Содержание

Вдовина Т.А.
(г.Горно-Алтайск)

АВАРИЙНЫЕ РАСКОПКИ НА МОГИЛЬНИКЕ НИЖНИЙ АЙРЫ-ТАШ

Могильник Нижний Айры-Таш был обнаружен в ходе разведочных работ в Шебалинском районе Республики Алтай археологической экспедицией Горно-Алтайского государственного университета под руководством В.И. Соёнова. По поручению Агентства по культурно-историческому наследию Республики Алтай экспедицией было произведено обследование линии проектируемой автодороги Белый Ануй - Барагаш. Зафиксированный могильник, расположен в 4,5 км к юго-западу от центра с.Барагаш Шебалинского района, на левобережье р.Барагаш, на 20 км автодороги Белый Ануй - Барагаш (рис.1). Географические координаты памятника по GPS-приемнику: N - 51°14´43,7´´; Е - 085°08´49,8´´. Высота 960 м над уровнем моря (по балтийской системе высот).

Могильник включает три визуально фиксируемых объекта, расположенных цепочкой с севера на юг (рис.2 - 1). Курганы первоначально были сильно задернованы и запаханы. Грунтовая дорога проходила прямо через могильник. В результате вскрышных работ при строительстве новой автодороги Белый Ануй - Барагаш насыпи двух из них получили значительные повреждения.

После получения данной информации, руководством АКИН были организованы аварийные раскопки. Археологической экспедицией Агентства по культурно-историческому наследию под руководством Т.А.Вдовиной были проведены раскопки двух курганов могильника Нижний Айры-Таш.

Курган №1. Находился непосредственно на линии строящейся автодороги (рис.2 - 1). При проведении дорожных работ, грейдером был снят дерн и гумусный слой, незначительная часть насыпи смещена. После зачистки, была выявлена каменная насыпь со свободным от камня пространством в центре заполненным землей. Диаметр насыпи 12 м. Внутреннее, свободное от камня пространство - подовальной формы в плане, размером 660х500х250 см ориентировано длинной осью по линии СЗ-ЮВ. Насыпь сложена преимущественно из окатанных речных валунов, изредка присутствует рваный камень. Величина камней средняя, по краям насыпи присутствуют крупные, плоские валуны. При зачистке, в южном секторе насыпи обнаружен небольшой фрагмент толстостенного, лепного сосуда без орнамента. Во внутреннем пространстве насыпи, на глубине 90 см было обнаружено могильное пятно подовальной формы в плане (рис.3). Размеры могильной ямы: 220х125х95 см. Длинной осью яма ориентирована по линии восток-запад. В северо-восточном и северо-западном секторе могильного пятна зафиксированы остатки деревянного перекрытия. Остатки лиственных (?) жердей лежали по линии С-Ю поперек могильной ямы. Всего при зачистке было зафиксировано древесных остатков от не менее чем пяти жердей шириной от 7 до 15 см, толщиной 2 - 4 см. Заполнение ямы - гумусированный грунт, в заполнении зафиксированы мелкие угольки и разрозненные мелкие кости скелета - фаланги, фрагменты ребер, по-видимому, вытащенные грызунами.

На глубине 190 см от современной дневной поверхности было обнаружено погребение. Костяк бы уложен на спину с вытянутыми вдоль тела руками и слегка подогнутыми в коленях ногами (рис.3). Головой, погребенный был ориентирован на запад. Череп слегка завалился набок, ребра сильно смещены грызунами, фаланги пальцев рук и ног отсутствуют, в целом сохранность костяка хорошая. Вдоль правого бока скелета присутствуют пятна ярко-красной подсыпки (охры). Больше всего охры сконцентрировано у правого плеча и от локтевого сустава до кисти руки. Дно ямы сохранило тонкий слой охры, под костями зафиксированы следы органической подстилки, окрашенной в ярко-красный цвет. Сопроводительный инвентарь отсутствует. Дно могильной ямы было округлым и имеет выход материкового рваного камня средних и мелких размеров.

