответ по плану ученика основных теоретических положений изучаемого
материала;
б)
лекция учителя;
в)
лекция учителя с запланированными ошибками;
г)
лекция - диалог вдвоем (учащиеся);
д)
зачет по контрольным вопросам;
е)
аукцион теоретических предложений по теме и т.д.
3.
Визуальное повторение (через чертежи, схемы, таблицы ). Повторение
осуществляется эффективнее через информацию визуального характера, например,
через блок-схемы или опорные блоки. Например, рассмотрите расположение
графика квадратичной функции y = ax2 + bx + c относительно
координатных осей в зависимости от количества корней квадратного уравнения
a
x2 + bx + c = 0,
от пересечений
графика с осями координат (рис. 30):
Рис.
30. Поведение графика функции y = a x2 + bx + c
в зависимости от коэффициента а , дискриминанта D
4.
Повторение, обобщение учебного материала через задания продвинутого уровня.
Приведем примеры:
Пример
1. Не находя корней уравнения x2 - 7x + 10 = 0, определите:
а)
( x1 + x2 )2 ; б) x13
+ x23 ; в) x1 /x2 + x2
/x1 ; г) 1/12 + 1/22.
.
Пример
2. Определите число m такое, чтобы уравнение x2 - 12x + m =
0 имело два действительных корня, один из которых больше другого на 2
√ 2.
Положительные
результаты дает при решении заданий повышенной сложности смена деятельности
учащихся. Задачи решаются: у доски, с подробным объяснением; с комментированием;
с выборочными ответами; самостоятельно и др.
5.
Повторение и обобщение через задания исследовательского характера. Задания
творческого характера можно реализовать при подготовке НОУ или при написании
учащимися практических и индивидуальных работ. Тематики таких работ могут
быть различными:
- Изучить
поведение графика квадратичной функции в зависимости от коэффициента
a и дискриминанта D:
y = ax2 + bx + c
- Исследовать
взаимное расположение параболы и прямой:
x2 = 2py; y = kx + b.
- Развертки
многогранников (призма, параллелепипед и др.).
- Конические
поверхности. Развертки конических поверхностей (конус, цилиндр и др.).
к плану
?
Вопросы для самопроверки
- Какую
роль в школьном курсе математики занимает процесс систематизации и обощения
учебного материал?
- Охарактеризуйте
виды повторения математического материала.
- Определите
функции учителя математики в организации процесса систематизации и повторения
учебного материала школьниками.
- Перечислите
и расскажите о формах организации повторения на уроках математики:
- через понятийный аппарат;
- через теоретический материал;
- через визуализацию математического материала;
- через материал углубленного уровня;
- через исследовательскую работу учащихся на уроках математики.
к
плану
Литература
- Бабанский
Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.:
Просвещение, 1985.
- Башмаков
М.И. Резник Н.А. Развитие визуального мышления на уроках математики
// Математика в школе. - 1994. - № 2.
- Гладкий
А.В. Язык, математика и лингвистика // Математика в школе. - 1994.
- № 1.
- Дьяченко
В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. -
М.: Педагогика, 1989.
- Зильберберг
Н.И. Урок математики: Подготовка и проведение. - М.: Просвещение,
1995.
- Колягин
Ю.М. Основные понятия современного школьного курса математики. - М.,
1974.
- Методика
преподавания математики в средней школе. Общая методика: Учеб. пособие
для студентов пед. ин-тов по спец. 2104 “Математика” и 2105 “Физика”
/ А.Я.Блох, Е.С. Канин, Н.Г. Килина и др., Сост. Р.С. Черкасов, А.А.
Столяр. - М.: Просвещение, 1985.
- Методика
преподавания математики в средней школе: Общая методика: Учеб. пособие
для студентов физ.- мат. фак. ин-тов / В.А. Оганесян, Ю.П. Колягин,
Г.Л. Луканкин, В.Я. Саннинский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. :
Просвещение, 1980.
- Совершенствование
профессиональной подготовки будущего учителя общеобразовательной школы.
- Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 1993.
- Современные
проблемы методики преподавания математики: Сб. статей. Учеб. пособие
для студентов физ.-мат. фак. ин-тов / Сост. Н.С. Антонов, В.А. Гусев.
- М.: Просвещение, 1985. Темербекова А.А. Методика преподавания математики.
- Горно-Алтайск: РИО «Универ-Принт», 2002.