Растения и наука.

Растения можно встретить повсюду: на просторах степей и на горных кручах, в безводных пустынях и в топких тундрах. Даже воды озер, рек, морей и океанов населены растениями. А задумывались ли вы над тем, могут ли растения живущие в воде, жить на суше? почему зеленые растения называют "детьми Солнца"? Действительно ли от зеленого убранства Земли зависит жизнь всего живого на планете? На эти и другие вопросы человеку помогает найти ответ древнейшая из наук - ботаника.

Растения как часть живой природы

С глубокой древности все живые существа относили либо к царству растений, либо к царству животных. Когда были открыты организмы, которые нельзя было в полной мере отнести ни к растениям, ни к животным, учеными было выделено еще два царства: бактерий и грибов (1).

В наши дни наука выявила следующие черты сходства и различия между растениями и другими организмами. Со всеми живым организмами растения сближает то, что они способны к питанию, дыханию, росту и размножению. Но в отличие от других живых существ растения способны использовать солнечную энергию и простые неорганические вещества для создания необходимых им питательных веществ. Бактерии, грибы и животные, в отличие от растений могут питаться лишь сложными химическими веществами.

Несмотря на то, что деление живых организмов на два царства устарело, по традиции все группы организмов, ранее относившихся к растениям: бактерии и грибы, изучаются в курсе ботаники.

Что изучает ботаника?

Слово "ботаника" происходит от греческого "ботанэ", что в переводе означает "зелень", "трава", "растение". Ботаника как наука занимается всесторонним исследованием растений и объединяет все современные знания о них. Она изучает внешнее и внутреннее строение растений, законы их жизнедеятельности. Кроме того, ботаника изучает места распространения растений на Земле, исследует связь растений друг с другом, и с окружающими их природными условиями.

В зависимости от того, с какой стороны исследуется растение, выделяются различные разделы ботаники.

Морфология растений (от греческого слова "морфо" - форма) изучает внешнее строение растений, разнообразие форм листьев, цветков, корней и других органов.


Анатомия растений (от латинского "анатомэ" - рассечение) исследует их внутреннее строение. Она устанавливает связь внутреннего строения растения с особенностями его жизнедеятельности.

Физиология растений (от греческого "физис" - природа) изучает их жизнедеятельность. Например, каким образом по растению перемещается вода и как запасаются питательные вещества.

Экология растений (от греческого "ойкос" - дом, жилище) изучает зависимость жизни растений от внешних условий, например, количества тепла и влаги.

Систематика растений (от греческого "систематикос" - упорядоченный) занимается изучением всех ныне живущих и вымерших растений, а так же распределением их по родственным группам.

Палеоботаника (от греческого "палаиос" древний) - изучает историю развития растительного мира. Для этого используются окаменелые остатки растений, живших на Земле тысячи и миллионы лет назад.

Хотите знать ещё?

Как появилась ботаника?

Первые ботанические знания появились еще в глубокой древности. Сведения о том, какие растения съедобны, а какие ядовиты, какие останавливают кровь, а какие - унимают боль в животе передавались из поколения в поколение.

Со временем человек узнавал все больше и больше новых растений. Земледельцы постигали способы возделывания культурных растений. Ремесленники и строители постигали свойства древесины различных деревьев. Так, в течение многих тысячелетий люди разных профессий накапливали ботанические знания.

Первыми людьми, которые серьезно изучали свойства растений, были древние целители и народные знахари. Среди памятников письменности Древнего Египта, Ассирии были найдены тексты, содержащие сведения о пищевых и лекарственных растениях. В конце третьего тысячелетия до нашей эры в Древнем Китае была написана легендарная книга о травах "Бонь цао", которая и сегодня считается одной из лучших книг о свойствах растений.

Первым тысячелетием до нашей эры датируется Древнеиндийская книга "Аюроведа", название которой обозначает "наука о жизни". В ней содержатся описания многих лекарственных растений Индии.

В третьем веке до нашей эры древнегреческий ученый Теофраст (3) впервые попытался собрать все, что было известно к тому времени о растениях. Его книги содержали настолько обширные знания, что служили людям в течение многих столетий. Именно поэтому с именем Теофраста связывают зарождение науки о растениях, а его самого называют "отцом ботаники".