Курган №2. Расположен в 35 м к югу от кургана №1 (рис.2 - 1). Насыпь кургана была практически полностью уничтожена грейдером. Сохранившиеся остатки, в виде разрозненных валунов, не позволяют реконструировать форму надмогильного сооружения. В ходе зачистки места предполагаемой насыпи, на глубине 67 см от современной дневной поверхности удалось обнаружить могильное пятно. Могильная яма размером 175х120х90 см, длинной осью была ориентирована по линии В-З. Заполнение ямы - гумусированный грунт. В заполнении были встречены разрозненные фаланги пальцев рук и ног. На глубине 110 см обнаружен костяк, ориентированный на запад. Погребенный был уложен на спину, ноги - подогнуты, руки - вытянуты вдоль тела (рис.2 - 3). Голова и шейный отдел позвоночника отсутствует. Остальные части скелета, за исключением фаланг, лежат в анатомическом порядке. Сохранность костей хорошая.

Возле правого локтевого сустава со стороны ребер зафиксированы остатки древесины. На дне могильной ямы присутствовал тонкий слой подсыпки из охры. Наиболее насыщенные охрой участки зафиксированы у левой стопы и правого локтевого сустава. У правой руки погребенного был обнаружен каменный топор из камня светло-зеленого цвета. Другого сопроводительного инвентаря в кургане №2 не обнаружено.

К сожалению, разрушенное надмогильное сооружение кургана №2, не позволяет нам сравнить его с кольцевидной насыпью кургана №1. Тем не менее, другие элементы погребального обряда: могильная яма подовальной формы, ориентировка погребенного головой на запад, положение костяка на спине с подогнутыми в коленях ногами, подсыпка из охры, практически полное отсутствие сопроводительного инвентаря - совпадают у обоих изученных погребений. Кольцевая кладка в несколько слоёв и остатки деревянного перекрытия могильной ямы у кургана №1, в сочетании с вышеуказанными признаками, позволяют нам отнести могильник Нижний Айры-Таш к афанасьевской культуре Горного Алтая (Цыб С.В., 1984)

В исследованных погребениях могильника Нижний Айры-Таш были взяты образцы дерева и костей для радиоуглеродного анализа. По костям погребения кургана №1 была получена калиброванная радиоуглеродная дата - 4828 лет (2879 л. до н.э.) (СОАН-5457), а по фрагментам деревянного перекрытия погребения этого кургана была получена дата 5212 - 5050 лет (3263 - 3101 л. до н.э.) (СОАН-5458). По костям погребения кургана №2, была получена некалиброванная радиоуглеродная дата 5565 - 5469 лет (3616 - 3520 л. до н.э.) (СОАН-5459). Дата кургана №2 близка к радиоуглеродной дате - 4720+25 лет (СОАН-1521), полученной по древесине перекрытия могильной ямы погребения №2 могильника Ело-I Онгудайского района (Орлова Л.А., 1995, с.209).

Погребение в кургане №1 могильника Нижний Айры-Таш было безинвентарным. В погребении кургана №2 единственным сопроводительным предметом является каменный шлифованный топор. Топор имеет вытянуто-трапецевидную форму (рис.2 - 2). Размеры: 12.5х1.5х12.5х6 см, наибольшая толщина 2 см. Имеет обоюдоострое, тщательно заполированное лезвие. Фасетки формирующих сколов на боковых частях и обушке снивелированы шлифовкой. На боковых гранях - следы продольной шлифовки. В ходе осмотра, также выяснилось, что в работе топор не использовался (трасологические определения Н.Ю. Кунгуровой). Каменный сверленый топор, в качестве сопроводительного инвентаря был обнаружен в кургане №1 афанасьевского могильника Пещеркин лог-1 (Деревянко А.П., Агаджанян А.К., Барышников Г.Ф., 1998, с.97).

