Растения можно встретить повсюду: на просторах степей и на горных кручах, в безводных пустынях и в топких тундрах. Даже воды озер, рек, морей и океанов населены растениями. А задумывались ли вы над тем, могут ли растения живущие в воде, жить на суше? почему зеленые растения называют "детьми Солнца"? Действительно ли от зеленого убранства Земли зависит жизнь всего живого на планете? На эти и другие вопросы человеку помогает найти ответ древнейшая из наук - ботаника.
С глубокой древности все живые существа относили либо к царству
растений, либо к царству животных. Когда были открыты организмы,
которые нельзя было в полной мере отнести ни к растениям, ни к животным, учеными
было выделено еще два царства: бактерий и грибов .
В наши дни наука выявила следующие черты сходства и различия между растениями и другими организмами. Со всеми живым организмами растения сближает то, что они способны к питанию, дыханию, росту и размножению. Но в отличие от других живых существ растения способны использовать солнечную энергию и простые неорганические вещества для создания необходимых им питательных веществ. Бактерии, грибы и животные, в отличие от растений могут питаться лишь сложными химическими веществами.
Несмотря на то, что деление живых организмов на два царства устарело, по традиции все группы организмов, ранее относившихся к растениям: бактерии и грибы, изучаются в курсе ботаники.
Слово "ботаника" происходит от греческого "ботанэ", что в переводе означает "зелень", "трава", "растение". Ботаника как наука занимается всесторонним исследованием растений и объединяет все современные знания о них. Она изучает внешнее и внутреннее строение растений, законы их жизнедеятельности. Кроме того, ботаника изучает места распространения растений на Земле, исследует связь растений друг с другом, и с окружающими их природными условиями.
В зависимости от того, с какой стороны исследуется растение, выделяются различные разделы ботаники.
Морфология растений (от греческого слова "морфо" - форма) изучает внешнее строение растений, разнообразие форм листьев, цветков, корней и других органов.
Анатомия растений (от латинского "анатомэ"
- рассечение) исследует их внутреннее строение. Она устанавливает связь внутреннего
строения растения с особенностями его жизнедеятельности.
Физиология растений (от греческого "физис" - природа) изучает их жизнедеятельность. Например, каким образом по растению перемещается вода и как запасаются питательные вещества.
Экология растений (от греческого "ойкос" - дом, жилище) изучает зависимость жизни растений от внешних условий, например, количества тепла и влаги.
Систематика растений (от греческого "систематикос" - упорядоченный) занимается изучением всех ныне живущих и вымерших растений, а так же распределением их по родственным группам.
Палеоботаника (от греческого "палаиос" древний) - изучает историю развития растительного мира. Для этого используются окаменелые остатки растений, живших на Земле тысячи и миллионы лет назад.
Первые ботанические знания появились еще в глубокой древности. Сведения о том, какие растения съедобны, а какие ядовиты, какие останавливают кровь, а какие - унимают боль в животе передавались из поколения в поколение.
Со временем человек узнавал все больше и больше новых растений. Земледельцы постигали способы возделывания культурных растений. Ремесленники и строители постигали свойства древесины различных деревьев. Так, в течение многих тысячелетий люди разных профессий накапливали ботанические знания.
Первыми людьми, которые серьезно изучали свойства растений, были древние целители и народные знахари. Среди памятников письменности Древнего Египта, Ассирии были найдены тексты, содержащие сведения о пищевых и лекарственных растениях. В конце третьего тысячелетия до нашей эры в Древнем Китае была написана легендарная книга о травах "Бонь цао", которая и сегодня считается одной из лучших книг о свойствах растений.
Первым тысячелетием до нашей эры датируется Древнеиндийская книга "Аюроведа", название которой обозначает "наука о жизни". В ней содержатся описания многих лекарственных растений Индии.
В третьем веке до нашей эры древнегреческий
ученый Теофраст
впервые попытался собрать все, что было известно к тому времени о растениях.
Его книги содержали настолько обширные знания, что служили людям в течение многих
столетий. Именно поэтому с именем Теофраста связывают зарождение науки о растениях,
а его самого называют "отцом ботаники".
Однако "отцом современной ботаники"
по праву можно было бы назвать другого ученого, жившего спустя 2000 лет после
Теофраста. Это выдающийся шведский ученый-натуралист 18 века Карл Линней
.
Его заслуга перед наукой состоит в том, что он навел порядок в систематике растений.
В те времена уже были известны десятки тысяч растений, но в их названиях существовала
путаница. Часто одно и то же растение разные ученые называли по своему. Линней
же ввел простую систему классификации растений, по которой каждое растение имело
название из двух слов. С тех пор, ботаники всего мира дают имена новым растениям
по правилам Линнея.
В Девятнадцатом веке на развитие ботаники и других биологических
наук большое влияние оказали исследования английского ученого Чарлза Дарвина
.
В своих научных работах он доказал, что современные растения, как и животные,
появились не сразу, а произошли от своих примитивных предков, живших в глубокой
древности.
В Двадцатом веке русский ученый Николай
Иванович Вавилов
доказал, что все культурные растения, возделываемые человеком имели свои первоначальные
центры происхождения, а затем уже распространились по миру.
Развитие теорий происхождения организмов привело к созданию множества разделов и направлений в ботанике. Сегодня границы между отдельными ее отраслями все больше стираются. Ученым-биологам приходится учитывать влияние окружающей среды на поле своей деятельности. Поэтому они проводят исследования в тесном контакте с учеными других отраслей науки.
Разделы ботаники | ||
Название науки | Что изучает | От какого слова происходит |
Морфология растений | Внешнее строение растений | Греч. "морфо" - форма |
1. морфология растений | 1. изучает историю растительного мира |
2. анатомия растений | 2. изучает разнообразие растений |
3. физиология растений | 3. изучает жизнедеятельность растений |
4. систематика растений | 4. изучает внешнее строение растений |
5. палеоботаника | 5. изучает внутреннее строение растений |
6. экология растений | 6. изучает связь растений между собой и с окружающей средой |