Раздел I. Основы экономической деятельности общества
Тема 5: Основы функционирования рыночного
хозяйства
Изучение этой темы
позволит понять:
·
Что
такое рынок, и каковы предпосылки его возникновения;
·
Как соотносятся понятия товарное
производство, рынок, капиталистическое хозяйство;
·
Какую
роль играют экономические институты в функционировании рынка;
·
Какие
виды рынков существуют;
·
Из
каких элементов состоит рыночная инфраструктура.
Основные понятия: рынок, ценовая конкуренция, неценовая конкуренция, санация,
локальный рынок, региональный рынок, национальный рынок, мировой
рынок, трансакция, трансакционные издержки, экономические институты
общества, биржа товарная и фондовая, банк, монополия, олигополия, чистая
конкуренция, монополистическая конкуренция.
План семинара
1. Рынок как общественный механизм
обмена.
2. Понятие рыночной структуры.
3. Экономические институты рынка.
Практические задания:
1. Что из нижеперечисленного
может рассматриваться как рыночная деятельность, а что – как нерыночная
деятельность:
1) рекламные объявления в газете;
2) приготовление пищи в домашних
условиях;
3) предоставление государством пособий
по безработице;
4) закупки государством военной
техники;
5) выращивание овощей на приусадебном
участке для продажи;
6) «блошиный рынок».
2.
Разграничьте
субъекты и объекты рыночных отношений:
a) Предприниматель Васильев;
b) Акционер Петров;
c) Апельсины;
d) Слесарь Иванов;
e) Металлорежущий станок;
f)
Домохозяйка
Федорова;
g) Банк «Санкт-Петербург»;
h) Деньги;
i)
Трудовые
навыки.
3.
Решая
что, как и для кого производить, рынок:
a) Всегда функционирует как гибкая,
саморегулирующаяся система (да/нет);
b) Ориентирован на производство социально
необходимых товаров;
c) Часто не может успешно
функционировать без вмешательства государства;
d) Гарантирует всем участникам равные
права на труд и доход;
e) Способствует удовлетворению потребностей
всех членов;
f)
Ориентирован
на удовлетворение потребностей тех, кто оплатить товары и услуги;
g) Способствует внедрению достижений
НТП.
4.
Сгруппируйте рынки в соответствии с критериями
классификации (экономическое значение, товарные группы, пространственный
признак, степень ограничения конкуренции, характер продаж, степень
законности): теневой рынок; оптовый рынок; мировой рынок; рынок
продовольственный рынок; рынок труда; рынок ценных бумаг; легальный рынок;
рынок сельхозсырья; монопольный рынок; местный рынок;
розничный рынок; рынок благ; рынок научно-технических разработок.
5.
Конкурентный
рыночный механизм это способ:
a) Согласование решений потребителей,
производителей и владельцев факторов производства;
b) Синхронизация этих решений;
c) Согласование и синхронизация этих
решений;
d) Ни синхронизация, ни согласование
этих решений.
6.
Какой
из этих признаков свидетельствует об отсутствии конкуренции в отрасли:
a) Уровень прибыли ниже нормального для
данной экономики;
b) Неспособность данной отрасли к
расширению производства;
c) Невозможность другим фирмам войти в
данной отрасли;
d) Более низкий уровень оплаты труда,
сем в среднем по стране.
7.
Дайте
правильный ответ. К трансакционным издержкам
относятся следующие расходы:
a) расходы на покупку сырья;
b) расходы на покупку оборудования;
c) рекламные расходы;
d) расходы на аренду помещения;
e) расходы на проведение переговоров с
контрагентами об условиях поставки;
f)
расходы
на заработную плату;
g) расходы на содержание адвоката,
обеспечивающего юридическую защиту деятельности предприятия.
8.
Вы
решили продать свой старый автомобиль. Вы осуществите его продажу, если:
a) трансакционные издержки равны продажной цене
автомобиля;
b) трансакционные издержки меньше продажной цены
автомобиля;
c) трансакционные издержки больше продажной цены
автомобиля.
9.
Что
включается в инфраструктуру рынка:
a) Банки;
b) Ярмарки;
c) Валютные биржи;
d) Биржи труда;
e) Магазины розничной торговли;
f)
Аукционы;
g) Аудиторские фирмы;
h) Налоговая инспекция;
i)
Аэропорт.
Контрольные
вопросы:
1. Дайте определение рынка. В чем заключается
сложность определения рынка?
2. Каким образом соотносятся друг с
другом такие понятия как: обмен, рынок, тварное
производство, капиталистическое хозяйство, рыночная экономическая система.
3. Перечислите условия, необходимые для
возникновения рынка как общественного механизма обмена.
4. Назовите достоинства и недостатки
рыночной системы.
5. Дайте классификацию рынков,
используя различные классификационные признаки.
6. Что такое трансакционные
издержки? Какую роль они играют для обменных процессов в обществе?
7. Какую роль играют экономические институты
общества для формирования развитых рыночных отношений.
8. Что такое рыночная инфраструктура?
Опишите некоторые элементы рыночной инфраструктуры.
Темы рефератов:
1. Субъекты рынка и их характеристика.
2. Границы рыночных отношений.
3. Отличительные черты современного рынка.
4. Формы и методы неценовой конкуренции.
5. Биржи, их виды и роль в рыночной экономике.
Основная литература:
1. Баликоев В.З. Общая экономическая
теория. Учебное пособие. Рек.Мин.общего
и проф.образ.РФ в качестве уч-ка
для вузов. – Новосибирск: Издательство ЮКЕА, 1998. – 624 с.
(глава 7)
2. Курс экономической теории:
Учебник для вузов.Рек.Мин.общего
и проф.образ.РФ в качестве уч-ка
для вузов/ Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.Л. -Киров, Издательство «АСА»,
2001. – 743 с. (глава 5,15)
3. Теоретическая экономика. : Учебник. Рек. Мин. обр. РФ/ Под
ред. Г.П. Журавлевой, Н.Н. Мильчаковой. - М., Издательство «ЮНИТИ», 1997. – 485с.
(глава 5)
4. Экономика: Учебник для вузов.Рек.Мин.общего и проф.образ.РФ в качестве уч-ка
для вузов/ Под ред. Булатова А.С. – М.:
Экономист, 2004. – 895 с. (глава 5)
5. Экономическая теория: Учебник.
Рек. Мин. обр. РФ/ Под ред. В.Д.Камаева. - 10-е
изд. перераб. и доп.. - М.:
Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 590 с. (главы 3.1., 3.5., 3.6.)
6. Экономическая теория: Учебник
для вузов.Рек.Мин.общего
и проф.образ.РФ в качестве уч-ка
для вузов/ Под ред. Добрынина А.С., Тарасевич
Л.С. – СПб., Издательство СПбГУЭФ, 2001. – 542 с.
(глава 6,8)
Дополнительная литература:
1. Григорьев С. Затраты на совершение
сделки //Экономика в школе, №1, 2002.
2. Никулина И. Внешние эффекты и
общественные блага //Экономика в школе, №2, 2003.
|