Растения цветковые и нецветковые

Цветущие растения - одно из самых прекрасных явлений природы. Мы улыбаемся, глядя на роскошные пионы и розы, элегантные тюльпаны, очаровательные и скромные ромашки, буйные заросли цветущей сирени, белоснежную, благоухающую черемуху. Как много радости приносит нам их удивительная красота!

Какие растения называют цветковыми, а какие - нецветковыми?

Растения имеющие цветки и после отцветания приносящие плоды и семена называются цветковыми. Это самая распространенная группа растений. На нашей планете насчитывается 250 тыс. видов цветковых растений. К цветковым относятся всем хорошо знакомые яблоня, шиповник, пион и другие растения (9).

Не все растения образуют цветки. В природе имеется большое число растений, которые никогда не цветут. Это нецветковые растения. Например, у сосны сибирской (или кедра) никогда не бывает цветков. Вместо них образуются шишки с семенами ("кедровыми орешками"). К нецветковым растениям принадлежат также папоротники, мхи и другие растения (9).

Хотите знать ещё?

Какие растения называют высшими, а какие - низшими?

Все растения: цветковые и нецветковые, имеющие корни, листья и стебли называются высшими растениями (9). Высшие растения чаще всего обитают на суше. Но есть среди них и те, кото-рые обитают в воде (например, кувшинка, элодея).

Есть растения, у которых нет не только цветков и плодов но даже корней, стеблей и листьев. Это низшие растения (9). Они живут в соленой морской воде и в пресной воде рек и озер - это водоросли. Некоторые из них, например хламидомонада, хлорелла, настолько малы, что разглядеть их невооруженным глазом невозможно. Зато другие, такие как водоросль ламинария, вырастают до 60 м в длину.

Какие органы есть у цветковых растений?

Названия органов растений известны каждому с детства. Это корни, стебли, листья, цветки, плоды и семена (8). Но что же означает само слово орган? Орган (от греческого "органон" - орудие, инструмент) - это часть живого организма, приспособленная к выполнению определенной функции в его жизни.

Каждому органу в растении отведена своя роль. Например, корни способны поглощать воду и растворенные в ней минеральные соли, необходимые растению для его роста и развития. Корнями растение прикрепляется к земле. Стебель является проводником питательных веществ, к нему прикрепляются листья. В листьях на свету при участии воды, притекающей по жилкам и углекислого газа, поступающего из воздуха, образуется сахар и крахмал. Из листа в воздух выделяется кислород. Цветок служит для образования плодов и семян. Из семени, попавшего в землю, вырастает новое растение.

При помощи корня, листьев и стебля растение питается и растет, поэтому их называют органами роста или вегетативными органами (от латинского слова "вегетативус" - растущий). При помощи семян растения размножаются. Цветки и плоды в которых образуются семена называются органами размножения или генеративными органами (от латинского слова "генерацио" - поколение).

Что такое "побег" и "почка"?

Побегом называется стебель с расположенными на нем листьями и почками. Почки - зачатки будущих побегов. В каждой почке имеются зачаточные стебель и листья (1)(0). В этом можно убедиться на примере черемухи или тополя, у которых весной хорошо видно как раскрываются почки, давая начало новым побегам, позволяя растению ветвиться и разрастаться.

Заставить почки распуститься даже зимой можно поставив в воду ветки тополя, ивы, сирени и других растений (только сделать это нужно или в начале осени или во второй половине зимы). Прежде чем из почек начнет развиваться побег, они набухают. Затем чешуйки, одевающие почку, раздвигаются и начинает прорастать побег: маленький стебелек с крошечными листочками. Со временем стебель становиться все длиннее и длиннее, а листья достигают обычного размера.

Как устроен цветок?

Как разнообразны цветки растений и как непохожи они друг на друга. Но при всем внешнем различии все они имеют много сходства в строении (8).

Каждый цветок прикрепляется к стеблю растения тонким стебельком - цветоножкой. Все части цветка располагаются на цветоложе. В большинстве цветков имеется венчик и чашечка. Венчик состоит из нескольких ярких лепестков. Чашечка состоит из зеленых листочков - чашелистиков. Венчик и чашечка вместе образуют околоцветник. Он защищает внутренние части цветка от повреждений, и то же время привлекает к цветку насекомых-опылителей.

В цветке есть пестик и тычинки. Это главные части цветка, так как они участвуют в образовании плодов и семян.

Пестик состоит из рыльца, столбика и завязи. Рыльцем называется верхняя уплощенная часть пестика, столбиком - средняя часть, завязью - нижняя, расширенная часть. Из завязи образуется плод.
Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника. В пыльнике находится пыльца, обычно в виде желтого порошка.
Цветки на растении могут располагаться одиночно и группами. Цветки, которые расположены по одному на стебле, например, как у мака или у тюльпана, называются одиночными цветками. Группы цветков, которые собираются на растении вместе в определенном порядке, называются соцветиями. В соцветия собраны цветки черемухи, сирени, яблони.

