АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИКЕ
О.Р. Шефер - г. Челябинск
Изучая состояния проблемы (способов и средств) реализации воспитания в учебном процессе по физике мы использовали различные методы исследования: изучение поурочных и тематических планов учителей физики; анализ посещенных уроков и бесед с учителями; анкетирование учителей, родителей и учащихся в МОУ © 63 г. Челябинска, в школе © 1 г. Лесосибирска Красноярского края и на курсах повышения квалификации при ЧИДПОПР позволило выявить мнение учителей физики, родителей по вопросам воспитания.
Рассмотрим полученные результаты. Одни учителя считают, что воспитание как отдельный элемент педагогической работы учителя не нужно. При этом данная группа учителей, порядка около 31%, обычно ссылаются на то, что государство перестало проводить ярко выраженную политику в области воспитания молодого поколения. "В школе воспитание - ненужная работа, которая не дает развиваться индивидуальности ребенка", - отмечают некоторые учителя.
Другая группа педагогов (56%) утверждает обратное. Они отмечают, что воспитание необходимо, оно уже заложено в обучении (поскольку обучение носит воспитательный характер) и, следовательно, специально организовывать его нет необходимости. По их мнению, "ни в какой особой воспитательной работе, кроме обучения, школа не нуждается, да и нет специально разработанных современных методик реализации воспитательной работы, а прежние устарели".
И лишь незначительная группа учителей отмечает, что, организуя воспитание, учитель создает определенные рамки, в которых деятельность учащихся приветствуется или поддерживается; тем самым тормозится развитие тех сторон индивидуальности ученика, которые имеют негативную направленность. Иными словами, эти учителя в ходе воспитательного процесса, специально организуя воспитание, целенаправленно развивают социально-ориентированные элементы индивидуальности ребенка. Но данная группа учителей также отмечает отсутствие современных методик воспитания подрастающего поколения.
Настораживает тот факт, что очень немногие из опрошенных учителей (14%) используют в своей работе материалы из журнала "Физика в школе" и газеты "Физика" из-за невозможности в материальном плане выписывать эти издания. Хотя анализ статей методической литературы показывает, что вопросы воспитания за последнее десятилетие в них практически не затрагивались. В номерах журнала "Физика в школе" до начала 90-х годов делался упор на коммунистическое воспитание, идеология которого в настоящие время категорически отвергается, хотя в нем было рациональное зерно, а новая идеология воспитания еще только выстраивается.
Изучение поурочных и тематических планов учителей физики, анализ посещенных уроков показывает, что методика преподавания, методика подачи учебного предмета не всегда могут заключать в себе воспитательные задачи. В некоторых случаях воспитательная область - область чистого воспитания - совершенно отдельная сфера деятельности педагога. Она имеет свои задачи и логику, которые являются сравнительно независимыми от задач и логики обучения.
Обучение строится, ориентируясь в основном на освоение учащимися основ различных наук. Воспитание же связано с освоением ребенком тех норм поведения, которые сложились в обществе, а также с формированием личностных черт и качеств человека.
С целью выявления реальных качеств личности подрастающего поколения учителям экспериментальных школ был задан вопрос: "Каких черт, качеств, на Ваш взгляд, сегодня недостает школьникам? (Укажите 4-5 самых недостающих по каждой группе учащихся: 1) 7-8 классы; 2) 9-11 классы)". Приведем итоги опроса (% от общего числа опрошенных респондентов по каждой группе) - таблицы 1 и 2.
Распределение недостающих, "дефицитных" качеств и черт личности учащихся
Таблица 1
© п\п | Недостающие качества | Группы (%) |
В целом по массиву | В том числе учащихся |
7-8-х классов | 9-11-х классов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Культура поведения (вежливость, тактичность, хорошие манеры и т.д.) | 65 | 60 | 70 |
2 | Милосердие, сердечность | 32 | 25 | 49 |
3 | Нравственность, честность, порядочность | 35 | 30 | 40 |
4 | Умение отличать хорошее от плохого | 19 | 20 | 18 |
5 | Практические умения и навыки, трудолюбие | 22 | 20 | 24 |
6 | Гражданская позиция | 39,5 | 35 | 44 |
7 | Патриотизм, чувство родины | 47,5 | 49 | 46 |
Как видно из таблицы 1, наибольшую неудовлетворенность учителей вызывает нравственная инфантильность детей, недостаток культуры, порядочности, честности, чувства патриотизма, отсутствие гражданской позиции у учащихся даже старших классов.