Однако "отцом современной ботаники" по праву можно было бы назвать другого ученого, жившего спустя 2000 лет после Теофраста. Это выдающийся шведский ученый-натуралист 18 века Карл Линней (3). Его заслуга перед наукой состоит в том, что он навел порядок в систематике растений. В те времена уже были известны десятки тысяч растений, но в их названиях существовала путаница. Часто одно и то же растение разные ученые называли по своему. Линней же ввел простую систему классификации растений, по которой каждое растение имело название из двух слов. С тех пор, ботаники всего мира дают имена новым растениям по правилам Линнея.

В Девятнадцатом веке на развитие ботаники и других биологических наук большое влияние оказали исследования английского ученого Чарлза Дарвина (3). В своих научных работах он доказал, что современные растения, как и животные, появились не сразу, а произошли от своих примитивных предков, живших в глубокой древности.

В Двадцатом веке русский ученый Николай Иванович Вавилов (3) доказал, что все культурные растения, возделываемые человеком имели свои первоначальные центры происхождения, а затем уже распространились по миру.

Развитие теорий происхождения организмов привело к созданию множества разделов и направлений в ботанике. Сегодня границы между отдельными ее отраслями все больше стираются. Ученым-биологам приходится учитывать влияние окружающей среды на поле своей деятельности. Поэтому они проводят исследования в тесном контакте с учеными других отраслей науки.

Хотите знать ещё?

Понятия:

Вопросы:

  1. Что изучает ботаника? Каково ее значение?
  2. Чем растения отличаются от других живых организмов?
  3. Как зародилась и развивалась наука о растениях? Используя рисунок (3) расскажите об ученых, внесших вклад в развитие ботаники.
  4. Какие разделы ботаники вы знаете и что они изучают?

Задания:

  1. Пользуясь учебником, заполните таблицу (по приведенному образцу).
    Разделы ботаники
    Название науки Что изучает От какого слова происходит
    Морфология растений Внешнее строение растений Греч. "морфо" - форма
  2. По аналогии с древом биологических наук, изображенным на рисунке
    (2), попробуйте придумать дерево ботанических наук.

Проверьте себя!

  1. Что изучают различные разделы ботаники? Найдите ответ в правом столбике.
    1. морфология растений 1. изучает историю растительного мира
    2. анатомия растений 2. изучает разнообразие растений
    3. физиология растений 3. изучает жизнедеятельность растений
    4. систематика растений 4. изучает внешнее строение растений
    5. палеоботаника 5. изучает внутреннее строение растений
    6. экология растений 6. изучает связь растений между собой и с окружающей средой
  2. Многие растения еще в древности человек стал считать символами, олицетворяющими долголетие, могущество, дружбу, любовь. Одни из них нашли отражение в национальной символике: их можно встретить на государственных флагах, монетах, гербах. Другие - запечатлены в народных сказаниях и легендах. Именно таким растениям посвящены вопросы викторины, которую вы можете провести для своих братьев и сестер, друзей и родителей. Но прежде вам самим необходимо найти правильные ответы. Это вы можете сделать обратившись к справочникам, энциклопедиям и другой дополнительной литературе.
    1. Согласно поэтическому сказанию в этот цветок превратился прекрасный юноша, которому при рождении было предсказано жить до тех пор, пока он не увидит самого себя. Юноша вырос нелюдимым и застенчивым, любил охоту и много времени проводил в лесу. Однажды он увидел свое отражение в лесном озере и влюбился в него. Тщетно юноша молил отражение выйти из воды, и не дождавшись, от отчаянья умер. На этом месте вырос прекрасный белый цветок.
    2. Ни одно растение не играло в истории культуры человечества такой роли, как это. Его первым стали выращивать ради красоты. В древности его посвящали богам: греки - богине любви Афродите, римляне - богу молчания Гарпоократу. Присутствие цветка означало обещание хранить все сказанное в тайне. Стилизованное изображение этого цветка - розетка - является архитектурным украшением многих зданий.
    3. Это растение, называемое "Королевской лилией", украшало флаги и национальные гербы многих стран Европы. Оно являлась эмблемой королевской династии, и впервые ее изображение появилось во Франции в десятом веке, а на гербе и флаге французских королей - в двенадцатом веке. Этот цветок встречался на королевских печатях и монетах.
  3. Ребус - это загадка в рисунках. Ребусом называется изображение какого-либо слова или целого предложения при помощи комбинации букв, цифр, рисунков, знаков. Расшифруйте ребус, и вы вспомните, что изучает ботаника.

Взгляните на мир глазами души!