Хотите знать ещё?

Почему цветок называют видоизмененным побегом?

Ученые считают, что цветки произошли от побегов древних растений. Листья этого побега видоизменились и превратились в различные части цветка: лепестки, тычинки, а его стебель превратился в цветоложе. Поэтому цветок и называют видоизмененным побегом.

То, что цветок является побегом, доказывает плавный переход одних частей цветка в другие.У купальницы азиатской ("огонька") трудно провести четкую границу между чашелистиками и лепестками (1)(0). Снаружи цветка у нее имеются обычные зеленые чашелистики, а внутри цветка - типичные оранжевые лепестки. Но зеленая окраска теряется постепенно и часто нельзя с уверенностью сказать, что перед нами, чашелистики или лепестки.
У кувшинки чисто белой (водяной лилии) тоже сложно провести границу между венчиком и тычинками (1)(0). В ее цветке есть промежуточные элементы между тычинками и лепестками.

Понятия:

Вопросы:

  1. Пользуясь рисунком (9), объясните, чем отличаются высшие растения от низших, цветковые - от нецветковых? Приведите примеры дикорастущих цветковых растений Горного Алтая.
  2. Какие растения называют цветковыми? Какие органы они имеют?
  3. Расскажите, какие органы растений называются вегетативными, а какие - генеративными?
  4. Пользуясь рисунком (8), расскажите, какие органы имеются у фиалки. Какие из них относятся к вегетативным, а какие - к репродуктивным?
  5. Почему почку называют зачаточным побегом?
  6. Используя рисунок (8) расскажите, из каких частей состоит цветок?
  7. Перечислите функции побега, которые вы уже знаете.
  8. Почему ученые считают, что цветок является укороченным побегом? Используя рисунок (1)(0) расскажите, как это можно доказать.
  9. К какой группе растений (высшие, низшие, цветковые, нецветковые) вы отнесете яблоню, тополь, сосну? Докажите свое мнение, используя рисунок (1)(0).

Задания:

  1. Перечертите к себе в тетрадь схему "Органы цветкового растения". Вместо знаков вопроса напишите названия органов.
  2. Составьте в тетради список известных вам овощных растений и укажите, какие органы этих растений человек употребляет в пищу.
  3. Попробуйте изготовить букет из сухих цветов. Для того, чтобы высушить растения, возьмите промытый песок, удалите все камешки и прокалите его на противне в духовке. Возьмите растение, выбранные вами для букета, поместите их в кульки из плотной бумаги и укрепите их в стеклянных банке как в подставках. После этого насыпьте в кульки теплый песок так, чтобы не повредить и сохранить форму растений. Кульки с растениями поставьте в сухое, теплое место на 8-12 дней. Затем песок осторожно ссыпьте (для этого кулек откройте снизу). После этого аккуратно извлеките высохшие, хрупкие, но совершенно не потерявшие своей яркой окраски и формы растения. Букет из таких цветов будет радовать вас всю зиму.

Проверьте себя!

  1. Каковы функции различных органов растения? Найдите ответ в правом столбике.
    Корень Поглощает воду и минеральные соли
    Лист Служит для образования плодов и семян
    Цветок Образует на свету сахар и крахмал
    Семя Проводит питательные вещества
    Стебель Способствует расселению растений, из него вырастает новое растение
  2. Перечертите себе в тетрадь кроссворды "Органы растения". В их клеточках продолжите начатое слово так, чтобы получилось название органа цветкового растения. Попробуйте сами составить такие кроссворды.
  3. В увлажненных местах леса можно встретить мужской папоротник, или щитовник, с крупными листьями. Почему на папоротнике никому не удавалось найти цветы и плоды?

Лабораторная работа "Органы цветковых растений"

  1. Рассмотрите цветковые растения
    1. Возьмите одно из предложенных учителем цветковых растений. Найдите его органы: корень, стебель, цветок, плод.
    2. Возьмите другое цветковое растение, найдите эти же органы.
  2. Сравните органы двух цветковых растений.
    1. Сравните корни двух растений. Какие общие черты вы заметили?
    2. Сравните стебли этих же растений. Найдите главный стебель и боковые. Что общего в их строении?
    3. Сравните листья растений. Как они отличаются по величине и по
      форме?
  3. Зарисуйте изученные вами растения, подпишите названия их органов.
  4. Ответьте на вопросы (письменно):
    1. Почему рассматриваемые вами растения называются цветковыми?
    2. В чем сходство в их строении, размножении, развитии?