Среди других "дефицитных" качеств оказались следующие:
Таблица 2
Недостающие качества, черты личности | % от числа опрошенных респондентов |
Бескорыстие, щедрость | 14 |
Привязанность к родителям, семье, родным | 10 |
Предприимчивость, инициативность | 9 |
Особый интерес представляют результаты опроса родителей, оценивающих типичные качества своих детей, а именно оценки недостающих качеств.
305 родителям школьников 7-11 классов были заданы два вопроса:
- "Какие качества из перечисленных ниже более всего подходит Вашему ребенку?";
- "Кто, по-вашему, должен формировать эти качества у Вашего ребенка?"
Данные опроса приведены в таблицах 3, 4, 5.
Таблица 3
© п\п | Оценка качеств личности ребенка | Группы |
По полу родителей | По полу ребенка |
Отцы | Матери | Сыновья | Дочери |
1 | Обладает культурой поведения | 46 | 38 | 32 | 52 |
2 | Совестливый, порядочный | 15 | 30 | 18 | 27 |
3 | Обладает чувством патриотизма, любви к родине | 19 | 12 | 21 | 10 |
4 | Бескорыстный, щедрый | 20 | 35 | 32 | 23 |
5 | Нравственный | 17 | 10 | 8 | 9 |
6 | Имеет гражданскую позицию | 22 | 20 | 25 | 17 |
Таблица 4
© п\п | Качества личности | Кто должен формировать данные качества |
Семья | Школа |
1 | Культура поведения | 56 | 44 |
2 | Честность, порядочность | 70 | 30 |
3 | Бескорыстие, щедрость | 31 | 9 |
4 | Нравственность | 32 | 68 |
5 | Патриотизм | 40 | 57 |
6 | Гражданская позиция | 25 | 75 |
Из выделенных в анкете характеристик, оценка которых производилась, лишь каждый шестой из опрошенных отметил наличие патриотизма у своих детей (среди отцов - 19%, среди матерей - 12%).
В определенной мере противоречат устоявшимся стереотипам в родительской и педагогической среде мнения о превалировании тех или иных качеств у девочек и мальчиков, девушек и юношей. Так, меньшее число родителей считают своих сыновей "совестливыми, порядочными", чем родители, воспитывающие дочерей. "Высоконравственными", по оценке родителей, примерно равное число среди молодых представителей двух полов (8% и 9%). Это качество выделяет очень низкий процент опрошенных респондентов. Среди девочек несколько больше "обладающих культурой поведения" (32% и 52%). Большое число родителей перекладывает функцию воспитания, формирования гражданской позиции и патриотизма на школу, что отмечается ими в анкетах.
Распределение мнения родителей о приоритете школы
в формировании характеристик личности ребенка
Таблица 5
Характеристики личности ребенка | % от числа опрошенных респондентов |
Культура поведения | 44 |
Совестливость, порядочность | 30 |
Чувство патриотизма | 37 |
Бескорыстие, щедрость | 9 |
Нравственность | 68 |
Гражданская позиция | 78 |
Настораживает тот факт, что такие качества, как бескорыстность и щедрость, как указывают родители в анкетах, формировать нужно в семье и только относительно родных и близких детям людей.
Основной вывод, который можно сделать из приведенных выше данных, однозначен: в настоящее время складывается своеобразная педагогическая ситуация, связанная с уникальностью формирования
- гражданской позиции;
- патриотизма;
- нравственных черт и качеств детей.
Это обстоятельство настоятельно требует создания и реализации в учебном процессе соответствующей методики воспитания гражданственности, патриотизма и нравственности у учащихся, а также специальных методических пособий по данному вопросу.
|