Содержание
Кубарев В.Д.
ШАМАНИСТСКИЕ СЮЖЕТЫ В ПЕТРОГЛИФАХ И ПОГРЕБАЛЬНЫХ РОСПИСЯХ АЛТАЯ Шинжин И.Б.
СХОДНЫЕ МОТИВЫ ИЗ СЮЖЕТА ЭПОСА СКАЗИТЕЛЕЙ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДРЕВНИХ ХУДОЖНИКОВ |
(г. Новосибирск) ШАМАНИСТСКИЕ СЮЖЕТЫ В ПЕТРОГЛИФАХ И ПОГРЕБАЛЬНЫХ РОСПИСЯХ АЛТАЯ К проблемам происхождения и эволюции шаманизма обращались многие ученые. Но к заявленной теме уместно отметить некоторые работы моих коллег - археологов, занимающихся исследованием наскальных изображений Северной Азии. Особое внимание вопросам генезиса сибирского шаманизма уделял в своих публикациях А.П. Окладников. Он считал, что: "...в антропоморфных изображениях (петроглифы эпохи бронзы на Байкале - В.Д.) отчетливо проявляется обширный комплекс идей, связанных с образами шаманов, с получением шаманского дара" (Окладников А.П., 1974, с.84). Шаманизм - как систему взглядов на окружающий мир и мифоритуальных действий, рассматривает А.И. Мартынов, полагая, что его зарождение в Сибири, произошло уже в неолите (1992, с.12). Возможную генетическую связь рогатых личин-масок в петроглифах Тувы, с конкретными шаманскими атрибутами этнографического времени, усматривают М.А. Дэвлет (1980, с.248-250) и М.Х. Маннай-оол (1992, с.86) Аналогичной точки зрения придерживается и 3. Самашев, интерпретируя фигуры "ряженых" в древнем наскальном искусстве Казахстана (1998, с.12)... |
|