: Назад :: Главная : : Далее :

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ЭКОНОМИКЕ

ДЛЯ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ

 

 

Раздел I. Основы экономической деятельности общества
Тема 4: Товарное производство. Товар и деньги

 

Изучение этой темы позволит понять:

·        Что такой товарный тип производства, и каковы ее признаки.

·        Каким образом зародилось товарное производство.

·        Чем товар отличается от блага и от продукта, каковы его свойства.

·        Что такое деньги, какую форму они могут иметь.

·        Какую закономерность рассматривает закон денежного обращения.

 

Основные понятия: Натуральное хозяйство, простое товарное производство, капиталистическое товарное производство, товар, теория трудовой стоимости, потребительная стоимость, меновая стоимость, теория предельной полезности,  деньги,  денежные агрегаты, ликвидность, закон денежного обращения,

 

План семинара

1.      Возникновение товарного производства и его характеристика.

2.      Товар. Теория трудовой стоимости и предельной полезности.

3.      Деньги: свойства, функции, форма, закон денежного обращения.

 

            Практические задания:

1.      Какие из нижеприведенных признаков относятся к натуральному хозяйству, а какие к товарному?

1)      Продукты труда производятся для обмена.

2)      Существует замкнутость производителей.

3)      Продукты производятся для внутрихозяйственного потребления.

4)      Связь между производством и потреблением прямая, ничем не опосредованная.

5)      Присутствует специализация производителей на производстве какого-либо продукта.

 

2.      Какие черты характеризуют только товарное производство:

1)      общественное разделение труда;

2)      универсализация труда;

3)      продукты производства не для собственного производства, а для продажи;

4)      экономические связи между производством и потреблением опосредованы деньгами;

5)      экономическая обособленность производителей и развитие обмена;

6)      возможность определять, что, как и для кого производить.

 

3.      Товар - это:

1)      вещь, обладающая потребительной стоимостью или полезностью;

2)      вещь, являющаяся продуктом человеческого труда;

3)      вещь, обмениваемая на другую вещь или деньги;

4)      благо, не являющееся продуктом труда, но полезное человеку.

4.      Предельная полезность – это:

1)      способность блага удовлетворять ту или иную  потребность;

2)      субъективная оценка блага индивидуумом;

3)      сумма полезностей равновеликих частей блага;

4)      способность дополнительной единицы блага удовлетворять конкретную потребность индивидуума.

 

5.      Различие между деньгами и «квази деньгами» состоит в том, что:

1)      деньги в отличие от «почти денег» можно расходовать непосредственно;

2)      «почти деньги» включают в себя депозиты на банковских счетах, тогда как деньги не включают их;

3)      деньги обращаются быстрее чем «почти деньги»;

4)      «почти деньги» включают в себя все товары, которые могут быть проданы за деньги.

 

6.      Разграничьте субъективные и объективные подходы к определению сущности денег:

1)      деньги – результат договоренности между людьми;

2)      товар особого рода, ставший всеобщим эквивалентом в результате длительного исторического развития общества;

3)      изобретение человечества;

4)      социальная условность, средство обмена всех других благ;

5)      то, что используется как деньги.

 

7.      В стране имеются три производителя, обеспечивающих потребность общества  в товаре Х.

 

Производители

Индивидуальное рабочее время t, затрачиваемое на производство ед. товара Х (час)

Количество производимых товаров Х (ед.)

А

3

200

В

4

150

С

5

180

Рассчитайте общественно необходимое время, затрачиваемое на производство  товара Х.  Как изменится стоимость товара Х, если производительность  производителей увеличится в 1,2 раза?

8.      У потребителя имеются 3 бутылки лимонада. Условно полезность каждой бутылки определяется: 1-ой – 10 ютилей; 2-ой – 8 ютилей; 3-ей – 6 ютилей. Определите общую полезность всего запаса лимонада и предельную полезность каждой бутылки.

 

9.      Сумма цен товаров, находящихся в обращении, составляет 300 тыс. рублей; сумма цен товаров, проданных  в кредит - 20 тыс. рублей; сумма цен товаров, срок уплаты по которым наступил – 10 тыс. рублей. Одна денежная единица совершает в среднем 25 оборотов в год. Найти количество денег, необходимых для обращения. Что произойдет в экономике, если в обращении будет выпущено 10 тыс. рублей?

 

            Контрольные вопросы:

1.      Каковы предпосылки   возникновения товарного производства? Чем товарное производство отличается от натурального хозяйства?

2.      Какие типы товарного производства вы знаете? Дайте их характеристику?

3.      Объясните теорию трудовой стоимости. Каким свойством она наделяет товар?

4.      Объясните теорию предельной полезности. Как эта теория объясняет  характер потребления товара?

5.      Дайте определение денег. Можно ли их назвать товаром?

6.      Опишите процесс возникновения денег. Какие формы приобретали деньги в процессе эволюции?

7.      Перечислите денежные агрегаты? В чем их различие?

8.      Объясните действие закона денежного обращения в экономике.

           

Темы рефератов:

1.      История российских денег.

2.      Роль золота в международных отношениях: вчера, сегодня завтра.

3.      Теория предельной полезности: возникновение, сущность, развитие.

4.      Бартер в современной экономике: причины использования и характерные особенности.

5.      История банков с древнейших времен до наших дней.

 

Основная литература:

1.      Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. Рекин.общего и проф.образ.РФ в качестве уч-ка для вузов. – Новосибирск: Издательство ЮКЕА, 1998. – 624 с. (главы 5,9)

2.      Теоретическая экономика. : Учебник. Рек. Мин. обр. РФ/ Под ред. Г.П. Журавлевой, Н.Н. Мильчаковой. - М., Издательство «ЮНИТИ», 1997. – 485с. (глава 2)

3.      Экономика: Учебник для вузовек.Мин.общего и проф.образ.РФ в качестве уч-ка для вузов/ Под ред. Булатова А.С. – М.: Экономист, 2004. – 895 с. (глава 23.1.)

4.      Экономическая теория: Учебник. Рек. Мин. обр. РФ/ Под ред. В.Д.Камаева. - 10-е изд. перераб. и доп.. - М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 590 с.  (главы 4,14)

5.      Экономическая теория: Учебник для вузовек.Мин.общего и проф.образ.РФ в качестве уч-ка для вузов/ Под ред. Добрынина А.С., Тарасевич Л.С. – СПб., Издательство СПбГУЭФ, 2001. – 542 с. (глава 5)

 

Дополнительная литература:

1.      Галочкин И. Мотивы экономического поведения //Вопросы экономики, №6, 2004.

2.      Калинина И. Кредитно-финансовая мысль феодальной России и возникновение первых отечественных банков //Экономика в школе, №4, 2002.

3.      Калинина И. Становление и развитие банков и банковской науки //Экономика в школе, №3, 2002.

4.      Портной, М.А.  Деньги: их виды и функции/ М.А. Портной. - М.: Издательско-консалтинговая фирма"Анкил", 1998. - 167 с.

5.      Трошев К. Категории рыночная стоимость и рыночная цена в III томе Капитала» К. Маркса // Российский экономический журнал, №1, 2004.

 

: Назад :: Главная : : Далее :

© Горно-Алтайский государственный университет, 1999-2006