Курган №2 могильника Нижний Айры-Таш примечателен еще и тем, что у погребенного отсутствует череп. Могила не имеет признаков ограбленности - все кости лежат в анатомическом порядке, по-видимому, голова покойного была отделена от тела до погребения. В Горном Алтае, погребение без черепа было обнаружено в ограде №3 афанасьевского могильника Нижний Тюмечин-I (Посредников В.А., Цыб С.В., 1992, с.5). Обезглавленные подростковые погребения зафиксированы на могильнике афанасьевской культуры Сальдяр (Ларин О.В., 1995, с.121). У афанасьевского населения, по гипотезе Э.Б. Вадецкой, существовал, так называемый “культ головы”. Отделение головы покойного от тела, имело большое значение. Череп являлся у многих народов эмблемой военной власти, трофеем, амулетом и предметом поклонения связанным с культом предков (Вадецкая Э.Б.,1980, с.104). Возможно, в нашем случае, положение погребенного в могилу без головы не случайно, тем более, если сравнить с вышеуказанным погребением на могильнике Нижний Тюмечин-I, то имеются некоторые общие моменты. Вместе с погребенным в ограде №3 могильника Нижний Тюмечин-I, наряду с другими предметами, присутствовал каменный шлифованный пест. Ритуальное назначение большинства каменных пестов-жезлов общеизвестно. В кургане №2 могильника Нижний Айры-Таш, в качестве сопроводительного инвентаря присутствует каменный топор. Он тщательно обработан, но не был использован в работе. Кроме того, миниатюрные размеры топора наталкивают на мысль о его ритуальном использовании. Некоторые исследователи полагают, что каменные шлифованные топоры могли нести не только сугубо утилитарное значение, но и ритуальную нагрузку (Цыб С.В. 1981, с.9). Быть, например, символом власти или выполнять ритуально-магические функции. Не случайным, по-видимому, является и положение ритуального предмета у правой руки погребенного. Этот элемент погребального обряда афанасьевской культуры зафиксирован на могильнике Бертек-33 (курган№1, №3, №4). Предметы из этих погребений: каменный жезл, деревянный посох (?), деревянный ковш с ручкой, были положены у правой руки погребенных. По мнению исследователей, эти предметы имели культовое значение (Деревянко А.П., Молодин В.И., Савинов Д.Г. 1994, с.133).

Полученные радиоуглеродные даты из погребений могильника Нижний Айры-Таш, в сочетании с такими элементами погребального обряда, как положение погребенного, наличие подсыпки из охры, деревянное перекрытие могильной ямы и т.д., позволяют нам отнести его к раннему этапу существования афанасьевской культуры на Алтае (Цыб С.В. 1980, с.38-51). К сожалению, разрушенное надмогильное сооружение кургана №2 не позволяет нам в полной мере сопоставить элементы погребального обряда двух исследованных погребений друг с другом и с уже известными могильниками. Тем не менее, полученный материал вносит новые данные в изучение афанасьевской культуры в Горном Алтае. Могильник Нижний Айры-Таш является перспективным для дальнейшего изучения.

Литература

  1. Вадецкая Э.Б. О культе головы по древним погребениям Минусинских степей // Духовная культура народов Сибири. - Томск, 1980. - С.104-118
  2. Деревянко А.П., Молодин В.И., Савинов Д.Г. Древние культуры Бертекской долины (Горный Алтай, плоскогорье Укок). - Новосибирск, 1994, - 224 с.
  3. Деревянко А.П., Агаджанян А.К., Барышников Г.Ф. Археология, геология и палеогеография плейстоцена и голоцена Горного Алтая. - Новосибирск, 1998. - 176 с.
  4. Ларин О.В. Некоторые итоги исследований на могильнике афанасьевской культуры Сальдяр // Алтай и тюрко-монгольский мир. - Горно-Алтайск, 1995. - С.120-123
  5. Орлова Л.А. Радиоуглеродное датирование археологических памятников Сибири и Дальнего Востока // Методы естественных наук в археологических реконструкциях. - Новосибирск, 1995. - Ч.II. - С.207-233
  6. Посредников В.А., Цыб С.В. Афанасьевский могильник Нижний Тюмечин-I // Вопросы археологии Алтая и Западной Сибири эпохи металла. - Барнаул, 1992. - С.4-10
  7. Цыб С.В. Ранняя группа афанасьевских памятников и вопрос о происхождении афанасьевской культуры // Древняя история Алтая. - Барнаул, 1980. - С.38-51
  8. Цыб С.В. Каменные “боевые” топоры Западной Сибири // Военное дело древних племен Сибири и Центральной Азии. - Новосибирск, 1981. - С.6-13
  9. Цыб С.В. Афанасьевская культура Алтая. Автореф. дис. : канд.ист.наук. - Кемерово, 1984. - 19 с.

Список иллюстраций к статье Вдовиной Т.А.

Рис.1 Местонахождение могильника Нижний Айры-Таш.

Рис.2 Могильник Нижний Айры-Таш. 1 - глазомерный план могильника; 2 - каменный топор из кургана №2; 3 - погребение кургана №2.

Рис.3 Могильник Нижний Айры-Таш. Курган №1. План насыпи, разрез по линии А-Б, план погребения.